Конспект урока по предмету "СБО" по теме: "Приготовление третьих блюд. Кисель, компот из свежих ягод", 7 класс.
план-конспект урока (7 класс)

Ваколюк Ирина Павловна

Кисели и компоты обеспечивают организм человека жизненно важными веществами, несут в себе все самые полезные свойства целебных трав, овощей и фруктов.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kompot.ppt2.52 МБ
Microsoft Office document icon ur._7kl.doc94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок СБО в 7 классе Подготовила учитель социально-бытовой ориентировки Ваколюк И.П.

Слайд 2

Вспомним - Вторые блюда Узнаем - Как готовить компот и кисель Будем учиться- Готовить сладкие напитки.

Слайд 3

Тема урока: Приготовление третьих блюд. Кисель и компот из ягод.

Слайд 4

Повесть временных лет Компоты стали широко распространены в России в XVIII веке. Кисель на Руси славится издавна, овсяный кисель спас в X веке город Белгород от печенегов.

Слайд 6

Фруктовые и ягодные сладкие кисели появились у нас сравнительно недавно, в начале XIX в., вслед за распространением картофеля и началом производства крахмала.

Слайд 7

Игра- Угадай Вот малинка сладенькая, Вот черника гладенькая, Вот брусника кисленькая, Вот ежевика синенькая, Желтенькая морошка, И голубики немножко. Угадай ты их дружок, лишь положишь их в роток.

Слайд 8

Игра- Соберем ягоду.

Слайд 9

Клюква – 250г Сахар – 8 ст.л. Вода – 7 стаканов Крахмал – 3 ст.л. Состав продуктов КОМПОТ КИСЕЛЬ Сахар - 8 ст.л. Клюква – 250г Вода 7стаканов Мука- 2 ст.л. Сода- 1 ст.л.

Слайд 10

Составление технологической карты Решить примеры. В соответствии с ответом примера выбрать карточку. Поставить в нужном порядке .

Слайд 11

Техника безопасности При работе с горячей посудой и жидкостью Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливая до края. Когда жидкость закипит уменьшите нагрев. Снимать горячую посуду с плиты прихватками. При работе с электроплитой. Включать и выключать электроприбор сухими руками. Перед включением проверь шнур.

Слайд 12

Практическая работа



Предварительный просмотр:

Школа: Коррекционная школа VIII вид.

Предмет: Социально-бытовая ориентировка

Учитель: Ваколюк Ирина Павловна, Учитель СБО, 2 категория

Класс: 7

Тема: Приготовление третьих блюд. Кисель, компот из свежих ягод.

Цели:

Образовательные - научить составлять технологическую карту приготовления 3-их блюд, познакомить с правилами приготовления киселя.

Развивающие – развивать восприятие, внимание, память через теоретическую и практическую работу, корригировать недостатки произвольного поведения и самоконтроля через развитие умение свободно общаться друг с другом, терпеливо слушать других.

Воспитательные - расширять социально-бытовые навыки, формировать готовность к самообслуживанию

  План урока на доске

1.Повт. материала.

2.Изучение нов.мат.

- история напитков

- игры

- составление тех.к.

3. Практич. работа.  

       

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, я рада вас всех видеть на уроке. Проверти свое рабочее место. (Слайд № 2) Сегодня на уроке мы с вами:

Вспомним – Вторые блюда.

Узнаем – Как готовить компот и кисель.

Будем учиться- Готовить сладкие напитки.

Сейчас идет последний месяц осени.

- Какой сезон года наступит потом?

-В каком месяце?

-  В какой период года мы с вами чаще простужаемся, температурим? 

 - Почему?

                                               

 Кисели и компоты обеспечивают организм человека жизненно важными веществами, несут в себе все самые полезные свойства целебных трав, овощей и фруктов.  Неправильная  варка может снизить витаминную ценность напитков, но вы сегодня научитесь правильно готовить эти блюда и тот, кто сегодня на всех этапах урока будет работать отлично, будет внимательным, активным не только получит оценку «5», но и сможет сам приготовить компот и кисель дома для мамы, бабушки и т.д.  Я желаю, Вам всем сегодня  научится правильно и вкусно готовить эти напитки и в ближайшие выходные порадовать своих родных своими кулинарными способностями.

Отвечаем  полными ответами, стоя, оценки фиксируем в таблице.

Ответ учащихся - зима.

- Зима наступит в декабре месяце.

- Мы чаще простужаемся осень- зима.

-В это время года каждый человек испытывает дефицит в витаминах .

 Сейчас проверим у кого память лучше.

- Как называлось блюдо, которое изучали на прошлом уроке?

Ответ.

2. Повторение пройденного материала.

Я раздам карточки с заданиями, и проверим, насколько хорошо вы усвоили тему прошлого урока. У всех задания разные. Оценивать будете друг друга.

- словарная работа

 к…ртофель, м…рковь, г..рнир, пр…хватка.

Составить предложение  с одним из слов.

Взаимопроверка. Оценивание

- задание по карточкам.

«Восстанови шифр приготовления картофельных котлет»

В - Овощи помыть, почистить.

К- Пожарить помидоры.

О - Выпекать на раскаленной сковороде.

Б- Добавить сахар.

Е - Лук нарезать мелко, овощи натереть на крупной терке.

Н – Все перемешать.

Р – Добавить яйца, муку, соль, перец.

Взаимопроверка. Оценивание

- задание на доске Работа в паре.

Выбрать продукты для приготовления картофельных котлет.

- растительное масло            - яйца

- варенье                                - макароны                        

- картофель

- лук

- соль

- мука

Оценивание.

Рецепт, какого блюда мы повторили?

Из каких продуктов можно еще приготовить котлеты?

- из мяса – мясные

- из рыбы - рыбные

- из кабачка – овощные

К какому блюду относятся картофельные котлеты?

А какие первые блюда вы уже умеете готовить?

Мы теперь с вами знаем,  как приготовить 1-ое, 2-ое блюдо. А какого блюда не хватает? 

К третьим блюдам относятся напитки.

Какие напитки вы знаете? (чай, компот, морс…)

Учащиеся берут свои задания

Работа учащихся у доски, с озвучиванием ответа.

- Мы повторили блюдо - картофельные котлеты.

- картофельные котлеты относятся ко вторым блюдам.

- Мы умеем готовить борщ.

3. Изучение новой темы.

Слайд № 3

Наша тема урока «Приготовление 3-их блюд.  Кисель и компот из ягод»

Сегодня на 2уроке мы с вами будем готовить компот и кисель. А в конце 1 урока вы сами сможете ответить на вопрос:

 -Чем эти напитки  отличаются?

Компоты и кисели — сладкие блюда, которые подают к обеду на третье.

- У вас часто варят компоты, кисели мамы?

- А как думаете, а бабушки умеют готовить?

- А мама вашей бабушки?

Сейчас мы закрепим связь с математикой. Я вам дам подсказку, а вы прочитаете,  в каком веке появились компоты.( XVIII)

Компоты стали широко распространены в России в XVIII веке. До этого они были тоже известны.

- А мы с вами живем, в каком веке?

- Так сколько лет назад это было?

Слайд № 4

Кисель на Руси славится издавна: летописец Нестор в «Повести временных лет» поведал нам историю, как овсяный кисель спас город Белгород.

Когда печенеги осадили его, жители терпели страшный голод и решили уже было сдаться врагам, да старец один надоумил сварить из последних остатков овса и меда кисель и опустить его в колодец. На глазах печенежских парламентеров белгородцы черпали кисель из колодца и ели. Увидя это, печенеги сказали: «Этот народ не победить – их сама земля кормит», - сняли осаду, и ушли.

 Конечно, надо иметь в виду, что кисели в те далекие времена были совсем не те, к которым мы привыкли сегодня, и готовили их из овса, ржи, пшеницы, гороха. Чтобы сварить такой кисель, требовалось не несколько минут, а несколько дней. До сих пор в названии московских Кисельных переулков сохранилась память о том, что здесь раньше жили мастера - кисельники.

Фруктовые и ягодные сладкие кисели появились у нас сравнительно недавно, в начале XIX в., благодаря человеку портрет, которого вы видите, на слайде. Слайд № 6

- Кто?

- Почему?

Компоты и кисели можно приготовить из различных фруктов и ягод, свежих, сухих и свежемороженых.

- Поднимите руку у кого есть сад?

- Какие ягоды растут?

- Какие ягоды больше любите вы?

- Где кроме сада еще могут расти ягоды?

- Как называются ягоды, выращенные в саду? В лесу?

Сейчас мы поиграем и отдохнем.

Слайд № 7

Игра «Угадай»

Ход игры: с закрытыми глазами определить по вкусу замороженную ягоду. Кто правильно угадает, будет лучшим знатоком ягод.

Запись темы в тетрадь.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Печенеги - это тюркский степной народ.

Сообщение ученика.

Ответы учащихся.

- На слайде изображен портре Петра 1

- Он весь картофель в страну, который нужен для изготовления крахмала.

Ответы учащихся.

 Слайд № 8

Игра «Соберем ягоду» 

Группа делится на две команды. Ход игры: сложить разрезную картинку с изображением частей ягоды. Назвать ее и определить, это ягода лесная или садовая. Ваша задача собрать быстро, и правильно.

Музыка.

Рефлексия.

-Как будет называться компот из клубники?

Ответы.

- А мы будем готовить из клюквы. Кисель из клюквы- …

Клюква- это природная кладовая аскорбиновой кислоты и ацетилсалициловой кислоты. Да-да, клюква содержит свой родной аспирин, поэтому, если ребенок простудился, гриппует, температурит, лучший напиток - морс или кисель из клюквы.

Ответы учащихся.

Сейчас мы с вами определим, какие продукты надо для киселя и компота из клюквы.

Работа со слайдом. Слайд № 9

Используя опорные слова на слайде определите, какие продукты надо для киселя и компота.

Запись в таблицу.

Компот

Кисель

  1. клюква– 250 грамм
  2. сахар – 8 столовых ложек
  3. вода – 7 стаканов

  1. клюква– 250 грамм
  2. сахар – 8 столовых ложек
  3. вода – 7 стаканов
  4. крахмал -3 столовых ложки

- Посмотрите на продукты и найдите, чем отличаются эти напитки? (крахмал).

У кого хорошая память мне ответит: «Из чего делают крахмал?»

-А кто из вас знает, как добавлять его в напитки?

Сейчас проведем с вами опыт: для этого мы возьмем 2 стакана с горячей водой, один ученик будет всыпать сухой крахмал, другой разведенный. А мы потом проанализируем результат.

Опыт

- В каком стакане меньше комочков?

Вывод: Чтобы кисель был однородным, крахмал надо вливать в кипящий сироп разведенным.

-Что сейчас узнали нового для вас?

Ответ. Из каких продуктов готовят кисель, компот.

- Кто нибудь сам готовил эти напитки? Что еще надо знать?

Ответ. Способ приготовления.

Музыка

Запись в тетрадь.

Ответы учащихся

Чтобы узнать способ приготовления одного из напитков нужно выполнить цифровое задание по плану. Слайд № 10

1. Решить примеры.

2. В соответствии с ответом примера выбрать карточку.

3. Поставить в нужном порядке.

Кто справится самостоятельно и правильно получат отметку -5.

Способ приготовления

1. Вскипятить воду в кастрюле.

2.Клюкву перебрать, помыть.

3.Положить в кипящую воду, закипятить.

4. Добавить сахар.

5. Кипятить 10 мин.

6. Остудить.

Способ приготовления

1. Вскипятить воду в кастрюле.

2. Клюкву перебрать, помыть.

3. Положить в кипящую воду, закипятить, процедить.

4. Развести в теплой воде   крахмал.

5.Добавить сахар, разведенный крахмал и закипятить.

6. Остудить.

Оценивание.

 -На приготовление,  какого напитка надо больше времени?

-Что готовить труднее?

- Чем отличается приготовление киселя? Какое действие добавляется?

(процеживание)

- Когда вам в школе будут давать кисель, задумайтесь, сколько трудились наши повара, но сегодня это будете делать вы.

В какой зоне класса будет проходить практическая работа?

Ответы.

Что нам необходимо вспомнить при работе с плитой и кипятком?

Ответы. Т.Б. Слайд № 11

Выполнение задания

Читают в полголоса, вслух.

Рефлексия.

Кто может дать полный ответ на вопрос «Как приготовить компот? Кисель?»

Ответы.

Подведение итогов 1-го урока.

4. Практическая работа. Слайд № 12

Используя технологическую карту, одна команда готовит - компот, другая кисель.

Дегустация.

Оценивание.

Рефлексия. Из чего можно приготовить 3-е блюдо? Убрать лишнее: йогурт, фрукты, ягоды, овощи.

Как называется напиток, в который добавлен крахмал?

Какой напиток вы приготовили бы дома? Почему?

Подведение итогов.

Полученная цифра

Этапы приготовления

Полученная цифра

Этапы приготовления

2

Добавить сахар.

25

Развести в теплой воде   крахмал.

5

Клюкву перебрать, хорошо помыть.

200

Клюкву перебрать, хорошо помыть.

36

Остудить и разлить в кружки.

15

Вскипятить воду в кастрюле.

3

 Положить в кипящую воду

40

Положить в кипящую воду, закипятить, процедить.

10

Вскипятить в кастрюле воду.

32

Добавить сахар, разведенный крахмал и закипятить.

100

Кипятить 10 мин.

6

Готовый кисель разлить в кружки и остудить.

№1

110-100=

№ 2

25: 5 =

№ 3

9 : 3 =

№ 4

5-3=

№ 5

50+50=

№ 6

6х 6=

Компот                                                                          

№1

45- 30=

№ 2

20 х 10  =

№ 3

60 - 20 =

№ 4

5 х 5 =

№ 5

30+ 2=

№ 6

10-4 =

Кисель

Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.    
Земляника

 Низок да колюч,
Сладок, не пахуч,
Ягоды сорвёшь —
Всю руку обдерёшь.  
Крыжовник

 Я красна и кисла,
На болоте росла.  

Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
Клюква

 Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, пчёлы и медведи.
Малина

Две сестры летом зелены:
 К осени одна краснеет,
А другая - вся чернеет.      
Смородина 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Второй и третий законы Ньютона с применением модульной технологии", физика, 9 класс

Конспект урока по теме "Второй и третий законы Ньютона с применением модульной технологии", физика, 9 класс, по учебнику А.В. Перышкина...

Презентация по теме: Приготовление холодных овощных блюд.

Данную презентацию можно использовать  на уроках технологии в 5 классе в разделе: Кулинария.Технология приготовления пищи....

План-конспект урока по кулинарии "Каша-традиционное русское блюдо"

Лабораторно-практическая работа.6 класс (девочки)...

План- конспект урока технологии по теме "ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД ИЗ ВАРЕНЫХ ОВОЩЕЙ. ТЕПЛОВАЯ ОБРАБОТКА ОВОЩЕЙ"

Разработка предназначена для учителей работающих по программе Н.И. Симоненко, с учащимися 5 класса....

Методическая разработка урока самообслуживания на тему «Приготовление салата из свежих овощей» (8 класс)

Методическая разработка содержит подробное описание цели, задач и структуры урока-практикума по теме "Приготовление салата из свежих овощей". Конспект отражает приемы обучения детей с умеренной и тяже...

Конспект урока английского языка по теме "Заказ блюд в ресторане" УМК Spotlight 5

Разработка урока английского языка для учащихся 5 класса...

Методическая разработка Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему "Лесные ягоды"

Урок направлен на знакомство с такими лесными ягодами как черника, брусника, клюква, с характерными внешними особенностями каждого вида ягод, вкуса, особенностями произрастания....