«Выявление причин перегрузок у детей»
методическая разработка по теме

Старцева Анна Владимировна

Данный материал можно использовать для выступлений на родительских собраниях и  на методических обЪединениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyyavlenie_prichin_pergruzok_u_detey.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на школьном методическом объединении

по теме:

«Выявление причин

перегрузок у детей»

Учитель: Старцева Анна Владимировна

МАОУ Гимназия №6 г. Тихорецка

2012 год

Предупреждение психологических перегрузок детей раннего возраста.

Понятие психологическая перегрузка чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза».  Предусмотреть все источники опасности психологического здоровья,  довольно сложно. Однако можно обозначить основные направления поиска причин психологических перегрузок с целью выработки системы упреждающих мер, как части оздоровительной программы.

Головная боль у детей

Головная боль - синоним усталости, перенапряжения, реакции на изменения погоды. Чаще всего на головную боль жалуются взрослые. Однако современные исследования показывают - даже трехлетний карапуз может испытывать настоящие приступы мигрени. Часто взрослые думают, что у ребенка не может болеть голова, но это глубокое заблуждение. Головные боли тяжело переносятся детьми; сказываются на их настроении, поведении, работоспособности, учебе и дальнейшей профессиональной ориентации. Своевременное определение типа и генеза головной боли и проведение соответствующей терапии предупреждает перерастание возникшей в детском возрасте головной боли в хроническую форму.

В течение первого года школьного обучения у 39 % детей бывают регулярные головные боли. В дальнейшем, по мере возрастания учебных нагрузок, эта цифра увеличивается. К сожалению, и малыши страдают от боли в голове. Жалобы их могут быть весьма разнообразны, что значительно затрудняет диагностику и лечение. Дети жалуются на нарушения зрения, тошноту, внезапно возникающие и проходящие боли в животе и очень редко на собственно головные боли, поэтому врачу трудно поставить диагноз: мигрень.

Какие же наиболее частые причины возникновения головных болей у детей? Были проведены многочисленные опросы самих детей и выявлено следующее:

  • поездка в автомобиле вызывает головную боль у 42%;
  • малый или, наоборот, слишком долгий сон у 40%;
  • длительный просмотр телевизора или игра за компьютером у 40%;
  • стресс и неудачи в семье или школе у 40%;
  • резкая перемена погоды у 39%;
  • страх перед контрольными или плохой отметкой и т.д. у 30%;
  • разочарования, несбывшиеся мечты и надежды у 30%;
  • занятия спортом у 28%;
  • нерегулярное питание или просто пропущенный обед у 15%;
  • непереносимость некоторых продуктов, например, сыра, шоколада, молока и т.д. у 5%.

Крайне редко у детей наблюдается невралгическая боль имеющая пароксизмальный характер определенную зону локализации и иррадиации болей. Болевые пароксизмы описываются как острая, жгучая или режущая боль с локализацией в области лица. Острая головная боль у детей является в первую очередь одним из основных симптомов острых нейроинфекционных заболеваний, а также пароксизмальных состояний, в то время как хроническая головная боль является частым проявлением вегетодистонии, неврозов.

Боли в области сердца встречаются обычно у детей в возрасте 11-14 лет и бывают, как правило, спорадическими, кратковременными и связаны с физической или эмоциональной нагрузкой, утомлением. Большинство больных возбудимы, раздражительны, эмоционально лабильны.

Итак, если ваш ребенок жалуется на регулярно возникающие головные боли, попробуйте для начала завести так называемый "дневник". Туда надо заносить все причины и ситуации, вызывающие головные боли. С его помощью в дальнейшем можно будет поступить так, чтобы боль не возникла. В чем причина боли - ребенок мало двигается и много сидит за компьютером, или он вместо обеда идет играть в теннис? Установив истинную причину, вы сможете бороться (я не имею в виду прием обезболивающих средств) и победить боль. Разумеется, в союзе с врачом (возможно, у вашего ребенка близорукость - и голова болит именно из-за этого). В настоящее время науке известно около 165 видов головной боли. Но чаще всего у детей встречаются два ее вида:

При МИГРЕНИ приступы головной боли могут длиться от двух часов до двух дней. Боль с одной стороны головы, пульсирующая, очень сильная, практически лишает ребенка способности нормально себя вести, то есть "бегать, прыгать, веселиться". Иногда возникает тошнота (рвота), боли в животе, резкое "невосприятие" яркого света и запахов. Дети могут жаловаться на нарушения зрения, беспричинный страх, а иногда и нарушения чувствительности в руках и ногах.

ГОЛОВНЫЕ БОЛИ НАПРЯЖЕНИЯ возникают эпизодически и длятся от получаса до недели. Головная боль двусторонняя, постоянная, но не влияет на двигательную активность ребенка. Никакой рвоты, тошноты и прочего.

Ученые много спорят о причинах головных болей у детей, сходясь лишь в том, что психические и физические перегрузки являются основной причиной их возникновения. Некоторые диетологи успешно практикуют лечение детских головных болей полным исключением продуктов, содержащих искусственные добавки, консерванты и красители. Они также считают, что молоко является для большинства детей слишком "тяжелым" продуктом. Хотя речь здесь идет не о свежем молоке "из-под коровы", а о нашем, консервированном и упакованном. Исключая из питания детей такое молоко, промышленно приготовленный творог, а также напитки из молока и какао, они заменяют их на йогурт без добавок и сливочное масло. Результаты их лечения впечатляют.

Никто не знает почему, но некоторым детям вместо таблеток помогают шоколад, сахар или что-нибудь вкусненькое - сладкое. Поэтому не забудьте занести в свой "дневник", что именно и когда помогло. Возможно, включая в рацион ребенка именно это блюдо, вам удастся избежать появления болей.

Отдельно хочется сказать о приеме лекарств. Обезболивающие средства - это ведь только одна сторона медали. К лекарствам привыкают. Они притупляют боль, но не воздействуют на причину возникновения боли - это уже в вашей власти. Надо спланировать день ребенка так, чтобы у него было свободное время для отдыха (игра на компьютере не в счет), а также чтобы физические и психические нагрузки не превышали его возможностей. Забудьте свои амбиции по поводу математических олимпиад и чемпионата по каратэ - здоровье ребенка дороже! Во время приступа боли будьте, по возможности, рядом с малышом. Говорите, как вы восхищены его мужеством, с которым он переносит боль. При этом, однако, нельзя допускать, чтобы ребенок из-за этих головных болей превратился в домашнее божество и шантажировал вас. Ну и сами подавайте исключительно положительный пример - если голова болит, не бегите к аптечке за обезболивающими. Возможно, и вам и вашему ребенку вместо лекарств нужен покой, забота и много-много любви.

Таким образом, чаще всего детские головные боли не требуют особого лечения и вызываются бытовыми факторами. Но бывают случаи, требующие особого внимания как родителей, так и врачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выявление причин отклонений в поведении учащихся". Обобщение опыта работы социального педагога.

Положительный результат в работе по выявлению причин отклонений в поведении учащихся во многом зависит от степени согласованности целей и способов деятельности между всеми участниками учебно-воспитате...

Выявление причин и условий совершения учащимися преступлений и правонарушений

В статье анализируются причины и условия совершения учащимися правонарушений на основании проведенного в гимназии анкетирования....

Тема: Анализ и обработка материалов о погоде своего края Цель: Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения.

Практическая работа ученика 6 «В» классаСредней школы №1___________________________________ Практическая работа №5     Дата____________...

Рекомендации по выявлению причин неуспеваемости и оказанию помощи неуспевающим школьникам.

Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся.1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в ре...

Выявление причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде

В статье приводится анкета по выявлению причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде....

Практическая работа № 2 «Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий»

Практическая работа № 2 «Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий» по географии материков и океанов (7 класс)...

«Выявление причин отличий погодных условий в Дудинке и Норильске» Победитель муниципальной научно-практической конференции

Мы живем на Крайнем Севере в   суровых климатических условиях. Населенных пунктов очень мало. Ближайший к нам - г. Норильск с аэропортом Алыкель. Часто бывает, что в Дудинке погода хорошая, ...