Мониторинг знаний
методическая разработка по теме

Тормышева Светлана Николаевна

Мониторинг предназначен для проверки знаний детей с умеренной умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ

Мониторинг разработан группой учителей специальной (коррекционной) школы №565 Кировского района Санкт-Петербурга.

Авторы:

Тормышева С.Н.

Лебедева Н.В.

Нетребо Е.В.

Михайлова О.Е.

Тугунова Г.Е.

Мониторинг разработан с целью выявления знаний у детей с умеренной умственной отсталостью. Дети обучались по программе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой.

МОНИТОРИНГ

по предмету «Альтернативное чтение»

Умение,

навык

Содержание диагностического задания

1.Предложение.

Слушание простых предложений в речи учителя. Совместное с учителем воспроизведение действия, описанного в предложении.

Показ действий.

Дидактические игры:

Одеваем куклу.

Обезьянка.

Зеркало.
Как бежала мышка?

2.Выполнение действий учителем. Составление предложений детьми о производимых действиях.

Действия с игрушками.

Кормим куклу. Купаем куклу. Кукла ложится спать

Предлагается выполнить действия и ответить на вопросы:

-Что ты делал?

-Я кормил куклу. И т.д.

3.Определение количества слов в предложении (2-3 слова).

Определение количества слов с помощью хлопков.

Графическое изображение предложения при помощи цветных полосок.

4.Слово.

Повторение слов за учителем.

Умение отвечать односложно на вопрос учителя.

Плавное, послоговое проговаривание слов в сопровождении с ритмическими движениями: хлопками, шагами и др.

Работа с картиной.

«Сад». Что увидел в саду? (деревья, груши, яблоки, сливы и т.д.)

«Лес». Что увидел в лесу? (ели, сосны, ягоды, грибы и т.д.).

5.Выделение заданного слова в ряду других слов.

Выделение слов, относящихся к группам: овощи, фрукты ;посуда, мебель, птицы, животные и т.д.

Выделение заданного слова при помощи хлопков и сигнальных карточек.

Игра: «Убери лишнее», «Отгадай слово».

6.Звук.

Соотнесение звука с его источником.

Характеристика звука по силе звучания (тихо-громко).

Определение направления звука.

Различение речевых звуков и звуков окружающей действительности.

Дифференциация музыкальных игрушек по звучанию.

Движение на звук.

Имитация звуков окружающей действительности: животных, треска мотора, шума воды и т.д.

Игра: Кто тебя позвал?

7.Различение заданного звука в словах в разных позициях.

Подбор слов с заданным звуком.

Дидактическая игра: «Наши ушки на макушке». Выделение слов с заданным звуком из ряда других слов.

8.Обозначение звука соответствующей буквой.

Фиксация буквой начального звука в слове с опорой на предметную картинку.

Выделение заданной буквы в кассе, в зашумленном графическом материале. Дополнение недостающего элемента буквы.

9.Образование и чтение слогов в порядке прохождения букв.

Открытые слоги.

Закрытые слоги.

Составление заданных слогов из букв разрезной азбуки. Анализ.

Хоровое  и индивидуальное чтение.

10.Составление и чтение слов.

Соотнесение слова с картинкой.

Составление слов из заданных слогов с опорой на картинку. Дополнение слога до слова одним из двух предложенных слогов с опорой на картинку. Чтение слоговой таблицы.

11.Послоговое  чтение предложений из двух – трех слов.

Чтение предложений из учебника «Азбука». Подбор иллюстрации к предложению. Анализ слов.

МОНИТОРИНГ

 по предмету «Развитие речи  и окружающий мир»

ЗУН

Содержание диагностического задания

1.Представление о себе.

Кто изображён на фотографии? (я, дети, учитель)

Как зовут тебя?

Как зовут учителя (воспитателя)?

 Как зовут детей?

Назови и покажи части тела; части лица (голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть, подбородок, нос и т. д.)

Назови, что делает ребёнок? (радуется, смеётся, плачет, грустит, играет.


2.Школьные принадлежнос-

ти.

Назови и покажи на картинке (на предметах) школьные принадлежности.

Для чего нужна ручка. тетрадь, книга, пенал (расскажи или покажи)?

Узнай школьные принадлежности по описанию.

Разложи картинки и назови одним словом (игрушки и школьные принадлежности).

3.Времена года и их признаки.

Какое время года изображено на картинке?

Почему ты так думаешь?

Назови времена года.

Что наступает после осени; лета; зимы; весны?

Расставь картинки по порядку?

Назови признаки времён года (используются пиктограммы).

Назови природные явления (ветер, дождь, снег).

Когда идёт снег; дождь?

Назови летние (зимние, осенние, весенние) месяца.

4. Выбор одеж-

ды в зависимос- ти от времени года.

Какую одежду нужно носить зимой; летом; осенью; весной? (Расскажи и покажи на картинке).

Если идёт дождь, какую одежду нужно одеть?

Если на улице жарко? мороз?

5.Знания о людях разных профессий.

 Какие профессии ты знаешь?

Рассмотри картинки и назови профессию.

Кто лечит? учит? строит? готовит обед? (назови и          покажи картинку).

Разложи нужные карточки напротив иллюстрации с изображением людей и разных профессий.

Где работает повар (врач, учитель, шофёр,  строитель)  разложи картинки  и назови.

6.Домашние животные.

Назови и покажи домашних животных.

Почему их называют домашними?

Как ухаживать за домашними животными?

Узнай животного по звукам.

Что человек получает от коровы?

Что делает собака?

7.Дикие животные.

Почему эти животных называют дикими?

Где они живут?

Что такое зоопарк? (Найди иллюстрацию с изображением зоопарка.)

Кто живёт в зоопарке? (Назови и покажи на картинке).

Покажи белого медведя. Где он живёт?

Разложи картинки и объясни (дикие и домашние животные).

8.Птицы.        

       -  Назови и покажи каких ты знаешь птиц.

Чем отличаются птицы от зверей?

Какие птицы улетают на юг? (Найди  на картинке и назови.)

Какие птицы остаются зимовать?

Как помочь птицам зимой?

Назови и покажи  на картинках домашних птиц.

9.Сезонные изменения в живой природе.

Посмотри на картину, покажи дерево, покажи куст.

Что происходит с деревьями  осенью?

Что происходит с растениями весной?

Какие ты знаешь первые весенние цветы? (Покажи их на картинке).

Почему нельзя рвать цветы и ломать деревья?

10.Условия роста растений.

В «сад» (на картинку с изображением сада) помести карточку с фруктами и назови их, в «огород»  - карточки с овощами.

Где растут фрукты?

Где растут овощи?

Что нужно для того, чтобы выросли овощи?

МОНИТОРИНГ

 по предмету «Математические представления и конструирование»

ЗУН

Содержание диагностического задания

1.Различие предметов по размеру.

-Покажи большую пирамидку.

-Покажи маленькую пирамидку.

-Возьми большой кубик.

-Возьми маленький кубик.

2.Различие предметов по длине.

-Покажи длинную полоску.

-Покажи короткую полоску.

3.Ориентировка на тетрадном листе.

-Положи квадрат на середину листа.

-Положи квадрат сверху листа.

-Положи квадрат внизу листа.

4.Рисование бордюров.

-Рисование бордюро по обводке.

-Составление бордюров по образцуиз геометрических фигур.

5.Основные цвета.

Цветные карандаши рассыпаны.

-Дай красный карандаш, синий, зелёный, жёлтый.

6.Геометричес-

кие фигуры.

-Назови или покажи круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (по программе).

-Найди и назови лишний предмет (круг, круг, квадрат, круг).

7.Конструирова-

ние.

-Построй из 3-х кубиков дорожку, домик (из 5-ти, из 7-ми).

-Собери пирамиду (5-ть колец, 7-ть колец).

-Построй дом из деталей конструктора.

8.Понятия много-мало, один.

Рассмотри картинки (корзинки с грибами).

-В какой корзине много грибов?

- В какой корзине мало грибов?

-Положи в корзину один гриб.

9.Счёт до 10.

-Посчитай до …..(по программе).

-Посчитай предметы и покажи цифру.

-Положи 1 (2,3.....10) предметов и сосчитай.

10.Знаки >, <, =.

Рассмотри катринку.

-Каких предметов больше? (Покажи или назови).

-Каких предметов меньше? (Покажи или назови).

Поставь знаки: >, <, =.

1...2         3...2           2...2

11.Решение примеров.

Реши примеры (можно использовать счётный материал).

2+1=         3-1=     3+2=     5-4=

12.Работа с калькулятором.

Реши примеры используя калькулятор.

13+4=         25-7=      38+3=

13.Временные понятия (день, ночь, дни недели)

Рассмотри картинки, выбери:

-Где день? Почему ты выбрал эту картинку?

-Где ночь? Почему ты выбрал эту картинку?

-Какие ты знаешь дни недели?

-Попробуй их назвать по порядку.

14.Построения с помощью линейки.

-Проведи по линейке прямую линию.

Соедини по линейке точки: 

15. Письмо цифр.

-Рука в руке.

-По обводке.

-По опорным точкам.

-Самостоятельно ( по программе).

МОНИТОРИНГ

 по предмету «Графика и письмо»

ЗУН

Содержание диагностического задания

1.Знание письменных принадлежностей.

Ребенку   предлагается  выбрать  предметы  из ряда других,   которыми можно  рисовать, писать (мелкие игрушки, линейка, ластик, ручка, карандаш).

2.Умение

правильно  удерживать карандаш, ручку, фломастер и использование их назначению.

Ребенку   предлагается  взять карандаш, ручку, фломастер  и  поставить точку.

 (При выполнении задания обращается внимание  на захват около основания  ручки,   карандаша и т.д.   и удерживание  его   между большим и первыми двумя пальцами).

3.Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу,   справа, слева.

Нахождение рабочей строки.

Ребенку предлагается   игра «Котята разбежались». На  листе бумаги размещены фигурки 3-4 котят разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте.

Учитель спрашивает: «Где  находятся котята?»

(в середине).

Учитель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях.  Ребенок  показывает и  рассказывает, где находится каждый котенок. Например, «Серый котенок сидит в правом верхнем углу, а рыжий внизу слева» и так далее.

Ребенку предлагается  на  тетрадном  листке (в узкую или широкую  линейку в зависимости от класса).  

 -Найти рабочую строку   и показать ее.

- Поставить  точки на  рабочей строке.

- Закрасить рабочую строку карандашом.

4.Умение  обводить  простые   графические элементы.

 Предлагается обвести  вертикальные и горизонтальные  прямые линии.

5.Умение соблюдать заданные пространственные пределы  при раскрашивании, штриховке.

Предлагается:

- раскрасить   разные по размеру( крупные и мелкие)    изображения  знакомых  предметов  не выходя за контур.

-заштриховать разные по размеру    изображения  знакомых  предметов  не выходя за контур.

6.Умение самостоятельно

писать

 прямые, наклонные линии.

 Ребенку  предлагается  продолжить    написание линий в различных направлениях. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них  (вертикальные и горизонтальные прямые линии разной длины и с разными интервалами, в различных комбинациях).

7.Умение  использовать  трафареты и  шаблоны.

Предлагается:

-обвести  трафарет;

-обвести  шаблон.

8.Умение  обводить  сложные  графические элементы (по контуру по опорным  точкам).

Предлагается обвести прямую наклонную линию с закруглением

-вверху;

- внизу;

длинную прямую наклонную линию с  петлей  

-внизу;

-овал и полуовал.    

9.Рисование простых  предметов:

- по опорным  точкам;

 -по образцу.

Предлагается задание:

-   соединить  точки, чтобы получилось  изображение предмета (листочек, домик, цветок, шарик);

-   самостоятельное    рисование     простых предметов.

10.Усвоение печатного и рукописного  начертания букв

 ( оценивается  в зависимости  от  изученных букв по программе)

Предлагается задание:

Ребенку предъявляется   алфавит и  предлагается  назвать буквы  и написать несколько(3-4) сначала  печатных ,затем   рукописные  букв (3-4) по выбору учителя в зависимости от изученного  программного материала (детям, которым не доступно выполнение этого задания  в силу физических  возможностей (ДЦП),учитель предлагает  выложить  изображение букв из счетных палочек, вылепить из пластилина или  проволоки или найти  среди других букв в разрезной азбуке).

11. Умение писать  печатные  и рукописные буквы  под диктовку.

Предлагается задание:

-написать печатные буквы по выбору учителя в зависимости от изученного  программного материала.

-написать рукописные  буквы по выбору учителя в зависимости от изученного  программного материала.

(Детям, которым не доступно выполнение этого задания  в силу физических  возможностей (ДЦП), учитель предлагает  выложить  изображение букв из счетных палочек, вылепить из пластилина или  проволоки или найти  среди других букв).

12.Списывание изученных слогов и слов с рукописного  текста.

Предлагается задание:

- списать  слоги;

- списать слова.  

(Материал  для  списывания подбирается  индивидуально учителем в зависимости от  изученного  программного материала и оформляется в виде карточек).

 (Детям, которым не доступно выполнение этого задания  в силу физических  возможностей (ДЦП), учитель предлагает выложить слоги и слова из рукописных букв).

13.Умение вставлять  пропущенную букву в слово под картинкой.

Предлагается задание:

-вставь  пропущенную букву в слово под картинкой.

 (Детям, которым не доступно выполнение этого задания  в силу физических  возможностей (ДЦП), учитель предлагает  выбрать букву из разрезной  азбуки).

 (Подбирается  индивидуально учителем в зависимости от  изученного  программного материала и оформляется в виде карточек).

14.Списывание с рукописного и печатного текстов предложений.

Предлагается задание:

- списать  предложения  с  печатного текста

(состоящие из 3-4 слов) и подобрать  иллюстрацию к  предложению.  

- списать  предложения  с  рукописного текста

(состоящие из 3-4 слов) и подобрать  иллюстрацию к  предложению.  

(Материал  для  списывания подбирается  индивидуально учителем в зависимости от  изученного  программного материала и оформляется в виде карточек).

   (Детям, которым не доступно выполнение этого задания  в силу физических  возможностей (ДЦП), учитель предлагает  подобрать иллюстрацию  к предложениям с рукописным и печатным текстом),  (подбирается  индивидуально учителем в зависимости от  изученного  программного материала и оформляется в виде карточек).

15.Запись своего имени, отчества, фамилии.

Предлагается задание:

самостоятельно  записать И.Ф.О. и адрес.

Критерии оценки

Баллы

            Уровень сформированности навыка ученика

0

Не идет на контакт, задание не выполняет.

1

Идет на контакт, частично выполняет задание с помощью педагога.

2

Выполняет задание по подражанию после неоднократного повторения.

3

Выполняет задание по подражанию после однократного повторения.

4

Выполняет задание по образцу частично.

5

Выполняет задание по образцу полностью после неоднократного повторения.

6

Выполняет задание по образцу полностью после однократного повторения.

7

Выполняет задание по инструкции частично.

8

Выполняет задание по инструкции полностью после неоднократного повторения.

9

Выполняет задание по инструкции полностью после однократного повторения с небольшими ошибками.

10

Выполняет задание самостоятельно, правильно и без ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг знаний учащихся

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации...

Мониторинг знаний и умений по русскому языку в 11 классе (I этап)

Мониторинг по русскому языку проводится три раза в год с целью подготовки обучающихся к ЕГЭ. Задания мониторинга аналогичны заданиям ЕГЭ: на 1-м этапе - задания части А, на 2-м - части В , на 3-м част...

Мониторинг знаний по биологии 8 класс

Задания составлены по содержанию разделов « Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», « Животные». Тест включает разнообразные задания, ориентирующие учащихся на оперирование  разл...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Мониторинг знаний учащихся

Тесты от простого к сложному, с ответами.....

Тема: Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, дл...

Мониторинг знаний за 1 полугодие 7 класс

Мониторинг знаний за 1 полугодие 7 класс биология...