урок по географии "Япония"
методическая разработка (8 класс) по теме

урок-представление страны учащимя 8 класса  школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_geografii1.doc54 КБ
Файл otkrytyy_urok_po_geografii.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Я  приглашаю всех вас в Японию, удивительную  страну. Я бы назвала ее страной  наоборот, настолько там все непривычно для нас. Кошки  без хвостов.  Сады из камней.   Пальто падают женщины мужчинам. Обувь оставляют у порога. Стихи не имеют рифмы.  Письменность  неотделимая от рисования. Национальный костюм кимоно не зависит ни от сезона, ни от моды, ни даже от роста или комплекции человека.  И много, много других  интересных вещей. Японская религия синто утверждает, что все в мире одушевленно.  Именно синтоинтская  вера воспитала в японцах чуткость к природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью. Эта страна  расположена на востоке Евразии, ее называют страной восходящего солнца, сами жители этой страны зовут ее на своем языке – Ниппон. Символом этой страны является красивый и нежный цветок – хризантема. На государственном флаге этого государства, на белом фоне – красное солнце.

Физико-географическое положение Японии (работа с картой)

Учитель: Давайте сейчас немного попутешествуем по этой  экзотической стране и как можно больше узнаем о ней интересного и увлекательного.

Древнее название страны – Ямато. Сами японцы с древних времен называют свою страну Ниппон или Нихон. Это название состоит из двух иероглифов «солнце» и «основа». Красный солнечный круг на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок Японии) на государственном гербе также символизируют восходящее солнце.

Столица город Токио. Город расположен на самой большой равнине Канто. Столицей он стал в 1869 году. «Токио» – переводится, как «восточная столица», раньше там находился замок Эдо.

Японцы всегда гордились своей столицей тем, что она «самая – самая». Теперь встает вопрос о переезде столицы. По мнению специалистов строительство новой столицы (города с населением 800 тыс. человек) займет 20 лет и обойдется в 20 триллионов иен.

Ребята, подумайте и скажите, почему хотят перенести столицу?

Ответы детей.

Откройте, пожалуйста, свои атласы на странице, где изображена Япония.

Государство находится в Восточной Азии, расположено на 4 крупных островах и более чем 4000 мелких островов.

На севере омывается Охотским морем, на востоке – Тихим океаном, на юге – Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на западе – Корейским проливом и Японским морем.

(слайд 7)

Площадь Японии - 377 835 км2 . Это дает возможность стране занимать 61 место в мире по занимаемой площади.

Численность населения - 126 549 976 человек, это 9 место в мире.
Плотность населения Японии составляет  334,9 чел./км2

Япония – это горная страна с огромными лесными массивами  и более чем 200 вулканов, четверть которых сохраняет активность в наше время.

Япония – расположена на стыке  Филиппинской и Тихоокеанской плит, отсюда и частые землетрясения, количество которых за год достигает 1500.                                          

Япония представляет собой цепь вулканических островов на фоне кристально чистой глади Тихого океана.

Четыре главных острова Японии –  Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю.

(слайд 10)

Климат страны субтропический, муссонный, на Севере умеренный, на Юге тропический. Средние температуры января от -5С на острове Хоккайдо до 16С на архипелаге Рюкю, июля соответственно от 22С до 28С. В июле-августе над островами часто проходят тайфуны. Небо покрывается мощными облаками, дует ураганный ветер силой до 12 баллов и идут долгие проливные дожди. В год через Японию проходит 10-15 тайфунов. Они приносят большие разрушения, наводнения, губят посевы.
Япония – страна гор. Они занимают 3/4 ее территории. Самая высокая гора Японии – Фудзияма (высота 3776 м), которую японцы считают священной. А между тем, это действующий вулкан.

(Слайд 11)

В горах часты землетрясения, не редкость здесь и извержения вулканов, которых в Японии около 150. Ежегодно в Японии бывает около 1500 землетрясений различной силы.

(Слайд 12)

После подводных землетрясений возникают огромные волны – цунами, достигающие при приближении к берегу высоты 10 м Свыше 2/3 территории покрыто лесами (на острове Хоккайдо главным образом хвойные, южнее - субтропические вечнозеленые) и кустарники. (видеофрагмент)

(слайд 13)

Напомню вам что четыре главных острова Японии –  Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю.

Самый северный остров Японии носит название – Хоккайдо.

На этом острове самые холодные зимы, крупнейшим городом является город  Саппоро.  Здесь проживает самый древний народ Японии – айны.
На ваших контурных картах давайте найдем этот остров и подпишем его название. Давайте проверим как правильно вы справились с заданием.

Самым крупным островом Японии является остров – Хонсю. На этом острове находилась древняя столица Японии – Киото, а также нынешняя столица – ТОКИО.

(слайд 14)

На севере острова Хонсю есть единственные приматы, которые могут жить среди снега и льда – макаки – небольшие узконосые обезьяны.

(Слайд 15 )

Этот остров известен расположением на нем высочайшей вершины Японии – горы Фудзияма. 

(Слайд 16)

Хозяйственная деятельность жителей острова, да и всей Японии – выращивание риса. Это их хлеб, завтрак на языке японцев звучит – ранний рис, обед – полуденный рис, ужин – вечерний рис. Рис – это богатство Японии и самих жителей этой страны.

Учитель: Как вы думаете, кто такие самураи?

Ответы учеников.

(Слайд 17)

Учитель: На этом  острове, на острове Хонсю  защищая династию своего правителя  верой служили воины Японии – самураи. (слайд № 12)
Слово самурай означает «слуга», другое слово, означающее самурая, – «буси» – воин.
Около 500 лет тому назад в Японии армии самураев  охраняли земли местных феодалов.
 Каждый самурай имел   право носить 2 меча: большой и малый. Большой для  битвы, малый для совершения харакири.

Учитель: Наше путешествие продолжается и из четырех островов, наиболее крупных мы назовем с вами, конечно, тот который находится южнее Хонсю.

(Слайд 18)

Этим маленьким островом в этом архипелаге можно назвать остров  – Сикоку. Маленький, зеленый остров, утопленный среди своих собратьев и почти не заметен среди них, он тихо живет своей жизнью, где каждый японец наслаждается чистейшим воздухом и любуется прозрачными чистыми водами Тихого океана.

На контурную карту нанесем остров, то есть подпишем его и океан,

который омывает всю страну на востоке.

Учитель: Завершает цепочку крупных островов архипелага – остров Кюсю. Как видите, у нас вырисовалась полная картина – карта Японии, страны восходящего солнца, страны Ниппон.
На этом острове как в прочем и на других одним их занятий жителей является – вырастить ценные сорта чая. Очень  трепетно они относятся к  выращиванию чая. А особенно трогательна их
чайная церемония. 

                (Слайд 19)                

               Чаепитие - японский обряд, который называется «тя но ю», что означает «чайная церемония». Для соблюдения всех норм этого обычая в комнате должен быть полумрак. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метелочкой взбивает в пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

Учитель: Японцы – загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный народ. Вместе с тем они живописны, театральны, артистичны. Это натуры самые чуткие, живые и в то же время самые невозмутимые, примитивные, непрактичные, безразличные и молчаливые люди.

(Слайд 20)

Это очень увлекающийся народ. Одно из любимых занятий японцев – это выращивание деревьев бонсай Японцы любят выращивать уменьшенные версии деревьев. И такие деревья и называеются словом бонсай. Их сажают  в  горшки и подрезают так, что эти               « карликовые»  деревца вырастают только до 60 сантиметров!

(Слайд 21)

Еще одна страсть японцев -  составление икибаны.  « Икебана – искусство ставить цветы и ветки в сосуды для цветов».

(Слайд 22)

Традицией Японии считается  - национальный театр- КАБУКИ, в котором все роли исполняют только мужчины.

(Слайд 23)

Учитель: Одним из симвлов Японии, который узнаваем во всем мире это сакура. Сакура - японская вишня. Плоды ее несъедобны. Сакура цветет один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают. Но цветение этих деревьев – незабываемое зрелище.

(Слайд 24)

Японский язык очень специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложная и система японской письменности. Еще в глубокой древности японцы позаимствовали китайскую письменность. Обучение в 9-летней обязательной школе дает знания 1200 иероглифов, а всего их нужно знать около 2000. Японские тексты читаются сверху вниз и справа налево.

Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства.

(Слайд 25)

По численности населения Япония входит в первую десятку, 127 млн. человек. Но в настоящее время естественный прирост населения уменьшается. Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем смертности среди детей – 4 человек на одну тысячу жителей и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины – 76 лет, женщины – 82 года).

Национальный состав страны однородный. 99% - японцы.

По показателю средней плотности населения Япония занимает одно из первых мест в мире – 336 человек на км2. Но фактическая плотность населения выше, поскольку все население страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек. Япония отличается высоким уровнем урбанизации – 76% населения живет в городах. В стране более 200 больших городов, 12 из них города миллионеры.

(Слайд 26)

В 1947 году в Японии была принята новая Конституция, согласно которой Япония объявлялась конституционной монархией, империей. В настоящее время император страны - символ государства и единства нации, т.к. вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. По государственному устройству – Япония - унитарное государство, в ней 46 префектур и губернаторство Хоккайдо.

(Слайд 27)

Япония – один из лидеров современного мира. По производству целого ряда промышленных товаров (автомобилей, судов, видеомагнитофонов, промышленных роботов, металлообрабатывающих станков) страна занимает ведущие позиции в мире. Япония является крупнейшим финансовым центром мира, ее банки «Токио –Мицубиси» и «Мицуи» входят в десятку крупнейших банков в мире. Это единственная страна, которая тратит на научно-исследовательскую деятельность более 3% внутреннего валового продукта. По национальному доходу на душу населения Япония вышла на 3 место в мире после Швейцарии и Люксембурга. В стране работают 20 атомных электростанций. Располагая крайне ограниченными земельными ресурсами самообеспеченность сельскохозяйственной продукцией, достигает почти 50%. Хотя уровень заработной платы японского рабочего в 4 раза ниже, чем в развитых странах. Сегодня японский рабочий один из самых «дорогих» рабочих в мире, образ жизни японца отличается широким проникновением электронной и компьютерной техники в быт, а также высокой степенью автомобилизации.

внедрение новых открытий исследовательских разработок в производство за счет приобретений лицензий и патентов;

высокая степень эксплуатации труда;

высокая квалификация рабочих;

выпуск продукции, которая пользуется большим спросом на мировом рынке;

высокий уровень технологического производства и быстрая смена оборудования.

Экономическое ядро страны находится на побережье Тихого океана, прежде всего острова Хонсю. Здесь находится главные промышленные районы, большинство тепловых и атомных станций, металлургические комбинаты, машиностроительные заводы, которые ориентируются на импортное сырье и топливо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок географии 9 класс Япония

Слайд 2

Цель урока: познакомить учащихся с историей, географией Японии, дать краткую обзорную характеристику Японии. Задачи: Познакомить учащихся с государством Япония; Рассказать о географическом расположении государства ; Статистические данные Японии – площадь территории, плотность населения, количество населения , информационная справка ; Формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к культуре японского народа; Рассказать об интересных фактах государства –Япония; корригировать память, внимание, мышление, речь. Оборудование: Контурные карты, физическая карта, мультимедийная система , проектор

Слайд 3

Вид Японии из космоса

Слайд 4

Флаг Японии Герб Японии

Слайд 5

Столица город Токио. Город расположен на самой большой равнине Канто. Столицей он стал в 1869 году. «Токио» – переводится, как «восточная столица»

Слайд 7

Площадь Японии - 377 835 км 2 . Это 61 место в мире. Численность населения - 126 549 976 человек, это 9 место в мире. Плотность населения Японии составляет 334,9 чел./Км2

Слайд 9

В год через Японию проходит 10-15 тайфунов. Они приносят большие разрушения, наводнения, губят посевы.

Слайд 10

Ежегодно в Японии бывает около 1500 землетрясений различной силы.

Слайд 11

После подводных землетрясений возникают огромные волны – цунами, достигающие при приближении к берегу высоты 10 м

Слайд 12

Остров Хоккайдо Остров Хонсю Токио

Слайд 13

Большинство японских макак живет в холодных, покрытых лесами горах на севере Японии. Эти обезьянки нашли потрясающий способ согреться даже в самый лютый мороз. Они просто принимают горячую ванну! В данной местности из-под земли бьют горячие источники, образовывая готовые «ванны» с теплой водой. Греясь в них, МАКАКИ могут оставаться в горах всю зиму.

Слайд 14

Высочайшая гора Японии – гора Фудзияма высотой 3776 м. Она священна для японцев.

Слайд 15

Хозяйственная деятельность жителей острова, да и всей Японии – выращивание риса. Рисовые поля

Слайд 16

Самурай - означает «слуга», другое слово, означающее самурая, – « буси » – воин. Около 500 лет тому назад в Японии армии самураев охраняли земли местных феодалов. Каждый самурай имел право носить 2 меча: большой и малый. Большой для битвы, малый для совершения харакири.

Слайд 17

Остров Сикокку Остров Кюсю

Слайд 18

Чайная церемония ( « тя но ю ») Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метелочкой взбивает в пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

Слайд 19

Японцы любят выращивать уменьшенные версии деревьев. Их сажают в горшки и подрезают так, что эти « карликовые» деревца вырастают только до 60 сантиметров! Так называемые бансай !

Слайд 20

« Икебана – искусство ставить цветы и ветки в сосуды для цветов».

Слайд 21

Традицией Японии считается - национальный театр- КАБУКИ, где все роли исполняют только мужчины.

Слайд 23

Кимоно, традиционная мужская и женская одежда японцев — прямокройный халат, запахивающийся направо и удерживаемый поясом ("оби"). Широкие рукава (" содэ ") внизу мешкообразно провисают. Женские кимоно отличаются очень широким поясом и длинными рукавами, внутренний край которых, как и подмышечная пройма, остаётся незашитым.

Слайд 25

Административное деление Столица Японии – Токио. Административное деление государства – 9 районов, 47 префектур. Хоккайдо Тохоку Канто Чюбу Кинки Чугоку Шикоку Окинава Кюсю Урбанизация в 2000 г. 79,0% 21,0% Городское население Сельское население

Слайд 26

Глава государства – император. Императорская власть – символ нации. Япония – это страна конституционной монархии, конституция принята 3.05.1947 г.

Слайд 27

Собственные ресурсы Сырье Запасы Размещение Уголь 8,7 млд. т. О. Хоккайдо, о. Кюсю, о. Хонсю Нефть 200 млн. т. Префектура Акита и Ниигата Газ 30 млрд. м 3 Железные руды 0,2 млрд.т. Северо-восток о. Хонсю Марганцевые руды 4,5 млн.т. Недалеко от о. Киото Медные руды 1,5 млн.т. О. Хонсю и о. Сикоку Свинцовые руды 1,9 млн.т. О. Хонсю и о. Сикоку

Слайд 28

Место Японии в мире место 1 2 3 место 1 2 3 Число занятых в промышленности Китай США Япония Морские суда Япония Респ. Корея ФРГ Производство электроэнергии США Китай Япония Промышленные роботы Япония США ФРГ Производство электроэнергии на АЭС США Франция Япония Продукция электроники США Япония ФРГ Сталь Китай Япония США Пластмассы США Япония ФРГ Легковые автомобили Япония США ФРГ Научное оборудование США Япония ФРГ

Слайд 30

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...