диагностические карты обследовавания учебных и трудовых навыков
методическая разработка по теме

Несмиянова Наталья Сергеевна

Данные карты, помогают  учителю, отслеживать динамику развития детей со сложной структурой дефекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностическая карта

Общая оценка состояния учебных навыков

ученика (цы)  ___________________________

_________________________________________

_________________________________________

 Дата начала: ___________

Дата окончания ____________

Оценка освоения  

1. Не выполняет

2. Выполняет совместно с взрослым  

3. Эпизодическое самостоятельное выполнение  

4. Выполняет самостоятельно


Карта 1. Математика

Знания умения и навыки

начало

обучения

класс 

уч.год

класс 

уч.год

   класс 

уч.год

 класс 

уч.год

класс 

уч.год

 класс 

уч.год

   класс 

уч.год

класс 

уч.год

класс 

уч.год

Счет до 5

Прямой

Обратный

Счет до 10

Прямой

Обратный

Знает числа и соотносит их с кол-вом

Соотношение групп по кол-му соотношению

Один-много

Много-мало

Больше-меньше

Вычислит. навыки

Сложение

Вычитание

Умножение

Деление

Знание знаков

=

+ -

>,<

:, *

Счет до 100

Знание разрядных единиц

Вычислит. операции

На наглядности

По памяти

На калькуляторе

Понимание текста

Умение решать

Запись решения задачи

Геометрические фигуры

Знает и показывает

Рисует и чертит

Измеряет

Действия с числами, полученными при измерении

Знание времени суток

                                               Всего набрано баллов :

 


Карта 2. Письмо

Знания умения и навыки

начало

обучения

класс 

уч.год

класс 

уч.год

   класс 

уч.год

 класс 

уч.год

класс 

уч.год

 класс 

уч.год

   класс 

уч.год

класс 

уч.год

класс 

уч.год

Проведение: дорожек

Прямых линий

Обводка фигур

Обводка по контуру (по пунктиру)

Печатные буквы

Письменные буквы

Списывание слов:

Печатными буквами

Письменными буквами

Письмо под диктовку:

Печатными буквами

Письменными буквами

Свои данные

Имя

Фамилия

Адрес

Родители

Знание слов, обозначающих:

Предметы

Действия

Признаки

Предлоги

Орфограммы:

Жи-ши

Ча-ща

Чу-щу

Большая буква в начале предложения

Точка в конце предложения

Написание имен собственных

                                               Всего набрано баллов :

Карта 3. Чтение

Знания умения и навыки

начало

обучения

класс 

уч.год

класс 

уч.год

   класс 

уч.год

 класс 

уч.год

класс 

уч.год

 класс 

уч.год

   класс 

уч.год

класс 

уч.год

класс 

уч.год

Знает и соотносит часть букв (кол-во)

Знает и соотносит все буквы

Читает: 

Слоги

Слова

Предложения

Понимает прочитанное

Пересказывает

Отвечает на вопросы по тексту

Учит стихи

                                               Всего набрано баллов:

                                                                 Карта 4. Развитие речи

Знания умения и навыки

начало

обучения

класс 

уч.год

класс 

уч.год

   класс 

уч.год

 класс 

уч.год

класс 

уч.год

 класс 

уч.год

   класс 

уч.год

класс 

уч.год

класс 

уч.год

Классификация предметов по темам:

Игрушки

Учебные принадлежности

Человек (части тела)

Фрукты

Овощи

Ягоды

Деревья

Цветы

Одежда

Обувь

Головн. уборы

Мебель

Электроприборы

Посуда

Продукты

Инструменты

Дикие животные

Домашние животные

Животные севера

Животные юга

Насекомые

Транспорт

Времена года

Дни недели

Месяцы

Импрессивная речь

Понимание речи

Умение выделять необходимый: Предмет

Действие

Признак

Выполнение инструкций

Экспрессивная речь

Называние: Предмета

Действия

Признака

Составление:

Словосочетания

Предложения

Рассказа по серии картинок

                                               Всего набрано баллов :


Карта 5. Изобразительное искусство

Знания умения и навыки

начало

обучения

класс 

уч.год

класс 

уч.год

   класс 

уч.год

 класс 

уч.год

класс 

уч.год

 класс 

уч.год

   класс 

уч.год

класс 

уч.год

класс 

уч.год

Умение закрашивать по образцу:

Карандашами

Красками

Закрашивание без образца

Карандашами

Красками

Рисование по инструкции

                                               Всего набрано баллов :



Предварительный просмотр:

Диагностическая карта

Общая оценка состояния трудовых навыков

ученика (цы)  ___________________________

_________________________________________

_________________________________________

 Дата начала: ___________

Дата окончания ____________

Карта 1. Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд

Основные виды и навыки самообслуживания и хозяйственно бытового труда

 

Оценка освоения  

1. Все действия выполняются взрослым  

2. Возможно совместное выполнение  

3. Эпизодическое самостоятельное выполнение  

4. Регулярное самостоятельное выполнение  

 

 


 

 

 

 

 

Гигиена тела (уход за собой)

Умывание, мытье под душем, в ванной, в бане. В т.ч.:

пользование кранами горячей и холодной воды

мытье рук

мытье ног

мытье лица

мытье волос с использованием мыла, шампуней

намыливание мочалки

использований мочалки при мытье

смывание моющих средств при мытье под душем, в ванной, в бане

вытирание полотенцем малых размеров

вытирание банным полотенцем

пользование, сушильным автоматом (электрополотенцем)

полоскание зубов

чистка зубов

гигиена интимных частей тела

расчесывание (причесывание) волос

использование носового платка

использование вазелина, детского крема для ухода за кожей, гигиенической помады, дезодоранта

стрижка ногтей

пользование туалетом

умение проситься в туалет в знакомой обстановке

в незнакомой обстановке

умение откладывать (сдерживать) оправление нужды

расстегивание и снятие одежды перед оправлением нужды  (см. "Одежда.  Одевание и раздевание")

оправление нужды в унитаз, горшок, писсуар

пользование туалетной бумагой

смывание унитаза

мытье рук после оправления нужды  (см. "Гигиена тела")

надевание и застегивание одежды  (см. "Одежда. Одевание и раздевание")

Питание

Питье из чашки, кружки, стакана

Использование соломки для питья

Использование при приеме пищи столовых приборов:

столовой ложки

чайной ложки

вилки

ножа

ножа и вилки

Использование салфетки

Наливание холодной и теплой жидкости, горячей жидкости

Разворачивание несложных упаковок (на конфетах, печенье, шоколаде и т.п.)

Отвинчивание пробки

Снятие пробки специальным приспособлением

Открывание картонной упаковки с жидкостью

Очистка фруктов от кожуры

Мытье овощей, фруктов, ягод перед употреблением их в пищу


Насыпание, накладывание и размешивание сахара

Намазывание масла на хлеб

Отрезание масла, колбасы, сыра, хлеба

Очистка картофеля, других овощей

Нарезание овощей, фруктов

Простейшая сервировка стола

Уборка стола (уборка посуды, сметание крошек, протирание влажной тряпочкой)

Мытье посуды

Вытирание посуды

Одежда. Одевание и раздевание

Надевание и снятие отдельных предметов одежды:

гольфов

чулок

колготок

головных уборов

варежек, рукавиц, перчаток

трусов

шортов

брюк

маек

сарафана, платья (через голову)

рубашки

пиджака

пальто

заправка рубашки

Застегивание и расстегивание одежды на:

пуговицах

молниях

крючках

петлях

Расшнуровывание и зашнуровывание элементов одежды

Заправка и застегивание ремня

Завязывание и развязывание шарфа

Пояса, платка, косынки, ленточек

Раздевание и одевание в определенном порядке

Складывание одежды

Развешивание одежды

Обувь. Обувание и снятие обуви

Надевание и снятие отдельных предметов обуви:

домашних тапочек

полукед

кед

туфель (женских)

ботинок

сапог

Расшнуровывание и зашнуровывание обуви:

с выполнением завязывания

Расстегивание и застегивание обуви на:

"липучках"

молниях

пряжках

Размещение снятой обуви в отведенном для ее хранения месте

Одежда и обувь. Гигиена, уход

Чистка одежды сухой платяной щеткой

Протирание, мытье резиновой обуви

Чистка обуви:

текстильной

валяной

замшевой

Сушка обуви

Стирка с мылом личных мелких вещей

Сушка личных мелких вещей

Пришивание пуговиц вплотную к ткани

Труд в помещении

Раскладывание (разбирание) постели

Уборка (заправка) постели

Поддержание порядка (размещение и хранение вещей в определенном месте) в помещении:

в спальне (на прикроватной тумбочке и т.д.)

в игровом уголке, игровой комнате

на рабочем месте в комнате для занятий (классе);

в ванной комнате

на кухне





Мытье игрушек

Вытирание пыли

Поддержание чистоты доски

Мытье подоконников

Подметание пола

Сбор и выбрасывание мусора

Уход за комнатными растениями:

протирание и мытье цветочных горшков и подоконников

полив растений

рыхление земли

удаление сухих листьев

удаление пыли с крупных кожистых листьев.



Кормление домашних животных

Уборка территории

Сгребание листьев

Подметание

Очистка от снега

Выноска мусора на носилках

Труд на приусадебном (дачном, школьном) участке

Сбор семян и плодов отдельных культур

Сортировка и отбор полноценных семян

Полив растений

Перекопка почвы

Рыхление и разравнивание почвы

граблями после перекопки

Выполнение мелких покупок:

в киоске

ларьке

в хлебном, овощном, или другом специализированном магазине

в универсаме



на рынке

Нахождение и выбор нужного товара

Обращение к продавцу и кассиру

Оплата покупки, получение сдачи

Оставление и взятие вещей в камере хранения магазина

Использование специальной корзины или тележки

                                               Всего набрано баллов за период:

Карта №2. Ручной труд

Основные виды и навыки самообслуживания и хозяйственнобытового труда  аа

 

Оценка освоения  

Все действия выполняются взрослым  

Возможно совместное выполнение  

Эпизодическое самостоятельное выполнение  

Регулярное самостоятельное выполнение  

Сгибание и складывание бумаги

Разрывание тонкой бумаги по сгибу

Обведение трафаретов

Обведение шаблонов

Разрезание тонкой бумаги с использованием пластмассового ножа Резание ножницами: бумаги

тонкого картона; ткани

природных материалов (листьев)

Наклеивание и склеивание сиспользованием клеевого карандаша, кисточки


Сгибание картона с применением рицовки (надрезание и придавливание линии сгиба)

Разметка по линейке

Сбор природных материалов

Первичная обработка природных материалов

Соединение природных материалов пластилином

Выполнение сметочного шва, других простейших ручных швов

Углубленное изучение овладения отдельными видами и навыками

самообслуживания хозяйственного бытового и ручного труда

Карта №3 Мытье рук

Основные виды и навыки самообслуживания и хозяйственнобытового труда  

 

Оценка освоения  

Все действия выполняются взрослым  

Возможно совместное выполнение  

Эпизодическое самостоятельное выполнение  

Регулярное самостоятельное выполнение  

 

Регулирование напора воды

Регулирование температуры воды

Взятие мыла

Смачивание рук и мыла

Намыливание ладоней

Возвращение мыла в мыльницу

Намыливание тыльной стороны кистей рук

Смывание мыла

Закрытие кранов

Карта №4 Сгибание и складывание бумаги.

Основные виды и навыки самообслуживания и хозяйственнобытового труда  

 

Оценка освоения  

Все действия выполняются взрослым  

Возможно совместное выполнение  

Эпизодическое самостоятельное выполнение  

Регулярное самостоятельное выполнение  

Расположение листа бумаги на столе

Собственно сгибание и складывание:

отгибание части листа;

совмещение сторон или углов листа;

проглаживание начала линии сгиба.

Карта №5

Наклеивание небольших деталей с использованием кисточки

Основные виды и навыки самообслуживания и хозяйственнобытового труда  

 

Оценка освоения  

Все действия выполняются взрослым  

Возможно совместное выполнение  

Эпизодическое самостоятельное выполнение  

Регулярное самостоятельное выполнение  


Наливание клея в баночку (при необходимости)

Размещение детали (деталей) наклеиваемой стороной вверх

Взятие и правильное держание кисточки


Обмакивание кисточки в клей


Обтирание лишнего клея о край баночки (при необходимости)

Намазывание клеем наклеиваемой детали:

придерживание детали левой рукой;

нанесение мазков (без пропусков);

размешивание клеевого состава (при необходимости)

Размещение детали на месте наклеивания

Прижимание и проглаживание детали.

Составление, заполнение и использование диагностических карт

Левая сторона диагностических карт (графа 1), рекомендуемых для общей оценки состояния трудовых навыков, содержит перечень основных изучаемых видов и навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда (карта №1), а также операции ручного труда (карта №2). Этот перечень не является исчерпывающим и может быть расширен педагогом или родителями ребенка. Например, если он готов к овладению или уже начал овладение относительно более сложными навыками выполнения прически, приготовления пищи, использования бытовой техники, шитья и вышивания и т.д., в перечень вносятся соответствующие дополнения. В аналогичной графе карт для углубленного изучения овладения отдельными видами и навыками труда (карты №3-5) укалываются основные трудовые приемы и входящие в их состав действия, наиболее важные при мытье рук, сгибании и складывании бумаги, наклеивании небольших деталей с использованием кисточки. Эти карты приведены как образец для составления аналогичных. Необходимость в их разработке возникает, когда нужно выяснить, в овладении какими конкретными приемами и действиями ребенок испытывает затруднения.

Под приемом понимается комплекс практических действий, направленных на получение элементарного и законченного результата труда. Например, при выполнении наклеивания можно выделить приемы размещения деталей, нанесения клея и т.д. Приемы могут иметь сложный состав, т.е. включать ряд действий. Так, при нанесении взятого на кисточку клея нужно одной рукой придерживать наклеиваемую деталь, а второй рукой наносить мазки и при необходимости разравнивать нанесенный клеевой состав.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностические карты для учащихся 5-9 классов и индивидуальные диагностические карты для 10-11 классов ( английский язык)

к разработке данных карт привела необходимость быстрого контроля знаний и умений по критериям соответствующим требованиям к уровню подготовки учащихся.Пользуясь картами, можно быстро определить уров...

Примерные карты контроля уровня сформированности трудовых навыков сборочных работ реабилитантов Центра социальной и трудовой реабилитации ДДИ №1

В процессе трудовой реабилитации молодых людей с ограниченными умственными способностями и возможностями здоровья в учебно -производственной сборочной мастерской  важно проводить контроль над...

Сборник диагностических карт для изучения социально-значимых навыков и умений учащихся с умственной отсталостью

Диагностические карты могут использовать педагоги и специалисты коррекционной школы 8 вида  в работе с  учащимися с интеллектуальными нарушениями для изучения особенностей их психического и ...

доклад на тему: «Мониторинг достижений воспитанника в овладении профессионально-трудовыми навыками на уроках трудового обучения»

В докладе приводятся виды диагностик для мониторинга обученности по трудовым предметам в коррекционной школе...

Карты отслеживания формирования трудовых навыков по предмету профильный труд

для оценки знаний и умений учащихся с овз в начале и конце года проводится мониторинг формирования трудовых знаний и умений...

Диагностическая карта – инструмент индивидуального образовательного маршрута учащихся с ОВЗ по профессионально- трудовому обучению (столярное дело).

Одной  из задач    школы   является создание благоприятных условий для  коррекции и  развития личности учащегося с ОВЗ.В трудовом обучении умственно отсталых шк...