Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом.
статья по теме

 

Специальные средства и методы  обучения детей с нарушенным слухом (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon specialnye_sredstva_i_metody.zip13.92 КБ

Предварительный просмотр:

М.А.Святченко

учитель химии и биологии

специальной (коррекционной)

школы – интерната I, II вида.

Специальные средства и методы

обучения детей с нарушенным слухом.

«Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого нарушение речевого общения создают своеобразие в психическом развитии ребенка, страдающего слуховым дефектом. Ребенок без речи (при глухоте с раннего возраста) или с недоразвитой речью может не понимать обращенную к нему речь, объяснения учителя, окружающую его речь, он может не понимать прочитанного текста. И мало этого, он подчас оказывается лишенным возможности выразить даже самую элементарную мысль. Непонимание речи делает невозможным понимание текста самой элементарной арифметической задачи, самого несложного текста учебника.

Как известно, усвоение любого учебного предмета связано с необходимостью словесного оформления его содержания. И, таким образом, не только дефект слуха, но и возникшие в результате этого дефекта отсутствие или недостаточность речи служат препятствием к успешному обучению таких детей в условиях массовой школы.» (Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1988. )

Всестороннее развитие школьника и подготовка его к жизни – одна из основных задач школы для детей с нарушениями слуха. 

Для более эффективного обучения детей с нарушениями слуха  применяются специальные средства и методы обучения. Они способствуют грамотному, полному  усвоению речевого и программного материала.

К общепедагогическим методам обучения глухих и слабослышащих детей можно отнести:

а) увеличение сроков обучения 

Учебные программы для общеобразовательных школ требуют корректировки, так как уровень речевого, слухового и  интеллектуального развития глухих и слабослышащих детей недостаточен и ограничен. Многие учащиеся I, II вида имеют сложные речевые дефекты и  ограниченность словаря, поэтому им очень трудно оформить мысли и высказать их.

В связи с этими проблемами в учебном плане коррекционных школ I , II вида предусмотрено большее количество учебных часов для восприятия, понимания и закрепления учебного материала.

Количество часов на изучение предмета химии основного общего образования в коррекционной школе I,II вида больше на 204 часа  (по сравнению с общеобразовательной школой)  и изучается в 8-11 классах (8-9 класс – 2 часа в неделю, 10-11 классы – 3 часа в неделю);  биологии – больше на 68 часов.

б) весь речевой материал дается детям на слухо-зрительной основе,  на уроках применяется дактильная, а  для учащихся с  4 степенью тугоухости и жестовая форма речи;

в) обязательное использование в учебном процессе звукоусиливающей слуховой аппаратуры  индивидуального или коллективного пользования.

Специальные средства обучения в коррекционных

общеобразовательных школах I, II вида

Средство обучения

Содержание

Фонетическая зарядка

работа с дежурным звуком; развитие фонематического слуха, коррекция звукопроизношения на речевом материале

Работа с экраном.

Слуховое восприятие речевого материала, исключая зрительный анализатор

Чтение с губ.

Зрительное восприятие образов звуков различных артикуляций, различение звуков имеющих сходство и различие.

Дактиль.

Объединение образов звуков и букв для визуального запоминания образа слова.

Работа со словарём.

Формирование у учащихся умения правильно воспроизводить слова – слитно без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила произношения. Расширение словарного запаса.

Особенности использования приемов педагогической техники в коррекционной школе. 

1.Приемы, используемые на уроках в коррекционной школе, должны решать и учебную, и коррекционную задачу.

2.Умственная активность является основой осуществления коррекционного влияния на развитие школьников. Она формируется с помощью логических приемов, которые направлены на развитие мыслительной деятельности учащихся. Общими признаками для них являются постановка проблемы или познавательной задачи, выделение главного, определение основных понятий. При этом особое значение в усвоении знаний занимают приемы сравнения, сопоставления, определения, классификации, установления причинно-следственных связей, обобщения, выводов.
3.
Подача учебного материала осуществляется небольшими, логическими законченными дозами.


4.
Вариативное повторение. Это необходимо, так как для учащихся характерны трудности в восприятии и медленное усвоение материала (недостаточность осознания материала, слабая целеустремленность к активному запоминанию, нежелание вспоминать ранее пройденное).  Повторение дает возможность развития  речи, логического мышления, переноса действий по аналогии.


5.
Оречевление любой деятельности – словесный отчет о выполненной практической работе, который стимулирует детей не только к последовательному рассказу о том, что и как они делали, но и почему нужно было делать именно так.


6.Не предлагать для
выполнения сразу более одного задания; большое по объему задание предлагать не целиком, а в виде последовательности отдельных частей, периодически контролируя выполнение каждой части и внося необходимые корректировки.

7.Перед каждым видом деятельности ставить цель. По окончании деятельности - осуществлять закрепление.

8.В конце каждого урока осуществлять закрепление всего материала, пройденного на уроке.

9.Необходимо комбинировать приемы обучения, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся, шла опора на различные анализаторы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности подготовки и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха».

«Особенности подготовки и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха»....

Формирование и коррекция произносительной стороны речи у детей с нарушенным слухом с помощью специальных компьютерных средств обучения

В статье излагаются актуальные проблемы особенностей формирования  устной речи как средства общения глухих и слабослышащих детей, описываются пути решения вопроса применения  специфических м...

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида.

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида....

использование технических средств в обучении детей с нарушением слуха

Проблемы реабилитации лиц с тугоухостью и глухотой является одной из актуальных проблем социальной защиты инвалидов. Технические средства обучения- совокупность специальных средств и приспособлений, п...

Роль специальных методик в преподавании химии при формировании первоначальных химических понятий у детей с нарушениями слуха.

Материал содержит рекомендации по формированию первоначальных химических понятий у детей с нарушениями слуха с применением специальных методик при преподавании в школе для детей с нарушениями слуха....