Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида.
статья на тему

Самульцева Елена Александровна

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetsialnye_sredstva_i_metody.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Специальные средства и методы

обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных

общеобразовательных школах I, II вида.

«Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого нарушение речевого общения создают своеобразие в психическом развитии ребенка, страдающего слуховым дефектом. Ребенок без речи (при глухоте с раннего возраста) или с недоразвитой речью может не понимать обращенную к нему речь, объяснения учителя, окружающую его речь, он может не понимать прочитанного текста. И мало этого, он подчас оказывается лишенным возможности выразить даже самую элементарную мысль. Непонимание речи делает невозможным понимание текста самой элементарной арифметической задачи, самого несложного текста учебника.

Как известно, усвоение любого учебного предмета связано с необходимостью словесного оформления его содержания. Таким образом, не только дефект слуха, но и возникшие в результате этого дефекта отсутствие или недостаточность речи служат препятствием к успешному обучению таких детей в условиях массовой школы.» (Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1988. )

Всестороннее развитие школьника и подготовка его к жизни – одна из основных задач школы для детей с нарушениями слуха. 

Для более эффективного обучения детей с нарушениями слуха  применяются специальные средства и методы обучения. Они способствуют грамотному, полному  усвоению речевого и программного материала.

К общепедагогическим методам обучения глухих и слабослышащих детей можно отнести:

а) увеличение сроков обучения 

Учебные программы для общеобразовательных школ требуют корректировки, так как уровень речевого, слухового и  интеллектуального развития глухих и слабослышащих детей недостаточен и ограничен. Многие учащиеся I, II вида имеют сложные речевые дефекты и  ограниченность словаря, поэтому им очень трудно оформить мысли и высказать их.

В связи с этими проблемами в учебном плане коррекционных школ I , II вида предусмотрено большее количество учебных часов для восприятия, понимания и закрепления учебного материала.

б) весь речевой материал дается детям на слухо- зрительной основе,  на уроках применяется дактильная речь, а  для учащихся с  4 степенью тугоухости и жестовая форма речи;

в) обязательное использование в учебном процессе звукоусиливающей слуховой аппаратуры  индивидуального или коллективного пользования.

Специальные средства обучения в коррекционных

общеобразовательных школах I, II вида.

Средство обучения

Содержание

Фонетическая зарядка.

Работа с дежурным звуком; развитие фонематического слуха, коррекция звукопроизношения на речевом материале.

Работа с экраном.

Слуховое восприятие речевого материала, исключая зрительный анализатор.

Чтение с губ.

Зрительное восприятие образов звуков различных артикуляций, различение звуков имеющих сходство и различие.

Дактиль.

Объединение образов звуков и букв для визуального запоминания образа слова.

Работа со словарём.

Формирование у учащихся умения правильно воспроизводить слова – слитно без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила произношения. Расширение словарного запаса.

Особенности использования приемов педагогической техники в коррекционной школе. 

1.Приемы, используемые на уроках в коррекционной школе, должны решать и учебную, и коррекционную задачу.

2.Умственная активность является основой осуществления коррекционного влияния на развитие школьников. Она формируется с помощью логических приемов, которые направлены на развитие мыслительной деятельности учащихся. Общими признаками для них являются постановка проблемы или познавательной задачи, выделение главного, определение основных понятий. При этом особое значение в усвоении знаний занимают приемы сравнения, сопоставления, определения, классификации, установления причинно-следственных связей, обобщения, выводов.

3.Подача учебного материала осуществляется небольшими, логическими законченными дозами.

4.Вариативное повторение. Это необходимо, так как для учащихся характерны трудности в восприятии и медленное усвоение материала (недостаточность осознания материала, слабая целеустремленность к активному запоминанию, нежелание вспоминать ранее пройденное).  Повторение дает возможность развития  речи, логического мышления, переноса действий по аналогии.

5.Оречевление любой деятельности – словесный отчет о выполненной практической работе, который стимулирует детей не только к последовательному рассказу о том, что и как они делали, но и почему нужно было делать именно так.

6.Не предлагать для выполнения сразу более одного задания; большое по объему задание предлагать не целиком, а в виде последовательности отдельных частей, периодически контролируя выполнение каждой части и внося необходимые корректировки.

7.Перед каждым видом деятельности ставить цель. По окончании деятельности - осуществлять закрепление.

8.В конце каждого урока осуществлять закрепление всего материала, пройденного на уроке.

9.Необходимо комбинировать приемы обучения, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся, шла опора на различные анализаторы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад “Средства коррекционной работы по развитию речи глухих детей “ Учитель-дефектолог Позднякова Татьяна Николаевна ГОУ специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 65

Значение устной речи для овладения языком, условия развития мышления глухих детей раскрыто в работах Ф.А, Рау, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Работа по развитию устной ...

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом.

Специальные средства и методы  обучения детей с нарушенным слухом (из опыта работы)...

«Использование ИКТ в работе учителя физической культуры специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII вида» (из опыта работы).

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного  и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физиче...

"Программа здоровья" специальной(коррекционной) общеобразовательной школы №2 VIII вида города Зеленодольска

Содержание «Программы здоровья» специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. 1. Введение. 2. Цели программы. 3. Задачи программы. 4. Здоровьес...

использование технических средств в обучении детей с нарушением слуха

Проблемы реабилитации лиц с тугоухостью и глухотой является одной из актуальных проблем социальной защиты инвалидов. Технические средства обучения- совокупность специальных средств и приспособлений, п...

Эффективность билингвистического метода обучения детей с нарушениями слуха

Cтратегия билингвистического обучения заключается в использовании жестового и словесного языка как средств образовательного процесса. Жестовая речь необходима глухому человеку для общения с глухими лю...