Здоровьесберегающая работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
статья по теме

Нильсен Татьяна Андреевна

О том, как смежные науки приходят на помощь на практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая  работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

 

«Здоровый человек — самое драгоценное произведение природы».

Карлейль

Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в отечественной и зарубежной дефектологии, относится к разнообразной по составу массе детей, составляющих более 2% от общей детской популяции, которых объединяет наличие органического повреждения мозга, имеющего диффузный характер. В России принято разделять умственно отсталых детей на олигофренов и не олигофренов. Такое деление целесообразно, поскольку оно в известной мере определяет возможности их продвижения и развития. Большую часть умственно отсталых детей составляют олигофрены. Данная категория детей, как известно, обучающихся в специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах VIII  вида, имеет ряд определенных патологических изменений. Поражение мозговых систем, главным образом наиболее сложно и поздно формирующихся структур мозга, обусловливает недоразвитие и нарушение психики, возникающих на ранних этапах развития: во внутриутробном периоде, при рождении или в первые полтора года жизни, то есть до периода становления речи. При олигофрении органическая недостаточность носит резидуальный (остаточный), непрогредиентный (неусугубляющийся) характер. Таким образом, мы понимаем, что ребенок развивается на дефектной основе.

С сожалением стоит отметить, что дети данной категории имеют не только нарушение психики в целом, но и ряд психосоматических расстройств, базирующихся на первичном дефекте. Мы считаем целесообразным отметить, что детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие должны заниматься не только олигофренопедагоги, психоневрологи, логопеды, но и каждый педагог должен владеть знаниями в области психосоматики, поскольку данная категория детей имеет выраженные психосоматические расстройства, такие как: бронхиальная астма, нейродермит, язва желудка, гипертиреоз, неспецифический колит, гипертония, ревматоидный артрит, что усугубляет течение болезни и накладывает отпечаток на учебно-воспитательный процесс.

Статистические данные по Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида № 442 говорят о том, что 39,4% обучающихся страдают психосоматическими заболеваниями. Наиболее распространенными являются: бронхиальная астма, неспецифический колит, нейродермит, гипертиреоз.

Основными симптомами проявления психосоматических расстройств во время учебного процесса, особенно в ситуации неуспешности или умственной и физической усталости являются:

невротические симптомы (тики, заикание);

особенности в изменении темперамента и личности в целом;

поведенческие проблемы, синдром дефицита внимания;

проблемы адаптации –дезадаптации;

немотивированная агрессия.

Все эти проявления в значительной мере отражаются на процессе учения и воспитания, делая его затрудненным, а подчас невозможным. В помощь педагогу, при проявлениях данных расстройств, призвана такая наука как психосоматика.

Психосоматика – это наука, изучающая психическое и соматическое состояние человека в континууме его общего здоровья. Термин «психосоматика» был введен в 1818 году Хайнротом. А впервые, семь основных психосоматических заболеваний были описаны Александером, который выявил их психогенное происхождение. Таким образом, мы делаем вывод о том, что дети, имеющие нарушение психического развития страдают психосоматическими расстройствами, которые ставят под угрозу возможности их развития и отрицательно влияют на учебно-воспитательный процесс.

Как было отмечено ранее, психосоматические расстройства базируются на нарушениях психической деятельности, что является первичным дефектом у детей, обучающихся в специальных школах VIII вида. Встает вопрос: каков механизм деятельности данных видов расстройств? Объяснить это можно таким образом: бессознательная энергия, имеющая отрицательный характер, например, в состоянии неуспешности на уроке, требует разрешения возникшего конфликта между душой и телом, фиксируясь на теле и вытисняя из сознания. Таким образом, включается механизм конверсии, трансформации эмоциональных нарушений в двигательные, вегетативные, сенсорные эквиваленты. Проще говоря, под конверсией следует понимать смещение психологического конфликта и попытку разрешения его через различные симптомы в области тела. На уроках, особенно ближе ко второй половине дня, мы можем наблюдать у детей ряд проявлений конверсионного расстройства, таких как: тремор – невротическое дрожание, висцеральные галлюцинации, «истерический гвоздь», когда у ребенка возникает резкая локальная боль в голове, которая проходит при смене деятельности или изменении в эмоциональном статусе в положительную сторону.

Существует целый ряд моделей проявления вытеснения из сознания разного рода психологических конфликтов, такие как конверсионная модель Фрейда, модель вегетативного невроза Александера, модель Куттера и др. Все модели имеют разную симптоматику, но смысл остается един: вытеснение отрицательных эмоций через тело, доставляя неприятные ощущения детскому организму и педагогам, видящим нездоровье своих подопечных.

Поэтому, мы считаем должным оказывать помощь детям и сберегать психическое, соматическое и физическое здоровье подрастающего поколения в современных условиях, используя здоровьесберегающие технологии и альтернативные методы психокоррекционной помощи.

В нашей         школе обучающиеся получают помощь логопедов, психологов, дефектологов, инструкторов по физической культуре; постоянно работает комната психологической разгрузки, спортивный и тренажерный залы, массаж, физиотерапевтический кабинет.

Параллельно учителя – дефектологи используют в своей работе с детьми альтернативные методы психокоррекции, как например, метод «Символдрамы» или метод «Сновидений на яву».

Этот метод глибинно-психологически ориентированной терапии, который доказал свою высокую эффективность во время клинических испытаний, и который успешно используется во всех странах мира.

Метод был разработан немецким психоневрологом Ханскарлом Лёйнером. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов (внутренних картин) на заданную тему (мотив). При этом педагог выполняет контролирующую, сопровождающую и направляющую функции. Данный вид психокоррекционной работы проводится во второй половине дня, как в индивидуальной, так и групповой формах. Метод «сновидений на яву» показал свою эффективность и в нашей школе. Яркими показателями эффективности метода является то, что дети, имеющие патохарактерологические черты личности, стоящие на внутришкольном учете, агрессивные, а попросту «трудные», после систематических занятий по данной методике, вкупе с использованием физиотерапевтических процедур, работы психолога и дефектолога показывают положительные результаты. Дети становятся менее агрессивными и возбудимыми, восстанавливаются отношения в классе и с учителями, повышается успеваемость.

Таким образом, мы уверены, что применение здоровьесберегающих технологий и использование альтернативных методов способствуют восстановлению психофизической и психосоматической формы обучающихся и сохраняют детское здоровье в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методик развития интеллектуальной сферы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развития когнитивных процессов: памяти, внимание, мышления, воображения, и предпо...

Юрченко Е.Ф. "Приемы формирования пространственных представлений на уроках истории у учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения".

В статье раскрываются приёмы формирования пространственных представлений на уроках истории у учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения....

"Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения"

Особенности коррекционно-воспитательной   работы  с умственноотсталыми учащимися.. Основные направления , формы и методы работы во время учебного процесса....

Статья. "РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ"

В статье мы рассмотрим  принципы,  способы  организации рекреационной деятельности, с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Остановим своё внимание на видах, направлениях р...

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...

Презентация: Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Актуальность - данной темы в том, что  в настоящее время бумажные куклы вновь стали востребованными. Несмотря на то, что наши дети имеют все самое необходимое для развития - конструкторы, пазлы, ...