ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
материал
Одна из основных задач образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате - обучение детей правильному, осознанному, выразительному чтению.Умения и навыки чтения используются обучающимися при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Успешное овладение читательской грамотностью, которая является частью функциональной грамотности, - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка. Планирование коррекционно-воспитательной работы, достижение учебных целей невозможны без изучения психолого-физиологических особенностей развития ребенка с ОВЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические особенности работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения (F.70, F.71)
Умственная отсталость – это гетерогенная группа состояний, обусловленных врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта (когнитивных, речевых, социальных способностей), сопровождающееся нарушением адаптивного поведения, затрудняющим или делающим полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.
Понятие «умственная отсталость» более широкое, чем часто использовавшийся ранее термин «олигофрения». Под олигофренией обычно понимают дефект, ограниченный в первую очередь сферой интеллекта. Термин «умственная отсталость» стал все более общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, постепенно заменив термин «олигофрения».
В официальных диагнозах и правовых документах используется термин «умственная отсталость». Термин «интеллектуальные нарушения» – это этичная формулировка для нарушений развития.
Термин «интеллектуальные нарушения» используется для обозначения качественных и количественных отклонений развития умственных способностей. Он применим к человеку, который имеет трудности при выполнении умственных операций, в общении, в социальных навыках и навыках самообслуживания.
Согласно Американской ассоциации по интеллектуальным нарушениям и нарушениям развития (Американская ассоциация по интеллектуальным нарушениям и нарушениям развития (AAIDD) – американская некоммерческая организация, специализирующаяся на проблемах умственной отсталости и связанных с ней отклонениях в развитии. Штаб-квартира: Силвер-Спринг, штат Мэриленд, пригород Вашингтона (округ Колумбия), человек имеет интеллектуальные нарушения, если выполнены следующие три условия:
- уровень IQ ниже 70–75;
- имеются значительные трудности в освоении двух и более сфер жизни (бытовые навыки, трудовая деятельность, общение, навыки самообслуживания);
- нарушения обнаруживаются до наступления возраста 18 лет.
По Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, используются такие кодировки заболевания – F.70 / F.71:
1.Умственная отсталость легкой степени (F70) . У детей с этим диагнозом сравнительно большой словарный запас и хорошая память, они обучаемы, поэтому могут окончить школу и даже училище. Характерные трудности: слабый самоконтроль и абстрактное мышление, безынициативность, несамостоятельность, внушаемость:
F70.0 – Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;
F70.1 –Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующие ухода и лечения;
F70.8 – Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения;
F70.9 – Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушения поведения.
2.Умственная отсталость умеренная (F71). Характерные трудности: низкий словарный запас, сложности в освоении грамматики, слабая обучаемость. Дети с таким диагнозом с трудом осваивают бытовые навыки и нуждаются в постоянном уходе:
F71.0 – Умственная отсталость умеренная с указанием на отсутствие
или слабую выраженность нарушения поведения;
F71.1 –Умственная отсталость умеренная со значительными
нарушениями поведения, требующие ухода и лечения;
F71.8 – Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями
поведения;
F71.9 – Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение
поведения.
Характерная для умственной отсталости неспособность к отвлеченному
мышлению отражается и в особенностях внимания, восприятия, памяти.
Внимание трудно привлекается, плохо фиксируется, отмечается его легкая отвлекаемость. Восприятие относительно бедно и недостаточно полно отражает окружающее. Память детей также недостаточна: все новое усваивается крайне медленно и лишь после многократного повторения.
Если при некоторых вариантах умственной отсталости механическая память бывает вполне удовлетворительной, то смысловая память страдает всегда. Так, при воспроизведении прочитанного текста не передается своими
словами основной смысл, имеет место стремление рассказать все дословно.
Одна из основных задач образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате–обучение детей, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) правильному, осознанному, выразительному чтению.
Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, обеспечивающий обучающий характер, используемый обучающимися, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
В настоящее время читательская грамотность, как часть функциональной грамотности, рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность.
Успешное овладение читательской грамотностью обучающимися, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребёнка. Трудности в процессе овладения читательской грамотностью говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Школьным специалистам необходимо правильно и своевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и, по возможности, устранять или корректировать их.
Положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития, подчёркиваемое Л.С. Выготским, даёт основания полагать, что концепция развития нормального ребёнка, в общем, может быть использована при трактовке развития умственно отсталых детей, что факторы, воздействующие на развитие детей, идентичны. Но дети с нарушением интеллекта способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими отклонениями от нормы. Школьный возраст – это возраст, когда даже не выявленная ранее умственная отсталость становится очевидной.
В 40-60 годах XX века исследования по проблеме зрительного восприятия умственно отсталых учащихся стали первыми исследованиями в советской олигофренопсихологии. Полученные материалы позволили говорить о том, что под влиянием специального обучения у учеников с недостатками умственного развития улучшаются не только мышление и речь, но и другие психические процессы, в частности зрительное восприятие.
Восприятие–это процесс формирования субъективного дифференцированного и целостного образа предмета или явления в совокупности и взаимосвязи различных свойств, непосредственно воздействующих на анализатор или систему анализаторов человека. В психологии выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие.
Психика ребёнка с нарушением интеллекта представляет собой своеобразную систему, особенность которой обусловливает различные отклонения протекающих психических процессов и деятельности в целом.
Память–это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и в последующем воспроизведении прошлого опыта. Следовательно, благодаря памяти человек имеет возможность овладевать опытом прошлых поколений, применять свой личный опыт в практической деятельности, расширять и углублять имеющиеся знания, совершенствовать навыки и умения. К основным процессам памяти относятся: запоминание, сохранение и воспроизведение. В соответствии с характером запоминаемого материала выделяют память вербальную (словесную), образную (представления), двигательную и эмоциональную.
Одной из важных характеристик памяти является ее объем. Объем кратковременной памяти умственно отсталых учеников – сохранение информации в интервале от нескольких секунд до нескольких минут. Непреднамеренное запоминание текста происходит успешнее в тех случаях, когда его содержание разыгрывают с помощью игрушек.
Наибольшее число исследований в олигофренопедагогике посвящено изучению произвольного запоминания, поскольку переход ребёнка к такому запоминанию, по мнению Л. С. Выготского – один из существенных показателей его умственного развития.
Воспринятый материал необходимо многократно повторять для более прочного его закрепления. Полное, правильное и прочное запоминание учебного материала после однократного его восприятия – одноразового чтения или прослушивания – достигается в редких случаях и не у всех школьников. Для того, чтобы запомнить тот или иной материал, учащимся с интеллектуальным недоразвитием требуется значительно большее число предъявлений с последующим повторением, чем их нормально развивающимся сверстникам. Если предложить для запоминания два текста – один с простым, а другой с более сложным содержанием, – то чётко прослеживается снижение результатов запоминания более сложного.
Мышление – это процесс сознательного отражения действительности
в таких объективных его свойствах, связях и отношениях, в которые
включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию
объекты.
Мышление, являясь одним из главных компонентов познавательной
деятельности, не может существовать без связи с другими психическими
процессами.
Одно из важных направлений и главная цель коррекционной школы – по возможности всестороннее развитие учеников, подготовка их к жизни и труду, к интеграции в общество. Эту цель невозможно реализовать без знаний своеобразия развития данной категории учащихся.
У детей с интеллектуальными нарушениями потребность в общении снижена. Побуждения к речи быстро исчерпываются. Диалогическая речь, с которой дети приходят с специальную школу, не является полноценной.
Из-за слабости речевой активности не используется монологическая речь. Ответы детей односложные. Причина – недостаточность волевой сферы и других личностных компонентов, нарушение общего речевого развития.
Письменная речь – общепринятая, универсальная форма общения грамотных людей. Она даёт возможность выражать свои мысли и чувства средствами той или иной письменности, а также понимать то, что написано другими. Владение письменной речью очень важно для социальной адаптации человека. Для того чтобы пользоваться письменной речью, необходимо приобрести ряд умений и навыков. Начальный этап овладения письменной речью – усвоение навыков чтения и письма, т.е. грамоты. На него отводится значительное количество часов в общей системе работы специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Обучение грамоте способствует продвижению учеников в речевом и общем развитии.
Затруднения в овладении навыками чтения у детей с нарушением интеллекта обусловлены рядом причин, к числу которых в первую очередь относятся общее недоразвитие речи и возникающая на этой основе несформированность фонематического восприятия.
Школьники с нарушением познавательной деятельности техникой чтения овладевают медленно. Читая, они допускают много ошибок: не прочитывают окончания, пропускают и переставляют буквы, искажая, таким образом, звуковой состав слова, заменяют одни слова другими, в какой-то мере сходными по буквенному составу, не останавливаются на знаках
препинания и т. п.
Однако недостатки понимания прочитанного, наблюдающиеся у детей, определяются не только несовершенством техники чтения, но и в большой мере – низким уровнем общего развития, бедностью и малой обобщённостью жизненного опыта, нерасчленённостью, упрощённостью, резко затруднённой актуализацией представлений.
Письмо – более трудный процесс, чем чтение. У обучающихся специальных школ нередко имеются нарушения моторной сферы, недостатки координации движения мелких мышц, недоразвитие мышц пальцев, неустойчивость кисти руки, что затрудняет процесс письма. Многие школьники пишут буквы с большим напряжением, причём в движение приходят не только пальцы рук, но и плечо, голова, язык. Это приводит к быстрому утомлению.
Некоторые рекомендации по направлениям коррекционной работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения (F70, F71):
Социально-психологическая реабилитация. Позволяет создать условия для развития понимания собственной идентичности, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей, моторной координации, преодоления поведенческих и эмоциональных нарушений.
Создание индивидуальных программ по социально-бытовой реабилитации. Такие программы помогают подготовить человека с интеллектуальными и психическими нарушениями к независимой жизни.
Реабилитация методами адаптивной физической культуры и спорта. Нормальное двигательное развитие способствует активизации психики и речи.
Групповая психотерапия. Её цель — снизить коммуникативную напряжённость, помочь ему приобрести безопасный опыт социальных контактов, сформировать навыки решения жизненных проблем.
Логопедическая работа. При работе с ребёнком с интеллектуальными нарушениями формируется правильное произношение, развивается связная речь и формируется осваивание грамматических и лексических связей.
При работе с детьми с интеллектуальными нарушениями необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, вести занятия в спокойном темпе, часто менять вид деятельности и дозировать нагрузку. Также важно объяснять родителям или законным представителям ребёнка, что быстрого прогресса не будет.
При проведении коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, необходимо:
Использовать наглядные материалы.
Стимулировать интерес ребенка к занятиям.
Вести занятия в спокойном темпе, часто менять вид деятельности и дозировать нагрузку — дети быстро устают и теряют концентрацию.
Учитывать индивидуальные особенности ребенка: работоспособность, уровень развития речи, симптоматику и пр.
Использовать упражнения для рук и логопедическую ритмику. Это стимулирует моторное развитие — в том числе улучшает артикуляционную моторику, которая напрямую связана с ручной.
Уделять максимум внимания закреплению речевых навыков, в противном случае дети с интеллектуальными нарушениями быстро их забудут. Упражнения нужно часто повторять, понемногу добавляя новые элементы.
Объяснить педагогам/воспитателям и родителям/законным представителям ребенка, что освоенные речевые навыки нужно постоянно закреплять в разных жизненных ситуациях (пересказ истории, общение по телефону и пр.), иначе ребенок их утратит.
Работать совместно с психологами, дефектологами, врачами. Приемы и методы логопедии позволяют корректировать речевые нарушения у детей с УО только на благоприятном фоне. Если ребенок болен, не может справиться с психическими нарушениями, не способен к самоконтролю, логопедическая работа вряд ли будет успешной.
Речевые нарушения у детей с умственной отсталостью очень стойкие, новые навыки формируются медленно и утрачиваются быстро.
Литература
1.Дефектология проф. Московский институт коррекционной педагогики. [Электронный ресурс] URL: defectologiya.pro (дата обращения: 27.10.2025)
2. Подходы к формированию читательской грамотности обучающихся, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения). Методические рекомендации. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области «Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой», Владимир, 2022
3.Умственная отсталость у детей и подростков. Клинические рекомендации. Общественная организация «Российское общество психиатров», 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой
Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...

Особенности работы с детьми с нарушением интеллекта
Особенности работы с детьми с нарушениями интеллекта....

Психолого-педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, педагоги акцентируют свое внимание больше на развитие творческих и интеллектуальных ...
некоторые особенности работы с детьми, имеющими нарушения в развитии
Особенности работы с детьми ОВЗ...
Психолого-педагогические технологии при работе с детьми с ОВЗ
Психолого-педагогические технологии при работе с детьми с ОВЗ...
Особенности работы с детьми с нарушением интеллекта
Особенности работы с детьми с нарушением интеллекта...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
В статье рассматриваются особенности работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушение слуха. Описаны основные направления коррекционно-развивающей работы, даны практические рекомендации по испо...
