урок по СБО "Каша - традиционное русское блюдо"
план-конспект урока по теме

конспект урока по СБО в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_sbo_kasha_-_tradicionnoe_ruskoe_blyudo.docx49.7 КБ

Предварительный просмотр:

                  Тема: «Каша – традиционное русское блюдо»

Цель урока:

- систематизировать  и закрепить  знания обучающихся о крупах, кашах, о здоровом питании.

Задачи урока:

- познакомить с правилами приготовления каши, подбором нужных продуктов;

– расширение знаний о правильном питании, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

– коррекция и развитие восприятия, мыслительной деятельности, личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы.

Оборудование:

  1. карточки с пословицами, интерактивная доска.
  2. тарелки с кашами.
  3. продукты: молоко, кефир, соль, перец, сахар, лимонная кислота, масло. минеральная вода.
  4.  рабочие тетради.

                                              ХОД УРОКА:

1. Орг. момент.

Приветствие, активизация внимания;

- Доброе утро, дорогие ребята?

- Здравствуйте, уважаемые гости!

Сегодня урока у нас необычный, но я уверена, что он пройдет хорошо. А как же иначе, если в классе у нас такие смышленые, прилежные ученики. Но прежде чем объявить тему, отгадайте загадку:

Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
Ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?

Правильно. Итак , тема нашего урока «Каша – традиционное русское блюдо» (слайд 1)

2. Введение в тему.

А что же такое каша? (слайд 2)

Такое определение дал каше В.И. Даль:

Каша – густоватая пища, крупа, варенная на воде или на молоке. Крутая каша – гречневая, пшённая, ячная, овсяная. Готовится в горшке, в печи, запекаясь сверху.

1. Каша – одно из самых распространенных русских блюд, второе после щей. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна.

2. (слайд 3) Каша– любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место.

3. Каша сопровождала молодых в день свадьбы, ею поминали, встречали новорожденного.

4. В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.

5. (слайд 4)У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».

6. (слайд 5)Каша являлась основной горячей пищей для солдат. А солдатских поваров называли кашеварами.

7. (слайд 6)Знаменитый рецепт одной каши родился во время тяжелого похода через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось «чуть – чуть» гороха, перловки, пшена, гречихи. Задумавшись над тем, как накормить голодных солдат, Суворов вдруг отдал приказ - все варить в общем котле, добавив лука и масла. Каша получилась вкусная и полезная, и в народе ее прозвали суворовской.

Почему такой почет каше? Польза каш в том, что там есть все необходимые питательные вещества.

Нет такого человека, который не пробовал и не любил кашу. (слайд 7) «Проматерью хлеба» величают её на Руси. Каша испокон веков занимала важнейшие место в повседневном рационе, она являлась одним из основных блюд, как бедных так и богатых людей. (слайд 8)Отсюда и русская поговорка “Каша-мать наша”. Мудрость народа содержится в таких кратких изречениях. А вы знаете пословицы о каше? Сейчас мы это проверим.

Первое задание.

Найди пару.

(Карточки с поговорками и пословицами разрезаны и лежат на столах   у детей, надо найти пару).

Если про кашу не забудешь

– здоровым будешь

Гречневая каша

– матушка наша

Без печки холодно

– без каши голодно

Кашу маслом

– не испортишь

Сам кашу заварил

– сам и расхлёбывай

Хороша кашка

– да мала чашка

Щи да каша

– пища наша

(Обучающиеся составляют разрезанные карточки и называют пословицы и поговорки.) Проверяем правильность выполнения задания. (слайд 9)

3. Объяснение нового материала. (слайд 10)

Каша – наиболее подходящий продукт для завтрака. Она содержит необходимое количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим «проснувшимся» организмом. (слайд 11)

Как же вырасти большим?
Это очень просто!
Кушай кашу по утрам
Для большого роста.

Каша – это полезная еда, которая помогает нам стать сильными и здоровыми, перенести учебные нагрузки. В крупах меньше всего накапливается вредных веществ в отличие от других растений.

- А какие же каши нам известны? (слайд 12)

Учащиеся называют каши, таблички с названиями этих каш помещаются на стол.

А из каких круп готовится каша.

А из каких растений получают эти крупы?

Сейчас мы с вами это узнаем.

Это моя любимая каша, угадайте её?

Черна, мала крошка
Соберут её немножко,
В воде поварят
Кто её поест,
Тот похвалит.

Правильно – гречневая каша. ( слайд 13 )

Гречневая крупа

“В народе эту кашу называют мини-аптекой. Она богата витаминами. Гречневая каша может даже спасти от отравления. Это единственная каша, от которой не прибавляют в весе. Врачи рекомендуют, есть всем.”

Именно о ней говорили в русском народе: «Гречневая каша- матушка наша»

Эта народная пословица восхваляет гречневую кашу, которая и в старину на Руси наравне со щами и ржаным хлебом считалась основой богатырского здоровья. Гречневую крупу получают из гречихи . Гречиху любят не только люди, но и какие насекомые? Пчелы собирают с гречихи сладкий нектар, и делаю из него мед.

Гречневая каша для нас символ повседневности, а во всем мире ее считают, чуть ли не элитным продуктом..

 

Угадайте, про какую кашу я говорю?

Сладкая, приятная
Вкусная, пахучая
Белая, сыпучая.

Или

Знает каждый это блюдо,
Не кусочками, не грудой,
Цветом – будто простокваша,
Это – (рисовая каша)
(слайд 14)

Правильно – это рисовая каша.

Рисовая крупа 

“Рисовая каша – легкоперевариваемая каша, она даёт много энергии. Полезна всем, нельзя её много есть людям с лишним весом.”

Рисом питается большая часть населения Земли, прежде всего в Азии. Нашу планету условно можно разделить на западный “мир пшеницы” и восточный “мир риса”. К сожалению, в процессе очистки и шлифовки рисовых зёрен удаляются витамины, белок и клетчатка. Остаётся легко перевариваемый и дающий много энергии крахмал. Это свойство широко используется в диетическом питании. Относительными противопоказаниями являются ожирение, сахарный диабет. Из риса можно приготовить тысячи блюд, и каждый раз его вкус будет другим.

“Каша пыхтела
Всех угостить хотела
Манная, манная
Каша желанная
Вкусная, нежная
Очень полезная.”
Что, вы знаете о манной каше?
(слайд 15)

Из пшеницы получают манную и пшеничную крупу.

Манная крупа 

“Это самая первая каша в жизни ребёнка. Каша благотворно влияет на кости и желудочно-кишечный тракт. Она полезна не только детям, но и взрослым. Но не стоит её переедать, она очень калорийна, можно заработать ожирение.”

Кто знает, из чего делают самую, наверное, важную кашу для малышей – манную?

Конечно же, из пшеницы. Пшеница является ведущей зерновой культурой во многих странах.

Немало полезных растений выращивают на полях. Всем им честь и почет. Но самая высшая похвала нашей главной кормилице – пшенице. Именно ее в первую очередь называют хлебом, про который в народе говорят, что о «всему голова».

Еще древние египтяне выращивали пшеницу и высоко ее ценили. Когда умирал их – фараон, в гробницу кроме золота ставили чашу с пшеницей.

 

Стала «Кашей года»
Пшённая каша с медом!
(слайд 16)

Пшенная крупа

Просо в нашей стране относится к числу крупяных культур. Пшено – это ядро проса.

Древнейшей зерновой культурой является просо. Сейчас из него делают пшено. Переваривается оно медленно и обычно рекомендуется при сахарном диабете, атеросклерозе и заболеваниях печени.

Очень всем полезна каша
Пшённая, перловая,
Потому, что в этой каше
Сила стопудовая!
(слайд 17)

Перловая крупа 

Перловка – это не что иное, как цельные зёрна ячменя. Из ячменя получают несколько видов крупы. Перловка – крупные, целые шлифованные зёрна. Своё название получили за внешнее сходство с речным жемчугом.

 

Раз – овсянка,

Два – овсянка,

И овсянка в третий раз.

А на лишнюю овсянку-

Где мне взять крупы для вас! (слайд 18)

- О какой каше говорится в этом стихотворении? (овсяной)

Овсяная крупа 

Как еще можно назвать овсяную кашу? ( геркулесовая)

-Что такое геркулес? (овсяные хлопья)

Овсяная каша варится из овсяной крупы, или геркулеса, а получают крупу из овса .

В овсянке есть все наиважнейшие для нашего здоровья компоненты калий, магний, фосфор, фтор, железо, хром, йод, витамины А и Е. Овсянка нормализует обмен веществ в организме, помогает выводить не нужные вещества из организма, а ещё её большой плюс – она главная помощница людям, страдающих заболеванием желудка.

Кроме того, овсяные хлопья помогают при солнечных ожогах. Заварите растертые овсяные хлопья и смажьте ими обожженные места, а затем ополосните холодной водой.

В старину говаривали: «Овсяная каша хвалилась, что с маслом коровьим родилась»

Ячневая  крупа (слайд 19)

Ячневая каша делается из крупы, состоящей из дробленого ячменя. Ячневая каша, кстати, была любимой у Петра I, который всячески «рекламировал» её среди своих сподвижников. Кто знает, возможно, благодаря полезной ячневой каше царь-реформатор был наделён неутомимой энергией и острым умом.

В состав ячневой каши входят различные витамины, а также аминокислоты (они полезны для наших волос, ногтей и зубов). Богата эта крупа и фосфором, который необходим и взрослым, и детям. При этом ячневая каша относится к низкокалорийным блюдам, она улучшает пищеварение, предупреждает появление избыточного веса, повышает иммунитет.

Двигательная минутка

- Поменялись местами те, кто всегда моет руки перед едой.
- Поменялись местами те, кто завтракает.
- Поменялись местами те, кто любит кашу.

- А кто знает, в какое время суток лучше всего есть кашу?

Итак, давайте заполним таблицу.  (слайд  20)

Растения

Название крупы

Название каши

А вот здесь у меня записан порядок действий. На доске помещены таблички, на которых записана последовательность действий по приготовлению каши.

-Только посмотрите, ребята, все ли здесь в порядке?

-Давайте распределим правила по порядку.

1. Любую крупу до варки надо перебрать.

2. Надо знать, какую крупу перед варкой моют, а какую - нет.

Надо мыть

Не надо мыть

Пшено

Рис

Перловая крупа

Овсяная крупа

Ячневая крупа

Манная крупа

Гречневая крупа

3.Любую крупу надо засыпать в кипящую воду или молоко. Если засыпать крупу в холодную воду или молоко, а потом ждать, пока оно закипит , каша получится похожей на ком теста. Есть её никто не будет.

Учащиеся работают с доской.

-Я прочитаю вам стихотворение, попробуйте найти ошибку в действиях мальчика:

Я насыпал в миску риса

И залил его водой

Рис поднялся, разварился

Дышит, пышет, как живой.

Из-под крышки пар клубится

Крышка прыгает звеня

Приходите все учиться

Кашеварить у меня.

(Мальчик забыл помыть крупу)

- А какую крупу нельзя мыть? Верно – манную.

Вот теперь и мы знаем, как сварить кашу.

- (слайд 21)У донских казаков большую роль в питании играли крупы. Варили каши на воде, на молоке. В них добавляли овощи (тыкву, морковь, лук, помидоры). Очень любили казаки кашу с рыбой.

Познакомимся с рецептами казачьих блюд.

РЫБА, НАЧИНЕННАЯ КАШЕЙ(слайд 22)

Донскую рыбу /лещ, сазан, карп/ чистят и потрошат. Отделяют икру и смешивают ее с полу готовым рисом или пшеном. Тушку рыбы начиняют икрой с кашей и укладывают в глубокую сковородку. Заливают подсолнечным маслом и обжаренным луком и тушат. Специи – по вкусу.

ЛЕЩ, ЗАПЕЧЁННЫЙ С КАШЕЙ. (слайд 23)

Крупного леща очищают от чешуи и внутренностей. Начиняют пшённой кашей, перемешанной с икрой. Зашивают.  Запекают в духовке или печи, следят за сочность.  Можно время от времени смазывать сливочным маслом.

4. Закрепление.

конкурс “Угадай кашу” (слайд 24)

Дети с завязанными глазами пробуют и угадывают 5 каш: манная, рисовая, гречневая, перловая, пшённая.

конкурс “Кто быстрей ” (слайд25)

Работа в группах. Дети разбирают крупы по сортам: перловая, гречневая, рисовая.

Разгадай кроссворд. (слайд26)

Попробуйте разгадать кроссворд и узнаете, без чего не бывать каше:

  1. Сладкое ,а не мед.                                              2)

1)

3)

М

О

Л

О

К

О

А

С

А

Х

А

Р

Л

С

О

Л

Ь

От буренки берут,

Деточкам дают. (Молоко)                                                            

  1. Бело, а не вода,

Что всегда поверх каши лежит ? (Масло)

  1. Я бел как снег,

В чести у всех

И нравлюсь вам

Во вред зубам. (Сахар)

  1. Меня одну не едят

И без меня не едят.

На воду упала и сразу пропала. (Соль)

-А что еще можно добавить в кашу, чтобы она стала вкусной и полезной?

Правильно, в кашу можно еще добавить ягоды, фрукты, изюм, варенье, орешки. (слайд 27)

Загадку отгадать легко:
Дает корова… (
молоко)
Из молока, всем ясно,
Мы получаем… (
масло)
Отгадай загадку нашу:
Не испортишь маслом… (
кашу)
Любимая и желанная
Всем детям каша… (
манная)
Всем детям рост обеспечивает
Черная каша… (
гречневая)
За обе щеки уписываем
Белую кашу… (
рисовую)
Силу прибавишь и вес,
Если съешь… (
«Геркулес»)
Я бегом бегу в столовую —
Кашу я люблю… (
перловую)
Завтрак быстро заканчиваем —
У нас была каша… (
ячневая)
Ложки дружно облизали
И спасибо всем… (
сказали)

Ай, какие молодцы! За ваши успехи и старания я дарю вам горшочек каши…но не простой, а мультипликационной (показ мультфильма “Горшочек каши”).

X. Итог урока, выставление оценок.

У наших предков каша на столе была по праздникам. Не мешало и нам забывать хорошее. В старину в школе начало нового этапа обучения отмечалось совместной трапезой. Все угощались кашей, так произошло слово однокашник. Вот и вы теперь, стали не только одноклассниками, но и однокашниками.

Надеюсь, что с этого дня вы с удовольствием будете есть кашу дома и в школе. Пусть напутствием вам станут следующие слова. (слайд 28)

Чтобы стать весёлым, смелым,
Сильным, ловким и умелым
И с утра чтоб не лениться,
Нужно кашей подкрепиться.
Кашу вкусную с утра
Кушай вволю детвора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Традиционное русское блюдо – блины»

История возникновения блинов. Способы их приготовления....

План-конспект урока по кулинарии "Каша-традиционное русское блюдо"

Лабораторно-практическая работа.6 класс (девочки)...

Программа дополнительного образования "Традиционные русские народные игры на уроках физкультуры в младших классах"

В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные н...

Конспект:" Традиционные русские блюда"

Конспект открытого занятия:"Традиционные русские блюда"...

Традиционное русское блюдо – блины

мастер-класс Традиционное русское блюдо – блины...

Методическая разработка "Национальные русские блюда. Рецепты блюд."

Национальные русские блюда. Рецепты блюд.Видеоуроки:Учим названия русских продуктов и блюд (русская еда на английском)https://www.youtube.com/watch?v=k5513qCjSCgРусская еда по-английски: названия русс...

Конспект урока русского родного языка «История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»

На уроке используются методы и приёмы технологий проблемного обучения и деятельностного подхода ( деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная работа; проблемный мет...