РАБОТА С ТЕТРАДЯМИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
методическая разработка по теме

Торговичева Ольга Валерьевна

 

В своей работе над устранением неправильного звукопроизношения, нарушениями письма и чтения, заиканием и дизартрией большую роль я отвожу рабочим тетрадям учащихся, особенно на этапах автоматизации и дифференциации звуков.

Уже при подготовке языка ребенка в его тетрадь зарисовываю, вклеиваю заранее отпечатанные листочки с рисунками отрабатываемых на данном занятии  артикуляционных упражнений («Парус», «Лошадка», «Киска» и т.д.) с описанием действий для родителей. Даю домашние задания в ежедневных упражнениях по 15 минут, раскрашиваниях рисунков и их штриховке прямыми, волнистыми линиями, крючками, повдоль, поперек, наискосок.

Для рисунков использую различные трафареты  по обобщающим темам («Посуда», «Животные», «Игрушки») крупного размера. В каждом рисунке предварительно стрелкой намечаю направление штриховки. Рисунки подбираю не произвольно, а так, чтобы они включали в себя слова отрабатываемых звуков (ябЛоко, мыШка, шаРик). Таким образом, параллельно при подготовке языка к постановке звуков, идет работа и над развитием мелкой моторики

Для успешного овладения навыками письма использую упражнение «Повтори рисунок». Для его выполнения в классе имеется комплект ручек без стержней, которыми дети точно по контуру обводят рисунки. Специально для этой цели изготовила комплект предметных рисунков с проблемными звуками. Данное упражнение использую в рабочих тетрадях учащихся как в группах с нарушенным звукопроизношением, так и в группах с различными нарушениями письма, при заикании, дизартрии. Дети учатся выполнять плавные линии, не отрывая при этом ручку от бумаги. После тренировки предлагаю перевести рисунок с бумажного листа тетради через копирку на картон, а уже дома вырезать и раскрасить. Такой рисунок в виде (еЖика, зайЧика, сЛона и т.д.) перемещается  в специальный карман в конце тетради. Этот самостоятельно изготовленный сувенир будет «жить» в тетради ребенка еще долго и помогать ему в коррекционном обучении. В течение курса обучения предлагаю различные варианты их «дружбы»:

1.      Научи свою (например, утоЧку) произносить трудный звук, тренироваться вместе с ней перед зеркалом. У кого лучше?

2.      Составить предложения со словами действиями (которых нужно подобрать очень много ) со своим героем (например, мыШка бегаЛа, пищаЛа, скребЛа, жеваЛа).

3.      Составить предложения со словами признаками,  используя своего «друга» (например, коШечка маЛенькая, пуШистая, тепЛая, хитРая ).

4.       Составить смешной рассказ о своём герои. Нарисовать  рисунок.

 

При постановке звуков в тетради самим ребёнком (допускается и помощь родителей) зарисовываются  рисунки, в которых имеются данные звуки, независимо от их положения в словах. Таким образом, накапливается речевой материал, обогащается словарный запас и развивается фонематический слух (ребёнок самостоятельно ищет эти слова в логопедическом кабинете, дома, на улице, в книжках). Прежде, чем зарисовать, он произносит слово, вслушивается в его звучание и убеждается, слышится ли «песенка» жука, водички или комарика в данном слове. На этом речевом материале каждый ребёнок дома отрабатывает звук по схеме: в начале, затем в середине и на конце слова. Такая работа приносит хороший результат и при развитии фонематического слуха, т.к. ребёнок должен из всего наличия собранных слов распределить этот материал и вслушаться в звук прежде, чем его произнести.

Каждое слово «шлифуется» дома не менее 5 раз и еще раз закрепляется в логопедическом кабинете при ответе на оценку («5» ставлю только если ребенок 5 раз без запинок и заминок правильно произнесет это слово. Таким образом, в тетради накапливается большое количество пятерок (оценка за каждое слово),что очень стимулирует детей. Далее ребёнок придумывает предложения с этими словами, наглядно зарисовываются схемы

Автоматизация звуков в самостоятельной речи наглядно демонстрируются в тетради в  виде зарисовок сказок («Колобок»,»Теремок»,»Заюшкина избушка»,»Репка»).

В тетрадях 2,3,4, классов по нарушению письма так же широко использую рисунки , что делает рабочие тетради яркими и красочными. В них представлены все виды диктантов (выборочные, творческие, шифрованные и т.д.). В конце написания диктантов дети обязательно изображают сюжетный рисунок, отражая их главную мысль

Схемы, таблицы, рисунки, всё это обязательно присутствуют в рабочих тетрадях детей с нарушениями устной и письменной речи.

Обязательны рисунки в тетрадях и при написании сочинений по личным наблюдениям (по темам «Весна», «Осень», «Зима»). На первых уроках идёт подбор всех признаков определенного времени года, затем яркий, красочный рассказ в рисунке, далее следует устный коллективный рассказ и, наконец, само сочинение. Эти 4 часа, которые я отвожу на обучение младших школьников сочинению, очень увлекают детей. Как правило, у них не возникает какой либо боязни, неуверенности, нерешительности пред таким сложным и ответственным видом письменной работы. В этом же плане, по заданной мною схеме, с обязательным рисунком или иллюстрацией обучаю детей и сочинениям описательного характера.

Таким образом, самостоятельно составленная речевая тетрадь является своеобразным учебником для детей, страдающих нарушениями устной и письменной речи.

Опираясь на многолетний опыт своей работы на школьном логопедическом пункте, считаю, что работа с тетрадями при устранении любой речевой патологии очень эффективна и важна, которая приносит высокие учебные результаты.

 

 

                                                    Учитель логопед высшей квалификационной категории

                                                    Торговичева Ольга Валерьевна

                                                    МОУ Большереченская СОШ №1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tetradyami_na_korrekcionnyh_zanyatiyah.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ТЕТРАДЯМИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ.

В своей работе над устранением неправильного звукопроизношения, нарушениями письма и чтения, заиканием и дизартрией большую роль я отвожу рабочим тетрадям учащихся, особенно на этапах автоматизации и дифференциации звуков.

Уже при подготовке языка ребенка в его тетрадь зарисовываю, вклеиваю заранее отпечатанные листочки с рисунками отрабатываемых на данном занятии  артикуляционных упражнений («Парус», «Лошадка», «Киска» и т.д.) с описанием действий для родителей. Даю домашние задания в ежедневных упражнениях по 15 минут, раскрашиваниях рисунков и их штриховке прямыми, волнистыми линиями, крючками, повдоль, поперек, наискосок.

Для рисунков использую различные трафареты  по обобщающим темам («Посуда», «Животные», «Игрушки») крупного размера. В каждом рисунке предварительно стрелкой намечаю направление штриховки. Рисунки подбираю не произвольно, а так, чтобы они включали в себя слова отрабатываемых звуков (ябЛоко, мыШка, шаРик). Таким образом, параллельно при подготовке языка к постановке звуков, идет работа и над развитием мелкой моторики

Для успешного овладения навыками письма использую упражнение «Повтори рисунок». Для его выполнения в классе имеется комплект ручек без стержней, которыми дети точно по контуру обводят рисунки. Специально для этой цели изготовила комплект предметных рисунков с проблемными звуками. Данное упражнение использую в рабочих тетрадях учащихся как в группах с нарушенным звукопроизношением, так и в группах с различными нарушениями письма, при заикании, дизартрии. Дети учатся выполнять плавные линии, не отрывая при этом ручку от бумаги. После тренировки предлагаю перевести рисунок с бумажного листа тетради через копирку на картон, а уже дома вырезать и раскрасить. Такой рисунок в виде (еЖика, зайЧика, сЛона и т.д.) перемещается  в специальный карман в конце тетради. Этот самостоятельно изготовленный сувенир будет «жить» в тетради ребенка еще долго и помогать ему в коррекционном обучении. В течение курса обучения предлагаю различные варианты их «дружбы»:

  1. Научи свою (например, утоЧку) произносить трудный звук, тренироваться вместе с ней перед зеркалом. У кого лучше?
  2. Составить предложения со словами действиями (которых нужно подобрать очень много ) со своим героем (например, мыШка бегаЛа, пищаЛа, скребЛа, жеваЛа).
  3. Составить предложения со словами признаками,  используя своего «друга» (например, коШечка маЛенькая, пуШистая, тепЛая, хитРая ).
  4.  Составить смешной рассказ о своём герои. Нарисовать  рисунок.

При постановке звуков в тетради самим ребёнком (допускается и помощь родителей) зарисовываются  рисунки, в которых имеются данные звуки, независимо от их положения в словах. Таким образом, накапливается речевой материал, обогащается словарный запас и развивается фонематический слух (ребёнок самостоятельно ищет эти слова в логопедическом кабинете, дома, на улице, в книжках). Прежде, чем зарисовать, он произносит слово, вслушивается в его звучание и убеждается, слышится ли «песенка» жука, водички или комарика в данном слове. На этом речевом материале каждый ребёнок дома отрабатывает звук по схеме: в начале, затем в середине и на конце слова. Такая работа приносит хороший результат и при развитии фонематического слуха, т.к. ребёнок должен из всего наличия собранных слов распределить этот материал и вслушаться в звук прежде, чем его произнести.

Каждое слово «шлифуется» дома не менее 5 раз и еще раз закрепляется в логопедическом кабинете при ответе на оценку («5» ставлю только если ребенок 5 раз без запинок и заминок правильно произнесет это слово. Таким образом, в тетради накапливается большое количество пятерок (оценка за каждое слово),что очень стимулирует детей. Далее ребёнок придумывает предложения с этими словами, наглядно зарисовываются схемы

Автоматизация звуков в самостоятельной речи наглядно демонстрируются в тетради в  виде зарисовок сказок («Колобок»,»Теремок»,»Заюшкина избушка»,»Репка»).

В тетрадях 2,3,4, классов по нарушению письма так же широко использую рисунки , что делает рабочие тетради яркими и красочными. В них представлены все виды диктантов (выборочные, творческие, шифрованные и т.д.). В конце написания диктантов дети обязательно изображают сюжетный рисунок, отражая их главную мысль

Схемы, таблицы, рисунки, всё это обязательно присутствуют в рабочих тетрадях детей с нарушениями устной и письменной речи.

Обязательны рисунки в тетрадях и при написании сочинений по личным наблюдениям (по темам «Весна», «Осень», «Зима»). На первых уроках идёт подбор всех признаков определенного времени года, затем яркий, красочный рассказ в рисунке, далее следует устный коллективный рассказ и, наконец, само сочинение. Эти 4 часа, которые я отвожу на обучение младших школьников сочинению, очень увлекают детей. Как правило, у них не возникает какой либо боязни, неуверенности, нерешительности пред таким сложным и ответственным видом письменной работы. В этом же плане, по заданной мною схеме, с обязательным рисунком или иллюстрацией обучаю детей и сочинениям описательного характера.

Таким образом, самостоятельно составленная речевая тетрадь является своеобразным учебником для детей, страдающих нарушениями устной и письменной речи.

Опираясь на многолетний опыт своей работы на школьном логопедическом пункте, считаю, что работа с тетрадями при устранении любой речевой патологии очень эффективна и важна, которая приносит высокие учебные результаты.

                                                    Учитель логопед высшей квалификационной категории

                                                    Торговичева Ольга Валерьевна

                                                    МОУ Большереченская СОШ №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-методическое обеспечение коррекционных занятий. Групповое коррекционное занятие по теме "У леса на опушке" (Зима)

Коррекционные занятия являются одной из составляющих частей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Комплексное решение задач на каждом занятии позитивно сказывается на разв...

Презентация. Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений на коррекционных занятиях.

Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений  на коррекционных занятиях. ...

Рабочая тетрадь для коррекционно- развивающих занятий (7-е классы ССД)

В материале представлена рабочая тетрадь для коррекционно - развивающих занятий с учащимися 7-х классов с нарушением интеллекта, со сложной структурой дефекта....

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для организации самостоятельной работы обучающихся, освобожденных от практических занятий специальность 34.02.01 Сестринское дело дисциплина ОУД.06 Физическая культура Раздел Легкая атлетика

Предлагаемая рабочая тетрадь по дисциплине ОУД.06 Физическая культура предназначена для студентов, освобожденных от практических занятий, обучающихся по специальности 34.02.01 «Сестринское дело...