Буква Д. Звуки [ д ] -[ д'].
план-конспект урока по теме

Мартынова Ольга Александровна

Знакомство первоклассников с буквой Д. Характеристикой звуков [д] -[д'].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_bukva_d._zvuki_d_-_d.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков [д ]-[д’ ].     (1 класс)

Программные задачи: Учить дифференцировать звуки [Д ]– [Д’] в слогах, в словах, предложениях и тексте. Формировать навыки слогового анализа, закреплять знания о правописании собственных имён существительных. Развивать навыки образования существительных при помощи суффиксов. Тренировать в употреблении предлогов. Развивать слуховое внимание, память, восприятие.

Оборудование: изображения Дюймовочки, жука, крота, мышки, принца; карточки с заданиями

Ход занятия

Оргмомент

Логопед: Покажите нужную букву: а, о, у, и, ы, э.

Слова: рука, зима, рыси, кино, дома, рис, цыган, эти, кусты.

Послушайте отрывок из сказки и назовите имя героини, автора сказки и её название.

«Жила была бедная женщина. Детей у неё не было, а она очень хотела иметь дочку. Пошла женщина к колдунье, та дала ей семечко, которое велела посадить в цветочный горшок. Женщина так и поступила.

Через некоторое время из земли показался росток. Он быстро рос, и вскоре на его верхушке распустился прекрасный цветок. На нежном лепестке сидела маленькая девочка ростом не больше дюйма…» (Дюймовочка)

Основная часть

     1.Характеристика звуков.

Логопед: С какой буквы начинается имя девочки?

[д ]– согласный, звонкий, твёрдый

[ д’]– согласный, звонкий, мягкий

2. Развитие звукобуквенного анализа.

Логопед: Постройте домик для Дюймовочки. Я буду называть слова, а вы заполните клетки квадрата крестиками и ноликами: звук [д] – 0, [д’] – х

  0  

  Х      

  0

  Х

 Х

  Х

  Х  

 Х

  Х

Слова: дым, дети, дождь, диета, дятел, льдинка, день, диван, девять.

 

3.Развитие слогового анализа и синтеза

Однажды, когда Дюймовочка спала в своём домике, противные мокрые жабы подкрались к ней и похитили её. Дюймовочке помогли убежать от них рыбки и рак. Лист по реке плывёт слишком медленно, и жабы начинают догонять Дюймовочку. Отвлеките жаб и помогите Дюймовочке – вставьте в слова слоги с буквой «Д», и узнаете много имён. Запишите.

…….рья, Вла……к, ……нис, …….ана, Э…..к, Алексан….., ……..трий, Фри….., Лю…..,…….на, Гертру….. .

4.Дифференциация звуков [д] –[ д’] в словах

С вашей помощью Дюймовочка убежала от жаб. Её увидел майский жук. Она очень ему понравилась. Но Дюймовочка пришлась не по нраву другим насекомым – у него не было крыльев. И жук оставил её одну на дереве. Помогите ей спуститься. Отгадайте загадки и запишите отгадки.

В синем небе светлячки,                              В снежном поле на дороге,

Не дотянешь к ним руки.                             Мчится конь мой одноногий

                   (Звёзды)                                       И на много-много лет

                                                                         Оставляет чёрный след

Его  просят, его ждут                                                         (Карандаш)

Придёт – прятаться начнут

                      (Дождь)                                      В нашей кухне круглый год

                                                                          Дед мороз в шкафу живёт.

Белые горошки на зелёной ножке                                      (Холодильник)

                                   (Ландыш)

5.Развитие звукового анализа на уровне словосочетания.

Всё лето Дюймовочка прожила в лесу. А когда наступила холодная осень, она пошла искать убежище потеплее. Набрела на домик полевой мыши и попросилась к ней жить. Они играли в игру «Большой – маленький»

Завод, дом, день, дым, сад, лёд, снег, холод, друг, утюг.

Какие слова лишние?

6.Физкультминутка

7.Дифференциация звуков [д] –[ д’] на уровне предложения

О прекрасной Дюймовочке узнал старый богатый крот. И захотел на ней жениться. Перед тем, как забрать её в подземелье, крот обещал выполнить одно желание девочки. Дюймовочка пожелала попрощаться с солнышком, которое так любила. Пока Дюймовочка прощалась, крот занимался своим любимым делом: составлял предложения из слов.

  • Тёма, в, приехал, деревню, дедушке, к.
  • Карандашами, Даша, цветными, рисует.
  • Под, девочка, зонтом, идёт, дороге, по.
  • Стирала, одеяло, Диана.
  • Из – за, выглядывает, дерева, медвежонок.
  • Мостом, под, пароход, прошёл.

8.Дифференциация[ д] –[ д’] на уровне текста

А Дюймовочка тем временем со слезами на глазах прощалась с солнышком. Девочку увидела ласточка, летевшая в тёплые края. Когда она узнала, о чём плачет Дюймовочка, то решила взять её с собой в тёплые края.

Птица опустила Дюймовочку на красивый цветок и улетела. А в соседних цветах тоже жили маленькие человечки, среди них был принц. Но у всех них были крылышки. Помогите Дюймовочке получить крылья, вставьте в предложения букву «Д» и прочитайте.

                                                 Родник

…..ень был тёплый. Воло…я и  ….има гуляли около …ачи. Мальчики по…ошли к высокому  ….ереву. У …ерева они уви…ели ро…ник. Воло…я и …има решили по…ойти поближе. Они наклонились и ла…онями стали пить во…у. Она была холо…ная. Мальчики быстро утолили жаж…у и пошли  …омой.

Итог занятия

Логопед: Прочитайте получившийся рассказ по цепочке и назовите слова со звуками занятия. Чему научились? Характеристика звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи в 1 классе по теме "Сад-огород.Буква С. Звуки[c],[c"].

Урок по развитию речи проводился на учащихся 1 класса общеобразовательной школы. Тема урока "Сад-огород. Буква С. Звуки [c],[c\']." Присутствовали на уроке :Администрация школы, педагоги начального зве...

Буква Г. Звуки [ г ], [ г\'].

Конспект к презентации "В гостях у гномов"...

ФГОС. Учебный проект "Гласные буквы и звуки английского языка"

Разрботка учебного проекта по ФГОС для вторых классов по теме "Гласные буквы и звуки английского языка". Презентация проекта на уроке....

Таблица букв и звуков

БуквыНазвание буквыЗвукПримерA aа[а ]AdaB bбэ[б ]BonnC cцэ[к ]Coca - ColaD dдэ[д ]DeniE eэ[э]EmmaF fэф[ф ]FanniG gгэ[г]GenaH hха[х]Hallo!I iи[и ]InaJ jйот[й]JanK kка[к]KatiL  lэл[л ]LuluM mэм[м]M...

Комплект дидактического материала "Помоги котенку" тема "Буквы и звуки английского алфавита и цвета" для учащихся 2 классов.

Комплект дидактического материала «Помоги котенку»( английский язык)На уроке я создаю игровую форму при помощи игровых заданий «Помоги котенку», которые выступают как средство ...

Методические рекомендации для родителей второклассников. Чтение букв и звуков

Материал поможет родителям второклассников  изучить звуки и буквы....