Главные вкладки

    «Самое главное в жизни - игра»
    статья по теме

    Фокеева Ольга Константиновна

    В статье раскрывается роль игры для психического и личностного развития ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoe_glavnoe_v_zhizni.docx14.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Самое главное в жизни - игра»

    Игра ребенка – это важная «работа». Но работа особая, она одновременно доставляет удовольствие, развивает и обучает, вводит в общество. В игре ребенок моделирует свою взрослую жизнь и фактически творит самого себя. Организуя игру, дети моделируют и творят свою жизнь.

    Из детской игры вырастает и стиль взаимодействия личности с обществом. Игра является деятельностью, в которой наиболее полно проявляются личностные особенности ребенка. Игра очень серьезное дело, ведь из неё вырастает личность взрослого. Через игру ребенок узнает, что может делать в жизни, в чем силен, в чем слаб и как ряд неудач может привести к успеху. Играя, ребенок укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, упражняется в решении жизненных задач, учится общаться с другими людьми и, наконец, познает ценности и символы своего мира.

    В игре переживается жизнь, пока еще недоступная в действительности.

    Особое значение игра имеет для развития произвольного поведения. В игре рождается и функция контроля. Играя, с одной стороны, ребенок выполняет свою роль, а с другой – контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца. Игра становится способ преодоления разрыва между поколениями. В игре происходит усвоение общих смыслов и мотивов человеческой действительности, воспроизведение социальных отношений, религиозных представлений. Через игру дети включаются в жизнь взрослых. Это не просто моделирование деятельности взрослого, а свободно-творческое общение со смыслом деятельности взрослого.

    В игре таится огромный заряд для психического и личностного развития ребенка. Главным в игре является то, что она носит неосознаваемый естественный характер. Игра – неотъемлемая часть детской жизни, внутри которой моделируется взрослая жизнь. В игре отражается дух современности, при этом сущность самой игры остается неизменной. Итак, что дает детям игра? Игра создает возможность владеть своими действиями, быть хозяином своего действия. Осознавать факт своего существования в конечном счете. В процессе игры происходит познание самого себя. Из многочисленных проигранных образов в различных ситуациях, формируется обобщенный образ Я. Поэтому с полным правом можно говорить о том, что в процессе игры происходит познание самого себя, своих возможностей и умений. Воображая себя, примеряя на себя определенные роли, ребенок обращается не только к себе реальному, но и к себе возможному, желанному и нежеланному, как бы экспериментирует со своими возможностями. То есть в процессе игры ребенок пробует различные варианты своего развития. В игре, принимая роль взрослого, отделяет себя –от своего образа, воображая себя взрослым. Но одновременно ребенок создает и образ взрослого, отделяя его от реального взрослого, смотрит на него со своей позиции, создает его как свой образ, а не просто копирует.

    Общественное детское подражание взрослым в игре нельзя понять как простое воспроизведение, копирование, отражение, пусть и обобщенное, взрослого, его действий и функций. Речь идет о творческом проигрывании, переосмысливании поведения взрослого. С этих позиций и игра безусловно является игрой творческой.

    Содержание игр определяется закономерностями психического развития ребенка, опосредуется культурой, временем и конкретной средой. Игра очень значима и в социально-психологическом плане, а именно взаимоотношений взрослого и ребенка. Если вне игры взрослый не отделен от него, связан с удовлетворением его потребностей (в пище, тепле, защите), либо отделен как безусловный авторитет, как образец для копирования, подражания, то в игре это отношение в корне меняется. Играя во взрослого, изображает его действия. Причем не просто отражает и копирует мир взрослых, но, создавая образ взрослого, воображая его, обнаруживает несовпадение его с самим собой. Так рождается понимание своей индивидуальности.

    В игре отрабатывается и функция самоконтроля. Играя, ребенок, с одной стороны, выполняет свою роль, а с другой стороны – контролирует свое поведение, смысл выполнения роли не в подчинении образцу, заложенному в ней, а в создании образа, в отстранении от этого образа, переосмыслении его. Поведение взрослого здесь не готовый образец, а материал для создания образа, который, в отличие от образца, объемен, неоднозначен, а главное, не усваивается извне, а создается самим ребенком.

    Социальная природа детской игры заключается не только в том, что в ней воссоздаются и осваиваются формы поведения в обществе и формируется способность оценивать свое поведение с точки зрения других. В игре ребенок учится осознавать свое поведение, осмысливать самого себя. Играющие дети образуют свой мир, которому и подчиняются, а нарушитель изгоняется из этого мира. Если играет группа ребят, то другой ребенок либо в игре, либо вне игры.

    Игра особенно ценна с точки зрения познания ребенком окружающего мира и самого себя. Она учит его тому, что такое окружающий мир, какими могут быть отношения между людьми.

    Таким образом, в самом общем смысле игра является деятельностью, в которой наиболее полно проявляются грани человеческой деятельности вообще. И в этом плане игра очень показательна. Психологи отмечают, что в отличие от так называемой серьезной деятельности в игре присутствуют чувство свободы. При работе («серьезном деле») приятно не само занятие, а цель, которая этим достигается. В игре, наоборот, приятно само занятие, которое производится без всякой цели. Игра – это свободная деятельность, которая не продиктована необходимостью. Это выход за рамки повседневной жизни, пространство, наиболее благоприятное для развития ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сочинение-интервью на тему "В жизни у мамы самое главное"

    Сочинение- интервью на тему "В жизни у мамы самое главное" выполнила обучающаяся 9 класса Попова Виктория....

    Экологическая игра для 5 классов "Кто на свете самый главный?""

                  Активные формы работы были, есть и будут путеводной нитью в образовательном процессе для повышения эффективности биологических знаний, раз...

    Разговор о самом главном

    Размышления  о патриотическом  воспитании на уроках литературы....

    Всероссийский творческий конкурс." Арт-талант" "Самый главный человек"

    конкурс  "Самый главный человек". Номинация "Сочинение" Сочинение ученицы 6 класса. Мамочка....

    Проект "О самом главном"

    Творческое занятие в группе продленного дня с использованием инновационных технологий....

    Сценарий праздника «Самое главное слово»

    Сценарий праздника "8 марта" для детей 2-й младшей группы...

    Тематическое занятие "Труд на свете самый главный"

    Занятие разработано для учащихся специальных(коррекционных) учреждений VIII вида. Целью занятия является воспитание  уважения к труду, к людям различных  профессий, бережное отношение к прир...