Главные вкладки

    Разговор о самом главном
    статья по литературе (11 класс) по теме

    Сегеда Галина Николаевна

    Размышления  о патриотическом  воспитании на уроках литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razgovor_o_glavnom.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

     Сегеда Г.Н. Разговор о самом главном//Объединённый научный журнал, № 15(203). 2007 – Москва: С. 28-29

                                                                 

                                           Сегеда Галина Николаевна, учитель МОУ СОШ № 7

                                           г. Минеральные Воды Ставропольского края

    Разговор о самом главном 

        Свои размышления  о патриотическом  воспитании на уроках литературы  хотелось бы начать с известного высказывания  А.С. Пушкина: «… чёрт догадал меня  родиться в России  с душою и талантом!» И потом: «Я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя … но клянусь честью, что ни за что на свете я  не хотел бы переменить отечество». Великому поэту   как бы вторит его  друг – замечательный русский мыслитель П.Я. Чаадаев. Он смеётся над «блаженным патриотизмом», «патриотизмом лени», когда всё видится в розовом свете. Его патриотизм иной: «Я не научился любить свою родину  с закрытыми  глазами, запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен  своей стране только в том случае, если  ясно видит её».

        И сегодня мы   «далеко не восторгаемся тем, что видим вокруг себя ».

    «Блаженными патриотами», как оказалось, тоже быть нелегко: не так давно нам открыли глаза на  многие факты истории, ранее неизвестные. До сих пор не можем оправиться от потрясения… А дети? Они  всё это восприняли как некую данность. Парадокс: наши ученики знают историю России  XX века подчас лучше, чем мы, бывшие очевидцами многих событий. Однако они воспринимают эти факты менее эмоционально. Старшее поколение любит свою страну, привычно стараясь не путать понятия «народ», «родина», «национальная культура» и «политика того или иного правительства на определённом этапе развития общества». Но как объяснить это младшему поколению?

                 Большие возможности открывает изучение литературы в старших классах, ведь произведения писателей двадцатого столетия по сути являются признанием в любви своей многострадальной Отчизне- любви, пронесённой через самые тяжкие испытания. Говоря в XI классе о всевозможных потрясениях, которые наш народ пережил в прошлом теперь уже веке, необходимо соотносить произведения  и судьбы их авторов с современными им историческими событиями. Удивительный факт, но лишь немногие старшеклассники  способны связать знания по истории  с  изучаемой художественной литературой, для большинства же это различные учебные предметы, которые существуют сами по себе. А ведь лучшие поэты и писатели XX века в своих книгах попытались осмыслить события, происходившие на их глазах, - революции, войны, репрессии. Скорбная, трагическая история – скорбная, трагическая литература…

                   Предчувствие перемен, мироощущение, сложившееся на грани двух веков, необыкновенно ярко, талантливо и многогранно выразили поэты Серебряного века. Разговор о их творчестве, их судьбах тоже является воспитанием патриотизма. Мы любим жаловаться на трудности. А когда было легче? Перечитаем  строки А.А.Блока, написанные им в 1914 году от имени  своего поколения:

                            Рождённые в года глухие

                            Пути не помнят своего.

                            Мы – дети страшных лет России –

                            Забыть не в силах ничего.

                  Поэт, посвятивший Родине много прекрасных строк, воспримет то, что с ней произойдёт, как справедливое возмездие.Он попытается принять всё как есть – и не сможет…

                  Полны  любви к родной земле есенинские стихи, и в них тоже ясно ощущается трагедия народа и самого поэта, почувствовавшего себя лишним в своей стране.

                   Судьба  Владимира Маяковского- ещё один возможный путь среди революций - тоже завершается трагедией…И учащиеся понимают, что любить Родину - значит не только восхищаться её красотой, но и чувствовать её боль как свою.

                  Настоящее потрясение испытывают  старшеклассники, когда мы знакомимся с творчеством Максимилиана Волошина. Поэт, философ, художник, он был далёк от политики. В годы безумного кровопролития гражданской войны он занял позицию Человека по отношению к своей многострадальной Родине, к своему народу. В Крыму, где власть неоднократно переходила из рук в руки, он, как пишет М.Цветаева, «спасал белого от красных, красного от белых, то есть человека от своры». Безусловно, художественное произведение должно потрясти душу , и это потрясение даст молодому читателю гораздо больше, чем  самый подробный анализ выразительных средств. В классе всегда стоит напряжённая тишина, когда читается цикл М. Волошина «Усобица» - единственный в своём роде лирический дневник, мужественное и достоверное свидетельство очевидца великой народной драмы. Поэт пишет о страшной и бессмысленной братоубийственной войне, а в сердце  удивительным образом переплетаются чувства  ужаса, страха, ненависти и щемящей любви:

                            И здесь и там между рядами

                            Звучит один и тот же глас:

                            «Кто не за нас, тот против нас!

                            Нет безразличных! Правда – с нами!»

                            А я стою один меж них

                            В ревущем пламени и дыме  

                            И всеми силами моими

                            Молюсь за тех и за других.

                    Он готов пройти с  обугленной Россией «сквозь муки и крещенье совести, огня и вод», он готов молиться за палачей, своей жертвенной любовью спасая мир для потомков. Переживший  с народом «Илиады войн и Апокалипсисы революций», поэт через  десятилетия обращается к нам:

                            Далёкие потомки наши, знайте,

                            Что если вы живёте во Вселенной,

                            Где каждая частица вещества  

                            С другою слита жертвенной любовью,

                            И человечеством преодолён

                            Закон необходимости и смерти,

                            То в этом мире есть и наша доля!

                    Касаясь темы русской эмиграции, говоря о судьбах  А.Аверченко, И.Бунина, И.Шмелёва, Б.Зайцева и многих других замечательных писателей, вынужденных после революции покинуть страну, отмечаем, что разлука с Родиной лишь усиливает любовь к ней. Эта любовь , вера в будущее своей Отчизны звучит  в каждой строчке  стихотворения Зинаиды Гиппиус, уехавшей из России в 1919 году и долгие годы незаслуженно забытой  на родине:

                            Она не погибнет,- знайте!

                            Она не погибнет, Россия.

                            Они всколосятся,- верьте!

                            Поля её золотые.

                            И мы не погибнем, - верьте!

                            Но что нам наше спасенье?

                            Россия спасётся, - знайте!

                            И близко её воскресенье.

                   У Марины Цветаевой есть  стихотворение «Тоска по родине! Давно…», передающее всю сложную гамму чувств, которые испытывали русские люди, оказавшиеся в эмиграции: обида, горечь, желание забыть прошлое и начать новую жизнь в чужой  стране. У поэтессы, которая пытается «разоблачить » тоску по родине, убедить себя и других в том, что ей «совершенно всё равно – где совершенно одинокой быть, по каким камням домой брести  с кошёлкою базарной », вдруг срывается голос, перехватывает дыхание и – как откровение:

                            Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

                            И всё – равно, и всё – едино.

                            Но если по дороге - куст

                            Встаёт, особенно – рябина…

                    Неизменный интерес у старшеклассников вызывают дневники И.Бунина и З.Гиппиус, М.Пришвина и М.Булгакова. Передавая атмосферу далёкой от нас эпохи, они помогают разобраться и в проблемах современных. А произведения таких писателей, как Е.Замятин и А.Платонов, В.Шаламов и В.Тендряков, позволяют воспитывать  патриотизм без упоминания этого слова, что и характерно для истинной любви: не кричать о ней во весь голос, но в трудную минуту делать именно то, что требуется, не озлобиться в годы лишений и трудностей. Л.Н.Толстой очень верно назвал это чувство «скрытой теплотой патриотизма». Не чуждо оно и нашим детям, о чём можно судить по их творческим работам и устным ответам. Они серьёзно и заинтересованно рассуждают о необходимости возрождения нравственности, национальной культуры, веры, без чего, по их мнению, невозможно представить сегодня будущее России. А русские писатели, их судьбы и творчество – пример беззаветной и бескорыстной любви к Отчизне, о чём  и надо говорить на каждом уроке литературы.        

                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разговор о самих себе

    Классный час-презентация...

    Разговор о самих себе

    Представление визитной карточки класса...

    Сочинение-интервью на тему "В жизни у мамы самое главное"

    Сочинение- интервью на тему "В жизни у мамы самое главное" выполнила обучающаяся 9 класса Попова Виктория....

    Экологическая игра для 5 классов "Кто на свете самый главный?""

                  Активные формы работы были, есть и будут путеводной нитью в образовательном процессе для повышения эффективности биологических знаний, раз...

    «Самое главное в жизни - игра»

    В статье раскрывается роль игры для психического и личностного развития ребенка....

    Всероссийский творческий конкурс." Арт-талант" "Самый главный человек"

    конкурс  "Самый главный человек". Номинация "Сочинение" Сочинение ученицы 6 класса. Мамочка....

    Проект "О самом главном"

    Творческое занятие в группе продленного дня с использованием инновационных технологий....