Индивидуальная программа развития
статья по теме

Аристова Оксана Сергеевна

Раскрываются задачи индивидуальной программы развития, виды индивидуальных программ, этапы составления программы и характеристика содержания индивидуальных программ развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_razvitiya.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Составление индивидуальной программы развития

Аристова О. С.

зам. директора по УМР

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.

Индивидуальная программа развития ребенка в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната должна решать задачи следующего характера:

  1. психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся;
  2. адаптации ребенка к новым условиям обучения;
  3. профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
  4. коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

Можно выделить несколько видов индивидуальных программ развития.

-индивидуальная адаптационная программа(программа, нацеленная на адаптацию детей, поступивших в 1 класс или вновь прибывшим в ОУ детям)

-индивидуальная профилактическая программа (направлена на предупреждение различных отклонений в эмоционально-волевой сфере, нежелательного поведения)

- индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения(предполагает комплексное сопровождение ребёнка группой специалистов: воспитатели, учителя, мед. работники, логопед, психолог, социальный педагог)

-индивидуальная коррекционно-развивающая программа(реализуется учителями, воспитателями, логопедом психологом)

-индивидуальная социальная программа развития(направлена на достижение социальных и воспитательных целей, выработку адаптационных навыков у учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости)

На первый план при обучении и воспитании детей с тяжёлой умственной отсталостью выступает их социализация и адаптация. Следовательно, индивидуальная программа развития должна решать следующие задачи:

-формирование социального поведения; коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия

-формирование и развитие коммуникативной функции речи

-отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости

-включение учащихся в домашний, хозяйственный труд; мотивация на помощь другому, а не только ожидание помощи себе

-эмоциональное развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим

-развитие умения занять себя в свободное время

-развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности.

-укрепление и охрана здоровья; физическое развитие ребёнка; спортивные занятия

И хотя  системе специальных коррекционных образовательных учреждений создаются классы для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости, многие дети всё же находятся на домашнем обучении.

Этапы составления индивидуальной программы развития:

1.Предварительный этап

-Изучение документации, личных дел

-Изучение социального окружения ребёнка(с кем общается дома, в школе и  внешние связи)

2. Диагностический этап

-диагностические исследования(наблюдение, психологические тесты с целю выявления эмоционально-личностных особенностей ребёнка и определения зоны ближайшего развития)

3. Коррекционно-развивающий этап(улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации и профориентации)

4. Заключительный этап (анализ результатов эффективности проведённой работы)

Индивидуальная программа развития включает

1. Пояснительную записку, где указываются актуальные проблемы ребёнка:, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития)

2 Содержание программы(направления и формы работы)

3. Литература

Т. о индивидуальная программа развития направлена на решение проблем конкретного ребёнка. Её цель, задачи и структура должны определяться образовательными потребностями ребёнка, его возможностями. При разработке и реализации программы развития важным условием является координированные действия специалистов

Литература:

1. Трошин О. В. Основы социальной реабилитации и профориентации :Учебное пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2005.-384с.

2. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком.Руководство для родителей-М. :Теревинф,2004.-240с.

3. http://festival.1september.ru/articles/211161/ Могила О. И.Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате

4. Информационные материалы для обучения учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости/Е. И. Капланская (Северо-Западное окружное управление образования г. Москвы ГОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №77)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.

В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (1 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося индивидуально на дому 2 класса

Рабочая программа развития предназначена для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектульными нарушениями) в условиях надомного обучения для 2 класса...