Главные вкладки

    Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе
    статья по теме

    Копликова Наталья Николаевна

    Прелдагаются методики по ароматерапии, музыкотерапии, Хромотерапии, су-джок терапии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе

                                                     Учитель-логопед Копликова Н.Н.

    Статья относится к разделу логопедия и коррекционная педагогика.

    Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка. Кроме того альтернативные методы и приёмы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Использование традиционных методов и приёмов без дифференцированного сочетания нетрадиционных приёмов, на мой взгляд, оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом.

              На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро -, сказко -, смехо -, изо -, глина -, и др.), но наиболее целесообразными и эффективными являются: арома -, музыко-, хромо -, су-джок терапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального состояния детей.

                    Ароматерапия – лечение с помощью эфирных масел разных растений.

    Цели:

    1. Нормализовать мышечный тонус.
    2. Повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.

    Народный опыт и исследования учёных (О. К. Либусь, М. А. Поваляева, Д. И. Шатенштейн.) доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Они вызывают у людей те или иные бессознательные желания, а потому могут не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением - через подсознание.

    Д. И. Шатенштейн доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции. С помощью масел можно нормализовать артериальное давление, снять стресс, усталость, апатию или перевозбуждение, улучшить настроение. В этих целях рекомендуется применять масло лимона, обладающее высоким эффектом воздействия. Уже через несколько минут резко улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности. Ароматы воздействуют и на концентрацию внимания. Японские учёные выяснили, что количество ошибок при письме уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды – на 20 %, жасмина – на 25%, лимона – 50%.    

     Масла ромашки, лаванды, мандарина оказывают успокаивающее воздействие (гармонизируют через аромалампу). Для создания особенного настроения и повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду, масло чайного дерева.

                                                ОБОРУДОВАНИЕ

    Ароматизационные лампы (три- пять капель масла на чашу, наполненную водой; свеча в аромалампе, нагревающая воду в чаше и способствующая испарению масла с её поверхности); аромамедальёны (можно использовать упаковку  «киндер - сюрпризов»).

    Во время работы необходимо соблюдать принципы ароматерапии.

    1. В связи с привыканием к запахам у человека постепенно снижается активность даже самых эффективных и любимых композиций. Поэтому не реже чем месяц- полтора вносите хотя бы небольшие изменения в их состав.

    1. При применении эфирных масел. Помните об определённых противопоказаниях, внимательно читайте аннотации к препаратам.
    2. При выборе руководства по ароматерапии избегайте целителей, обещающих избавление от всех болезней и умалчивающих о противопоказаниях и возможных осложнениях.

                                Вероятное положительное влияние на психику

                               ( психоэмоциональное действие) эфирных масел

    Гераниевое – снимает стресс и состояние тревоги.

    Лавандовое – снимает стресс, состояние тревоги, депрессию, повышает концентрацию внимания.

    Мятное – повышает настроение.

    Ромашковое (аптечная, римская ромашка) – успокаивает, способствует запоминанию.

    Розмариновое – улучшает память.

    Эвкалиптовое – устраняет повышенную утомляемость, сонливость, выявляет резервные силы в организме; оживляет умственную деятельность, ясность ума.

    Масло чайного дерева – эмоциональный антисептик; ликвидирует истерию и паникёрство; развивает самостоятельность, активизирует процессы восприятия и запоминания, помогает быстро « переключится» с одного предмета на другой.

    Пихтовое – устраняет астено - депрессивные состояния, чувство неуверенности, необоснованное беспокойство. Антисептическое средство при вирусных инфекциях.

    Кедровое – устраняет нервозность , растерянность, упорядочивает мысли, придаёт уверенность в своих силах.

    Музыкотерапия

    ЦЕЛИ:

    1. Создавать положительный эмоциональный фон реабилитации (снятие фактора тревожности, неуверенности).
    2. Стимулировать двигательные функции.
    3. Развивать и корректировать сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности.
    4. Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
    5. Растормаживать речевую функцию.

                 

                         Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Применение музыкального звука в лечебных целях способствует активизации резервных возможностей человеческого организма. Главными выразительными средствами музыки следует признать звуки. «…Их вибрация создаёт особые энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение…» (Р. Блаво). Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему (А. Р. Гуськов, С. А. Мамулов, И. Р. Тарханов).

            Классическая музыка несёт в себе огромный потенциал. Тем более, что большинство классических произведений уже аранжированы и адаптированы для малышей. Поэтому необходимо использовать эти возможности в терапевтических целях. Специальные исследования показали, что наибольшим возбуждающим действием обладают музыка Р. Вагнера, оперетты Ж.. Оффенбаха, «Болеро» М. Равеля с их нарастающим  ритмом. Улучшению настроения способствуют произведения Ф. Гайдна, Д. Россини и большинство произведений В. А. Моцарта. Сонаты Л. ван  Бетховена помогают ускорить и облегчить интеллектуальную деятельность, проявить творчество. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, паретичными детьми.

     

               Было замечено, что лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. «Каприз №1» Н. Паганини повышает тонус организма, настроение, способствует концентрации внимания. Уравновешиванию нервной системы способствуют пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Лунная соната» Л. ван Бетховена.

               Наиболее важным для детей являются тренировка наблюдательности и развитие чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и невербаль-ных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

               Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения дви-

    гательных и речевых расстройств, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой.

              На занятиях можно использовать следующие приёмы:

    - прослушивание музыкальных произведений;

    - ритмические движения под музыку;

    - сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса;

    - пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

              Во время музыкальных сеансов следует соблюдать следующие принципы:

    - продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в                        течение всего занятия;

    - на занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.

             Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

    - улучшению общего эмоционального состояния детей;

    - улучшению исполнения качества движений;

    - коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

    - стимуляции речевой функции;

    - нормализации просодической стороны речи.

                               

                                   Хромотерапия (цветотерапия, светотерапия).

    Цели:

    - нормализовать мышечный тонус;

    - нейтрализовать негативное состояние.

            Хромотерапия - наука, изучающая свойства света и цвета. Учёные давно заметили, что одни цвета успокаивают, способствуют приливу внутренних сил,

    бодрят; другие – раздражают, угнетают. Терапевтические возможности цвета были подтверждены результатами научных исследований. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер. Для оформления интерьера в зависимости от состояния воспитанников можно использовать цвета, представленные в таблице.

            Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных коррекционных занятиях благотворно действует на нервную систему в целом. Так, в зависимости от состояния ребёнка можно создать цветовой фон освещения (на светильник накинуть шарф определенного цвета, который создаёт мягкий свет определенной цветовой гаммы).

                               Воздействие цвета на организм ребенка


    Цвет


    Положительное влияние на организм

    Синий, голубой

    Успокаивает, расслабляет, снижает спазмы, тормозит действие.

    Красный, розо-

    вый.    

    Повышает физическую работоспособность, сти –

    мулирует психические процессы, придаёт ощущение

    теплоты.

             

    Зелёный

    Успокаивающее действие, создание хорошего

    настроения.

    Жёлтый

    Цвет радости и покоя, нейтрализация негативного

    состояния.

            СУ - ДЖОК ТЕРАПИЯ

                                                          ЦЕЛИ:

    1. Нормализовать мышечный тонус.
    2. Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

     Су – джок акупунктура (су – кисть, джок – стопа) последнее достижение восточной медицины. Первой ступенью су – джок терапии может овладеть каждый челочек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах – это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определённые точки.

    Су – джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колец «ёжиков» удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.

    Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях су – джок  терапия активизирует развитие речи ребёнка.

    Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребёнок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.    

    Список использованной и рекомендуемой литературы

    1. Блаво Р. Исцеление музыкой. СПб., 2003.
    2. Блаво Р. Музыка здоровья. СПб., 2002.
    3. Кацер О. В. Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей // Музыкальная палитра. 2003. №3.
    4. Ощепкова И. Г.,  Верясова Т. В. Система коррекционной работы по формированию графо – моторного компонента у детей младшего школьного возраста с дизартрией. Екатеринбург, 2003.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование метода сказкотерапии в логопедической работе

    Сказка обогащает эмоциональную жизнь ребенка. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения родного языка. Развивающая речь способствует развитию личности в целом. Многолетний опыт работы в дошколь...

    Су Джок терапия в логопедической работе

    Эта статья о том, как етрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи....

    Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.

    Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.Эти методы терапии принадлежат к числу эффектив...

    презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»

    В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией  с применением мнемотехники....

    Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией

    Сопроводительная  статья  к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....

    Использование метода проектов в логопедической работе как способа развития коммуникативной функции речи детей-логопатов

    Реализация проекта в условиях  специальной (коррекционной) школы  VIII вида сопряжена с определёнными трудностями, что обусловлено интеллектуальными и психофизическими особенностями обучающи...

    Использование метода проектов в логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

    У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается  слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушение смыслового программирования  речевой деятельности. ...