Су Джок терапия в логопедической работе
картотека

Каримова Ольга Ивановна

       На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы Су Джок терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su_dzhok_terapiya_v_logopedicheskoy_rabote_konspekt.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Су Джок терапия в логопедической работе

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский

      Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су " – кисть, "Джок" – стопа)

       На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Наряду с пальчиковыми играми, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедической работе можно и нужно использовать Су Джок терапию, которая позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность, развивает мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. В коррекционной работе используется массажный шарик Су Джок, в который входит собственно массажный шар-ёжик (каштан) и два металлических кольца. 

Приемы Су Джок терапии, используемые в работе с детьми с нарушениями речи:

1.Массаж массажным шариком Су Джок.

 На ладони находится множество биологически активных точек, поэтому эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком с шипами. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Примеры упражнений:

 «Дорожка» Шарик положить между ладонями, пальцы прижать друг к другу. Делать массажные движения, катая шарик вперёд-назад.

 «Шарик» Шарик положить между ладонями, пальцы прижать друг к другу. Делать круговые движения, катая шарик по ладоням.

 «Клубок» Держать шарик подушечками пальцев, делать вращательные движения вперёд или назад.

 «Кнопочки» Держать шарик подушечками пальцев, с усилием надавить ими на мяч (4—6 раз).

«Прятки» Зажать шарик в одном кулаке, затем в другом. Массажные шарики можно использовать в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения.

  Массаж Су – Джок шарами: Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:

 Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,

 Каждым пальцем мяч прижму, и  другой рукой начну.

 2. Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков.

 (ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука )

 Автоматизация звуков в чистоговорках:

 Са – са – са – длинная коса. (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).

Ши – ши – ши – новые карандаши. (Катить шарик по каждому пальцу).

Ша – ша – ша – я катаю малыша. (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).

Ил - ил – ил – дятел дерево долбил. (Держать шарик подушечками пальцев, с усилием надавить ими на мяч).

 Ры – ры – ры – катаемся с горы. (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).

Ра – ра – ра – высокая гора. (Катить шарик круговыми движениями по ладоням).

Ру – ру – ру – листья соберу. (Нажать шариком на каждый палец).

 Ру – ру – ру – скачет кенгуру. (Прыгать по ладошке шаром).

Ры – ры – ры – в руках у нас шары. (Зажать шарик в одном кулаке, затем в другом).

 Автоматизация звуков в стихах:

  • Варит сам самовар, (Катить шарик круговыми движениями по ладоням в одну сторону).

Катит сам самокат, (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).

Ходит сам самоход, (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).

Сам летает самолёт. (Подкинуть шарик двумя руками вверх и поймать его).

  • Сани, сани едут сами! (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).

 Через горы и леса (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).

Едут сани – чудеса! (Вращать шарик подушечками пальцев назад).

  • На дворе горка, (Катить шарик круговыми движениями по ладоням в одну сторону).

 Под горкой норка. (Катить шарик круговыми движениями по ладоням в другую сторону).

 В этой норке крот (Зажать шарик в одном кулаке),

Норку стережет (Зажать шарик в другом кулаке).

  • По дорожке шла матрешка, (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).

Шла матрешка не спеша. (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).

Шишечку нашла матрешка… (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).

 Очень шишка хороша! (Перекладывать шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп).

  • Лягушка – попрыгушка, (Прыгать по ладошке шаром).

 Глазки на макушке. (Перекладывать шарик из одной ладони в другую)

 Прячьтесь от лягушки (Зажать шарик в одном кулаке)

Комары и мушки! (Зажать шарик в другом кулаке).

3. Использование Су-Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

 Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

 4. Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания. Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

5. Использование шариков при выполнении гимнастики.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар. 1 - руки развести в стороны; 2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку; 3 - руки развести в стороны; 4 - опустить руки.

 6. Использование шариков для звукового анализа слов. 

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

 7. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

 8. Использование шариков для слогового анализа слов. 

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. Использование данной нетрадиционной методики возможно и в других занятиях и специально для массажа ладони руки и ступней ног. А сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет нам с вами значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

9.Использование эластичных колец.

Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, то эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. Можно использовать речевой материал по лексическим темам, например:

«Игрушки»

 У Павлуши есть игрушки: Вот веселая лягушка. (Надеть массажное кольцо на большой палец).

 Вот железная машина. (Надеть массажное кольцо на указательный палец).

Это мяч. Он из резины. (Надеть массажное кольцо на средний палец).

Разноцветная матрешка (Надеть массажное кольцо на безымянный палец).

 И с хвостом пушистым кошка. (Надеть массажное кольцо на мизинец).

«Овощи»

Собираем мы в лукошко И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох – Урожай у нас не плох. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение).

 «Домашние животные»

Здравствуй, котенок! (Надеть массажное кольцо на большой палец).

Здравствуй, козленок! (указательный палец).

Здравствуй, теленок! (средний палец). Здравствуй, ягненок! (безымянный палец).

Здравствуй, веселый, смешной поросенок! (мизинец).

Автоматизация звуков в стихах:

 *** В Мишиной машине – Батюшка и матушка,

Дедушка и бабушка, Аленушка и Машенька, Антошка, кошка и мишка. (Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение).

 *** У Жени в багаже флажок, Джем, пижама, утюжок,

Жаба, уж и ножик, Жилет, жетон и… ежик.

 (Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение) массажных эластичных кольца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе

Прелдагаются методики по ароматерапии, музыкотерапии, Хромотерапии, су-джок терапии....

Су Джок терапия в логопедической работе

Эта статья о том, как етрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи....

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.Эти методы терапии принадлежат к числу эффектив...

Организация работы по внедрению элементов су-джок терапии в коррекционно-педагогической работе с обучающимися с нарушением интеллекта

В статье представлен опыт по организации коррекционно-педагогической работы по использованию элементов су-джок терапии  с обучающимися с нарушением интеллекта...

Использование Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Методические рекомендации по использованию Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста как одного из способов развития мелкой моторики. Содержит небольшую картотеку с упражнениями в стихотв...

Су-Джок терапия в логопедической работе.

Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей....