Логопедический проект «Практическое использование Су-Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда.»
проект
Цель использования метода Су - Джок - стимуляция точек соответствующих речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата ребенка посредством разных видов массажа и игр.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад « Ласточка»
Логопедический проект
«Практическое использование Су-Джок терапии
в коррекционной работе учителя-логопеда.»
Составила: учитель-логопед
первой квалификационной категории
Хазикова Оксана валерьевна
г..Десногорск
Пояснительная записка
В настоящее время особое внимание как у нас в стране, так и за рубежом обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и совершенствование содержания этого обучения в новых социально-экономических условиях. Учитывая статистические данные системы здравоохранения, фиксирующие состояние здоровья детей можно сказать, что острой медико-социальной проблемой остается ухудшение общего состояния здоровья детей.
Актуальность проблемы здоровья детей обусловлена также тенденциями развития российского образования, связанными с созданием здоровьесберегающих технологий.
Владение инновационными педагогическими здоровьесберегающими технологиями - это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные здоровьесберегающие технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, я используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для моей работы технологии, помогающие оптимизировать мою коррекционно-развивающую работу.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Из всего многообразия инновационных технологий, применяемых мной в собственной логопедической практике, я выделяю технологию пальцевого и кистевого массажа: Су - Джок терапию. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины.
Создатель метода Су-Джок - южнокорейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются "пультами дистанционного управления" здоровьем человека.
Упражнения с использованием техники Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают разнообразить занятия и повысить интерес, способствуют созданию благоприятного психофизиологического комфорта для детей во время занятия.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что сохранение и укрепление здоровья являет собой одну из приоритетных задач системы дошкольного образования и требует внедрения определенных инноваций и принципиально новых подходов к решению этих задач.
- Цели и задачи реализации проекта:
Цель использования метода - стимуляция точек соответствующих речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата посредством разных видов массажа и игр.
Задачи:
- нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга;
- содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать мышечный тонус;
- совершенствовать навыки пространственной ориентации;
- развивать память, внимание, воображение и другие высшие психические функции.
Данные задачи относятся ко всему дошкольному возрасту и видоизменяются, и усложняются на каждой возрастной ступени развития детей.
- Влияние техники Су-Джок на возрастные особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук.
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной и ручной. Влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование моторной и речевой области.
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий как традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии. Одной из таких нетрадиционных инновационных техник является техника Су-Джок, в последнее время активно использующаяся учителями логопедами ДОУ.
Предполагается, что систематические упражнения Су-Джок, тренирующие движения кистей рук и мелких мышц пальцев рук и ног, а также их оздоравливающее действие, основанное на знаниях восточной медицины, будут благоприятно воздействовать как на тактильные области и речевую зону, так и общее оздоровление дошкольников.
Техника Су-Джок практически не имеет противопоказаний по отношению к детскому организму основных групп здоровья.
Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод развития одновременно и мелкой моторики, и двигательной активности, и речи дошкольников. Применение Су-Джок -массажеров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает умственную работоспособность детей.
- Планируемые результаты:
Результатами освоения технологии являются целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных физических и речевых достижений ребенка.
Отношение ребенка старшего дошкольного возраста к здоровью носит устойчиво положительный характер.
К планируемым результатам можно отнести:
- благоприятное воздействие на весь организм, снижение заболеваемости;
- стимуляция речевые зоны коры головного мозга;
- использование полученных знаний и сформированных умений в определенной речевой ситуации;
- повышение уровня знаний в плане речевого развития (всех компонентов речи);
- развитие координация движений и мелкой моторики;
- развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
- Содержательный раздел проекта
Описание оздоровительной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
В соответствии с ФГОС Су-Джок – терапия, реализуемая как одна из современных инновационных здоровьесберегающих технологий, представлена в пяти образовательных областях.
В рамках образовательной области «Познание» дошкольники приобретают новые знания о технике Су-Джок, как об одной из доступных детскому возрасту здоровьесберегающих технологий, о ее происхождении и особенностях, разучивают и совершенствуют навыки владения общеразвивающими упражнениями со специальными массажерами. Происходит развитие мыслительной деятельности, памяти, внимания. Техника Су-Джок находит свое непосредственное отражение также в образовательной области «Речевое развитие». Благодаря проговариванию стихотворений во время проведения упражнений, рассматриванию иллюстраций и беседам, сопровождающим занятия, происходит развитие всех компонентов речи, практическое овладение нормами речи, развитие ее звуковой и интонационной культуры.
В образовательной области «Физическая культура» применение Су-Джок терапии направлено на гармоничное развитие и сохранение таких физических качеств у детей как ловкость, гибкость, сила, мелкая моторика, координация. Происходит развитие общей физической активности дошкольников.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» также реализует свои основные функции через использование техники Су-Джок. Дошкольники из разных возрастных групп, участвующие в проекте, знакомятся друг с другом, учатся вести беседы и выражать свои чувства после прослушанной информации или музыкального сопровождения. Происходит формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие эмоциональной отзывчивости.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение Су-Джок терапии направлено развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, реализацию самостоятельной творческой деятельности.
- Приемы и формы работы Су-Джок – терапии.
Инструменты Су-Джок терапии, применяемые мной в коррекционно-развивающей работе:
- Массажный шарик;
- Кольцевые пружины.
Су-Джок технология в рамках логопедических занятий осуществляется поэтапно.
I этап: Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.
II этап: Закрепление знаний в упражнениях, играх.
- Поглаживание мяча Су-Джок
- Прокатывание мяча Су-Джок по столу
- Прокатывание мяча Су-Джок по ладони
- Прокатывание мяча Су-Джок по пальцам рук.
- Прокатывание мяча Су-Джок по пальцам рук поочередно.
- Прокатывание мяча Су-Джок по ладони руки в разных направлениях.
- Прокатывание мяча Су-Джок по всей руке
- Удерживание пальцами одной руки мяча Су-Джок
- Поднятие двумя одноименными пальцами обеих рук мяча Су-Джок
- Надавливание пальцами на мяч Су-Джок
- Перекидывание, обхватывание мяча Су-Джок
- Подбрасывание мяча Су-Джок
- Прокручивание пальцев на шарике
- Прокручивание мяча
- Раскрытие шара и движения с половинками массажера
III этап. Работа с массажными колечками Су-Джок
1.Надевание колечек на один палец
2.Надевание и прокатывание кольца на пальцы одной руки (без названия пальцев рук)
IV этап: Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Занятия проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной формах.
Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по Су-Джок позволяет добиться следующих преимуществ:
• сократить сроки коррекционной работы;
• повысить качество работы;
• снизить энергетические затраты;
• наладить преемственность в работе всех лиц, заинтересованных в коррекции речи детей.
- Педагогические средства, используемые на логопедических занятиях.
Методы:
- наглядные;
- словесные;
- практические;
- игровые.
Приёмы:
- показ;
- подражание;
- указание;
- упражнение;
- дидактическая игра;
- пояснения;
- подвижная игра;
- многократное повторение;
- поощрение.
Форма проведения занятий:
- физминутки;
- индивидуальные, подгрупповые занятия;
На ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж колючим шариком и кольцевыми пружинами:
- Кистевая гимнастика с применением Су - Джок шарика. Прокатывая шарик между ладошками от их основания до кончиков пальчиков, дети массируют мышцы обеих ладоней. Шарик можно прокатывать между двумя ладошками, или катать на какой-либо одной ладошке.
- Пальчиковая гимнастика с применением Су - Джок шарика. Перебирая шарик пальчиками, ребенок учится контролировать свои действия, переключаться с одного движения на другое. Подобное упражнение способствует снятию повышенного тонуса в кистях или, наоборот, укрепляет его. Массаж кончиков пальчиков вначале выполнения упражнений вызывает у ребёнка ощущения «колется». Но именно эти ощущения особенно важны, т.к. именно они вызывают у ребёнка стойкое ощущение тепла на кончиках пальчиков.
- Пальчиковая гимнастика с применением Су - Джок кольцевых пружин. С помощью кольцевых пружин удобно массировать пальцы – это оказывает благотворное влияние на весь организм.
- Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.
Пути реализации Су-Джок терапии:
- Работа с педагогами по знакомству с Су-Джок терапией, приемами работы.
- Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
- Работа с родителями (практикум по использованию Су-Джок терапии, консультирование)
- Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр и упражнений).
Применение Су-Джок инструментов в собственной практике в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий.
Кистевая гимнастика с применением Су - Джок шарика при выполнении следующих дидактических упражнений и игр:
Примеры упражнений и игр:
- «Слоговая разминка»,
- «Повтори слова»,
- «Повтори чистоговорку»,
- «Повтори предложение».
Пальчиковая гимнастика с применением Су - Джок шарика при выполнении следующих дидактических упражнений и игр:
Примеры упражнений и игр:
- «Один-много»,
- «Много-один»,
- «Назови ласково»,
- «Измени предложение» (разнообразные варианты изменения согласования слов в предложении)
Пальчиковая гимнастика с применением Су - Джок кольцевых пружин при выполнении следующих дидактических упражнений и игр:
Примеры упражнений и игр:
- «Посчитай предметы от одного до пяти»,
- «Посчитай предметы от пяти до одного»,
- «Посчитай предметы от одного до десяти»,
- «Посчитай предметы от десяти до одного».
Вышеперечисленные упражнения пальчиковой гимнастики с применением Су-Джок кольцевых пружин использую в соответствии с индивидуальными возможностями детей и их представлений прямого и обратного счёта.
Дополнительные приёмы применения Су-Джок инструментов
для коррекции зрительно-пространственной ориентации,
высших психических функций (памяти, внимания)
Ребёнок выполняет инструкцию учителя-логопеда или взрослого:
- надень колечко на мизинец левой руки,
- возьми шарик в правую руку,
- спрячь шарик за спину и т.д.;
- ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на палец ребёнка, ребёнок по просьбе взрослого отгадывает, на какой палец надето кольцо.
Неоспоримыми достоинствами Су - Джок терапии являются:
- Эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект в коррекции звукопроизношения.
- Безопасность - неправильное применение никогда не наносит вред - оно просто неэффективно.
- Универсальность - Су - Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
- Простота применения - для получения результата достаточно проводить целенаправленную стимуляцию биологически активных точек с помощью Су - Джок инструментов. Су-Джок наборы свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
- Календарно-тематическое планирование
Одним из важных условий выполнения программы является сотрудничество педагогов с семьёй: дети, воспитатели и родители (законные представители) – главные участники педагогического процесса.
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении дошкольного возраста детей.
Перспективный план реализации программы «Су-джок»
Дата проведения | Совместная деятельность логопеда и детей | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с воспитателями | ||||||
Сентябрь Октябрь В течение года Апрель-май | Знакомство детей с комплектом материалов «Су-Джок» Беседа «Как помочь язычку заговорить, играя в мячики Су-джок». Использование мячиков Су-джок для развития всех компонентов речи:
Обучение детей в режимных моментах: 1.использование шариков и колец для стимуляции речевых зон 2.массаж пальцев эластичным кольцом для стимуляции работы
| Анкетирование родителей «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Консультация «Су-Джок для всей семьи» Родительское собрание «Влияние Су-джок мячиков на речевое развитие детей» (Познакомить родителей с понятием «Су-Джок – терапия», рассказать о ее преимуществах; учить выполнять приемы самомассажа по технике Су-Джок) Оформление сборника материалов для картотеки по «Су-Джок» «Умные дорожки» Мастер - класс «В су-джок играю-речь развиваю» Практическое использование оборудования как в домашних условиях, так и в свободной деятельности ребёнка. |
После сна самомассаж стоп с шариком «Колючки», хождение по дорожкам | ||||||
8. Развивающая предметно-пространственная среда
Для успешного решения поставленных задач по оздоровлению организма и предупреждению речевому недоразвития у детей дошкольного возраста необходим достаточный материально-технический базис.
На базе детского сада имеется все необходимое оснащение для проведения полноценного, полифункционального проведения занятий с использованием Су-Джок – терапии.
Это специальные шарики-массажеры с пружинными кольцами, а также другие предметы дополнительного воздействия на главный объект данной техники – ладони и стопы – семена, различные зерна (фасоль, горох, семена подсолнечника, тыквы, рис, гречка, пшено), грецкий орех, шишки, ребристые карандаши, деревянные шпажки и прищепки, камешки, шарики Марблс, резиновые массажные мячики разного диаметра, массажные коврики разного наполнения и фактуры (крупы и зерна, речные камни, пуговицы, шарики; ребристое, шипованное, пробковое и узелковое покрытие).
Заключение
Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Литература
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
4.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
6. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
7. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
8. Интернет-ресурс www.maam.ru
9. Интернет-ресурс m.babyblog.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
Аудиовизуальные средства обучения (в том числе видеофильмы), способны занять достойное место среди других образовательных технологий. Просмотр видеоматериалов обогащает образовательный процесс, открыв...

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
В презентации представлен опыт внедрения арт-терапевтических методик в работе логопеда ДОУ: пескотерапия, изотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, кинезитерапия, коррекционная ритмика, суджоктерапия, ...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».
Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с дошкольниками, как эффективное средство взаимодействия учителя-логопеда с родителями и педаго...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Опыт работы по теме: «Использование игр В.В. Воскобовича в коррекционной работе учителя - логопеда»
Сделать занятия с детьми интересными, эффективными мне помогают игровые технологии. Важно, чтобы игровая технология предоставляла ребенку возможность творчества, не утрачивала своей привлекательности ...

Практическая разработка "Программа коррекционной работы учителя-логопеда"
Программа учителя-логопеда составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с I вари...
