Логопедический проект «Практическое использование Су-Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда.»
проект

Хазикова Оксана Валерьевна

Цель использования метода Су - Джок - стимуляция точек соответствующих речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата ребенка посредством разных видов массажа и игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_su_dzhok.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад « Ласточка»

                                       Логопедический  проект

         «Практическое использование Су-Джок терапии

          в коррекционной работе учителя-логопеда.»




Составила: учитель-логопед

первой квалификационной категории

Хазикова Оксана валерьевна


                                                   г..Десногорск

                                                         

Пояснительная записка

В настоящее время особое внимание как у нас в стране, так и за рубежом обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и совершенствование содержания этого обучения в новых социально-экономических условиях. Учитывая статистические данные системы здравоохранения, фиксирующие состояние здоровья детей можно сказать, что острой медико-социальной проблемой остается ухудшение общего состояния здоровья детей.

Актуальность проблемы здоровья детей обусловлена также тенденциями развития российского образования, связанными с созданием здоровьесберегающих технологий.

Владение инновационными педагогическими здоровьесберегающими технологиями - это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные здоровьесберегающие технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, я используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для моей работы технологии, помогающие оптимизировать мою коррекционно-развивающую работу.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Из всего многообразия инновационных технологий, применяемых мной в собственной логопедической практике, я выделяю технологию пальцевого и кистевого массажа: Су - Джок терапию. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины.

Создатель метода Су-Джок - южнокорейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются "пультами дистанционного управления" здоровьем человека.

Упражнения с использованием техники Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают разнообразить занятия и повысить интерес, способствуют созданию благоприятного психофизиологического комфорта для детей во время занятия.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что сохранение и укрепление здоровья являет собой одну из приоритетных задач системы дошкольного образования и требует внедрения определенных инноваций и принципиально новых подходов к решению этих задач.

  1. Цели и задачи реализации проекта:

Цель использования метода - стимуляция точек соответствующих речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата посредством разных видов массажа и игр.

Задачи:

  • нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга;
  • содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать мышечный тонус;
  • совершенствовать навыки пространственной ориентации;
  • развивать память, внимание, воображение и другие высшие психические функции.

Данные задачи относятся ко всему дошкольному возрасту и видоизменяются, и усложняются на каждой возрастной ступени развития детей.

  1. Влияние техники Су-Джок на возрастные особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук.

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной и ручной. Влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование моторной и речевой области.

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий как традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии. Одной из таких нетрадиционных инновационных техник является техника Су-Джок, в последнее время активно использующаяся учителями логопедами ДОУ.

Предполагается, что систематические упражнения Су-Джок, тренирующие движения кистей рук и мелких мышц пальцев рук и ног, а также их оздоравливающее действие, основанное на знаниях восточной медицины, будут благоприятно воздействовать как на тактильные области и речевую зону, так и общее оздоровление дошкольников.

Техника Су-Джок практически не имеет противопоказаний по отношению к детскому организму основных групп здоровья.

Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод развития одновременно и мелкой моторики, и двигательной активности, и речи дошкольников. Применение Су-Джок -массажеров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает умственную работоспособность детей.

  1. Планируемые результаты:

Результатами освоения технологии являются целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных физических и речевых достижений ребенка.

Отношение ребенка старшего дошкольного возраста к здоровью носит устойчиво положительный характер.

К планируемым результатам можно отнести:

  • благоприятное воздействие на весь организм, снижение заболеваемости;
  • стимуляция речевые зоны коры головного мозга;
  • использование полученных знаний и сформированных умений в определенной речевой ситуации;
  • повышение уровня знаний в плане речевого развития (всех компонентов речи);
  • развитие координация движений и мелкой моторики;
  • развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
  1. Содержательный раздел проекта

 Описание оздоровительной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

В соответствии с ФГОС Су-Джок – терапия, реализуемая как одна из современных инновационных здоровьесберегающих технологий, представлена в пяти образовательных областях.

В рамках образовательной области «Познание» дошкольники приобретают новые знания о технике Су-Джок, как об одной из доступных детскому возрасту здоровьесберегающих технологий, о ее происхождении и особенностях, разучивают и совершенствуют навыки владения общеразвивающими упражнениями со специальными массажерами. Происходит развитие мыслительной деятельности, памяти, внимания. Техника Су-Джок находит свое непосредственное отражение также в образовательной области «Речевое развитие». Благодаря проговариванию стихотворений во время проведения упражнений, рассматриванию иллюстраций и беседам, сопровождающим занятия, происходит развитие всех компонентов речи, практическое овладение нормами речи, развитие ее звуковой и интонационной культуры.

В образовательной области «Физическая культура» применение Су-Джок терапии направлено на гармоничное развитие и сохранение таких физических качеств у детей как ловкость, гибкость, сила, мелкая моторика, координация. Происходит развитие общей физической активности дошкольников.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» также реализует свои основные функции через использование техники Су-Джок. Дошкольники из разных возрастных групп, участвующие в проекте, знакомятся друг с другом, учатся вести беседы и выражать свои чувства после прослушанной информации или музыкального сопровождения. Происходит формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие эмоциональной отзывчивости.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение Су-Джок терапии направлено развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, реализацию самостоятельной творческой деятельности.

  1. Приемы и формы работы Су-Джок – терапии.

Инструменты Су-Джок терапии, применяемые мной в коррекционно-развивающей работе:

  • Массажный шарик;
  • Кольцевые пружины.

Су-Джок технология в рамках логопедических занятий осуществляется поэтапно.

I этап: Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.

II этап: Закрепление знаний в упражнениях, играх.

  1. Поглаживание мяча Су-Джок
  2. Прокатывание мяча Су-Джок по столу
  3. Прокатывание мяча Су-Джок по ладони
  4. Прокатывание мяча Су-Джок по пальцам рук.
  5. Прокатывание мяча Су-Джок по пальцам рук поочередно.
  6. Прокатывание мяча Су-Джок по ладони руки в разных направлениях.
  7. Прокатывание мяча Су-Джок по всей руке
  8. Удерживание пальцами одной руки мяча Су-Джок
  9. Поднятие двумя одноименными пальцами обеих рук мяча Су-Джок
  10. Надавливание пальцами на мяч Су-Джок
  11. Перекидывание, обхватывание мяча Су-Джок
  12. Подбрасывание мяча Су-Джок
  13. Прокручивание пальцев на шарике
  14. Прокручивание мяча
  15. Раскрытие шара и движения с половинками массажера

III этап. Работа с массажными колечками Су-Джок

1.Надевание колечек на один палец

2.Надевание и прокатывание кольца на пальцы одной руки (без названия пальцев рук)

IV этап: Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Занятия проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной формах.

Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по Су-Джок позволяет добиться следующих преимуществ:

• сократить сроки коррекционной работы;

• повысить качество работы;

• снизить энергетические затраты;

• наладить преемственность в работе всех лиц, заинтересованных в коррекции речи детей.

  1. Педагогические средства, используемые на логопедических занятиях.

Методы:

  • наглядные;
  • словесные;
  • практические;
  • игровые.

Приёмы:

  • показ;
  • подражание;
  • указание;
  • упражнение;
  • дидактическая игра;
  • пояснения;
  • подвижная игра;
  • многократное повторение;
  • поощрение.

Форма проведения занятий:

  • физминутки;
  • индивидуальные, подгрупповые занятия;

На ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж колючим шариком и кольцевыми пружинами:

  • Кистевая гимнастика с применением Су - Джок шарика. Прокатывая шарик между ладошками от их основания до кончиков пальчиков, дети массируют мышцы обеих ладоней. Шарик можно прокатывать между двумя ладошками, или катать на какой-либо одной ладошке.
  • Пальчиковая гимнастика с применением Су - Джок шарика. Перебирая шарик пальчиками, ребенок учится контролировать свои действия, переключаться с одного движения на другое. Подобное упражнение способствует снятию повышенного тонуса в кистях или, наоборот, укрепляет его. Массаж кончиков пальчиков вначале выполнения упражнений вызывает у ребёнка ощущения «колется». Но именно эти ощущения особенно важны, т.к. именно они вызывают у ребёнка стойкое ощущение тепла на кончиках пальчиков.
  • Пальчиковая гимнастика с применением Су - Джок кольцевых пружин. С помощью кольцевых пружин удобно массировать пальцы – это оказывает благотворное влияние на весь организм.
  • Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.

Пути реализации Су-Джок терапии:

  • Работа с педагогами по знакомству с Су-Джок терапией, приемами работы.
  • Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
  • Работа с родителями (практикум по использованию Су-Джок терапии, консультирование)
  • Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр и упражнений).

Применение Су-Джок инструментов в собственной практике в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий.

Кистевая гимнастика с применением Су - Джок шарика при выполнении следующих дидактических упражнений и игр:

Примеры упражнений и игр:

  • «Слоговая разминка»,
  • «Повтори слова»,
  • «Повтори чистоговорку»,
  • «Повтори предложение».

Пальчиковая гимнастика с применением Су - Джок шарика при выполнении следующих дидактических упражнений и игр:

Примеры упражнений и игр:

  • «Один-много»,
  • «Много-один»,
  • «Назови ласково»,
  • «Измени предложение» (разнообразные варианты изменения согласования слов в предложении)

Пальчиковая гимнастика с применением Су - Джок кольцевых пружин при выполнении следующих дидактических упражнений и игр:

Примеры упражнений и игр:

  • «Посчитай предметы от одного до пяти»,
  • «Посчитай предметы от пяти до одного»,
  • «Посчитай предметы от одного до десяти»,
  • «Посчитай предметы от десяти до одного».

Вышеперечисленные упражнения пальчиковой гимнастики с применением Су-Джок кольцевых пружин использую в соответствии с индивидуальными возможностями детей и их представлений прямого и обратного счёта.

Дополнительные приёмы применения Су-Джок инструментов
для коррекции зрительно-пространственной ориентации,
высших психических функций (памяти, внимания)

Ребёнок выполняет инструкцию учителя-логопеда или взрослого:

  • надень колечко на мизинец левой руки,
  • возьми шарик в правую руку,
  • спрячь шарик за спину и т.д.;
  • ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на палец ребёнка, ребёнок по просьбе взрослого отгадывает, на какой палец надето кольцо.

Неоспоримыми достоинствами Су - Джок терапии являются:

  • Эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект в коррекции звукопроизношения.
  • Безопасность - неправильное применение никогда не наносит вред - оно просто неэффективно.
  • Универсальность - Су - Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
  • Простота применения - для получения результата достаточно проводить целенаправленную стимуляцию биологически активных точек с помощью Су - Джок инструментов. Су-Джок наборы свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
  1. Календарно-тематическое планирование

Одним из важных условий выполнения программы является сотрудничество педагогов с семьёй: дети, воспитатели и родители (законные представители) – главные участники педагогического процесса.
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении дошкольного возраста детей.

Перспективный план реализации программы «Су-джок»

Дата проведения

Совместная деятельность логопеда и детей

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с воспитателями

Сентябрь


Октябрь


В течение года

Апрель-май

Знакомство детей с комплектом материалов «Су-Джок»

Беседа «Как помочь язычку заговорить, играя в мячики Су-джок».

Использование мячиков Су-джок для развития всех компонентов речи:

  • Постановки и автоматизации нарушенного звукопроизношения;
  • Развитие фонематических процессов;
  • Формирование лексико-грамматического строя речи;
  • Связной речи;
  • Звукового анализа и синтеза слов;
  • Развитие пространственной ориентировки и психических процессов.

Обучение детей в режимных моментах:

1.использование шариков и колец для стимуляции речевых зон

2.массаж пальцев эластичным кольцом для стимуляции работы

Самомассаж:

  • шестигранным карандашом
  • прищепками
  • камушками марлбс
  • шишки разного размера

Использование упражнений массажа и самомассажа:

  • на занятиях, как физкультминутки,
  • перед занятиями в форме психологических пауз;
  • на прогулках в подвижных играх и спортивных упражнениях;
  • на гимнастике;

Картотека пальчиковой гимнастики с использованием шариков Су-Джок .

Итоговое мероприятие «Наши руки не знают скуки»

(задание с использованием Су-джок мячиков»


Анкетирование родителей «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Консультация «Су-Джок для всей семьи»

Родительское собрание

«Влияние Су-джок мячиков на речевое развитие детей»

(Познакомить родителей с понятием «Су-Джок – терапия», рассказать о ее преимуществах; учить выполнять приемы самомассажа по технике Су-Джок)

Оформление сборника материалов для картотеки по «Су-Джок»

«Умные дорожки»

Мастер - класс «В су-джок играю-речь развиваю» Практическое использование оборудования как в домашних условиях, так и в свободной деятельности ребёнка.


Ежедневный массаж шариками и колечками «Всеумейка»

После сна самомассаж стоп с шариком «Колючки», хождение по дорожкам



8. Развивающая предметно-пространственная среда

Для успешного решения поставленных задач по оздоровлению организма и предупреждению речевому недоразвития у детей дошкольного возраста необходим достаточный материально-технический базис.

На базе детского сада имеется все необходимое оснащение для проведения полноценного, полифункционального проведения занятий с использованием Су-Джок – терапии.

Это специальные шарики-массажеры с пружинными кольцами, а также другие предметы дополнительного воздействия на главный объект данной техники – ладони и стопы – семена, различные зерна (фасоль, горох, семена подсолнечника, тыквы, рис, гречка, пшено), грецкий орех, шишки, ребристые карандаши, деревянные шпажки и прищепки, камешки, шарики Марблс, резиновые массажные мячики разного диаметра, массажные коврики разного наполнения и фактуры (крупы и зерна, речные камни, пуговицы, шарики; ребристое, шипованное, пробковое и узелковое покрытие).

Заключение

Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Литература

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

4.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

6. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

7. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

8. Интернет-ресурс www.maam.ru

9. Интернет-ресурс m.babyblog.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

Аудиовизуальные средства обучения (в том числе видеофильмы), способны занять достойное место среди других образовательных технологий. Просмотр видеоматериалов обогащает образовательный процесс, открыв...

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

В презентации представлен опыт внедрения арт-терапевтических методик в работе логопеда ДОУ: пескотерапия, изотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, кинезитерапия, коррекционная ритмика, суджоктерапия, ...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с дошкольниками, как эффективное средство взаимодействия учителя-логопеда с родителями и педаго...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Опыт работы по теме: «Использование игр В.В. Воскобовича в коррекционной работе учителя - логопеда»

Сделать занятия с детьми интересными, эффективными мне помогают игровые технологии. Важно, чтобы игровая технология предоставляла ребенку возможность творчества, не утрачивала своей привлекательности ...

Практическая разработка "Программа коррекционной работы учителя-логопеда"

Программа учителя-логопеда составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с I вари...