Конспект индивидуального логопедического занятия
план-конспект урока на тему

Никитина Мария Николаевна

Тема. Автоматизация звука «ш» в слогах, словах, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ._zanyatie_moyo.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад №23


           Конспект индивидуального логопедического занятия

       для ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием.

                 Тема. Автоматизация звука «ш» в слогах, словах,

                                           предложениях.

Подготовила

 учитель-логопед  Никитина М.Н.

    Тема. Автоматизация звука «ш» в слогах, словах,

                                         предложениях.

 

          Цели.

1. Развивать артикуляционную моторику.

2. Упражнять в правильном произнесении звука «ш» в слогах, словах, предложениях.

3. Учить определять наличие звука «ш» в стихотворном тексте.

4. Продолжать учить определять место звука «ш» в словах.

5. Упражнять в употреблении слов-антонимов, в образовании уменьшительно-ласкательных форм, в подборе прилагательных к существительным.

6. Развивать мышление, мелкую моторику, тактильные ощущения.

           Подготовка к занятию:

   Предварительная работа по постановке звука «ш», закреплению его  изолированного произношения. Начальная автоматизация звука в слогах и словах. Обучение умению определять наличие и место звука в слове. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь», просмотр одноимённого мультфильма.

            Оборудование:

     Магнитофонная запись, картинки с изображением Маши и медведя, избушки, реки, дорожки для змейки, игровое поле «Полянка», картинки-символы артикуляционных упражнений, полоска-дорожка, фишки, выпуклые наклейки («кочки»), «чудесный» мешочек с фигурками лошади, лягушки, машины, кошки, фигурка гномика, предметные картинки для автоматизации звука «ш».

 

            Ход занятия:

    1.Организационный момент.

   Логопед: «Сегодня мы отправимся в гости к Маше и медведю. Они оставили нам приглашение».

   Включается магнитофонная запись со словами Маши: «Здравствуйте, мы с миской пригласаем вас в гости в насу избуску».

    2. Целевая установка в виде проблемной ситуации.

   Логопед: «Ты заметил, что Маша не все звуки произносит правильно? Какой звук она не умеет произносить? Давай отправимся в гости к Маше и медведю и поможем Маше научиться говорить звук «ш».

   

   

3. Развитие артикуляционной моторики. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: «Сначала подготовим язычок к правильному произношению этого звука и выполним артикуляционные упражнения».

      На доске закрепляются картинки-символы артикуляционных упражнений: «Накажем непослушный язычок», «Лопатка», «Чашечка», «Лошадка», «Вкусное варенье». Ребёнок выполняет упражнения.

     4. Определение наличия слов со звуком «ш» в стихотворном тексте.

Логопед:  «Итак, отправляемся в путь. Смотри, перед нами дорожка. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук «ш».

    Логопед медленно  читает стихотворение, ребёнок, когда слышит звук «ш», «делает шаг», выкладывая фишку на полоску.

          Для мишутки – крепыша

          Маша вяжет тёплый шарф.

          Шарф на шею он повяжет

          И тихонько Маше скажет:

           Спасибо!

    5. Закрепление правильного произношения изолированного звука «ш».

     Логопед: «Посмотри, в траве шипит змейка. Давай поможем ей добраться до своего домика, отчётливо произнося «ш-ш-ш».

     Ребёнок проводит пальчиком по извилистой дорожке, произнося звук «ш» длительно на одном выдохе.

    6. Автоматизация звука «ш» в слогах со стечением согласных.

     Логопед: «Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так: шта, шва, шка, шма; нша, мша, вша, тша».

        Ребёнок пальчиком имитирует прыжки по «кочкам», проговаривая слоги.

   

    7. Определение места звука «ш» в словах.

     Логопед: «Подошли мы к реке, а моста нет. Посмотри, здесь доски какие-то лежат. (Раскладывает на столе кучкой 6 картинок). Давай разберём эти  «доски», может они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук «ш» находится в начале слова, в центре – если звук в середине, а справа те картинки, в названии которых звук «ш» в конце слова».

    Ребёнок раскладывает картинки-«доски» в зависимости от места звука в слове.

   Логопед: «А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок», к каждой картинке подбирай слово: машина (какая?)…, петушок (какой?)…. и т.д.».

      Ребёнок строит мост,  подбирая к каждой картинке определение.

    8. Упражнение в употреблении антонимов.

    Логопед: «Куда же нам дальше идти? Дорогу найдём, если подберём слова «наоборот».

     Логопед произносит слова, ребёнок подбирает слова с противоположным значением:

      Узкий – широкий

      Маленький – большой

      Гладкий – шершавый

      Плохой – хороший

 

     9. Упражнение в образовании уменьшительно-ласкательных существительных.

     Логопед: «Посмотри, нас встречает гномик Паша. Он маленький и все предметы у него маленькие».

     Ребёнок повторяет начало фразы и договаривает её словом в уменьшительно-ласкательной форме.

    У Паши не большая рубашка, а маленькая рубашечка.

    У Паши не большая шапка, а маленькая шапочка.

    У Паши не большие штаны, а маленькие штанишки.

    У Паши на большие уши, а маленькие ушки.

    У Паши не большой шар, а маленький шарик.

    У Паши не большая машина, а маленькая машинка.

 

     10. Упражнение «4 лишний», развитие тактильных ощущений.

   Логопед: «Гномик предлагает достать из его мешочка фигурки. Он будет называть фигурку, а ты должен найти её на ощупь в мешочке».

       Логопед по одной называет фигурки, ребёнок с помощью тактильных ощущений находит нужную (лошадь, кошка, машина, лягушка)

     Логопед: «Паша просит, чтобы ты нашёл фигурку, которая не подходит ко всем остальным».

     Ребёнок объясняет, почему машина лишняя.

       11.Автоматизация звука «ш» в предложениях.

     Логопед: «Гномик Паша ведёт нас на волшебную полянку, где мы найдём много интересного, если правильно произнесём звук «ш».

     Перед ребёнком игровое поле с изображением полянки. На нём лежат перевёрнутые картинки. Ребёнок передвигает гномика и переворачивает картинку со словами: « Паша шёл, шёл, шёл и подушку нашел». (Набор картинок: катушка, горшок, шарфик, гребешок, калоши, кормушка, вишня,  шуба, карандаш)

   

 12. Итог занятия.

     Логопед:  «Ну вот мы и пришли к домику Маши и медведя. Давай объясним Маше, как надо правильно произносить звук «ш».

     Ребёнок рассказывает и показывает, что делают губки, где находится язычок, какую воздушную струю выдыхаем (широкую, тёплую).

     Логопед:  «Научи Машу произносить слова со звуком «ш».

Ребёнок вспоминает слова со звуком «ш».

     Звучит магнитофонная запись: «Большое спасибо, что научили меня произносить звук «ш»! (Маша правильно произносит «ш»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов

Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему"Автоматизация звука ч"

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков в игровой форме...

Конспект индивидуального логопедического занятия для больных с сенсорной афазией средней степени.

При сенсорной афазии первичным дефектом является слуховая агнозия, которая лежит в основе нарушений фонематического слуха. Больные теряют способность дифференцировать фонемы, несущие в языке смысло-ра...

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях, тексте». «Это варится варенье!»

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях, тексте». «Это варится варенье!» Помимо заданий на автоматизацию з...

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 класса с системным недоразвитием речи тяжелой степени "Домашние животные"

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 года обучения с умеренной умственной отсталостью, системным недоразвитием речи тяжелой степени. Для данных учащихся характерно употребле...