Комплексное занятие : "Когда мне стыдно?"
план-конспект урока по теме

 Гостюнина-Калятьева Галина Павловна

Поможет несовершеннолетним воспитать уверенность в себе,великодушие при общении с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema-4.docx67.25 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

“ВОЗВРАЩЕНИЕ”

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«КОГДА МНЕ СТЫДНО»

Составила: воспитатель отделения социальной реабилитации№1

Калятьева Г.П.

2013 г

ЦЕЛЬ:        Воспитание        уверенности        в        себе,        великодушия        при        общении        с

окружающими.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях.
  2. Развивать навыки конструктивного общения.
  3. Осознавать свое переживание за счет разбора ситуаций.
  4. Формировать умение использовать различные приемы проявления чувства.
  5. Расширение словарного запаса за счет подбора антонимов и синонимов к своему настроению.

МАТЕРИАЛЫ к ЗАНЯТИЮ:

  1. стихотворения «Стыдно», «Гордость»,
  2. репродукция картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка»,
  3. иллюстрации к повести Погорельского «Черная курица или Подземные жители»,
  4. рассказ Л.Н. Толстого «Косточка».

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. ОРГМОМЕНТ.

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с чувствами.

С каким именно - вы догадаетесь сами.

Послушайте стихотворение-загадку:

Уж закончились уроки,

Все умчались по домам.,

Только Паша одиноко Ходит, бродит по дворам;

«Как посмотрят папа с мамой, - Мальчик думает в тоске, - Появляются упрямо Двойки, тройки в дневнике;

Суну я дневник под мышку,

Нет, опасно, лучше в книжку,

Чтоб подалыие, чтоб не видно,

Вдруг узнают!..» Паше... (стыдно).

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2Л. Обсуждение стихотворений.

Итак, как вы догадались, тема нашей сегодняшней Абеседы - чувство стыда. Как вы думаете, какими еще словами можно заменить слово стыд?

Как еще можно назвать состояние мальчика по дороге из школы?

{Тоска, уныние, тревога, неуверенность, неловкость...).

А теперь давайте рассмотрим чувство, противоположное стыду. Послушайте еще одно стихотворение:

Крик «Ура!» над стадионом,

На трибунах миллионы,

Пожимает руки он,

Велогонщик-чемпион;

Все усилья не напрасны,

Ведь его призванье - спорт,

Светит солнце, жизнь прекрасна,

Гонщик счастлив, гонщик...(горд),

  1. Подбор синонимов к словам «стыд» и «гордость»..

Итак, это чувство - гордость. Придумайте синонимы к этому слову. Какими еще словами можно выразить чувства спортсмена-чемпиона? (радость, счастье, удовлетворение, уверенность).

Посмотрите на эту схему и выполните следующее задание.

Задание: Выбрать и записать в столбик перечисленные синонимы к словам стыд и гордость.

антоним

СТЫД

ГОРДОСТЬ

синонимы

У        ▼

(позор, испуг, неудобно, плохо, тоска, тревога, неуверенность, неловкость, уныние, радость, счастье, уверенность, удовлетворение...).

  1. Игра «Изобрази мимикой».

Изобразите глазками. «Я стыжусь», «Я горжусь».

Покажите мимикой. «Я стыжусь», «Я горжусь».

  1. Сравнение двух картин «Опять двойка» и «Черная

курица или Подземные жители».

Теперь        давайте

посмотрим на картинки
(репродукция        картины

«Опять двойка» Решетникова
Ф.П., иллюстрация к повести
Н. Погорельского «Черная
курица или подземные
жители»). Скажите, про ка-
кую из иллюстраций можно
сказать «Я стыжусь», а про
какую «Я горжусь».

Как вы думаете, разные ли чувства испытывают персонажи, почему, обоснуй свой ответ?

А теперь давайте вспомним и подумаем, как ведет себя человек, которому стыдно, как он выглядит (глаза опущены вниз, спина сгорблена). Правильно, а кто может показать? (Дети показывают).

Иногда даже говорят: сжался от стыда.

Посмотрите на мальчика на картине. Спина сутулая, глаза опущены. Подумайте, а за что может быть стыдно?

А сейчас подумайте, как выглядит человек, который горд чем-то (спина прямая, плечи расправлены, голова приподнята).

Иногда говорят, что человек может лопнуть от гордости.

Посмотрите на мальчика на картинке и убедитесь, что вы правы. А кто может показать, как он выглядит, когда горд чем-то?

Хорошо, а чем вообще можно гордиться?

  1. Обсуждение ситуаций, работа с таблицей.

Заполните следующую таблицу.

Ситуации

Я стыжусь

Я горжусь

За себя

За друга

За класс

За семью

За животное

За школу

За...

Дети вспоминают ситуации, когда они переживали подобные чувства.

  1. Обсуждение рассказа «Стыдно перед соловушкой».

А теперь послушайте один небольшой рассказ.

«Стыдно перед соловушкой»

«...Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей.

Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

  1. Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
  2. Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

  1. Обсуждение рассказа Толстого «Косточка».

А теперь послушайте еще один небольшой рассказ JI.H. Толстого «Косточка» (Быль).

«...Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?». Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том. беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал...».

Главные герои этих двух рассказов Лида, Оля и Ваня. Кто из детей Вам понравился больше и почему? Идет обсуждение того, что стыдно должно быть независимо от того, видят или нет другие, что может быть стыдно не только за свой поступок, но и за поступок другого человека. Делается вывод о том, что за плохие поступки должно быть стыдно. Подчеркивается, что Ваня испугался, а стыд не испытывал за совершенный проступок.

  1. Обсуждение приемов воспитания уверенности в себе.

Обсуждение приемов владения чувствами (словесный, физический, творческий). Итак, теперь давайте обсудим, как мы можем вести себя, когда испытываем стыд. Например, когда получили двойку, разбили чашку и т. д.

Словесный метод: Можно поговорить с другом, который уже получал двойку, спросить у папы (мамы), как он (она) себя вел (вела) когда получал (получала) двойку.

Физический метод: Если нам очень за что-то стыдно, и после того, как Вас простили, все равно стыдно, то можно надуть шарик нашим стыдом, а потом лопнуть его. Или представить, что наш стыд - это грязь на руках и пойти помыть их с мылом.

Творческий метод: Можно представить стыд каким-либо из цветов, например, красным и с помощью добавления в него другого цвета увидеть, как он превращается в третий (красный + желтый = оранжевый).

Или написать рассказ «Про то, как мне было стыдно». Еще можно вырезать свой стыд из цветной бумаги, а затем разорвать его и сделать аппликацию.

С каким чувством познакомились? Что же такое стыд? Должен ли человек испытывать данное чувство и когда? А как бороться с чувством стыда?

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Составление и обсуждение рассказов: «Про то, как мне было стыдно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие для старшего возраста"С Днём рождения любимый город!"

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями региона. Углублять и уточнять представления о Родине. Поддерживать интерес  и воспитывать чувство гордости за её достижения. Закреплять знания...

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО НЕДОСТАТОЧНЫХ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: реализация принципов коррекционной направленности развития, индивидуального и дифференцированного подхода через привлечение внимания, развития мышления и речи....

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ .

Данный материал поможет разнообразить занятия по английскому языку. Он может быть использован и на коллективном уроке и в индивидуальной работе....

Комплексное занятие : "А.П.Чехов"

Группа несовершеннолетних, с которыми я работаю в центре, очень сложная.В группе-8 детей разных возрастов:один пятнадцатилетний мальчик(марксовская спецколония,4.01.2012 г.-умерла мать,ещё раньше -оте...

Комплексное занятие-игра «Весенняя история». Для детей логопедической группы ФФН.

Цель:1.Формировать навыки связной речи.2.Развивать логическое мышление, формировать понимание причинно-следственных связей в явлениях природы. Отрабатывать умение пересказывать по предметно-граф...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми с выраженной степенью умственной отсталости на тему "Виды транспорта"

Цели: Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.Задачи:Образовательные:закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.упражнять в умени...