Комплексное занятие : "Когда мне стыдно?"
план-конспект урока по теме
Поможет несовершеннолетним воспитать уверенность в себе,великодушие при общении с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema-4.docx | 67.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
“ВОЗВРАЩЕНИЕ”
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«КОГДА МНЕ СТЫДНО»
Составила: воспитатель отделения социальной реабилитации№1
Калятьева Г.П.
2013 г
ЦЕЛЬ: Воспитание уверенности в себе, великодушия при общении с
окружающими.
ЗАДАЧИ:
- Формировать навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях.
- Развивать навыки конструктивного общения.
- Осознавать свое переживание за счет разбора ситуаций.
- Формировать умение использовать различные приемы проявления чувства.
- Расширение словарного запаса за счет подбора антонимов и синонимов к своему настроению.
МАТЕРИАЛЫ к ЗАНЯТИЮ:
- стихотворения «Стыдно», «Гордость»,
- репродукция картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка»,
- иллюстрации к повести Погорельского «Черная курица или Подземные жители»,
- рассказ Л.Н. Толстого «Косточка».
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. ОРГМОМЕНТ.
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с чувствами.
С каким именно - вы догадаетесь сами.
Послушайте стихотворение-загадку:
Уж закончились уроки,
Все умчались по домам.,
Только Паша одиноко Ходит, бродит по дворам;
«Как посмотрят папа с мамой, - Мальчик думает в тоске, - Появляются упрямо Двойки, тройки в дневнике;
Суну я дневник под мышку,
Нет, опасно, лучше в книжку,
Чтоб подалыие, чтоб не видно,
Вдруг узнают!..» Паше... (стыдно).
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2Л. Обсуждение стихотворений.
Итак, как вы догадались, тема нашей сегодняшней Абеседы - чувство стыда. Как вы думаете, какими еще словами можно заменить слово стыд?
Как еще можно назвать состояние мальчика по дороге из школы?
{Тоска, уныние, тревога, неуверенность, неловкость...).
А теперь давайте рассмотрим чувство, противоположное стыду. Послушайте еще одно стихотворение:
Крик «Ура!» над стадионом,
На трибунах миллионы,
Пожимает руки он,
Велогонщик-чемпион;
Все усилья не напрасны,
Ведь его призванье - спорт,
Светит солнце, жизнь прекрасна,
Гонщик счастлив, гонщик...(горд),
- Подбор синонимов к словам «стыд» и «гордость»..
Итак, это чувство - гордость. Придумайте синонимы к этому слову. Какими еще словами можно выразить чувства спортсмена-чемпиона? (радость, счастье, удовлетворение, уверенность).
Посмотрите на эту схему и выполните следующее задание.
Задание: Выбрать и записать в столбик перечисленные синонимы к словам стыд и гордость.
антоним | ||||
СТЫД | ГОРДОСТЬ | |||
синонимы
У ▼
(позор, испуг, неудобно, плохо, тоска, тревога, неуверенность, неловкость, уныние, радость, счастье, уверенность, удовлетворение...).
- Игра «Изобрази мимикой».
Изобразите глазками. «Я стыжусь», «Я горжусь».
Покажите мимикой. «Я стыжусь», «Я горжусь».
- Сравнение двух картин «Опять двойка» и «Черная
курица или Подземные жители».
Теперь давайте
посмотрим на картинки
(репродукция картины
«Опять двойка» Решетникова
Ф.П., иллюстрация к повести
Н. Погорельского «Черная
курица или подземные
жители»). Скажите, про ка-
кую из иллюстраций можно
сказать «Я стыжусь», а про
какую «Я горжусь».
Как вы думаете, разные ли чувства испытывают персонажи, почему, обоснуй свой ответ?
А теперь давайте вспомним и подумаем, как ведет себя человек, которому стыдно, как он выглядит (глаза опущены вниз, спина сгорблена). Правильно, а кто может показать? (Дети показывают).
Иногда даже говорят: сжался от стыда.
Посмотрите на мальчика на картине. Спина сутулая, глаза опущены. Подумайте, а за что может быть стыдно?
А сейчас подумайте, как выглядит человек, который горд чем-то (спина прямая, плечи расправлены, голова приподнята).
Иногда говорят, что человек может лопнуть от гордости.
Посмотрите на мальчика на картинке и убедитесь, что вы правы. А кто может показать, как он выглядит, когда горд чем-то?
Хорошо, а чем вообще можно гордиться?
- Обсуждение ситуаций, работа с таблицей.
Заполните следующую таблицу.
Ситуации | Я стыжусь | Я горжусь |
За себя | ||
За друга | ||
За класс | ||
За семью | ||
За животное | ||
За школу | ||
За... |
Дети вспоминают ситуации, когда они переживали подобные чувства.
- Обсуждение рассказа «Стыдно перед соловушкой».
А теперь послушайте один небольшой рассказ.
«Стыдно перед соловушкой»
«...Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей.
Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
- Обсуждение рассказа Толстого «Косточка».
А теперь послушайте еще один небольшой рассказ JI.H. Толстого «Косточка» (Быль).
«...Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?». Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том. беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал...».
Главные герои этих двух рассказов Лида, Оля и Ваня. Кто из детей Вам понравился больше и почему? Идет обсуждение того, что стыдно должно быть независимо от того, видят или нет другие, что может быть стыдно не только за свой поступок, но и за поступок другого человека. Делается вывод о том, что за плохие поступки должно быть стыдно. Подчеркивается, что Ваня испугался, а стыд не испытывал за совершенный проступок.
- Обсуждение приемов воспитания уверенности в себе.
Обсуждение приемов владения чувствами (словесный, физический, творческий). Итак, теперь давайте обсудим, как мы можем вести себя, когда испытываем стыд. Например, когда получили двойку, разбили чашку и т. д.
Словесный метод: Можно поговорить с другом, который уже получал двойку, спросить у папы (мамы), как он (она) себя вел (вела) когда получал (получала) двойку.
Физический метод: Если нам очень за что-то стыдно, и после того, как Вас простили, все равно стыдно, то можно надуть шарик нашим стыдом, а потом лопнуть его. Или представить, что наш стыд - это грязь на руках и пойти помыть их с мылом.
Творческий метод: Можно представить стыд каким-либо из цветов, например, красным и с помощью добавления в него другого цвета увидеть, как он превращается в третий (красный + желтый = оранжевый).
Или написать рассказ «Про то, как мне было стыдно». Еще можно вырезать свой стыд из цветной бумаги, а затем разорвать его и сделать аппликацию.
С каким чувством познакомились? Что же такое стыд? Должен ли человек испытывать данное чувство и когда? А как бороться с чувством стыда?
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Составление и обсуждение рассказов: «Про то, как мне было стыдно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие для старшего возраста"С Днём рождения любимый город!"
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями региона. Углублять и уточнять представления о Родине. Поддерживать интерес и воспитывать чувство гордости за её достижения. Закреплять знания...
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО НЕДОСТАТОЧНЫХ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: реализация принципов коррекционной направленности развития, индивидуального и дифференцированного подхода через привлечение внимания, развития мышления и речи....
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ .
Данный материал поможет разнообразить занятия по английскому языку. Он может быть использован и на коллективном уроке и в индивидуальной работе....
Комплексное занятие : "А.П.Чехов"
Группа несовершеннолетних, с которыми я работаю в центре, очень сложная.В группе-8 детей разных возрастов:один пятнадцатилетний мальчик(марксовская спецколония,4.01.2012 г.-умерла мать,ещё раньше -оте...
Комплексное занятие-игра «Весенняя история». Для детей логопедической группы ФФН.
Цель:1.Формировать навыки связной речи.2.Развивать логическое мышление, формировать понимание причинно-следственных связей в явлениях природы. Отрабатывать умение пересказывать по предметно-граф...
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего комплексного занятия с использованием ИКТ для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Продукты питания. Морепродукты»
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми с выраженной степенью умственной отсталости на тему "Виды транспорта"
Цели: Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.Задачи:Образовательные:закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.упражнять в умени...