Методическая разработка занятия
план-конспект урока по теме

С учетом основных принципов логопедической работы разработано содержание логопедического занятия по коррекции нарушений письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка (конспект) занятия  

по коррекции нарушений чтения и письма

Темы:

     логопедическая: развитие зрительных дифференцировок на материале  

                                  букв   и -у ;

лексическая: слова, противоположные по значению;

грамматическая: согласование существительных и относительных

                                  прилагательных.

                         

Цели:

1 ) развитие зрительной памяти, зрительно - пространственного гнозиса;

2 ) расширение и активизация словаря по лексической теме;

3 ) дифференциация звуков   и- у  и соответствующих букв;

4 ) развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза;

5 ) образование и употребление слов, противоположных по значению;

6 ) закрепление слогового анализа и синтеза.

 

Оборудование: зеркала, дидактический материал.

                                           План и ход занятия.

 

 I) Организационный момент.

 

II ) Развитие зрительной памяти и зрительно- пространственного гнозиса.  

     - Запомните последовательность цветных карандашей ( сначала     трех, затем добавляется по одному карандашу).

III) Сообщение темы занятия. 

     - Отгадайте загадку:

       « На узкой дорожке –

          Голова да рожки .

          Кто так медленно ползет

          На себе свой дом везет?»

                                                ( Улитка)

     - В слове « улитка» какой звук стоит на первом месте? ( Звук у)

     - Какой звук стоит между звуками л и т ?  ( Звук и) 

     - Сегодня мы будем различать звуки и буквы и- у.  

IV) Уточнение связи звука и буквы.

     1 ) Сравнение по артикуляции звуков и – у. 

     2 ) Сравнение по  звучанию звуков и – у.

     3 ) Демонстрация письменных строчных букв  и- у.

     4 ) Произнесение и письмо в воздухе.

     5 ) Сравнение букв и - у по начертанию:

         а ) определение элементов каждой буквы:

        - Сколько элементов у буквы и?  Какие? ( Два крючка) 

        - Сколько элементов у буквы у? Какие? ( Два элемента. Первый – крючок, второй - петелька )

         б ) определение сходства:

       - Каким элементом похожи эти буквы?  (Первым - крючком)   

         в ) определение различия:

       - Каким элементом не похожи они? ( Вторым. У буквы и это крючок, а у буквы у это петелька)

   

V) Конструктивная и реконструктивная деятельность.

1)- Сложите букву и. Как из буквы и сделать букву у? (Надо убрать крючок и присоединить петельку)

- Как из буквы у сделать букву и? (Надо убрать петельку и присоединить крючок) 

2) Работа с элементами букв.

   - Закройте лишний элемент.

VI) Развитие буквенного гнозиса.

      1)Работа по индивидуальным карточкам. Даны буквы в различном расположении.  Детям дается задание узнать эти буквы:

а ) обвести правильно написанные буквы ( и- карандашом синего цвета, у-   карандашом красного цвета);

б ) дописать карандашом определенного цвета недостающие элементы букв;

в ) зачеркнуть неправильно написанные буквы.

VII) Письменные упражнения.

  1. Расшифруйте символы. Вместо кружка пишите у, а вместо черты пишите и.

   2) Подберите к символам слова.

3) Игра « Не перепутай ведра».  

      Зачерпните воды из колодца, выбрав ведро так, чтобы буква на нем подошла к  тем, которые написаны на срубе:

К…Т                          Л…К

М…Р                         С…К

Т…Р                           Б…К

П…Р                           Ж…К

  1. Разделите слова на слоги, начертите схему слова, впишите буквы и, у.

Перечень слов:  усы, шуба, музыка, кукушка, спина, мимоза, кукуруза.

  1. Расшифруйте слова.

VIII) Развитие слогового анализа и синтеза.

      Игра « Собери слово».

      - Поставьте слоги так, чтобы получилось слово.

        кус, фи             би, ку, ки

        на, гли             ли, ма, на

        лик, буб          та, пус, ка

IX) Физкультминутка.

 X)  Работа со словами, противоположными по значению.

        1)Игра « Найди слова - противники».

      - Прочитайте. Вставьте пропущенную букву. Стрелкой соедините слова,   противоположные по значению.

      ш…м                   гр…бый

      др…г                   т…ш…на

      вежл…вый        прот…вн…к

      …бав… ть           пр…бав…ть

2).На доске написаны пословицы с пропущенными словами.

      ___________ - свет, а __________ - тьма.

      Не бойся врага ___________ , а бойся друга __________ .

            - Какие слова, противоположные по значению я пропустила?( Ученье-

              неученье , умного- глупого).

 XI) Подведение итогов.

        

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...