" Использование специальных приспособлений для формирования трудовых навыков у учащихся коррекционной школы"
материал по теме

Азерский Николай Викторович

 

Наблюдения за действиями  детей  с ограниченными возможностями здоровья  на уроках профессионального обучения показывают, что  некоторые трудовые операции вызывают у них значительные затруднения.

Рассмотрим это на примере урока обувного дела .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст-цы Новолеушковской Краснодарского края

                           Доклад

Тема: « Использование специальных приспособлений

для формирования трудовых навыков у учащихся коррекционной школы»

                                                                   

                                                               Учитель Азерский Н.В.

Наблюдения за действиями умственно отсталых детей на уроках профессионального обучения показывают, что  некоторые трудовые операции вызывают у них значительные затруднения.

Рассмотрим это на примере урока обувного дела с умственно отсталыми учащимися. Например,  при работе с ножом по вырезанию деталей из кожи, резины,   учащиеся делают  неправильный захват ручки ножа. Отклоняются от  намеченного фронта работы, нарушается угол резки ножом. Если взять работу  с крючком, то учащиеся вместо плавных движений при пошиве обуви, делают резкие движения, крутят крючком, в результате чего нитки ворсятся , рвутся, шов теряет свою прочность. При поступательно-вращаемых движениях, ушко крючка может сломаться.

При изготовлении заготовки крючка, у большей части учащихся идет неправильная работа  с пилкой. При пропиливании ушка крючка, нарушается угол пропилки, вследствие чего  происходит плохой захват нитки. При этом ученик может знать, как надо выполнить то или иное рабочее движение, видит и  ошибку в подготовленной им детали, но не в состоянии  выполнить задание правильно. В таких случаях я подбираю такие методы и приемы, которые способствуют быстрому усвоению и формированию у учащихся  правильного и прочного двигательного навыка. В частности, я ставил задачу добиться от  учащихся  более быстрого и правильного освоения навыков работы с ножом по вырезке подошвы. При выполнении этой работы очень важно, чтобы нож  шел точно по вертикальному направлению. Большинство  же учащихся держат инструмент так, что подошва получается клинообразной вместо прямоугольной .

Изготовленное мною приспособление состоит из макета подошвы с широкими бортиками. Приспособление, задавая нужное направление ножу, тем самым предупреждает его отклонение в процессе резки, частично освобождая обучаемого от контроля  над выполнением основного движения. Приспособление позволяет ученику временно переключить свое внимание на другие, сопутствующие основному рабочему движению  и потому быстрее овладеть ими. Прочное же усвоение этих вспомогательных движений резки резины в свою очередь способствуют правильному и последовательному выполнению учащимися всего комплекса рабочих операций. Используя данную методику, я провел эксперимент,  в котором участвовали по четыре ученика, незнакомых  ранее с техникой вырезания, взятых из двух классов. Они составили экспериментальную и контрольную группу; в каждой из их два ученика успевали хорошо и два –удовлетворительно. После ознакомления с техническими приемами и рабочими движениями, производимыми при вырезании подошвы, он приступили к выполнению задания. Испытуемые обеих групп сначала произвели разметку по вырезанию подошв. После того как им было указано на допущенные ошибки, они приступили к более сложному  заданию- вырезанию подошв. Каждый из них вырезал  по одной паре подошв. Затем экспериментальная группа получила приспособление, с помощью которого учащиеся вновь приступили к вырезке подошв.

Наконец обе группы выполнили ту же работу, не пользуясь приспособлением. После выполнения каждого из перечисленных заданий,  все края  подошв замерялись, и результаты заносились в протокол. Вырезание подошв без приспособления колебались в среднем от 0,5мм до 0,7мм. Использование приспособления позволило экспериментальной  группе сократить величину отклонения до 1,5мм.

В третьей серии опытов , проходивших без применения приспособления, величина ошибок контрольной и экспериментальной групп измерялись соответственно 0,3мм- 0,4мм.

Таким образом, показатель экспериментальной группы оказался в два раза лучше в сравнении с контрольной, что говорит об эффективности использования при обучении операции по вырезыванию подошвы предлагаемого мною приспособления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы "Формирование экономико бытовых умений учащихся коррекционной школы VIII вида

Система работы раскрывает особенности и принципы планирования работы по формированию экономико–бытовых умений и навыков, системно– деятельностный подход в обучении на уроках социально–бытовой ориенти...

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII вида»

Реферат является методическим материалом для учителей коррекционной школы 8 вида по формированию навыков чтения у учащихся....

статья "Роль внеклассного чтения в формировании читательских навыков учащихся коррекционной школы"

В статье представлены материалы об особенностях воспрития художественных тестов учащимися и методы работы на уроках внеклассного чтения в коррекционной школе....

Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"

Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...