конспект занятия "Рассказывание по сюжетной картине с добавлением предшествующих событий"
методическая разработка по теме

Формирование у детей старшего дошкольного возраста лексико-семантической готовности к составлению рассказа по сюжетной картине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассказывание по сюжетной картине «Одни дома»

с добавлением предшествующих событий.

Цель: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по  сюжетной картине.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине с добавлением предшествующих событий;

- Учить выделять событийную основу и существенные детали изображения.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать навыки планирования развернутых высказываний;

- Стимулировать мыслительную и речевую активность детей;

- Развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память.

Коррекционно-воспитательная:

- Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.

        Оборудование: бусины, нить, сюжетная картина, подзорная труба по количеству детей (имитация).

Ход занятия:

1. Организационный момент:

- «Ребята, я хочу узнать, чем вы любите заниматься дома?» Каждый из вас наденет бусинку и ответит». Дети по очереди нанизывают бусину на нитку, чтобы получились красивые бусы.

        - «Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на картинке. Рассмотрев картину, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история».

2. Рассматривание картины с обсуждением.

- «На этой картине вы видите только окончание истории, а мы с вами придумаем начало».

Логопед предлагает рассмотреть картину и ответить на вопросы.

Кого вы видите на этой картине?

Давайте дадим детям имена.

Какие игрушки вы видите?

Кто из детей любит играть с мишкой?

А кто с машинками?

А чьи это бусы?

Какое настроение у мамы?

Когда это могло случиться?

Как вы думаете, куда ходила мама?

С кем остались дети?

А почему оно дома, а не в школе или в садике?

Чем занималась ….,

Чем занимался …..

А как получилось, что бусы оказались разорванными?

А мама разрешала брать бусы?

А кто их взял?

Что почувствовали дети, когда вернулась мама?

3. Динамическая пауза (самомассаж «Все ребята встали…»)

4. Игра «Запомни и назови»

- «Еще раз внимательно посмотрите на картину и запомните как можно больше предметов, изображенных на ней. В помощь вам подзорная труба»

Логопед переворачивает или закрывает картину. Дети припоминают и называют предметы, изображенные на ней.

5. Придумывание названия рассказу или подбор из предложенных логопедом вариантов. Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми по несоответствию содержания картины.

«Мамины помощники»

«Однажды в лесу»

«Одни дома»

«Грустная история»

6. Упражнение в договаривании предложений с опорой на картину.

- «Придумайте подходящий конец к каждому предложению»

Мама ушла … (в магазин за покупками).

А Катя и Вова остались … (дома одни).

Они обещали маме…, (что все будет хорошо).

Катя взяла своего любимого мишку и …(стала рассказывать ему сказку).

А Вова (играл машинками).

Но вдруг Катя…(увидела мамины бусы).

Ей очень …(захотелось их примерить).

Она взяла бусы и … (стала примерять).

Но Вова сказал, что … (мама не разрешала их трогать).

Катя не слушала Вову.

Тогда Вова стал снимать… (бусы с Катиной шеи).

А Катя …(не давала их снимать).

Вдруг ниточка разорвалась, и …(бусы рассыпались по полу).

А в это время мама … (вернулась из магазина).

Вова от испуга…(спрятался под одеяло).

А Катя стояла и виновато …(смотрела на маму).

Детям было очень стыдно, что они не выполнили … (свое обещание).

7. Игра «Исправь ошибку»

Преобразование предложенных логопедом фраз.

Папа ушел в магазин за покупками.

Мама ушла в магазин за покупками.

А Катя и Вова пошли в кинотеатр.

А Катя и Вова остались дома одни.

Они обещали маме что все будет плохо.

Они обещали маме что все будет хорошо.

Катя взяла свою любимую машинку и стала рассказывать ей сказку.

Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку.

А Вова играл куклами.

А Вова играл машинками.

Но вдруг Катя увидела бабушкины бусы.

Но вдруг Катя увидела мамины бусы.

Ей очень захотелось их спрятать.

Ей очень захотелось их примерить.

Катя взяла бусы и стала прятать.

Катя взяла бусы и стала примерять.

Но мишка сказал, что мама не разрешала их трогать.

Но Вова сказал, что мама не разрешала их трогать.

Машинка не слушала Вову.

Катя не слушала Вову.

Тогда Вова стал снимать бусы с мишкиной шеи.

Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи.

А Катя не давала их надевать.

А Катя не давала их снимать.

Вдруг ниточка сломалась и бусы рассыпались по полу.

Вдруг ниточка разорвалась и бусы рассыпались по полу.

А в это время бабушка вернулась из магазина.

А в это время мама вернулась из магазина.

Вова от испуга спрятался в шкаф.

Вова от испуга спрятался под одеяло.

А Катя стояла и радостно смотрела на маму.

А Катя стояла и виновато смотрела на маму.

Детям было очень стыдно, что они выполнили свое обещание.

Детям было очень стыдно, что они не выполнили свое обещание.

 - «Теперь вы знаете, что может быть, когда берешь чужие вещи без разрешения. И, наверное, с вами не случится такая неприятная история, как с Катей и Вовой».

8. Составление рассказов детьми.

9. Итог занятия:

 - «Ребята, какие задания вам больше всего понравились?»



Предварительный просмотр:

Рассказывание по сюжетной картине «Одни дома»

с добавлением предшествующих событий.

Цель: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по  сюжетной картине.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине с добавлением предшествующих событий;

- Учить выделять событийную основу и существенные детали изображения.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать навыки планирования развернутых высказываний;

- Стимулировать мыслительную и речевую активность детей;

- Развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память.

Коррекционно-воспитательная:

- Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.

        Оборудование: бусины, нить, сюжетная картина, подзорная труба по количеству детей (имитация).

Ход занятия:

1. Организационный момент:

- «Ребята, я хочу узнать, чем вы любите заниматься дома?» Каждый из вас наденет бусинку и ответит». Дети по очереди нанизывают бусину на нитку, чтобы получились красивые бусы.

        - «Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на картинке. Рассмотрев картину, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история».

2. Рассматривание картины с обсуждением.

- «На этой картине вы видите только окончание истории, а мы с вами придумаем начало».

Логопед предлагает рассмотреть картину и ответить на вопросы.

Кого вы видите на этой картине?

Давайте дадим детям имена.

Какие игрушки вы видите?

Кто из детей любит играть с мишкой?

А кто с машинками?

А чьи это бусы?

Какое настроение у мамы?

Когда это могло случиться?

Как вы думаете, куда ходила мама?

С кем остались дети?

А почему оно дома, а не в школе или в садике?

Чем занималась ….,

Чем занимался …..

А как получилось, что бусы оказались разорванными?

А мама разрешала брать бусы?

А кто их взял?

Что почувствовали дети, когда вернулась мама?

3. Динамическая пауза (самомассаж «Все ребята встали…»)

4. Игра «Запомни и назови»

- «Еще раз внимательно посмотрите на картину и запомните как можно больше предметов, изображенных на ней. В помощь вам подзорная труба»

Логопед переворачивает или закрывает картину. Дети припоминают и называют предметы, изображенные на ней.

5. Придумывание названия рассказу или подбор из предложенных логопедом вариантов. Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми по несоответствию содержания картины.

«Мамины помощники»

«Однажды в лесу»

«Одни дома»

«Грустная история»

6. Упражнение в договаривании предложений с опорой на картину.

- «Придумайте подходящий конец к каждому предложению»

Мама ушла … (в магазин за покупками).

А Катя и Вова остались … (дома одни).

Они обещали маме…, (что все будет хорошо).

Катя взяла своего любимого мишку и …(стала рассказывать ему сказку).

А Вова (играл машинками).

Но вдруг Катя…(увидела мамины бусы).

Ей очень …(захотелось их примерить).

Она взяла бусы и … (стала примерять).

Но Вова сказал, что … (мама не разрешала их трогать).

Катя не слушала Вову.

Тогда Вова стал снимать… (бусы с Катиной шеи).

А Катя …(не давала их снимать).

Вдруг ниточка разорвалась, и …(бусы рассыпались по полу).

А в это время мама … (вернулась из магазина).

Вова от испуга…(спрятался под одеяло).

А Катя стояла и виновато …(смотрела на маму).

Детям было очень стыдно, что они не выполнили … (свое обещание).

7. Игра «Исправь ошибку»

Преобразование предложенных логопедом фраз.

Папа ушел в магазин за покупками.

Мама ушла в магазин за покупками.

А Катя и Вова пошли в кинотеатр.

А Катя и Вова остались дома одни.

Они обещали маме что все будет плохо.

Они обещали маме что все будет хорошо.

Катя взяла свою любимую машинку и стала рассказывать ей сказку.

Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку.

А Вова играл куклами.

А Вова играл машинками.

Но вдруг Катя увидела бабушкины бусы.

Но вдруг Катя увидела мамины бусы.

Ей очень захотелось их спрятать.

Ей очень захотелось их примерить.

Катя взяла бусы и стала прятать.

Катя взяла бусы и стала примерять.

Но мишка сказал, что мама не разрешала их трогать.

Но Вова сказал, что мама не разрешала их трогать.

Машинка не слушала Вову.

Катя не слушала Вову.

Тогда Вова стал снимать бусы с мишкиной шеи.

Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи.

А Катя не давала их надевать.

А Катя не давала их снимать.

Вдруг ниточка сломалась и бусы рассыпались по полу.

Вдруг ниточка разорвалась и бусы рассыпались по полу.

А в это время бабушка вернулась из магазина.

А в это время мама вернулась из магазина.

Вова от испуга спрятался в шкаф.

Вова от испуга спрятался под одеяло.

А Катя стояла и радостно смотрела на маму.

А Катя стояла и виновато смотрела на маму.

Детям было очень стыдно, что они выполнили свое обещание.

Детям было очень стыдно, что они не выполнили свое обещание.

 - «Теперь вы знаете, что может быть, когда берешь чужие вещи без разрешения. И, наверное, с вами не случится такая неприятная история, как с Катей и Вовой».

8. Составление рассказов детьми.

9. Итог занятия:

 - «Ребята, какие задания вам больше всего понравились?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл логопедических занятий:"Обучение пересказу по серии сюжетных картин с использованием массажа фаланг пальцев" для детей 5-7 лет.

Авторами предлагается авторская разработка массажа фаланг пальцев,по десяти лексическим темам,являющаяся эффективной стимуляцией речевого развития.Подробное описание упражнений в конспектах занятий да...

Презентация к уроку ИЗО 7 класс по теме "Тематическая (сюжетная) картина"

Урок  ИЗО  в 7  классе  по программе  Б.М. Неменского  в  разделе  "Поэзия повседневности" отводится  на  изучение  тематической  (сюжетной)...

Коррекционная направленность в работе над сюжетной картиной как фактор развития познавательных интересов детей со зрительной депривацией (из опыта работы).

В статье отражено значение сюжетных картин в развитии детей с нарушением зрения, особенности восприятия детьми сюжетных изображений, задачи и организация работы. В статье представлен практический мате...

Рассказывание по картине и серии сюжетных картин.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенну...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН...

План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."

План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...

конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической на тему "Зима. Составление рассказа по сюжетной картине".

dash; активизация словаря по теме;– учить составлять рассказ по сюжетной картине;– учить образовывать родственные слова;– учить образовывать существительные от прилагательных;&nda...