Контроль, учет знаний и практических умений учащихся на уроках СБО.
статья по теме

Видус Марина Викторовна

 

Руководство учебно-воспитательным процессом не может успешно осуществляться, если оно не предполагает проведение контроля за уровнем усвоения знаний и формирования практических умений и навыков на уроках социально-бытовой ориентировки. Учитель обязан установить, что усвоили ученики, какими умениями овладели, чтобы в процессе дальнейшей деятельности преодолевать пробелы, обеспечивать количественный и качественный рост приобретенных знаний.

         Перед учителем СБО стоит задача: обеспечить усвоение программных знаний и овладение необходимыми умениями каждым учеником. Это возможно только при организации системы эффективной и всеобщей проверки знаний и умений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrol_za_urovnem_sformirovannosti.doc39 КБ

Предварительный просмотр:




Контроль, учет знаний

и

практических умений учащихся

на уроках СБО.


        Руководство учебно-воспитательным процессом не может успешно осуществляться, если оно не предполагает проведение контроля за уровнем усвоения знаний и формирования практических умений и навыков на уроках социально-бытовой ориентировки. Учитель обязан установить, что усвоили ученики, какими умениями овладели, чтобы в процессе дальнейшей деятельности преодолевать пробелы, обеспечивать количественный и качественный рост приобретенных знаний.

        Перед учителем СБО стоит задача: обеспечить усвоение программных знаний и овладение необходимыми умениями каждым учеником. Это возможно только при организации системы эффективной и всеобщей проверки знаний и умений учащихся.

        Методы контроля определяются требованиями к его всеобщности и целесообразности. Учитель должен проверить:

  1. усвоил ли ученик новый материал, понял ли, какие именно действия и в какой последовательности он должен осуществлять, решая задачу, поставленную в рамках содержания материала;
  2. может ли ученик последовательно и целеноправленно достигать поставленной цели;
  3. способен ли ученик осуществлять освоенные действия в свернутом виде.

        Таким образом, контроль усвоения материала по теме должен состоять из трех частей:

  1. итоговый контроль усвоения содержания (контроль знаний);
  2. контроль уровня сформированности умений (контроль умений);
  3. итоговый контроль свернутой деятельности (контроль навыков).

Итоговый контроль усвоения содержания

(контроль знаний)

Контроль и учет теоретических знаний учащихся осуществляется учителем путем бесед, устного и письменного опросов, тестирования. На основе опроса учитель имеет возможность оценить знания учащегося, выставить оценку.

        Для эффективности работы я использую технологическую карту выявления обученности по социально-бытовой ориентировке по изученным темам. На основании чего планирую темы для повторения, индивидуальную работу со слабыми учащимися.

Контроль за уровнем сформированности

умений и навыков

        На занятиях социально-бытовой ориентировке провожу отслеживание и контроль за формированием практических умений и навыков, так как требования государственной программы наряду с усвоением знаний подразумевают также овладение учащимися практическими умениями и навыками в различных областях жизни: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, приготовления пищи, пользования транспортом, устройства на работу и т.д. В этом направлении обучения ребята должны не только знать, как решается та или иная практическая задача, но и уметь выполнять эту работу, т.е. овладевать необходимыми практическими умениями и навыками.

        Количественный состав группы учащихся на уроке СБО (не более 8 человек) позволяет индивидуально подойти к объяснению учебного материала, формированию практических умений и так же индивидуально провести контроль знаний и умений обучающихся.

        Для отслеживания и контроля практических умений и навыков использую «Карту определения сформированности социально-бытовых навыков и мотивации к их дальнейшему развитию», которая помогает правильно определить актуальное состояние практического умения, зону его ближайшего развития у ребенка, определить стратегию работы по повышению мотивации ученика к овладению необходимыми умениями.

        Таким образом, подвожу итог и отмечаю положительные и отрицательные моменты в работе каждого ученика индивидуально, так как возможности к обучению у детей разные. В зависимости от этого  индивидуализирую задания для каждого ученика, чтобы по прошествии времени добиться формирования практического умения у каждого.

        В начале года отмечаю в карте, на каком уровне у того или иного ученика находится сформированность данного социально-бытового умения, есть ли мотивация, понимание учеником необходимости овладения программными требованиями. В соответствии с уровнем учебных возможностей ребенка отмечаю в карте те умения, над формированием которых будет вестись работа в четверти или году.

        По мере прохождения программного материала каждую четверть отмечаю:

  1. произошел ли переход в овладении умением с одного уровня на другой;
  2. появилась ли у ребенка мотивация к овладению навыком, если ее не было.

        С этой целью продумываю и провожу с учеником необходимую работу, имеющую воспитательное и коррекционно-развивающее воздействие для формирования мотивации к овладению теми или иными навыками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории

Изучение различных исторических источников, документов – одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Современный урок невозможно представить без аналитической  раб...

Статья "Контроль знаний и умений учащихся на уроках биологии в 5-9 классах"

Правильно организованный контроль знаний и умений затрагивает чувственную сферу учащихся, способствует развитию у них интереса к предмету, а главное – способствует развитию у школьников самооценки, по...

«Контроль знаний и умений учащихся на уроках физики»

Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание ученых-ме...

Выпускная квалификационная работа на I категорию Организация контроля усвоения знаний и формирования умений учащихся среднего звена по русскому языку

Проблемам организации постоянного качественного контроля умений и навыков, полученных на уроке  русского языка, посвящена данная исследовательская работа....

Использование элементов игры при контроле знаний и умений учащихся на уроках биологии

Описание опыта в создании системы проверки и оценки знаний и умений учащихся из разнообразных форм с включением элементов игры...