открытое занятие по социально-жизненной ориентации "Этикет и мы"
классный час (7 класс) по теме

Ковшова Елена Михайловна

 

Цели:

  • усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми;
  • овладеть навыками культурного поведения.

 Задачи: познакомить учащихся с этикетными правилами и нормами поведения в общественных местах;

  • познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.
  • сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt_2009_etiket.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по СЖО

«ЭТИКЕТ И МЫ»

Воспитатель: Ковшова Е.М.

2009-2010 уч. год

Открытое занятие

Цели:

  1. усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми;
  2. овладеть навыками культурного поведения.

 Задачи: познакомить учащихся с этикетными правилами и нормами поведения в общественных местах;

  1. познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.
  2. сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  3. сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

Материалы: название, эпиграф, картинки для оформления, плакат-заготовка «Дерево-души»,«Бинго-лото», презентации «Вода-хранитель информации», «Вирус сквернословия».

Воспитатель: Добрый вечер,  дорогие друзья!  Я рада приветствовать вас всех на нашем открытом занятии “Этикет и мы”. А знаете ли вы, что такое этикет?  (отвечают уч-ся).

Да, этикет – это установленные правила поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому. (А почему? Зачем нам это надо, а может и не надо?)

Этикет хранит самые важные, самые дорогие ценности человечества - нравственные. Без соблюдения этих правил невозможно общение, взаимопонимание, взаимодействие людей, их совместная жизнь. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают.

Наше занятие посвящено очень важной проблеме - культуре общения. Сюда входит и культура речевого общения, и  проблема сквернословия, и проблемы взаимопонимания.

Слово "этикет" французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - "этикет" и произошло слово "этикет". В средние века изысканные манеры нужны были королям и царям, прежде всего, для демонстрации своего превосходства над простыми смертными.

Некоторые из этих манер ныне кажутся нам довольно комичными и даже дикими. Например, в рыцарские времена кавалеры при полном параде садились вместе с дамами попарно, ели из одной миски и пили из одного кубка. Поскольку вилок еще не придумали, многие кушанья брали руками, а жирные пальцы вытирали о шерсть здоровенных, лохматых собак, которых хозяева именно для этой цели держали в банкетных залах.

Мы все живем среди людей и, хотим мы этого или не хотим, зависим от них. А поэтому должны придерживаться определённых правил поведения. И сегодня я хочу предложить вам проверить себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона.

Сейчас мы поиграем в игру «Этикет-бинго».

Игра «Этикет-бинго»

  1. Если ты идешь с кем-нибудь, и твоя подруга поздоровалась с незнакомым тебе человеком, следует ли тебе также поздороваться?

2. Кто первым здоровается при входе в помещение?

(Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

3.Кто первым должен поприветствовать друг друга мальчик или девочка?

  1. Если ты входишь в комнату, где много людей, нужно поздороваться с каждым или достаточно поприветствовать всех?
  2. В некотором царстве, в некотором государстве живет несчастный король: все его 13 умнейших министров на всех советах говорят вместе, поэтому никто никого не слышит и ничего не может толком решить. Какое из правил этикета посоветовали бы Вы этому королю сделать Первым Законом в его Государстве
  3.  Сегодня Мальвина дает очередной урок Вежливости для Буратино:
    – Если в дверях небольшого помещения Вам встретился Некто, первым проходит в дверь тот, кто ВЫХОДит, а вторым – кто ВХОДит...
    – Не буду я всякому Некту дорогу уступать!!! – кричит Буратино!..
    Прав ли он? И почему?
  4. Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим? (лицом).

8. ...Грозный рыцарь в тяжелых доспехах остановил коня у порога дома. Никто не посмел выйти ему навстречу – страшно... Он медленно спешился, повернулся к двери, снял шлем и вошел: "Эй, хозяева! Привет вам привез от родных..." – и улыбнулся, молодой и красивый...
С тех самых пор все мужчины, входя в дом с добрыми намерениями, что делают?

  1.  У некоторых племен в Африке в знак приветствия принято тереться носами. У одних народов кланяются, у других гладят друг друга по щекам. А в Европе вот уже много веков мужчины здороваются так: протягивают друг другу и взаимно пожимают правую руку, непременно при этом глядя в глаза. Как вы думаете, откуда это повелось?
  2. Одну принцессу на балу пригласили на танец сразу два принца. Если эта принцесса знает этикет, как она поступит и с кем пойдет танцевать?
  3. В XVI веке высокопоставленные вельможи, здороваясь друг с другом, 17 раз кланялись и 16 раз подпрыгивали – согласно тогдашнему этикету. Окажись Вы на их месте, стали бы Вы отвечать на приветствие незнакомца?

Сегодня мы поговорим о чистоте языка. Наше слово - русское, потому что мы общаемся на русском языке.

А сейчас давайте посмотрим сценки из жизни подростков.

Сценка 1  из жизни подростков.

Действующие лица:

  1. «Киллер» – Д.Крайнов
  2. «Чел» – А.Заботин
  3. Матрена Потаповна – О.Захариков
  4. Евдокия Семеновна – С.Кудинов

Матрена Потаповна сидит на скамейке во дворе, на этой же скамейке сидит Тёма Заботин по прозвищу Чел, он ждет своего друга. Вот друг, наконец, появляется.

- Прива,Чел!
- Здорово, Кила! Как жизнь?
- На меня тут круто наехали, я одному в бубен, другому в торец…
- Лавэ есть? Без базара.
- Ну, ты крендель! Ты че? С дуба рухнул? Откуда?!
- Да мне по барабану!
- Зырь, какая телка!
- Клевая…реально!

Встают, уходят. Евдокия Семеновна вышла погулять, ее увидела Матрена Потаповна.

- Семеновна, иди чего скажу… ужас…
- Что такое, Потаповна?
- Да тут ребяты на базар за кренделем собрались, а на них какие-то наехали, но они не растерялись: в одну руку бубен, в другую барабан …- ну отбиваться….Потом с дуба свалились, зрения лишились… Идет девка молодая, а им вроде корова чудится…
- Ой! Потаповна, страсти какие-то прямо рассказываешь!

   А вот ещё один пример:

Сценка 2 из жизни подростков:

Действующие лица:

  1. Взрослый: мужчина- Д.Серов
  2. Подросток – С.Киселёв

Взрослый задает младшему вопрос:

— Как дела?

— У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клёво, да?

— А что, там лошадь была?

— Какая лошадь?

— Ну-ка, давай все сначала.

— Ну, давайте. И чего вы не поняли?! Значит, один фитиль...

— Без свечки?

— Без.

— А что же это за фитиль?

— Ну, парень один, длинный, подкатил к шкету...

— Он на чем подкатил, на велосипеде?

— Да нет, велосипед у шкета был.

— У какого шкета?

— Ну, шибздик один. Вы его знаете, ходит здесь вот с таким шнобелем.

— С кем, с кем?

— Да не с кем, а с чем. Нос у него в виде шнобеля. Ну вот, говорит: «Дай велик погонять.» Сел и почесал.

— У него что, чесалось что-нибудь?

— Да нет, попилил он.

— Ну и как, распилил?

— Чё распилил?

— Ну, велик?

— Чем?

— Ну, этим самым, шнобелем.

— Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку-то разинул, вот и дерябнулся.

— А почему варежка, он что, зимой дерябнулся?

— Да не было там никакой зимы, там училка была.

— Учительница, ты хочешь сказать?

— Ну да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Но сама-то укатка, что велик гикнулся.

— Как гикнулся?

— А так, накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно?

— Понятно!

        А сейчас, я предлагаю вам игру «Зеркало».

Игра "Зеркало"

Один из вас, самый смелый, встанет перед классом, окажется как бы перед зеркалом. А ребята поочередно будут повторять его фразы, слова-паразиты, которые чаще других слов он употребляет, продемонстрируют его походку, движения, какие-то привычки.

Вот и посмотрели на себя со стороны. А как вы думаете, что мы хотели с вами показать этими сценками и игрой? (ответы детей). 

 Да, ребята, мы с вами показали, что иногда одни люди так разговаривают, что другие их даже не понимают, хотя вроде бы и говорят по-русски. А ведь важную часть этикета составляет речевой этикет.

Ребята, а какой вывод мы можем сделать?

Следите за собой всегда и везде, помните, вы среди людей. Опасайтесь в своей речи изобилия слов паразитов и жаргона, так как из-за них вы разучитесь говорить по-русски.

Комментарий воспитателя:

Если совсем недавно, когда вы были маленькими, вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. То сейчас вы изменились, повзрослели - изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования.

Что прощалось малышу - уже не прощается таким, как вы. Я иногда слышу от некоторых ребят в школе: "Мое поведение - мое личное дело!" Что ж, это правильно. Но только в одном-единственном случае: когда человек как Робинзон, живет на необитаемом острове. Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.

И, конечно, мы не можем не поговорить с вами о проблеме сквернословия. Это у нас с вами самая больная проблема в нашей группе.

Древний философ Аристотель утверждал: “Из привычки, так или иначе, сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков”. Опасайтесь сквернословия, ведь оно как ржа разъедает душу. Опасайтесь в своей речи изобилия слов паразитов и жаргона, так как из-за них вы разучитесь говорить по-русски.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

Давайте посмотрим, что же происходит с водой, когда на неё ругаются матом, и когда читают молитвы? (презентация «Вирус сквернословия»).

Воспитатель: В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.

Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце”.

Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков,
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

В это время у доски один человек разбирает на две стопки карточки, на которых указаны положительные и отрицательные качества.

Положительные качества: доброжелательность, безотказность, тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушие, гостеприимство, деликатность, добросердечность, жизнерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, скромность, справедливость, корректгость, неподкупность, патриотизм.

Отрицательные качества: грубость, бестактность, несдержанность, придирчивость, раздражительность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, вздорность, ехидность, жадность, злопамятность, легкомысленность, лицемерие, корыстолюбие, небрежность, назойливость, обидчивость.

Воспитатель: Сейчас настало время оказать экстренную помощь заболевшим сквернословием. В гостях у нас Доктор Айболит!

Айболит:

Кто тут у нас больной? А, все понемногу?! Будем лечиться!

Нужно подойти к зараженному сквернословием, взять его за руку и нежно посмотреть ему в глаза и погладить по голове,

Если уши больного сквернословием свободны, произнести в них самые прекрасные слова

Всем гражданам во время эпидемии иметь при себе карамель, и в случае проявления первых признаков, заполнять их уста карамелью.

Если симптомы ярко выражены, и больной еще согласен на помощь, заклейте ему рот, например, скотчем или пластырем.

Если заболевший сам в состоянии поправиться, то просто улыбнитесь ему.

Ваша хворь пройдет непременно!

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения.         Давайте же посадим наше дерево вежливых слов. Вы пишите на листочках добрые слова и приклеиваете к нашему дереву. Ребята вешают плоды с написанными добрыми словами).

Игра «Речевой этикет»

Играют две команды.

  1. Назовите слова приветствия. (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! Привет! Салют!)
  2. Выскажите просьбу. ( Вы можете мне сказать?.. Не могли бы вы мне?.. Скажите, пожалуйста… Разрешите попросить вас…Не могли бы вы?.. Будьте так любезны… Будьте добры!)
  3. Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам… Разрешите познакомить вас… Познакомьтесь… Как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться.)
  4. Как принято извиняться в культурном обществе? ( Приношу вам свои извинения… Позвольте мне извиниться… Не могу не принести вам свои глубокие извинения… Простите за…)
  5. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе ? (Не огорчайтесь…Нет повода для беспокойства…Нет ничего плохого в том, что… Все будет хорошо…Успокойтесь…)
  6. Есть ли у тебя запас слов благодарности ? ( Благодарю вас…Спасибо. Разрешите поблагодарить вас… Заранее благодарен… Признателен вам… Примите мою благодарность.)
  7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь увидеть вас еще! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)

Молодцы, хорошо поработали!

Я думаю, что после сегодняшнего занятия мы еще раз задумаемся о нашем отношении к людям, которые вас окружают.

        Рефлексия. Подведение итогов.

        Всем спасибо, добра, здоровья!!! До новых встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация новых подходов формирования и укрепления социальных жизненных навыков школьников в воспитательном процессе.»

В данной статье говорится о новых подходах  в формировании социальных навыков детей- сирот. живущих в школе-интернате....

Формирование социальных жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

В статье раскрыты процессы социализации обучающихся  с умственной отсталостью. На уроках биологии  успешно используются ряд педагогических приемов для  социализации, для включения обуча...