Устное сочинение "Осень и весна". Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических (знаковых) схем.
план-конспект урока на тему

Патершук Марина Николаевна

Конспект занятия в группе детей с нарушениями чтения и письма, направленного на формирование у учащихся навыков построения связного высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnye_sochineniya_vesna_i_osen.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Устное сочинение "Осень и весна". Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических (знаковых) схем.

Цели:  - формировать умения собирать материал для рассказа путем наблюдений,  

- определять и раскрывать тему текста,

- составлять связное высказывание, использовать средства выразительности для описания своих наблюдений;

- закреплять представления об осени и весне;

- развивать фонематические представления, вербально-логическое мышление, операции анализа, сравнения, сопоставления.

Оборудование: презентация, знаковые схемы, магнитофонная запись фрагментов из фортепианного произведения П. И. Чайковского "Времена года".

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

 - Сядет тот, кто подберет слово, которое обозначает птицу и имеет звук Л в середине слова. (соловей, перепёлка, голубь, галка, глухарь и др.)

2. Сообщение темы занятия

 - Отгадайте загадки:

                      Время года отгадай:

                      Собирают урожай,

                      Разноцветный лес красивый,

                      Мокнут скошенные нивы,

                      Тучи по небе гуляют,

                      Птицы к югу улетают.

                      Грибники в леса спешат,

                      Листья желтые летят,

                      Ёжик листья собирает,

                      Свою норку утепляет.     (осень)

                     Я раскрываю почки,

                     В зелёные листочки

                     Деревья одеваю,

                     Посевы поливаю,

                     Движения полна,

                     Зовут меня ...          (весна).

- Сегодня мы будем говорить об осени и весне, сравнивать эти времена года.

3. Работа над структурой рассказа

     Логопед выставляет знаковую схему (последовательность картинок - символов: солнце, небо с дождевыми тучами, трава на земле, деревья, одежда, животные, птицы, занятия детей.)

     - Посмотрите на знаковую схему, она поможет нам составить последовательный и полный рассказ о каждом времени года. Сколько картинок в знаковой схеме на доске? (8)

     - О чем мы будем рассказывать по первой картинке? ( О солнце.)

     - О чем мы будем рассказывать по второй картинке? ( О небе.)

     - О чем мы будем рассказывать по третьей картинке? ( О земле.)

     - О чем мы будем рассказывать по четвертой картинке? ( О деревьях.)

     - О чем мы будем рассказывать по пятой картинке? ( Об одежде людей.)

     - О чем мы будем рассказывать по шестой картинке? ( О животных.)

     - О чем мы будем рассказывать по седьмой картинке? ( О птицах.)

     - О чем мы будем рассказывать по восьмой картинке? ( О занятиях детей.)

   

4. Обобщение примет осени

    Логопед под музыку ( Чайковский "Времена года" сентябрь ) читает стихотворение:

                       Унылая пора! Очей очарованье!

                       Приятна мне твоя прощальная краса -

                       Люблю я пышное природы увяданье,

                       В багрец и золото одетые леса.

                                                            ( А. С. Пушкин)

  - О каком времени года мы составим рассказ?

 Объяснение лексического значения слов:

 Увядать - вянуть, желтеть, сохнуть, усыхать, умирать; поблёкнуть, теряя вид и свежесть.

 Багрец - багровый, пурпурный, ярко - красный.

 - Составьте по 1 картинке знаковой схемы предложение или предложения.

Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.

Осенью солнце поднимается невысоко и греет слабо.

- Составьте по 2 картинке знаковой схемы предложение или предложения.

Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.

Небо пасмурное, солнце часто закрывают тучи. Идут моросящие

 дожди. Дует пронизывающий ветер.

- Составьте по 3 картинке знаковой схемы предложение или предложения.

Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.

Цветы увяли. Трава пожухла.

- Составьте по 4 картинке знаковой схемы предложение или предложения.

Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.   

Листья на деревьях, кустах пожелтели и опали. Они покрыли всю землю.

Остаются зелёными только ели и сосны.

 - Послушайте стихотворение и скажите, о каком явлении природы идёт речь.

                                      Утром мы во двор идём -

                                      Листья сыплются дождём,

                                      Под ногами шелестят

                                      И летят, летят, летят...

- Правильно, о листопаде. Нравится ли вам листопад?

- Составьте по 5 картинке знаковой схемы предложение или предложения.

Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.

Взрослые и дети стали одеваться потеплее.

- Составьте по 6 картинке знаковой схемы предложение или предложения.

Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.

Звери тоже готовятся к зиме. Они утепляют свои норы, делают запасы

 на зиму. Медведь и ёж впадают в спячку, белка и заяц поменяли свои шубки.

- Составьте по 7 картинке знаковой схемы предложение или предложения.

Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.

Перелётные птицы собираются в стаи. Над лесом слышится

 курлыканье пролетающих журавлей.

- Составьте по 8 картинке знаковой схемы предложение или предложения.

Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.

Начался новый учебный год. Дети собирают в лесу красивые разноцветные

 листья и составляют осенние букеты.

Коллективное составление рассказа об осени с опорой на графические схемы.

Обращать внимание на смысловую связь между предложениями.

Самостоятельное устное сочинение об осени. Рассказывают 2-3 ученика.

5. Физминутка.

 - Встаньте, хлопните в ладоши, если вы услышите правильное выражение.

Неправильные выражения исправьте:

   Январь перед декабрём. (Декабрь перед январём.)

   Февраль перед мартом.

   Сентябрь после августа.

   Перед августом сентябрь. (После августа сентябрь.)

   Июль после июня.

   Перед июнем май.

   После ноября октябрь. (После октября ноябрь.)

  -  Сядет тот, кто назовет по порядку месяцы осени.

  -  Сядет тот, кто назовет по порядку месяцы зимы.

  -  Сядет тот, кто назовет по порядку месяцы весны.

  -  Сядет тот, кто назовет по порядку месяцы лета.

 

6. Обобщение примет весны.

Звучит фрагмент записи Чайковского "Времена года" (март),

логопед читает стихотворение:

                      Гонимы вешними лучами,

                      С окрестных гор уже снега

                      Сбежали мутными ручьями

                      На потопленные луга.

                      Улыбкой ясною природа

                      Сквозь сон встречает утро года;

                      Синея, блещут небеса.

                      Ещё прозрачные леса

                      Как будто пухом зеленеют...

                      Стада шумят, и соловей

                      Уж пел в безмолвии ночей.

  - О каком времени года мы составим рассказ?

- Составьте по 1 картинке знаковой схемы предложение или предложения.

Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.

Пригревает ласковое солнышко.

- Составьте по 2 картинке знаковой схемы предложение или предложения.

Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.

Небо голубое, чистое, прозрачное. Дует ласковый, теплый ветерок.

- Составьте по 3 картинке знаковой схемы предложение или предложения.

Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.

Сугробы темнеют и тают. Кое-где появились проталинки. Зажурчали

весёлые звонкие ручейки.

- Составьте по 4 картинке знаковой схемы предложение или предложения.

Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.   

Деревья оживают и наливаются соком. Набухают почки. Уже выглядывают

кое-где первые клейкие листочки.

- Составьте по 5 картинке знаковой схемы предложение или предложения.

Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.

Люди радуются теплым денькам, одеваются по-весеннему.

- Составьте по 6 картинке знаковой схемы предложение или предложения.

Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.

Проснулись от зимней спячки животные. Они заняты поисками еды.

Зайцы и белки сменили зимние шубки на весенние.

- Составьте по 7 картинке знаковой схемы предложение или предложения.

Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.

Возвращаются из теплых стран грачи, скворцы и жаворонки. Они вьют

гнезда и выводят птенцов.

- Составьте по 8 картинке знаковой схемы предложение или предложения.

Составление предложений. Логопед редактирует высказывания учащихся.

Школьники сделали скворечники и ждут пернатых гостей. Дети пускают

в ручейках бумажные кораблики.

Коллективное составление рассказа о весне с опорой на графические схемы.

Обращать внимание на смысловую связь между предложениями.

Самостоятельное устное сочинение о весне. Рассказывают 2-3 ученика.

7. Составление сравнительного рассказа "Осень и

весна" с использованием графических схем.

Работа над концовкой рассказа.

- Какое время года нравится вам больше? Объясните, почему. Предложите

 конец рассказа, где вы выскажете своё личное отношение к осени, весне.

Моё любимое время года - весна, потому что всё живое радуется

 теплому солнышку.

Коллективное составление рассказа "Осень и весна" с опорой на

графические схемы.

Самостоятельное устное сочинение. Рассказывают 2-3 ученика.

Логопед редактирует высказывания учащихся.

8. Итог занятия.

 - Что сравнивали мы сегодня на занятии?

 - Что помогло нам составить рассказ об осени и весне?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка занятия по теме "Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы"

методическая разработка занятия для дошкольников 6-7 лет, пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы, схемы текст "Березка"...

Наглядно-графический план (схема) для составления описательных загадок о диких, домашних животных, животных Севера и жарких стран для детей с ОНР.

Образец: это большое дикое животное коричневого цвета. У него большое туловище, толстые лапы, короткий хвост; питается рыбой, малиной, медом. Встречается в сказках "Три медведя", "Теремок", "Машенька ...

«Использование наглядного моделирования - кругов Эйлера при составлении сравнительно-описательных рассказов для детей с ОНР»

В своём мастер-классе мне  хочется рассказать о развитие  связной  речи у детей с  ОНР  через  составление  сравнительно-описательного  рассказа  с  и...

Конспект логопедического занятия: Тема: "Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы."

Тема:  "Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы."...

Конспект логопедического занятия: "Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам".

Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по  демонстрируемым действиям и картинкам....