Коррекционно-развивающая работа с детьми с множественными нарушениями развития.
статья по теме

В статье отражены основные принципы и напрвления коррекционной работы с детьми с множественными нарушениями развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_po_korrekc._rabote.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа с детьми

с множественными нарушениями развития.

      По закону РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

      Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса – это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и воспитанника, в ходе которых происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных возможностей. Коррекция – это процесс развития механизмов компенсации дефекта.

      Коррекционное воздействие – это специально разработанная система:

- воспитательных мероприятий,

- оформление окружающей среды,

- разработка коррекционно-развивающих упражнений,

- овладение воспитателями технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими, позволяющими и побуждающими каждого высказывать свое «Я» и т.п.

     Принципы планирования и методы реализации такой коррекционо-развивающей направленности:

  1. Принцип мотивации – предполагает наличие побуждения, стремления у ребенка достижению цели, поставленной перед ним воспитателем. Постановка задач занятия должна служить цели развития деятельности наших детей как осмысленного побуждения для определенных действий.

Как это сделать? Необходимо включать в занятия специально оформленные, разработанные задания и упражнения. Реализация принципа мотивации достигается следующими приемами и методами:

  1. А) постановка проблемных заданий (как мне смыть мыло?)
  2. Б) постановка познавательных задач, предлагающих активизацию интеллектуально компонента познавательной деятельности (пример: две куклы: одна одета, другая раздета. Какая может пойти по прогулку, почему?, что нужно сделать с другой, чтобы и она пошла на прогулку? Кто поможет?).
  3. При такой постановке задач воспитатель формирует мотивы деятельности воспитанников, в которую они включаются.
  4. В) аргументированная оценка, похвала, поощрение, посредством которой осуществляется социальное воздействие на деятельность личности. Оценка не является регистрацией того, что сделал ребенок: плюс или минус. Оценка совершается на основании результатов деятельности, ее достижений или провалов и поэтому она сама должна быть результатом, а не целью деятельности.

     Намного легче делать свое дело в доброжелательном окружении: «Не робей, не бойся, я с тобой, ты сильный, у тебя получится, ты умеешь делать это очень хорошо, ты можешь нам помочь»  А НЕ «Слушай меня, а то не справишься с заданием, делай так, а то не получишь хорошую оценку).

Общая оценка группы: «Мы все хорошо поработали, поэтому сейчас будем пить чай с тортом» - наислабейший вариант коррекционно-развивающего сопровождения.

Предпочтительнее будут высказывания:

  1. «У тебя не совсем так получилось, как могло бы, но ты сам смог справится с этим заданием. Ты очень хорошо поработал – я ни где не заметила ошибки».
  2. «Ты справился с заданием, с которым не смогли справиться другие дети. Причем сделал это быстро, четко..».

Происходит оценивание самого процесса деятельности, а не полученного результата.

2.Принцип продуктивной обработки информации – это создание условий, педагогических ситуаций, в ходе которых дети будут закреплять, отрабатывать ранее усвоенные навыки и умения через систему заданий, формирующих у них осмысленное отношение к выполняемой деятельности. Это дозированная помощь взрослого, направляющая деятельность детей в нужное русло, стимулирующая их самостоятельный поиск правильных решений.

У наших детей затруднено восприятие, поэтому необходимо подключать другие анализаторы. Например, при работе над формой круга можно:

  1. Дать ощупывание круга,
  2. Нахождение на ощупь среди других объектов,
  3. Обводка движениями рук, ног (круг на полу),
  4. Пальцем по наждачной бумаге,
  5. Лучом фонаря на простыне,
  6. Руками с надетыми на них лампочками-браслетами (такой мощный стимул, как светящиеся лампочки мотивирует осмысленное отношение ребенка к выполняемой деятельности).

Кроме заданий с опорой на различные анализаторы, этот принцип реализуется в заданиях, которые предполагают перенос только что показанного способа изучения, изготовления предмета на свое индивидуальное задание, отличное от тех, которые выполняют другие дети.

3.Принцип развития и коррекции высших психических функций.

Реализация этого принципа – это организация обучения, направленного на развитие личности ребенка, его потенциальных возможностей, через систему специально разработанных коррекционных упражнений, направленных на коррекцию какой-то конкретной операции (анализ-синтез, сравнение) отдельного психического процесса: вербальной памяти, зрительного или слухового восприятия и т.д.

     Например,  если мы ставим задачу: развитие и коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в намыливании рук, то на первый план выдвигаются психические процессы и их составляющие, на второй – материал по отработке навыков и умений.

     Чтобы правильно определить направление коррекционного воздействия, нужно определить по какому анализатору пойдет основной поток информации, и какие процессы при этом будут работать наиболее интенсивно.

      Например, занятие во время прогулки или по физическому развитию, информацию дети будут получать во время движения. Основная нагрузка на позвоночник, ноги. При этом коррекционной задачей может быть: коррекция общей моторики тела на основе упражнений в скоординированных движениях. Упражнение: на двух ногах сделать прыжок с разведением рук в сторону.

Или занятие «Мы и другие»: основной метод беседа, следовательно – доминантный анализатор будет слуховой, речедвигательный. Итак, дети должны будут много слушать и возможен такой вариант  коррекционной цели: коррекция слухового восприятия на основе упражнений в различении и соотнесении. Вариант коррекционного упражнения: прослушивание звуковых эпизодов в записи на кассете и подбор к ним соответствующих иллюстраций.

4.Принцип динамичности восприятия.

     Этот принцип предполагает развитие процесса восприятия (которое нарушено у наших детей) через систему заданий и упражнений, предусматривающих пошаговое усиление интенсивности включения этого процесса в работу; создание межанализаторных связей, на основе которых воспринимаемый сигнал поступит в кору головного мозга и вызовет адекватную ответную реакцию ребенка.

Процесс восприятия зависит от того:

  1. Какие мотивы будут побуждать деятельность;
  2. Какого содержания сама деятельность (упражнения), как построена подача изучаемого материала: он сразу дается весь – «рисунок чашки» или картинка с неясным сюжетом: часть чашки на темном фоне или чашка, изображенная цветовыми пятнами-точками по контору и т.п.

Цепочка наглядных средств по мере усложнения может быть следующей:

НАТУРАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ – ЕГО ЦВЕТНАЯ КАРТИНКА – ЦВЕТНАЯ РАЗРЕЗНАЯ КАРТИНКА – ЦВЕТНАЯ КАРТИНКА ПРЕДМЕТА НА ФОНЕ ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ – ИЗОБРАЖЕНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ (СОРТОВ) ПРЕДМЕТА – СХЕМА ПРЕДМЕТА, ЕГО КОНТУРНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ – ЧАСТИЧНОЕ КОНТУРНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА – НАЛОЖЕНИЕ КОНТУРОВ РАЗНЫХ ПРЕДМЕТОВ (2, 3, 4…) – КОНТУРНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА НА РАЗНОМ ЦВЕТОВОМ ФОНЕ И Т.Д.

      Как мы видим, идет последовательное усложнение заданий для зрительного восприятия; именно это усложнение и будет развивать, формировать механизмы восприятия, решая проблему компенсации дефекта.

И так педагог готовится к проведению занятия.

       Первый шаг – это определение темы занятия (ее мы берем из перспективного планирования, в котором очень важно объединить разделы работы общим тематические планированием).

      Следующий шаг – это формулировка целей. Дидактическая цель определяет способ общения взрослого и ребенка, и она должна быть очень конкретной, четко определенной с позиции усвоений знаний, умений и навыков. Начинаться эта формулировка должна словами: «познакомить, сформировать, создать условия для развития, закрепить, отработать навыки общения с куклой, матрешкой, предметные действия с машинкой, манипулятивные действия с мячом и т.д.

      Коррекционная задача – это направление работы по устранению имеющихся дефектов развития, созданию компенсаторных механизмов, развитию потенциальных возможностей. О постановке коррекционных целей было достаточно сказано выше.       Хотелось бы в заключении сказать лишь о том, что дети с тяжелыми множественными дефектами требуют особого подхода. Мы постепенно переходим от учебно-дисциплинарного  к личностно-ориентированному подходу, который предполагает проведение действий в следующих направлениях:

- поиск путей и способов установления контакта взрослых с детьми, без которого не дает результаты ни одна программа;

-определение целей, содержания, форм и методов обучения, направленных на развитие и коррекцию личности ребенка;

- организация окружающей среды так, чтобы она в максимальной степени способствовала естественному развитию детей, стимулировала их.

Литература:

Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекции» - Учебно-методический комплект №2 «Современные коррекционные технологии в работе воспитателей, социальных педагогов и дефектологов, работающих с детьми с выраженной степенью умственной отсталости в реабилитационных центрах и детских домах-интернатах». М.2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики

Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...

Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/

        Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетич...

Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

В России произошла модернизация образовательной системы, в которой образование рассматривается не как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как процесс развития социально - компетентной личност...

АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Данная программа имеет коррекционно-развивающую, воспитательную и социальную  направленность, что позволяет формировать стратегию психолого - педагогического воздействия  на каждого ребенка,...

Семинар-практикум по теме "Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)"

Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте различные сочетания с разной степенью выраженности сенсорных, двигательных и интеллектуа...

«Организация успешного сотрудничества специалистов школы и родителей обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Из опыта работы»

В статье представлены формы успешного сотрудничества специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т...