Использование занимательных технологий в формировании вычислительных навыков у школьников с интеллектуальной недостаточностью
статья по теме

Максимова Ольга Валентиновна

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии  и  способностью учащегося, - одна из наиболее важныхв теории специальной педагогики и практики школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistovik.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Использование занимательных технологий в формировании вычислительных  навыков у школьников с интеллектуальной недостаточностью

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии  и  способностью учащегося, - одна из наиболее важныхв теории специальной педагогики и практики школы. Опыт показывает,  несмотря на большое внимание, которое уделяется  совершенствованию содержания образования, разгрузки школьных программ, оснащению кабинетов современной техникой, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующем, традиционном построении учебного процесса сложно. Не секрет, что математика является одним  из самых трудных школьных предметов. Это сложная дисциплина, требующая большого труда. Опыт работы в коррекционной школе убеждает в том , что занимательный материал оказывает большую помощь в привитии у детей учиться. Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей. Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых, современных, или как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении. На уроках математики необходимо применять известные на данный момент нововведения. У детей школьного возраста с нарушением интеллекта наблюдается наиболее простой вид обобщений – движение от  частного к известному общему, подвести частный случай под общее правило. Абстрагирование у этих детей выражено гораздо слабее, чем у сверстников, которые учатся в простых классах. Большое внимание на их рассуждения оказывают несущественные признаки. Поэтому с такими детьми нужно работать тщательнее, усерднее. Способность к    оперированию числовой и знаковой символикой детям даётся нелегко, дети с большим трудом запоминают определения,  формулировки, общие схемы рассуждений. Путаются в операциях «сложения» и «вычитания»,меняют названия названия некоторых цифр…Утомляемость этих детей повышена. Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов, которыми в основном пользуются учителя, детям труднее воспринимать материал. Проявление математической памяти в её развитых формах не наблюдается. Дети запоминают цифры, операции с трудом. Математическая память находится на низком уровне. На изучение математики в учебном плане специальной школы отводится большая часть всего времени. Но математика является одним из предметов, который вызывает значительные затруднения у большого количества учащихся.  Одна из главных причин такого положения: подмена основной функции изучения математики – формирование математических понятий, установление связей между ними, с которыми встречаются дети как в школе так и вне её – выработкой вычислительных навыков. Формирование вычислительных навыков – трудоёмкая и порой скучная для учащихся работа, если не вносится разнообразие в её организацию. Один из приёмов детей, следующий: в предлагаемых занятиях даны словесные формулировки познавательных вопросов, а также возможные варианты ответов, один из которых правильный. Учащиеся должны выбрать правильный ответ. Для этого им необходимо выполнить математические знания, например, вычисления. Разнообразная подача математического материала эмоционально воздействует на детей. В этом случае, ученик работает медленнее, но в то же время, более вдумчиво, творчески, успешнее продвигаясь в усвоении математики. Увлечённые занимательными заданиями дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. Вот почему включение в урок математики игр и игровых ситуаций делают процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Вначале ученик заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре. «Игра-это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий». В.А.Сухомлинский. У ученика возникает интерес к учебному предмету. Это приобретает особое значение в коррекционной школе, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями, где трудно длительное время удерживать внимание школьников на однообразной работе, вызывать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. На уроках математики в коррекционной школе целесообразно использовать современные и  средства ИКТ. Использование ИКТ в учебном процессе повышает мотивацию учебной деятельности, позволяет рационально использовать время внеклассных занятий, способствует индивидуализации учебной деятельности, гарантирует непрерывную связь в отношениях, развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. Использование программы PowerPointоткрывает большие технические возможности, такие как возможность представления информации, карт, портретов, иллюстраций, событий на экране в более выгодном, нужном виде, позволяет использовать звукозаписи, работать маркером при выполнении и объяснении решения различных заданий. Применение ИКТ в специальной ( коррекционной) школе интернате VIIIвида должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носят игровой, занимательный характер, не превышающий доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья  и развивают их способности. В работе на компьютере соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила. Используется мультимедийный способ подачи информации.

        Задачи ИКТ в коррекционном обучении:

  1. Развитие психических функций учащегося: мышления (в том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т. д.;
  2. Знакомство с информационными процессами в современном обществе;
  3. Формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения различных задач;
  4. Формирование коммуникативных способностей;
  5. Индивидуализация обучения;
  6. Использование компьютера как средства познания.

        К электронным средствам учебного назначения, используемых на уроках в преподавании математики, относятся:

  1. Клавиатурные тренажёры с ненавязчивой скоростью работы;
  2. Компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
  3. Компьютерные лабиринты для управления объектом;
  4. Компьютерные мозаики;
  5. Логические игры на компьютере;
  6. Компьютерные энциклопедии;
  7. Компьютерные технологические схемы;
  8. Компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями;
  9. Игры кроссворды;
  10. Компьютерные игры на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, математических навыков.

В общей системе подготовки школьников с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики, на которых учащиеся получают начальные математические знания, овладевают необходимыми вычислительными умениями, учатся логически мыслить. Однако усвоение математики для данной группы детей представляет большие трудности. Дети в силу присущих им особенностей психического развития (интеллектуальная недостаточность,  инертность мышления, рассеянность внимания, бедность представления, нарушения речи и др.) слабо ориентируется в содержании математического задания, не могут его выполнить самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощи.

Учительский труд – это бесконечный поиск. Учитель должен организовать обучение так, чтобы учащиеся почувствовали свою активную роль в учебном процессе,чтобы ученику на уроке захотелось работать, при этом работать активно «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно» (Л.Н. Толстой). «Положительные эмоции тонизируют его работу, а отрицательные – тормозят, угнетают»  ( И.П. Павлов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...

Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в процессе устранения дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В данных рекомендациях представлены некоторые игры и упражнения, которые направлены на устранение дисграфии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью...

Игры с мячом для развития речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Игры с мячом известны с древних времён, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.   Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популяр...

Использование экспериментирования для эффективного формирования личностного опыта дошкольника с интеллектуальной недостаточностью при ознакомлении с окружающим миром.

Данный материал говорит об особенностях использования технологий эксперементирования в работе с детьми дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью....

Проект по теме:«Методика использования сенсорной комнаты в коррекции сенсомоторных нарушений развития школьников с интеллектуальной недостаточностью»

В проекте раскрыта актуальность использования сенсорной комнаты для детей с нарушением интеллектуального развития, разработаны занятия для работы в сенсорной комнате...

Система работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната VIII вида

Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобр...

Формирование умения выполнять самостоятельно творческое задание у школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и р...