Занятие по домоводству
методическая разработка (9 класс) по теме

Выбор профессии - важный шаг в жмзни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx45.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Мир профессий».

Цели:

  1. - развивать умение работать самостоятельно и в группе
  2. - развивать умение планировать и оценивать свою деятельность
  3. - расширить знания детей о мире профессий
  4. - развитие осознанного отношения выпускников к своему профессиональному будущему
  5. - обеспечить готовность выпускников к профессиональному самоопределению

Задачи:

  1.  создание условий для обогащения представлений воспитанников о мире профессий
  2.  развитие творческого потенциала личности
  3.  
  4.  формирование мотивационной готовности выпускников к профессиональному самоопределению
  5.  воспитание коммуникативной культуры
  6.  уважения к профессии.
  7. . Оборудование: стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий, тестовые бланки ,  презентация.

                                                            Ход занятия.

1.Организационный момент.

-физминутка.

2. Основная часть .Беседа.

Воспитатель: Ребята, наше занятие мне хочется начать с известных строк В.В. Маяковского:

                            У меня растут года,

                            Будет и семнадцать.

                            Где работать мне тогда?

                           Чем заниматься?

(1 Слайд) Выбор профессии у вас, ребята, впереди. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. Все мы ,с вами, разные, со своими индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас - это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.

(2 слайд) А что нас объединяет, чем мы похожи? (ребята называют общее, что их объединяет.)

 1.А теперь, ребята, чтобы отгадать тему нашего занятия решите анаграмму.

Анаграмма- это слово, в котором буквы не на своих местах.

(3 слайд) ИРМСПФРСЕОЙИ (Мир профессий) (4 слайд) 

Мы познакомимся с престижными, редкими и новыми профессиями, узнаем о предмете труда этих профессий, поговорим о способах выбора профессии.

(5 слайд) Начнём с игры. Даны буквы С, В, К, П,Д (столяр, врач, кузнец, повар, доярка и т.д.) Нужно написать профессии, которые начинаются на эти буквы, зачитываем названия профессий, называем предмет труда каждой профессии.

      (6 слайд)  А) В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное электроэнергию. Проведением профилактических и аварийных работ на электрическом оборудовании, поддержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности – обязательное условие этой профессии (Электромонтажник)

Б)В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающие получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами (Продавец)

(7 слайд) 2.Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.

1.Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)

2.Ткань, раскрой, костюм, ножницы, ателье.(Портной)

3.Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)

4. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Столяр)

5. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)

6. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)

3. Мы живём в информационном, в высокотехнологичном мире, где появляются новые профессии.

-Какие новые профессии ребята вы знаете?

(8 слайд) (диджей, риелтор, крупье, логистик, маркетолог , продюсер- краткая характеристика предмета труда каждой профессии.)

В ряду с новыми профессиями существуют и редкие профессии.

(9 слайд) -Ребята почему их называют редкими?

(дегустатор, кинолог , лесник, егерь, специалисты по запахам, , священник, частный детектив, сыщик).

-Вы все слышали о том, что существуют престижные профессии.

(10 слайд) Как вы думаете, какие профессии относятся к престижным ? (менеджер, врач, банкир, служащий банка, экономист, финансист, бизнесмен, предприниматель, министр, депутат, государственный служащий, программист, бухгалтер, работник шоу-бизнеса).

Почему эти профессии называют престижными?

Мы с вами перечислили профессии, которые знаем, о которых слышали. Всего профессий и специализаций существует около 40 тысяч.

(11 слайд) 4.«Все профессии нужны, все профессии важны» – эти слова мы знаем с детства. И все профессии можно распределить по шкале «Этажи профессионального роста» . По ней можно проследить, как происходит рост профессионального становления каждого выпускника общеобразовательных, (12 слайд) специализированных, коррекционных и др. школ. Представленная схема дает представление о соотношении профессий, доходов и образования. Только выпускники общеобразовательных школ могут при наличии знаний высшей школы подняться на шестой «этаж» профессионального роста. А выпускники коррекционных школ в силу своего психофизического развития, только до второго «этажа». Но, не смотря на это, они могут успешно трудиться и жить полноценной жизнью.

(13 слайд)  «Этажи» профессионального роста

6-й этаж

Специальное разностороннее

образование, ученая степень

Президент и его ближайшее окружение председатель

правительства, высшие политические деятели

5-й этаж

Два вуза и более, ученая степень

Директора крупнейших предприятий, крупные предприниматели, творческая элита (руководители театров), министры, военачальники

4-йэтаж

Вуз и дополнительное образование

высшее, второе высшее

Руководители госпредприятий, средние предприниматели и коммерсанты, чиновники, журналисты, музыканты, артисты (народные, заслуженные) и т.п.

3-йэтаж

Колледж, вуз (среднее специальное, высшее)

Учителя, воспитатели, врачи, инженеры, агрономы, зоотехники, программисты, бухгалтеры, архитекторы, средний офицерский состав, артисты, и т.п.

2-й этаж

ПТУ, колледж среднее, среднее специальное

Водители, трактористы, слесари, станочники, наладчики, плотники, маляры, инспектора отдела кадров, сельскохозяйственные рабочие, швеи, вышивальщицы, вязальщицы, виноградари, овощеводы, повара, чаеводы, гончара, и т.п.

1-й этаж 

Неполное среднее, среднее

Младший обслуживающий персонал, кухонные работницы, дворники, подсобные рабочие, рабочие зеленого хозяйства, курьеры, санитары, почтальоны, расклейщики объявлений, печники, рыбаки, конюхи, контролеры ВОХР, портовые рабочие, рабочие по уходу за животными и т.п.

П О Д В А Л

Неполное среднее, начальное

Бродяги, бомжи, тунеядцы и т.п.

Есть ряд профессий и специальностей, которые рекомендованы для профессиональной подготовки лиц обучающихся в коррекционной школе. Всего в данный перечень вошли 137 профессий,. В этот перечень вошли такие профессии как: аппаратчик обработки зерна, виноградарь, вышивальщица, вязальщица, гончар, грузчик, дояр, дворник, конюх, маляр, обувщик, овощевод, печник, плодоовощевод, портовый рабочий, плотник, рабочий зеленого хозяйства, рабочий по уходу за животными, садовник, чаевод, швея и др. Мы видим, что этот перечень охватывает разнообразные по характеру профессии. Они востребованы в разных отраслях народного хозяйства.

(14 слайд)  В нашем городе как мы уже знаем есть

ГАОУ СПО «Нурлатский аграрный техникум» 2012-2013 уч.г.

Основные профессиональные образовательные программы ГАОУ СПО «Нурлатский аграрный техникум», 2012-2013 уч.г.

№ п.п.

Образовательная программа

Код

наименование

Срок обучения

1.

Начальное профессиональное образование

190631

Автомеханик

2 года 5 мес.

2.

Начальное профессиональное образование

37.14

110800.02

Тракторист-машинист с.х.производства

3 года

2 года 5 мес.

3.

Начальное профессиональное образование

34.2

260807.01

Повар, кондитер

2 года

10 месяцев

4.

Начальное профессиональное образование

150709.02

Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

10 месяцев

5.

Начальное профессиональное образование

22.3

Мастер общестроительных работ

3 года

7.

Начальное профессиональное образование

37.16

Хозяйка усадьбы

4 года

6.

Профессиональная подготовка

18103

15422

Садовник.

Озеленитель.

10 месяцев

7.

Профессиональная подготовка

19727

Штукатур

2 года

8.

Среднее профессиональное

образование

260502

Технология продукции общественного питания

3 года 10 мес.

9.

Среднее профессиональное

образование

110301

Механизация сельского хозяйства

2 года 10 мес.

10.

Среднее профессиональное

образование

190631

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

3 года 10 мес.

2 года 10 мес.

11.

Среднее профессиональное

образование

080114

Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

2 года 10 мес.

12.

Среднее профессиональное

образование

110810

Электрификация и автоматизация (по отраслям)

3 года 10 мес.

13.

Среднее профессиональное

образование

262019

Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

3 года 10 мес.

Кроме основных профессий также в техникуме есть

Дополнительные курсы

11.

14184

Машинист скрепера

476 час. (3 мес.) *

219 час. (1,5 мес.) **

4

5 - 6

12100

7700

12.

14390

Машинист экскаватора одноковшового

480 час. (3 мес.) *

219 час. (1,5 мес.) **

4

5 - 6

12100

7700

13.

13583

Машинист бульдозера

480 час. (3 мес.) *

219 час. (1,5 мес.) **

4

5 - 6

12100

7700

14.

12680

Каменщик

520 час. (3 мес.) *

260 час. (1,5мес.) **

2 (3)

3 - 6

8300

4200

15.

19727

Штукатур

320 час. (2 мес.) *

219 час. (1,5 мес.) **

2 (3)

3 – 6

7000

4800

16.

13450

Маляр

240 час. (1,5 мес.) *

219 час. (1,5 мес.) **

2 (3)

3 - 6

5200

4800

17.

11442

Водитель автомобиля категории «В»

156 час. (4 мес.)

34 час. (1 мес.) ******

-

13000

8000

18.

11442

Водитель автомобиля категории «С»

246 час. (5 мес.) *

108 час. (2 мес.) ******

-

18000

11000

19.

11442

Водитель автомобиля

категории «E»

25 час. (1 мес.) ******

41 час. (1 мес.) *****

-

7000

8000

20.

11442

Водитель автомобиля

категории «D»

211 час. (5 мес.) ******

156 час. (3 мес.) *****

-

19000

15000

*- для подготовки новых рабочих

**- для лиц, имеющих опыт и стаж работы по данной профессии (повышения разряда)

***- для переподготовки или получения второй профессии рабочими, имеющими родственную профессию

*****- переподготовка водителей с категории «С»

******- переподготовка водителей с категории «В»

Начало обучения по мере формирования группы.

-Какие профессии вас заинтересовали? У кого какие вопросы?

-Где можно получить информацию о профессиях?

Ребята перечисляют: книги- справочники, СМИ, интернет.

 (15 слайд) А теперь запишем и запомним адреса интернет- сайтов профориентации.

  1. -портал «Учёба. Ру,
  2. раздел «Профессия».
  3. -справочник профессий
  4. - Сайт «Профориентация: кем стать», раздел «Как выбрать профессию?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:1111111

 - И в итоге, наверное, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? И ответы на эти два вопроса каждый из вас должен найти сам.

(16 слайд) - А теперь ребята поговорим о том кем бы вы хотели стать?

(ответы детей.)

(17 слайд) 3.Практическая работа

-С некоторыми профессиями вы уже знакомы по урокам труда, домоводства. Сегодня на практическую часть нашего занятия я взяла как раз такую работу .Класс делим на 3 группы: 1 группа это девочки, которые сделают нам салат                   ,2 группа –это будущие наши садоводы, которые посеют  нам томаты, 3 группа –это будущие наши столяры, которые будут выжигать по дереву..

 Практическая работа

 -С каждым годом хозяйки вооружаются все большим и большим количеством салатов. Какие-то быстро забываются, так как не производят особого впечатления. Другие — остаются на долгие годы, из праздника в праздник оставаясь украшением стола. Одним из таких салатов является салат цезарь с пекинской капустой.

-Из пекинской капусты можно сделать самые разнообразные блюда, в том числе и салаты. Кстати, они же пользуются наибольшей популярностью. Рецепты салатов из пекинской капусты – это источник витаминов, незабываемого вкуса и необычного сочетания разнообразных продуктов. Пекинка содержит большое количество аскорбиновой кислоты, имеет тонкий вкус, что-то среднее между вкусом салата и обычной капусты. Смешав ее с крабовыми палочками, креветками, яйцами, различным овощами и многим другим, вы получите вкусные салаты, которыми сможете порадовать своих родных и близких.

-'Цезарь' — популярный салат, одно из самых известных блюд североамериканской кухни. Салат получил название  по имени человека, наиболее часто называемым изобретателем этого блюда — американского повара итальянского происхождения Цезаря Кардини , который в 20-40-х годах XX века владел несколькими ресторанами в городе Тихуана, ныне находящемся на территории Мексики. По легенде, салат был изобретён Кардини 4 июля 1924 года (в день Независимости США), когда на кухне почти ничего не осталось, а посетители требовали пищи.

Он очень вкусен и прост в приготовлении. Нам нужны:
- предварительно отваренное филе куриной грудки — 0,5 кг сырого веса;
-сухарики
- капуста пекинская — 1 кочан среднего размера;
-помидоры свежие-2 шт.- чеснок — 3-5 зубчиков ( в зависимости от вкуса);
- майонез — по вкусу;
- соль — по вкусу;
- зелень ( петрушка, укроп ) — по вкусу.

Нарезаем филе курицы и пекинскую капусту, помидоры. Мелко режем чеснок. Перемешиваем, солим и заправляем майонезом. Выкладываем получившийся салат на блюдо. Сверху украшаем мелко нарубленной зеленью.

Некоторые хозяйки для придания салату особо пикантного вкуса и дополнительного украшения добавляют еще и белые сухарики, купить которые можно в любом магазине. В этом случае они кладутся в последнюю очередь — после майонеза, чтобы они не разбухли, впитав в себя влагу салата и не потеряли своего привлекательного хруста.

 Текущий инструктаж во время практической работы:

1-ый обход – проверка соблюдения безопасных приемов труда

2-ой обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и последовательности работы

3-ий обход – проверка правильности осуществления у учащихся самоконтроля.

Практическая работа.

-Подготовка почвы под рассаду.

Важным этапом в выращивании рассады является подготовка почвы. Огородники обычно заготавливают с осени землю .Перед посадкой землю надо обрабатывать растворами. Покупной грунт такой обработки не требует.

-Посев семян помидор

Овощеводы определяют сроки посева помидор на рассаду с учетом получения в дальнейшем продукции. Определяются сроки получения первой ранней продукции, а затем планируется массовый сбор урожая, учитывая характеристику сорта. Ранним сортам и гибридам томатов требуется на выращивание плодов около 100 дней. Значит, для получения раннего урожая салатных помидоров к 20 июля, посеять нужно семена за 100 дней до этого срока и плюс еще неделя, необходимая для всходов, плюс еще дней пять нужно добавить на приживаемость растений после высадки рассады, итого получается 110 дней. Приблизительным сроком посева семян можно считать 1 апреля. На пакетиках с семенами обычно указывается срок высева на рассаду.

Для рассады семена высевают в ящики или подносы с расстоянием между семенами до 2 см и глубиной заделки до 1см. Температура воздуха должна поддерживаться на уровне примерно 25*С.

Грунт с рассадой должен находиться во влажном состоянии, поливать нужно часто и небольшими дозами. Посадка томатов на рассаду.

 Практическая работа

. Учащиеся выполняют тренировочные упражнения, а затем приступают к выполнению своих творческих работ ,выжигают  и оформляют.

А) Текущий инструктаж

На уроках мы будем использовать электровыжигатель с различными насадками. Приступая к выжиганию по дереву, необходимо соблюдать основные меры предосторожности:

  1. Включать электровыжигатель в сеть только с разрешения учителя. Работать исправным прибором.
    2. Выжигать можно только по сухой древесине.
    3. При работе следует проветривать помещение.
    4. Не следует наклоняться близко к месту выжигания.
    5. Не оставлять прибор включённым в сеть.
    6. Оберегать руки и одежду от прикосновения пера.
     
  2. Следить, чтобы учащиеся соблюдали правила безопасной работы, не перегревали приборы, не давили сильно на перо.

-Выжигание (пирография) – один из видов декоративной отделки поверхности изделий из древесины. Пирографией  может заниматься любой желающий, даже не имеющий художественного образования. Она может стать не только увлечением, но и способом зарабатывать деньги. Пирография — техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной граф. ткани) при помощи раскалённой иглы наносится рисунок. В основном в качестве материала применяется древесина, поэтому пирография широко известна как выжигание по дереву.определить накал пера можно по цвету

Украшенные выжиганием изделия пользуются спросом во все времена. Разделочные доски, ложки, скалки, деревянная посуда, оформленные вами, помогут сделать процесс приготовления пищи приятным и радостным. Симпатичные сувениры, такие, как брелоки для ключей или небольшие изображения в рамках, несложны в изготовлении, но способны порадовать ваших близких. Ведь подарок, сделанный заботливыми руками, ценится во много раз дороже.

- Итак, салаты – это легкое, вкусное и питательное блюдо. Салаты подаются к мясным и рыбным блюдам. Природа щедро одарила их ценными полезными веществами и богатством красок. У нас в народе говорят  “Овощи на столе – здоровье на сто лет”?

-Пригодятся ли вам эти знания для самостоятельной жизни в будущем?

(ответы детей)

(18 слайд) 7. Итоги занятия. Рефлексия.
Вопрос «Каким будет моё будущее?» задаёт себе каждый человек, и выбор профессии сейчас является одним из важнейших элементов ступеньки в будущее. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных профессиях. Пока не поймет что его. Но это самый трудный и долгий путь, ведь в жизни есть и другие радости. А возможен и второй: надо изучить, прежде всего себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти и внимания, особенности нервной системы. Узнать о профессиях сейчас, об их особенностях – это начало пути к успеху, к благополучию в будущем.
-Зачем человек трудиться?
-(ответы детей). Потребность, деньги, интерес, времяпровождение…
- Что влияет на выбор будущей профессии?
- (ответы детей). Способности, склонности, интересы, возможности…
. Какова наша главная цель нашего занятия ?
- (ответы детей). Узнать подходит ли мне моя выбранная профессия на сегодня, смогу ли я выучиться и работать по выбранной профессии…
   
(19 слайд)  8.Заключение.   Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. Я надеюсь и верю в вас. Уходя из школы мне бы хотелось, чтобы вы поняли, что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.
  Кто-то из выпускников будет учителем, инженером, а кто-то уборщицами, дворниками, санитарами, которые создают уют, чистоту, ухаживают за больными, разносят почту. Эти профессии неквалифицированные и малооплачиваемые, но обойтись без них мы не можем. Известная поговорка о том, что не место красит человека, а человек – место, актуальна для всех профессий верхних и нижних «этажей». И каждый выпускник, какую бы профессию не выбрал должен, прежде всего, оставаться человеком честным, справедливым – одним словом «человеком с большой буквы.

(20 слайд) Всем спасибо за участие!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пасха. Традиции. Домоводство

Традиции подготовки и празднования  ПРАВОСЛАВНОГО  ПРАЗДНИКА.  8класс...

Интегрированный урок домоводство + математика. 8 класс

интегрированный урок  домоволство+ математика. бюджет семьи. познакомить учащихся с доходной и расходной частью семейного бюджета. экономия семейного бюджета. научиться планировать и правильно ра...

Рабочий альбом с заданиями по домоводству

Раздел "Личная гигиена школьника" В альбоме предложены несколько заданий для учащихся с ОВЗ, имеющих тяжёлую степень умственной отсталости....

Задания (тесты) для олимпиады по домоводству, 5, 6 класс.

Данные задания (тесты)  разработаны для обучающихся, воспитанников 5, 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида и были использованы в рамках проведения школьной олимпиады по профильном...

Конспект урока домоводства в классе для детей ГУО, 5 год обучения. Практическая работа «Приготовление горячих бутербродов»

конспект урока в классе для детей ГУО, 5 год обучения. Практическая работа «Приготовление горячих бутербродов»    ...

Конспект учебного занятия по предмету "Домоводство" по теме «Виды мучных изделий к чаю », 8 год обучения

Конспект учебного занятия по предмету " Домоводство" по теме «Виды мучных изделий к чаю », 8 год обучения...