Интегрированный урок домоводство + математика. 8 класс
методическая разработка по технологии (8 класс) по теме

интегрированный урок  домоволство+ математика. бюджет семьи. познакомить учащихся с доходной и расходной частью семейного бюджета. экономия семейного бюджета. научиться планировать и правильно расходовать бюджет семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема урока: Бюджет семьи. 21.44 КБ

Предварительный просмотр:

                   Интегрированный урок домоводство + математика. 8 класс  

                                                                                                                                     

                                                          ПЛАН УРОКА.

               

Тема урока: Бюджет семьи.

Интеграция с предметом: Применение математических знаний в практических целях.

Цель урока: познакомится со структурой семейного бюджета, практически закрепить навыки расчета бюджета семьи.

Задачи:

Коррекционные.

Развитие познавательной активности, развитие слухового и зрительного восприятия, логического мышления, развитие мыслительной деятельности - умение выявлять главную мысль, пополнение словарного запаса слов.

Образовательные.

Обобщить понятие о семейном бюджете, через составление  модели «Семейный бюджет». Расширить представление учащихся о множестве экономических потребностей, жизненноважных  для людей,  о товарах и услугах, в которых нуждаются люди. Закрепить понятие о семейном бюджете, его составляющих: доходной и расходной части, запланированных и непредвиденных расходах. Отрабатывать навыки выполнения математических действий через подсчет семейного бюджета.

Воспитательные.

Воспитание интереса к предметам домоводства и математики. Воспитание любознательности. Воспитание взаимоуважения друг к другу.

Словарные слова: Бюджет, доход, расход, запланированный, непредвиденный, сбалансированный, дефицит, избыток, экономия.

Тип урока:  Интегрированный, обобщение и систематизация знаний.

Методы обучения:

Словесные: (объяснение нового материала, беседа),

Наглядные – демонстрация мультимедийной презентации.

Межпредметная связь: домоводство, математика, русский язык.

Оборудование урока: Демонстрационный ПК, тесты, наглядное пособие.

                                                       

                                               Схема  урока

       Этапы урока

  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Актуализация учащихся, объявление новой темы урока, цель урока.

Изучение нового материала.

Физминутка «Семицветик»

Решение математической задачи.

Итоги урока.

Домашнее задание.

 Учитель домоводства

Повторение пройденных тем: «Коммунальные платежи».                       «Потребительская корзина»

Объяснение учителя по плану:

1.Что такое бюджет?

2.Что такое доход? Что такое расход?

3.Запланированные и непредвиденные расходы.

4.Структура семейного бюджета.

5.Экономия семейного бюджета.

Учитель математики

1.Условия задачи.

2.Решение задачи.

Учитель домоводства

1.Сообщение оценок за урок.

1.Выполнить задание на карточках. (дописать слова )

1. Работа учащихся с тестированным заданием.

2. Ролевая игра «В магазине».

Учащиеся слушают учителя, смотрят  презентацию

Учащиеся решают с учителем задачу в тетрадях.

 Учитель домоводства: ________________ Колмакова Т.Н.

 Учитель математики:_________________  Тимонина Г.М.

                                               Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Цель нашего сегодняшнего урока – узнать, что такое семейный бюджет, из чего он состоит,  и как правильно его рассчитать.

          2. Постановка целей и задач урока

Сегодня на уроке вы познакомитесь с видами семейного бюджета, узнаете о запланированных и непредвиденных расходах семьи, а также изучая новый материал, вы рассчитаете семейный бюджет и сделаете анализ – легко ли вести семейный бюджет и кому в семье доверить эту ответственную работу.

            3. Актуализация опорных знаний

Учитель: Прежде чем мы познакомимся с новым материалом, давайте вспомним темы прошлых уроков – это «Коммунальные услуги» и «Потребительская корзина». У вас на партах лежат листочки с тестированными заданиями. Задания разные – одни из вас ответят на заданный вопрос и  выберут правильный ответ, другие посчитают электроэнергию и заполнят квитанцию. На это задание я даю 3 минуты, а затем мы с вами поиграем в игру «Магазин» и вспомним, что входит в потребительскую корзину».  (учащиеся работают с тестами).

          Игра «Магазин»

(учащиеся читает стихи)

Ты идешь по тротуару,

 Ты глядишь по сторонам,

 Ты читаешь «Хозтовары» -

 Утюги и мыло там.

 Ярко буквами белея,

 Чуть левее – «Бакалея»,

 Кукуруза там, рожки

 И мука на пирожки.

 Ты идешь по тротуару,

 И читаешь, как стихи:

«Канцелярские товары»,

«Ноты», «Галстуки», «Духи».

Для тебя прогулка эта

 Интересна, как газета.

 Стали улицы – кварталы

 Для тебя читальным залом

     Учитель: Ребята сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «В магазине»

Задание №1. За одну минуту нужно пройтись по нашему «магазину» (на полке разложены пособия) и положить в корзину товары первой необходимости. (учащиеся по желанию выполняют задание).

Задание №2. В корзине лежит товар. Все ли  покупки относятся к товарам первой необходимости? (учащиеся по желанию выполняют задание).

          4. Изучение нового материала

         Учитель: Теперь ребята мы познакомимся с новой темой,  которая называется «Семейный бюджет». Давайте запишем новую тему в тетрадь. (учащиеся записывают)

Что такое бюджет? (словарная работа)  Бюджет – это структура доходов и расходов за неделю, месяц или год. Это французское слово, которое переводится как «кошелек» или «сумка». Бюджет имеет отношения не только к семье, но и к предприятиям, районам, городам и даже государствам. Мы сегодня на уроке будем говорить только о семейном бюджете. Структура семейного бюджета состоит из доходов и расходов. (учитель на доске укрепляет два кошелька с надписями доходы и расходы).

Доход семьи состоит из заработной платы работающих членов семьи, пенсий если в семье есть пенсионеры, стипендии если в семье студенты, различных пособий, доходы от сдачи недвижимости, от приусадебных участков и т.д. (на кошельке с доходами закрепляются «деньги»).

Расход состоит из затрат на покупку чего либо, на содержание, на изготовлении, ремонт и т.д. Как же мы расходуем? В большей степени расходы семьи идут на питание, обязательные платежи за коммунальные услуги, кредиты (если они имеются), на покупку необходимых товаров (одежда, обувь, техника и др.), а так же на культурно – бытовые услуги, к ним относят посещение театров, кино, музеев. (из кошелька с доходами большее количество «денег» убирается и закрепляется на кошельке с расходами). Расходы состоит из запланированных и непредвиденных затрат. Запланированный расход – это когда семья планирует покупку чего либо, непредвиденные расходы – когда семье нужно тратить деньги на то чего в планах не было. Например, в семье у ребенка порвались кроссовки и на физкультуру ходить -  другой обуви нет. Мама не планировала покупать новую обувь для сына, но ей пришлось.

Внезапно сломался в семье телевизор или компьютер. Нужен срочный ремонт техники. Мама снова тратит деньги, которые не планировала потратить.  

Ребята, какой можно сделать вывод, глядя на эти два кошелька? (ответы учащихся).

Бюджет семью можно представить в виде весов. На одну чашу поместить доходы, а на вторую расходы.

Если весы находятся в равновесии, значит, бюджет семьи сбалансированный (словарная работа) 

Если расходы превышают доходы, то бюджет в семье имеет дефицит. (словарная работа) 

Если же доходы больше расходов, значит в семье бюджет избыточный (словарная работа).

Ребята давайте сделаем вывод. Какой же из трех вариантов семейного бюджета самый оптимальный? (учащиеся отвечают).

Можно ли экономить на семейном бюджете? Давайте мы об этом поговорим.

Предположим всей семьей во время летних каникул и отпуска родителей, вы решили купить путевку на турбазу «Байкал». Для поездки нужны деньги. Как же  сэкономить? Каждый год ваша семья празднует Новый год далеко в деревне у родственников, и на это мероприятие уходит крупная сумма денег. Можно ли отказаться от такого удовольствия ради поездки на  о. Байкал? (учащиеся отвечают). Маме предложили очень дорогое красивое платье. Мама подумала и решила отказаться, она обещала вам поездку на озеро. Этим поступком она сэкономила семейный бюджет?  (учащиеся отвечают).многие из вас получают деньги на карманные расходы. Вы покупаете шоколад, мороженное, разные мелочи, можно иногда отказываться от карманных денег и внести свой вклад в экономию семейного бюджета? (учащиеся отвечают).

Нужно ли планировать семейный бюджет. Учитывая интересы каждого члена семьи? Ваши интересы должны учитываться? (учащиеся отвечают).

          4. Музыкальная физминутка для глаз

 Учитель: Теперь ребята мы немного расслабимся и отдохнем. Сядьте свободно и смотрите на экран.

5. Интеграция  урока от домоводства к математике

Учитель:

Маму в магазин провожает сын.

 Десять рублей он ей дает:

 - Вот!  Купи мне самолет!

 А еще – Ружье, Лопатку,

 Танк, Лошадку,  Шоколадку,

 Самосвал, Тетрадки, Краски ,Маски,

 Сказки и салазки!.. Постарайся Не забыть!

 А на сдачу Можно даже

 И свистульку Мне купить!

Можно ли на  такую сумму денег купить столько товара? Как же правильно рассчитать весь бюджет семьи? Давайте вспомним математику.

Задача:

Семья состоит из мамы, папы, бабушки, дедушки, дочери студентки и сына первоклассника.

Зарплата мамы – 11 000 руб.

Зарплата папы – 18 000руб.

Пенсия бабушки –9 000 руб.

Пенсия дедушки –9500 руб.

Стипендия старшей дочери – 1600 руб.

Вопрос1. Какой общий доход семьи?

Расход семьи:

Коммунальные услуги –

Непродовольственные товары –

Кредит –

Культурно развлекательные мероприятия –

Вопрос 2. Сколько осталось денег на питание?

Вопрос 3. Сколько составляет единый расход семьи в месяц?

Вопрос 4. Сколько тратит денег семья на питание каждый день?

(учащиеся решают задачу вместе с учителем).

Ребята давайте сделаем вывод. Какой из трех видов бюджета в этой семье?  (учащиеся отвечают).

Скажите ребята, а во многих ли семьях бюджет сбалансированный? (учащиеся отвечают).

Во многих семьях бюджет имеет дефицит, денег иногда не хватает. Наша задача научиться правильно планировать свои доходы и расходы, чтобы в наших семьях не было дефицита, а был избыток.

  5. Итог урока

Учитель: Наш урок  подошел к концу. Я надеюсь, что те знания, которые вы получили на уроке, вам пригодятся в жизни.

(сообщение оценок за урок).

 6. Домашнее задание:

Домашнее задание на карточках. Нужно посчитать доход семьи за неделю.

Спасибо за урок! Все свободны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8 классе (биология+математика) "О вреде курения языком математики" (конспект+презентация)

Одной из пагубных привычек человечества является курение. Данный урок иллюстрирует вред курения на организм человека....

Интегрированный урок в 8 классе (биология+математика) "О вреде курения языком математики" (конспект+презентация)

Одной из пагубных привычек человечества является курение. Данный урок иллюстрирует вред курения на организм человека....

Интегрированный урок по математике и географии в 8-м классе по темам «Решение линейных уравнений» (2-ой урок) и "Байкал"

Данный урок разработан для проведения в 8 классе. Урок является интегрированным: по теме «Решение линейных неравенств» по алгебре и по теме «Байкал» по географии. В начале урока учитель объявляет тему...

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс

Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс...