Рабочая программа по курсу "Чтение" для обучающихся со сложными деффектами
рабочая программа (9 класс) по теме
Рабочая программа по курсу "Чтение" для обучающихся с комплексными нарушениями в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnoe_-_chtenie.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе «Программы для глубоко умственно отсталых детей» А. Р. Маллер, Г.В. Цикото и учебника «Букварь»
В.В Воронковой, И.В. Коломыткиной для вспомогательной школы, М. Просвещение, 2003г.
Программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.
Целью данного курса является:
- овладение навыками чтения совместно со звукопроизношением
Курс направлен на решение следующих задач:
- формировать умения обучающихся соотносить натуральный объект с его графическим изображением и по возможности его словесным обозначением;
- формировать умения передачи содержания простых текстов и иллюстраций в соответствии с умственными способностями обучающихся;
- продолжать знакомить обучающихся с новыми буквами русского алфавита и закреплять ранее пройденные;
- развивать речевую активность обучающихся с отсутствием речи, потребностью в общении;
- работать над коррекцией и развитием зрительного и пространственного восприятия;
- совершенствовать произносительную сторону речи, с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации;
- воспитывать интерес к учебе и предмету чтения
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
- Гласные
- Согласные
- Согласные и гласные
Особенность изучаемого курса состоит в том, что предмет Чтение и развитие речи у обучающихся с тяжелой интеллектуальной недостаточностью ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу.
Порядок происхождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности обучающихся с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности. Перед знакомством с буквой проводиться работа по усвоению соответствующего звука.
Основное внимание уделяется общему и речевому развитию обучающихся, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития.
В 9 классе закрепляются пройденные ранее звуки и буквы, а также изучаются новые. Обучающиеся продолжают отрабатывать навык в образовании открытых и закрытых слогов из ранее изученных звуков и букв, читать эти слоги слитно, а также составлять и читать слова из усвоенных слоговых структур.
Обучение чтению носит практический характер и не требует от обучающихся усвоения каких-либо правил.
Коррекционная работа с обучающимися, имеющими тяжелые формы интеллектуальной недостаточности, осуществляется и в повседневной жизни,
в сюжетно-ролевых и театрализованных играх, в ходе физического и музыкального развития, в ходе практических занятий и в процессе индивидуальной коррекционной работы. Наблюдая, обучающиеся учатся сравнивать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является использование индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся.
В работе применяются следующие приемы:
- беседы по картинкам бытового плана;
- прослушивание русских народных сказок и проведение бесед по ним;
- рассматривание иллюстраций;
- имитация движений персонажей сказок.
На уроках чтения и развития речи осуществляется связь с уроками письма и развития речи.
Освоение слоговых структур и упражнение в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках чтения используются такие виды наглядности как:
- слоговые таблицы разрезной азбуки;
- дидактические игры.
- игрушки.
- предметные картинки.
- карточки: картинка + буква.
- отдельные буквы из различных материалов, разного размера и цвета.
- внешние и внутренние шаблоны.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды контроля: продуктивная деятельность, ответы на вопросы, самостоятельная работа.
Перечень требований к знаниям и умениям обучающихся
Знать:
- изученные буквы и звуки
- правильно и отчетливо произносить изученные буквы и звуки
- читать по слогам
- читать простые слова
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку
- по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Дата | Примечание |
Гласные | |||
1 | Выявление знаний и умений у обучающихся. | 4.09 | |
2 | Гласные буквы А,а, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком по наглядным предметам. | 6.09 | |
3 | Звук [а], буквы А,а – закрепление. | 11.09 | |
4 | Звук [о], буквы О,о, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком по наглядным предметам. | 13.09 | |
5 | Звук [о], буквы О,о – закрепление. | 18.09 | |
6 | Звук [и], буквы И,и, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком по наглядным предметам. | 20.09 | |
7 | Звук [и] , буквы И,и – закрепление. | 25.09 | |
8 | Звук [ы], буква ы. Распознавание значения слов с данным звуком. | 27.09 | |
9 | Звук [у], буквы У,у, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком. | 2.10 | |
10 | Звук [у], буквы У,у - закрепление. | 4.10 | |
11 | Проверка знаний. Закрепление пройденного | 9.10 | |
Согласные | |||
12 | Звук [н], буквы Н, н, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком. | 11.10 | |
13 | Звук [н], буквы Н,н – закрепление, чтение слогов и простых слов с данными буквами. Распознавание значения слов с данным звуком. | 16.10 | |
14 | Звук [с], буквы С,с, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком. | 18.10 | |
15 | Звук [с], буквы С,с- закрепление, чтение слогов и простых слов с данными буквами. | 23.10 | |
16 | Звук [к], буквы К,к, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов данным звуком. | 25.10 | |
17 | Звук [к], буквы К,к – закрепление, чтение слогов | 30.10 | |
18 | Звук [т], буквы Т, т, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком | 1.11 | |
19 | Звук [т], буквы Т, т – закрепление, чтение слогов и простых слов с данными буквами, работа с кассами. | 13.11 | |
20 | Звук [л], буквы Л, л, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком. | 15.11 | |
21 | Звук [л], буквы Л, л – закрепление, чтение слогов и простых слов с данными буквами, работа с кассами. | 20.11 | |
22 | Проверка знаний. Закрепление пройденного материала. | 22.11 | |
23 | Звук [р], буквы Р, р, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание слов с данным звуком. | 27.11 | |
24 | Звук [р], буквы Р, р – закрепление, чтение слогов и простых слов с данными буквами, работа с кассами. | 29.11 | |
25 | Звук [в], буквы В,в, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание слов с данным звуком. | 4.12 | |
26 | Звук [в], буквы В,в – закрепление, чтение слогов и простых слов с данными буквами, работа с кассами. | 6.12 | |
Согласные и гласные | |||
27 | Гласные буквы Е,е. Распознавание слов с данным звуком | 11.12 | |
28 | Буква Е – показатель мягкости. | 13.12 | |
29 | Звук [п], буквы П, п. Распознавание слов с данным звуком. | 18.12 | |
30 | Звук [п], буквы П, п – закрепление | 20.12 | |
31 | Звук [м], буквы М, м. Распознавание слов с данным звуком | 25.12 | |
32 | Звук [м], буквы М, м – закрепление. | 27.12 | |
33 | Проверка знаний и закрепление пройденного материала | 15.01 | |
34 | Упражнения в чтении слогов и простых слов с изученными буквами | 17.01 | |
35 | Звук [з], буквы З, з, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание слов с данным звуком | 22.01 | |
36 | Звук [з], буквы З, з – закрепление, чтение слогов с буквой з | 24.01 | |
37 | Сказки Г.Х. Андерсена | 29.01 | |
38 | Звук [б], буквы Б, б. Распознавание слов с данным звуком | 31.01 | |
39 | Звук [б], буквы Б, б – закрепление | 5. 02 | |
40 | Звуки[б]-[п]. Повторение и обобщение пройденного материала. Чтение предложений из двух слов | 7.02 | |
41 | Парные согласные [д]-[т]. Буквы Д, д и Т, т. Распознавание слов с данными звуками | 12.02 | |
42 | Чтение слогов с буквами д и т. Распознавание слов с данными звуками | 14.02 | |
43 | Проверка знаний. Повторение пройденного материала | 19.02 | |
44 | Звук [г], буквы Г, г. Распознавание слов с данными буквами | 21.02 | |
45 | Звук [г], буквы Г, г – закрепление | 26.02 | |
46 | Звук [ч], буквы Ч, ч, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание слов с данными звуками | 28.02 | |
47 | Звук [ч], буквы Ч, ч, буквосочетания ча, чу закрепление. Распознание слов с данными звуками | 5.03 | |
48 | Звук [ш], буквы Ш, ш. Распознавание слов с данными звуками | 7.03 | |
49 | Звук [ш], буквы Ш, ш – закрепление | 12.03 | |
50 | Звук [ж], буквы Ж, ж. Распознавание слов с данными звуками | 14.03 | |
51 | Звук [ж], буквы Ж, ж – закрепление | 19.03 | |
52 | Чтение слогов с буквами ж и ш | 21.03 | |
53 | Звук [й], буквы Й,й, выделение звуков в начале и в конце слов. Распознавание слов данными звуками | ||
54 | Звук [й], буквы Й, й – закрепление | ||
55 | Проверка знаний. Закрепление пройденного материала | ||
56 | Буква Я. Распознавание слов с буквой я | ||
57 | Звук [х], буквы Х, х – закрепление, чтение слогов и простых слов с данными буквами. Распознавание значения слов данными звуками | ||
58 | Упражнения в чтении слогов и простых слов с буквами й и х. Распознавания значения слов | ||
59 | Упражнение в составлении слогов с буквами ж, ш, х. Повторение гласных звуков и обозначения их на письме | ||
60 | Знакомство со звуком [ц], буквами Ц, ц, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком | ||
61 | Звук [ц], буквы Ц, ц – закрепление | ||
62 | Звук [э], буквы Э, э. Распознавание значения слов с данным звуком | ||
63 | Гласный звук [э], буквы Э,э – закрепление | ||
64 | Упражнение в чтении слогов с буквами ц, э. Распознавание значения слов с данными звуками | ||
65 | Упражнение в чтении слогов и слов. Распознавание значения слов с изученными звуками | ||
66 | Упражнение в чтении слогов и слов. Распознавание значения слов с изученными звуками | ||
67 | Проверка знаний. Закрепление пройденного материала | ||
68 | Обобщение |
Список литературы
Для учителя:
- Программа для глубоко умственно отсталых детей А. Р. Маллер,
Г. В.Цикото - М., Просвещение 2000г.
- А. Р. Маллер Ребенок с ограниченными возможностями – М., 2001.
- А. Р. Маллер, Г.В. Цикото. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003г.
- В. В Воронкова, И.В. Коломыткина. Букварь для вспомогательной школы, М. Просвещение, 2003г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе «Программы для глубоко умственно отсталых детей» А. Р. Маллер, Г. В. Цикото, и учебника «Букварь» В. В.Воронковой, И. В. Коломыткиной для вспомогательной школы, М. Просвещение, 2003г.
Программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.
Целью данного курса является:
- овладение элементарными графическими навыками написания букв и слов русского алфавита
Курс направлен на решение следующих задач:
- сформировать у обучающихся письменную речь с учетом их психофизических особенностей и способностей;
- работать над коррекцией и развитием зрительных восприятий, пространственной ориентировки для подготовки осознания образа буквы;
- развивать навыки социально-значимых форм, деловых бумаг;
- совершенствовать произносительную сторону речи, используя вербальные и невербальные средства коммуникации;
- развивать координацию движений кистей рук и пальцев;
- воспитывать самостоятельность и усидчивость.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
- Гласные
- Согласные
- Согласные и гласные
Особенность изучаемого курса состоит в том, что обучающимся одновременно даются как технические навыки, так и умения изображать отдельные элементы. Обучение письму носит сугубо практический характер, не требующий изучения каких-либо правил. Также следует учитывать возможности каждого обучающегося.
Овладение навыком письма является сложным психологическим актом, требующим, кроме общего и речевого развития, необходимости достаточного созревания психофизиологических функций: фонематического и речевого слуха, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, а также скоординированности моторики мелких мышц руки, внимания.
Основное внимание уделяется общему и речевому развитию, коррекции имеющихся нарушений психофизического развития обучающихся.
На уроках, условно называемых письмо, обучающихся готовят к овладению зрительным образом букв, а также их начертанию.
Таким образом, у обучающихся развивается и корригируется моторика мелких мышц руки, происходит овладение графическими навыками, через специальные упражнения и дидактические игры. Написание элементов букв может сопровождаться рисованием предметов, в изображения которых входят данные элементы.
По мере развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки, начинается осознание образа буквы, ее пространственное расположение, сочетание с другими буквами. Запоминание букв и процесс группирования букв в слоги идет индивидуально, по возможности каждого обучающегося.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является использование таких приемов как:
- письмо по обводке,
- письмо по опорным точкам,
- письмо по образцу, применяя разнообразные упражнения.
На уроках письма и развития речи осуществляется связь с уроками чтения и развития речи. Обучение письму и развитию речи обязательно предполагает использование на уроках, таких видов наглядности как:
- кассы букв;
- карточки: картинка+буква;
- образцы письменных букв;
- магнитная касса букв.
Для оценки достижений обучающихся используется следующий вид контроля: выполнение самостоятельных заданий.
Перечень требований к знаниям и умениям обучающихся
Знать:
- изученные буквы;
- написание изученных букв.
Уметь:
- правильно писать изученные буквы;
- штриховать в одном направлении
- правильно держать карандаш, ручку.
Список литературы
1. А. Р. Маллер, Г. В. Цикото, «Программа для глубоко умственно отсталых детей».
2. А.Р. Маллер «Ребенок с ограниченными возможностями» - М., 2001г.
3.А.Р.Маллер, Г.В.Цикото. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003г.
4. В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. «Букварь» для вспомогательной школы, М. Просвещение, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта
программы : счет,рисование и лепка,живой мир,грамота 2-ой год обучения...
Рабочая программа кружка “От простого к сложному” для учащихся 8-9 классов на 2012-2013 учебный год
Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: «Почему я выбираю д...
Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир растений» 9 класс
Программа учебного курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи в единстве с непосредственным наблюде...
Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир животных» 9 класс
При изучении курса «Мир животных» расширяются представления детей со сложной структурой дефекта о разнообразие животного мира Земли,проводится зн...
Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек» 9- 10 класс
Как образовательная область предмета "Человек" для детей со сложной структурой дефекта весьма значима в плане их социальной адаптации. Содержание программы предусматривает сообщение элементарных сведе...
Рабочая программа (адаптирована для учащихся со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек и общество» 10 класс 2012 – 2013 уч. г.
Цель данного курса - создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности в конкретных жизненных ситуациях, создающей основу безболезненной интеграции...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция сложной дисграфии (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза, осложненного оптическим и акустическим недоразвитием) для обучающихся 6 класса
В ходе углубленной диагностики речевого развития у группы обучающихся шестого класса выявлен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием языкового анализа и синтеза, оптико – пространстве...