Рабочая программа по курсу "Чтение" для обучающихся со сложными деффектами
рабочая программа (9 класс) по теме

Рабочая программа по курсу "Чтение" для обучающихся с комплексными нарушениями в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarnoe_-_chtenie.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

         Настоящая программа составлена на основе «Программы для глубоко умственно отсталых детей» А. Р. Маллер, Г.В. Цикото и учебника «Букварь»

В.В Воронковой, И.В. Коломыткиной для вспомогательной школы, М. Просвещение, 2003г.

          Программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.

Целью данного курса является:

  1. овладение навыками чтения совместно со звукопроизношением

Курс направлен на решение следующих задач:

  1. формировать умения обучающихся соотносить натуральный объект с его графическим изображением и по возможности  его словесным обозначением;
  2. формировать умения  передачи содержания простых текстов и иллюстраций  в соответствии с  умственными способностями обучающихся;
  3. продолжать знакомить обучающихся с новыми буквами русского алфавита и закреплять ранее пройденные;
  4. развивать речевую активность  обучающихся с отсутствием                                                                                     речи, потребностью  в  общении;
  5. работать над коррекцией и развитием зрительного и пространственного восприятия;
  6. совершенствовать произносительную сторону речи, с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации;
  7. воспитывать интерес к учебе и предмету чтения

           Курс предусматривает изучение следующих разделов:

  1. Гласные
  2. Согласные
  3. Согласные и гласные

           Особенность изучаемого курса состоит в том, что предмет Чтение и развитие речи у обучающихся с тяжелой интеллектуальной недостаточностью ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу.

           Порядок происхождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности обучающихся с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности. Перед знакомством с буквой проводиться  работа по усвоению соответствующего звука.

          Основное внимание уделяется общему и речевому развитию обучающихся, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития.

          В 9 классе закрепляются пройденные ранее звуки и буквы, а также изучаются новые. Обучающиеся продолжают отрабатывать навык в образовании открытых и закрытых слогов из ранее изученных звуков и букв, читать эти слоги слитно, а также составлять и читать слова из усвоенных слоговых структур.

         Обучение чтению носит практический характер и не требует от обучающихся усвоения каких-либо правил.

         Коррекционная работа с обучающимися, имеющими тяжелые формы интеллектуальной недостаточности, осуществляется и в повседневной жизни,

в сюжетно-ролевых и театрализованных играх, в ходе физического и музыкального развития, в ходе практических занятий и в процессе индивидуальной коррекционной работы. Наблюдая, обучающиеся учатся сравнивать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

         Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является  использование индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся.

В работе применяются следующие приемы:

  1. беседы по картинкам бытового плана;
  2. прослушивание русских народных сказок и проведение бесед по ним;
  3. рассматривание иллюстраций;
  4. имитация движений персонажей сказок.

       На уроках чтения и развития речи осуществляется связь с уроками письма и развития речи.

      Освоение слоговых структур и упражнение в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках чтения используются такие виды наглядности как:

  1.  слоговые таблицы разрезной азбуки;
  2.  дидактические игры.
  3.  игрушки.
  4.  предметные картинки.
  5.  карточки: картинка + буква.
  6.  отдельные буквы из различных материалов, разного размера и цвета.
  7.  внешние и внутренние шаблоны.

       Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды контроля: продуктивная деятельность, ответы на вопросы, самостоятельная работа.

         Перечень требований к знаниям и умениям обучающихся

           

        Знать:

  1. изученные буквы и звуки
  2.  правильно и отчетливо произносить изученные буквы и звуки
  3.  читать по слогам
  4.  читать простые слова
  5. слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку
  6.  по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали        

                 

                            КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                 


п/п


Название темы


Дата


Примечание

                                         Гласные

1

Выявление знаний и умений у обучающихся.

  4.09

2

Гласные буквы А,а, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком по наглядным предметам.

  6.09

3

Звук [а], буквы А,а – закрепление.  

11.09

4

Звук [о], буквы О,о, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком по наглядным предметам.

13.09

5

Звук [о], буквы О,о – закрепление.

18.09

6

Звук [и], буквы И,и, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком по наглядным предметам.

20.09

7

Звук [и] , буквы И,и – закрепление.

25.09

8

Звук [ы], буква ы. Распознавание значения слов с данным звуком.

27.09

9

Звук [у], буквы У,у, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком.

  2.10

10

Звук [у], буквы У,у - закрепление.

  4.10

  11

Проверка знаний. Закрепление пройденного

  9.10

Согласные

12

Звук [н], буквы Н, н, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком.

11.10

13

Звук [н], буквы Н,н – закрепление, чтение слогов и простых слов с данными буквами. Распознавание значения слов с данным звуком.

16.10

14

Звук [с], буквы С,с, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком.

18.10

15

Звук [с], буквы С,с- закрепление, чтение слогов и простых слов с данными буквами.

23.10

16

Звук [к], буквы К,к, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов данным звуком.

25.10

  17

Звук [к], буквы К,к – закрепление, чтение слогов

30.10

18

Звук [т], буквы Т, т, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком

1.11

19

Звук [т], буквы Т, т – закрепление, чтение слогов и простых слов с данными буквами, работа с кассами.

13.11

20

Звук [л], буквы Л, л, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком.

15.11

21

Звук [л], буквы Л, л – закрепление, чтение слогов и простых слов с данными буквами, работа с кассами.

20.11

22

Проверка знаний. Закрепление пройденного материала.

22.11

23

Звук [р], буквы Р, р, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание слов с данным звуком.

27.11

24

Звук [р], буквы Р, р – закрепление, чтение слогов и простых слов с данными буквами, работа с кассами.

29.11

25

Звук [в], буквы В,в, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание слов с данным звуком.

4.12

26

Звук [в], буквы В,в – закрепление, чтение слогов и простых слов с данными буквами, работа с кассами.

6.12

                               Согласные и гласные

27

Гласные буквы Е,е. Распознавание слов с данным звуком

11.12

28

Буква Е – показатель мягкости.

13.12

29

Звук [п], буквы П, п. Распознавание слов с данным звуком.

18.12

30

Звук [п], буквы П, п – закрепление

20.12

31

Звук [м], буквы М, м. Распознавание слов с данным звуком

25.12

32

Звук [м], буквы М, м – закрепление.

27.12

33

Проверка знаний и закрепление пройденного материала

15.01

34

Упражнения в чтении слогов и простых слов с изученными буквами

17.01

35

Звук [з], буквы З, з, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание слов с данным звуком

22.01

36

Звук [з], буквы З, з – закрепление, чтение слогов с буквой з

24.01

37

Сказки Г.Х. Андерсена

29.01

38

Звук [б], буквы Б, б. Распознавание слов с данным звуком

31.01

39

Звук [б], буквы Б, б – закрепление

5. 02

40

Звуки[б]-[п]. Повторение и обобщение пройденного материала. Чтение предложений из двух слов

7.02

41                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Парные согласные [д]-[т]. Буквы Д, д и Т, т. Распознавание слов с данными звуками

12.02

42

Чтение слогов с буквами д и т. Распознавание слов с данными звуками

14.02

43

Проверка знаний. Повторение пройденного материала

19.02

44

Звук [г], буквы Г, г. Распознавание слов с данными буквами

21.02

45                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Звук [г], буквы Г, г – закрепление                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

26.02

46

Звук [ч], буквы Ч, ч, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание слов с данными звуками

28.02

47

Звук [ч], буквы Ч, ч, буквосочетания ча, чу закрепление. Распознание слов с данными звуками

5.03

48

Звук [ш], буквы Ш, ш. Распознавание слов с данными звуками

7.03

49

Звук [ш], буквы Ш, ш – закрепление

12.03

50

Звук [ж], буквы Ж, ж. Распознавание слов с данными звуками

14.03

51

Звук [ж], буквы Ж, ж – закрепление

19.03

52

Чтение слогов с буквами ж и ш

21.03

53

Звук [й], буквы Й,й, выделение звуков в начале и в конце слов. Распознавание слов данными звуками

54

Звук [й], буквы Й, й – закрепление

55

Проверка знаний. Закрепление пройденного материала

56

Буква Я. Распознавание слов с буквой я

57

Звук [х], буквы Х, х – закрепление, чтение слогов и простых слов с данными буквами. Распознавание значения слов данными звуками

58

Упражнения в чтении слогов и простых слов с буквами й и х. Распознавания значения слов

59

Упражнение в составлении слогов с буквами ж, ш, х. Повторение гласных звуков и обозначения их на письме

60

Знакомство со звуком [ц], буквами Ц, ц, выделение звуков в начале и конце слов. Распознавание значения слов с данным звуком

61

Звук [ц], буквы Ц, ц – закрепление

62

Звук [э], буквы Э, э. Распознавание значения слов с данным звуком

63

Гласный звук [э], буквы Э,э – закрепление

64

Упражнение в чтении слогов с буквами ц, э. Распознавание значения слов с данными звуками

65

Упражнение в чтении слогов и слов. Распознавание значения слов с изученными звуками

66

Упражнение в чтении слогов и слов. Распознавание значения слов с изученными звуками

67

Проверка знаний. Закрепление пройденного материала

68

Обобщение

                                        Список литературы

 Для учителя:

  1. Программа для глубоко умственно отсталых детей А. Р. Маллер,

     Г. В.Цикото - М., Просвещение 2000г.

  1. А. Р. Маллер Ребенок с ограниченными возможностями – М., 2001.
  2. А. Р. Маллер, Г.В. Цикото. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003г.
  3. В. В Воронкова, И.В. Коломыткина. Букварь для вспомогательной школы, М. Просвещение, 2003г.

           

                   

                               

                                 

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Настоящая программа составлена на основе «Программы для глубоко умственно отсталых детей» А. Р. Маллер, Г. В. Цикото, и учебника «Букварь» В. В.Воронковой, И. В. Коломыткиной для вспомогательной школы, М. Просвещение, 2003г.

          Программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.

Целью данного курса является:

  1.  овладение элементарными графическими навыками написания букв и слов русского алфавита

          Курс направлен на решение следующих задач:

             

  1. сформировать у обучающихся письменную речь с учетом их психофизических особенностей и способностей;
  2. работать над коррекцией и развитием зрительных восприятий, пространственной ориентировки для подготовки осознания образа буквы;
  3. развивать  навыки социально-значимых форм, деловых бумаг;
  4. совершенствовать произносительную сторону речи, используя вербальные и невербальные средства коммуникации;
  5. развивать  координацию движений кистей рук и пальцев;
  6. воспитывать самостоятельность и усидчивость.

           Курс предусматривает изучение следующих разделов:

  1. Гласные
  2. Согласные
  3. Согласные и гласные

Особенность изучаемого курса  состоит в том, что обучающимся одновременно даются как технические навыки, так и умения  изображать отдельные элементы.  Обучение письму носит сугубо практический характер, не требующий изучения каких-либо правил. Также следует учитывать возможности каждого обучающегося.    

Овладение навыком письма является сложным психологическим актом, требующим, кроме общего и речевого развития, необходимости достаточного созревания психофизиологических функций: фонематического и речевого слуха, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, а также скоординированности моторики мелких мышц руки, внимания.

 Основное внимание уделяется общему и речевому развитию, коррекции имеющихся  нарушений психофизического развития обучающихся.

На уроках, условно называемых письмо, обучающихся готовят к овладению зрительным образом букв, а также их начертанию.

Таким образом, у обучающихся развивается и корригируется моторика мелких мышц руки, происходит овладение графическими навыками, через специальные упражнения и дидактические игры. Написание элементов букв может сопровождаться рисованием предметов, в изображения которых входят данные элементы.  

                 По мере развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки, начинается осознание образа буквы, ее пространственное расположение, сочетание с другими буквами. Запоминание букв и процесс группирования букв в слоги идет индивидуально, по возможности каждого обучающегося.    

                Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является использование таких приемов как:

  1. письмо по обводке,
  2. письмо по опорным точкам,
  3. письмо по образцу, применяя разнообразные упражнения.

            На уроках письма и развития речи осуществляется связь с уроками чтения и развития речи. Обучение письму и развитию речи обязательно предполагает использование на уроках, таких видов наглядности как:

  1. кассы букв;
  2. карточки: картинка+буква;
  3. образцы письменных букв;
  4. магнитная касса букв.

          Для оценки достижений обучающихся используется следующий вид контроля: выполнение самостоятельных заданий.

                                                                                                                                     Перечень требований к знаниям и умениям обучающихся

      Знать:

  1. изученные буквы;
  2. написание изученных букв.

      Уметь:

  1. правильно писать изученные буквы;
  2. штриховать в одном направлении
  3. правильно держать карандаш, ручку.                             

                                                                     

                                         

                                         

                                        Список литературы

1. А. Р. Маллер, Г. В. Цикото, «Программа для глубоко умственно отсталых детей».

2. А.Р. Маллер «Ребенок с ограниченными возможностями» - М., 2001г.

3.А.Р.Маллер, Г.В.Цикото. Воспитание и обучение детей с тяжелой     интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003г.

4.  В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. «Букварь» для вспомогательной школы, М. Просвещение, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта

программы : счет,рисование и лепка,живой мир,грамота 2-ой год обучения...

Рабочая программа кружка “От простого к сложному” для учащихся 8-9 классов на 2012-2013 учебный год

Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: «Почему я выбираю д...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир растений» 9 класс

Программа учебного курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности                    и развитие речи в единстве с непосредственным наблюде...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир животных» 9 класс

             При изучении курса «Мир животных» расширяются представления детей со сложной структурой дефекта о разнообразие животного мира Земли,проводится зн...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек» 9- 10 класс

Как образовательная область предмета "Человек" для детей со сложной структурой дефекта весьма значима в плане их социальной адаптации. Содержание программы предусматривает сообщение элементарных сведе...

Рабочая программа (адаптирована для учащихся со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек и общество» 10 класс 2012 – 2013 уч. г.

Цель данного курса - создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности в конкретных жизненных ситуациях, создающей основу безболезненной интеграции...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция сложной дисграфии (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза, осложненного оптическим и акустическим недоразвитием) для обучающихся 6 класса

В ходе углубленной диагностики речевого развития у группы обучающихся шестого класса выявлен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием языкового анализа и синтеза, оптико – пространстве...