Коррекционная программа Формирование фразовой речи и расширение словаря у детей с ТНР 5-7лет
рабочая программа по теме

Матвейчук Ирина Петровна

Дошкольное воспитание детей с различными видами речевых нарушений являются составной часть системы образования. Обучение детей направлено на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение трудностей в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_1leksikadokument_microsoft_word_4.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

 I . Пояснительная записка.

Дошкольное воспитание детей с различными видами речевых нарушений является составной частью системы народного образования и решает задачи комплексного воспитания в соответствии с возрастными, индивидуально-психологическими и речевыми особенностями.

На основании постановления Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (ФГТ),  

о мероприятиях по улучшению обучения и воспитания детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Обучение направлено на устранение речевого дефекта, а так же на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

Алалия– одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Много детей с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти не говорящими даже по времени поступления в школу.

При определении алалии можно исходить из разделения всех расстройств речевой деятельности на 4 больших группы:

  1. Сенсомоторных расстройств (первично нарушаются восприятия или артикуляция)
  2. Группу психологических расстройств (при которой дезорганизуется разные компоненты речевого процесса)
  3. Группу сематических (смысловых) расстройств нарушает смысловая сторона речи.
  4. Группу языковых расстройств (нарушается структурно-функциональная сторона языка фонематические, грамматические и лексические операции в процессе поражения речи)

Симптоматика алалии представляет собой сложное и нередко взаимосвязанное сочетание языковых и неязыковых нарушений.

  1. Неязыковые нарушения:

а) Неврологические нарушения

б) психологические нарушения

  1. Языковые нарушения

А - Нарушения устной речи

а) Лексические нарушения

б) Синтаксические нарушения

в) Морфологические нарушения

г) Фонематические нарушения

д) Фонетические нарушения

е) Другие нарушения устрой речи

Задачи коррекционного обучения.

На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и выходу в связную речь.

Вместе с тем каждый этап имеет свои особенности: первый уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности, основной работой первого этапа будет формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению, отрабатывать пассивное распространение  предложения. Отработанную фразу включать в диалог или небольшой рассказ.

На втором этапе – формирование фразовой речи.

Логопед должен активно проводить работу по распространению предложения, его грамматическому оформлению и интонационной законченности а так же по расширению словаря, охваченного тематическим единством, постепенно усложняя структуру слова.

Дети учатся образовывать новые слова, отработанную фразу включать в диалог и рассказ описательного характер.

Ведущим в работе третьего этапа является формирование связной речи, удаляется внимание работе над словами, о связи слов в предложении.

Основная задача – формирование связной речи, те полное, последовательное, систематическое изложение мысли (умение устно пересказывать и рассказывать прочитанное, увиденное какое-то происшедшее событие).

При работе над монологической речью надо учитывать следующее:

а) научить подробному пересказу, б) выборочному пересказу, в) творческому пересказу.

Подробный – пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мысли. Выборочный – пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста

Творческий – пересказ воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к нему.

II. Учебно - тематический план коррекционной программы делится на этапы:

 

I Этап. (IX, X, XI) 52 занятия, по 4 занятия в неделю.

II Этап. (XII, I, II) 52 занятия, по 4 занятия в неделю.

III Этап. (III, IV, V) 52 занятия, по 4 занятия в неделю.

I Этап.


II Этап.

III.Этап

Задачи:

1.Понимать слова – название предметов, явлений, действий.

2.Уметь произвести это действие или показать предмет, явление.

3.Уметь произвести элементарную классификацию предметов.

Игрушки: живые – неживые

Предметы: одежда, посуда.

Содержание и виды занятий.

1.Предметы обихода и действие с ними: посуда, одежда, продукты питания, предметы домашней обстановки. Помещения, пособие для занятий (исп. все режимные моменты, лото, домино в картинках, занятия по всем разделам программы, спец предмет занятия “Чудесный мешочек”)

2.Части тела исп. режимные моменты: одевание, умывание упр-я на развитие артикуляционного аппарата, ритмика, лечебная гимнастика, подвижные игры, раскрашивание, рисование, аппликация, игры с куклами, осмотры врача.

3.Имена детей и сотрудников

4.Основные формы, размеры, цвета, элементарные представления о кол-ве (настольные игры, игры с песком, снегом, раскрашивание цветными карандашами, лепка, аппликация, счет, ручной труд).

5.Орентировка во времени (день - ночь) режимные моменты рассмотрев соответствующие иллюстрации

6.Орентировка в пространстве:

Право – лево, вот - там  

7.Животные, доступные для наблюдения или часто встречающиеся в сказках, стишках: различать по внешнему виду, голосам, подражать голосам, имитировать их характер движения (исп. чтение драм. сказок, стихов, кук. театр, наблюдение за животными в живом уголке, диафильмы, телепередачи, игры с игрушками, изображение животных, раскрашивание; игры “Чей голос”).


Задачи:

1.Учить правильно понимать и точно соотносить слова с предметами, явлениями, действием.

2.Поощрять и закреплять общий импульс.

3.Добиваться названия знакомых предметов, действий, явлений, хотя бы лепетными словами.

4.Заучивать простые слова на материале хорошо произносимых звуков.

5.Учить проводить элементарную классификацию предметов.



Содержание и виды занятий.

Односложные без стечения согласных.

Двухсложные с прямыми слогами, без стечения согласных (лото, Таня).

Двухсложные с закрытыми слогами без стечения согласных. (упал, сидит, паук).

Основные виды занятий остаются прежними, содержание же несколько изменяется (расширяется) экскурсиям и наблюдениям.


Задачи:

1.Продолжать поощрять речевой импульс (желание говорить), общаться с окружающими, выступать на утренниках.

2.Продолжать обогащение словаря и представлений по темам.

3.Добиваться четкого соотношения слова с предметом, действием, явлением.

4.Добиваться точного произношения слов:

а) Предусмотренных на 1 Этапе.

б) Двухсложных со стечением двух согласных, относящихся к разным слогам (дудка).

в) Трехсложных слов с открытыми слогами (ло-па-та) с одним закрытым (па-ро-ход).

5.Анализ слоговой структуры отрабатываемых слов: определить количество слогов в слове и их позицию.

Содержание и виды занятий.

1.Предметы обихода, некоторые их качества (цвет, форма, размер, материал)

2.Имена, фамилии детей, знать название своего города, поселка, улицы, знать элементарные представления о столице – Москве.

3.Орентировка во времени (сутки, дни, недели, времена года)

4.Элементарные представления об образе жизни, питание, пользе и вреде животных.

5.Знание растений данной местности.

6.Труд людей, непосредственно окружающих людей и людей которые можно наблюдать во время экскурсии, прогулок.

7.Умение пользоваться словами вежливости.

Обследование речи детей.

Основные виды деятельности.

Предложение обследованию: понимание речи, активный словарь ребенка, речевое подражание, потенциальные возможности к объединению двух слов в одном высказывании (предложении) звукопроизношение и состояние артикуляционного аппарата.

Дополнительные виды деятельности.

Дополнительные виды деятельности, подлежащие наблюдению: действия с игрушками, зрительные соотношения предметы одинаковых по форме цветов, величине; умение составлять из частей целое (разрезные картинки); умение устанавливать равенство предметов.

Материал обследования.

Материал обследования: игрушки, предметы, фигуры, разной конфигурации, цвета и величины, комплекты предметных и сюжетных картинок с изображением знакомых ребенку животных, предметов домашнего обихода и действий с ними, изображение игрушек.

Задание № 1

Выявить уровень развития понимания речи с помощью материалов “Обследование понимания речи”

Задание № 2

Установить, поддается родительскому учету активный словарь ребенка или нет

Задание № 3

Установить точное количество словесных единиц (если они подаются учету) в активном лексиконе и частоту их использования ребенком (можно со слов родителей)

Задание № 4

Выявить возможность речевого подражания.

Примерные приемы выявления:

  1. Попросить повторить за мамой те слова, которыми ребенок активно пользуется;
  2. Предложить повторить, потянуть отдельные гласные: а, у, и, о, а затем их сочетание: на, ау, уа, аиу, оаи
  3. Предложить назвать по картинкам новые для ребенка слова состоящие из 1-2 слов

Задание № 5

Определить разряды слов, употребляемых ребенком (существительные, глаголы, прилагательные и т.д)

Задание № 6

Отметить максимальное количество слов (по числу слогообразующих гласных и воспроизводимых ребенком словах самостоятельно и по подражанию за логопедом, родителями). Отметить инвентарь звуков речи и сохранение ударения в слове.

Задание №7

Проверить, имеются ли единичные словесные комбинации или единичные случаи использования слов или их фрагментов в двух формах, например “кука”, но ”дай”, ”кук-у” (называет и просит игрушку), или “ти”, “так” (собирает цветы, поливает цветы).

Рекомендация к анализу и оценке детской речи первого уровня развития

1.Соотнести уровень понимания речи ребенка с уровнем развития его экспресивной речи и выполнение невербальных заданий.

2.Расклассифицировать первые детские слова по следующим видам:

а) правильно произносимые (мама, дай, на и т.д)

б) слова – звукоподражания (“ав” – “ав”, “би” – “би”)

в) слова – фрагменты или обрывки слов “ва” (“за”) – зайчик, “маи”, ”яба” (яблоко), “ни” (книги) и т.д

г) контурные слова, или абрисы слов, в которых ребенок сохраняет количество слогов при неправильном оформлении их звукового состава, кроме гласных: “тититики”(кирпичики), “апата” (лопата), “шка” (мишка) и т.д. отметить слова, даже отдаленно не напоминающие слова родного языка.

3.В целях прогноза речевого развития советуем сопоставить выявленные “разряды” слов в количественном отношении.

Обследование детской речи второго уровня развития.

Основные виды речевой деятельности подлежащие обследованию: понимание речи, объём предложений и их грамматизация, возможность словоизменения (недоступно, частично доступно),  слоговая структура слов, звукопроизношение и состояние артикуляционного аппарата.

Материал обследования:  комплекты сюжетных картинок (не менее 30-40 шт) на которых изображены действия, совершаемые людьми или животными с предметами или без них. Например: субъект  ест (суп, яблоко), пьет (чай, молоко), спит, рисует, копает, поливает (цветы, огород), ловит рыбу, играет (в мяч, на гитаре), идет (с сумкой), сидит (на стуле), стоит (около стола), кормит (голубей, цыплят), моет (пол, посуду), стирает, шьет, несет (ведро), везет (санки), одевается, умывается, обувается, причесывается, читает, смотрит (телевизор), разговаривает по телефону, бежит, прыгает, лежит (на диване), завязывает (шнурки, бант), катается на санках, коньках, качается на качелях.

Задание № 1  Установить уровень понимания речи (см. пред. разд)

Задание № 2 Выявить активный глагольный словарь и характер его использования, не знает названий действий, заменяет их, жестами или словами “де” “деит” (делает); использует только основы глаголов или инфинитивные формы; использует глаголы в изъявительном наклонении настоящего времени.

Прием выявления: Ребенку предлагается поиграть в игру “Угадай-ка” если он угадает, что делает на картинке мальчик, то картинка будет его, а если не угадывает, то логопед забирает себе картинку. Выигрывает тот, у кого больше картиночек

Задание № 3 Установить максимальное количество слов, употребляемых детьми при составлении предложений, и способы связи слов между собой:

а) наличие связи между именительным падежом, существительного и глаголом настоящего времени изъявительного наклонения и 3-го лица, оканчивающимся на -ет, -ит, -ат, -ят.

б) наличие грамматически правильно оформляемых словосочетаний.

Задание № 4 Выявить возможности словоизменения: а) Словоизменение существительных.

Приемы выявления словоизменения:

а) Логопед ставит разнообразные вопросы к сюжетам, изображенными на картинках. Можно предложить ребенку послушать рассказ и дать подсказывающие слова, например: У меня живет собака, ее зовут Лада. Запомнил как зовут собаку?  Длинный и пушистый хвост у моей (у кого?) (Лады). Каждый вечер я гуляю со своей собакой (с кем?) (с Ладой).Я очень люблю свою (кого?) (Ладу). И забочусь всегда о ней (о ком?) (о Ладе).

б) Словоизменение глаголов: какие формы глаголов использует; изменяет ли глаголы по лицам (каким?); использует ли раздельно настоящее и прошедшее время; доступна ли возвратная форма глаголов.

в) Словоизменение прилагательных: какие признаки предметов знакомы ребенку, каким образом оформляет окончания у слов – названий признаков предметов – без флексий (“каси”, “ивони”, “сини” или через полногласие концов слов “касия”, “тания”) (красная, черная)

Задание № 5 Выявить возможность использования предлогов в предложенных конструкциях (полностью отсутствует, если используется в единичных случаях, то как)

Прием выявления: Логопед просит ребенка ответить, где лежит предмет (ручка, платок и т.д) – на коробке, под коробкой. Вынуть от куда? Упал от куда?

Задание № 6 Выявить способность воспроизводить модели слов с разным количеством слогов с наглядной опорой.

Примерная сложность слов:

а) трехсложные: лопата, ботинки, молоко, читает, рисует, играет, лошадка;

б) четырехсложные: черепаха, пирамида, поливает, собирает, надевает;

в) пятисложные: умывается, вытирается, одевается;

г) шестисложные: причесывается, переделывает.

Задание № 7 Выявить состояние звукопроизношения. Обратить внимание на наличие мелких согласных перед гласными непереднерядными (“тя”, ”те”, ”тю”), звука “ы” и йотированных гласных (я, е, ю).

Рекомендации к анализу и оценке детской речи второго уровня развития

1 -  Сравнить данные своего обследования импрессивной и экспрессивной речи детей и установить, что недоразвито в большей степени, сопоставить с уровнем невербальной деятельности.

2 – Соотнести данные своего обследования с материалами условного эталона нормы, установив, к какому этапу развития речи относится выявленный уровень языкового развития: этап “предложения из аморфных слов - корней”, или этап “Первые формы слов”, или “усвоение фиктивной системы языка”.

Обследование детской речи третьего уровня развития.

Развернутая фразовая речь с пробелами развития фонетики. Основные виды речевой деятельности подлежащие обследованию. Понимание изменения значений, вносимых отдельными значимыми частями слов (морфами): суффиксами, префиксами, флексиями.

Объём и типы предложений. Умения составить рассказ по серии сюжетных картинок (сюиты). Понимание и пересказ прочитанного текста.  Словоизменение и использование предлогов. Словообразование и подбор слов с противоположным значением. Слоговая структура многосложных и составных слов. Звукопроизношение и состояние артикуляционного аппарата.

Уровень фонематического восприятия.

Дополнительные виды деятельности, подлежащие обследованию: представление о числе и количестве; уровень общений предметов и явлений; способность понимать целостную ситуацию на основе её частей предмета ориентировка во времени (суток, года)

Задание № 1 Выявить понимание грамматических форм слов с помощью заданий 13-25, помещенных в разделе “Обследование понимания речи” а так же с помощью модификации заданий из раздела “Развитие понимания речи” третьего этапа обучения.

Задание №  2  Установить максимальный объем употребляемых ребенком предложений и наличие элементов построения сложного предложения.

Примерные задания для обследования.

Перед ребенком выкладывается сюжетные картинки с изображением детей, производящих разные действия с предметами. После того как картинки названы, предложить еще раз описать картинку, но только надо будет добавить, в какое платьице (или в какую рубашку) одета кукла, а мы ее будем одевать то в красное, то в синее платье (рубашку). Логопед по переменно закрывает цветной полоской бумаги часть изображения, стимулируя ребенка составить предложение: “Девочка в синем платье поливает цветы” или “Девочка с красным бантом прыгает через веревочку”. Можно предложить ответить на такие вопросы: 1- зачем мне нужна авторучка?. 2- для чего нам нужен стол, стул?. 3- почему ты надел сегодня такие теплые сапоги?. 4- почему сегодня так легко оделся? 5- зачем мама моет посуду? 6- зачем поливают цветы? 7- почему ночью темно, а днем светло? 8- Объясни мне что такое вокзал?

Задание № 3 Предложить составить рассказ по серии сюжетных картинок.

Порядок проведения обследования

Подобрать серию из 2-4 картинок

Разложить их перед ребенком, объяснив коротко последовательность событий. Перемешав карточки предложить ребенку еще раз самому разложить их в нужной последовательности, ответить на вопросы по их содержанию и попробовать рассказать об изображенном событии (все с самого начала). После этого детям предложить самостоятельно разложить новую сюиту и рассказать ее содержание.

Задание № 4 Предложить прослушать сказку или рассказ (знакомый, затем незнакомый, ответить на вопросы по тексту и пересказать его).

Один из приемов проведения обследования: после того как рассказана сказка, например (Репка)

Л-д предлагает ребенку выбрать из разложенных перед ним предметных картинок т.е, о которых шла речь в сказке, которые нужны для сказки. Среди изображений имеются картинки предметов (животных), не относящиеся к содержанию рассказанного, например: арбуз, лошадь, машина. Рекомендуется избегать подсказывающего вопроса: “Это подходит?”. В место этого лучше спросить: “Это есть в сказке?”

Задание № 5 Исследовать возможности словоизменения существительных по всем подежам сначала в единственном числе а потом во множественном.

Примерный лексический материал для выявления трудных случаев оформление концов слов (флексий)

Именительный падеж мн. числа: дома, глаза, окна, стулья, крылья, дни, пни, львы.

Винительный падеж (одушевлённые предметы): в зоопарке видел слона, тигра, льва, бегемота.

Винительный падеж с предлогами: на, в, под, об (шкаф, стол, ящик).

Родительный падеж (часть предмета): стаканы воды, чая, молока; кусок бумаги, глины.

Родительный падеж с предлогами: у (у кого?); из (из кармана, коробки, из дерева, стекла, пластмассы); от (отойти от окна, двери, плиты, от собаки, кота); с (упал со стола, с кровати, со стула, с полки); без (без зонта, без пальто, без шарфа); после (обеда, ужина, завтрака); для (папы, мамы, брата, сестры); позади (дома, сада); до (дотронуться до стены, до окна, лампы); вместо (возьми совок вместо лопаты).

Родительный падеж мн. числа в сочетании существительного с наречием много; Варианты: нулевая флексия (блюдец, вишен),а так же с окончанием –ей (тетрадей, зверей, мышей) с окончанием –ев (деревьев, перьев, крыльев).

Творительный падеж с предлогами: с, за, под, над; Варианты окончаний –ой, ей (с Колей), -ью (дверью, с лошадью); Во множественном числе –ами, -ями (крыльями, стрелами)

Задание № 6 Выявить возможности словоизменения глаголов по лицам временам, родам.

Примерный план  обследования

Заучить с ребенком двустишие, например:

Я иду, иду, иду,

Громко песенку пою.

Попросить ответить: как надо сказать, если мы идем с тобой вдвоем? Логопед подсказывает местоимения: мы, ты, он, она, вы.

Задание № 7 Проверить согласование прилагательных с существительными сначала в имен. падеже муж. и женского рода ед. числа, затем мн. числа, а потом в косвенных падежах.

Задание № 8 Выявить возможности словообразования по частям речи. Примерный лексический материал.

Словообразование существительных.

а) Подобрать уменьшительную форму к следующим словам: дом, стол, кресло, шапка, кофта, слон, пароход, ковер, птицы, гнездо, ведро, стакан, кровать.

б) Назвать детенышей у кошки, тигра, медведя, лисы, собаки, лошади, коровы, курицы.

в)Кто на чем едет: на велосипеде едет велосипедист; на мотоцикле – мотоциклист; на поезде – машинист; или кто во что (на чем) играет: в хоккей – хоккеист; в футбол- футболист; на гитаре – гитарист; на пианино – пианист.

г) Сказать, о ком идет речь – о мужчине или женщине: воспитательница. А если это мужчина, как мы его назовем (Примерный ряд слов: учительница, продавец – продавщица, певец – певица, артист – артистка).

Словообразование прилагательных и глаголов:

а) Предложить ребенку подобрать уменьшительную форму к названному признаку предмета: красный, синий, узкий, не узкий, короткий, чистый.

б) Подобрать слова с противоположными значением к следующим словам: длинный, большой, хороший, высокий, широкий, холодный, чистый, твердый, тупой, сухой, темный.

в)  Проверить умение образовывать прилагательные от других частей речи: какой это предмет, если он сделан из … (дерева, железа, бумаги и т.д); или какой это лес , если в нем живет только … (волки, зайцы, медведи, лисы, ежи).

г) Предложить сказать “наоборот”: пришел - ушел, приехал – уехал, прилетел – улетел, прибежал – убежал, вскочил – выскочил, сел – встал, поднял – опустил, прибил – оторвал, испачкал – вычистил, оделся – разделся, завязал – развязал.

Задание № 9 Выявить возможности произношения слов сложного слогового состава: библиотекарь работает в библиотеке, воспитательница воспитывает детей, милиционер стоит на перекрестке, строители уехали на электричке, мама причесывается пластмассовой расчёской перед зеркалом, переплетчик переплетает книгу.

Рекомендации к анализу и оценке детской речи третьего уровня развития.

1.Сравнить данные понимания грамматических форм слов с их употреблением ребенком и установить характер аграмматизма (импрессивный, экспрессивный).

2.Соотнести данные своего обследования с материалами условного эталона нормы, установив, какому этапу соответствует состояние  речи ребенка:

а) этапу “Усвоения флективной системы языка”

б) этапу “Усвоение служебных частей речи” или уровню развития еще выше.

3.Сопоставить результаты обследования речевой и неречевой деятельности детей.

Прилагается примерный  план для формирование фразовой речи и  у детей.

Список использованной  литературы

  1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям /З.Е.Агранович.— СПб: Детство-пресс,2004.
  2. Арушанова, А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 1993г.
  3. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие / Г.А.Волкова. —СПб.: Детство-пресс,2003.
  4. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. —Москва: ВЛАДОС, 2002.
  5. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В.П.Глухов. —Москва: АРКТИ, 2004 (Библиотека практикующего логопеда).
  6. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи / А.М.гвоздев.—Москва: Издательство «Академия», 1991.
  7. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н.Ефименкова.—Москва: Медицина, 1990.
  8. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. второе издание / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, —Москва: Просвещение, 1990.
  9. Зарубина, Н.Д. Методика обучения связной речи / Н.Д.Зарубина.—Москва: Издательство «Русский язык», 1997.
  10. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Зима», «Весна, «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР / В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.—Москва: ООО «Издательство ГНОМ иД», 2002.
  11. Левина, Р.Е. Опыт изучения не говорящих детей-алаликов/ Р.Е.Левина, , —Москва: Просвещение, 1951.
  12. Левина, Р.Е.Характеристика ОНР у детей / Р.Е.Левина, Н.А.Никашина // Основы теории и практики логопедии. —Москва: Просвещение, 1968.
  13. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. реком. —СПб., Москва: САГА: Форум, 2006.
  14. Новотворцева, Н.В. Энциклопедия речевого развития / Н.В.Новотворцева.— Росмэн, 2008.
  15. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду / Л.Н.Смирнова. —Москва: Эксмо Пресс, 2004.
  16. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф.Соботович. —Москва: Классикс Стиль, 2003.
  17.  Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи / Т.А.Ткаченко.—СПб: Детство-пресс, 1999.
  18. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. —Москва: Изд-во ГНОМ и Д. 2000.
  19. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.Ф. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.— Москва: Знание, 1991.
  20. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф.Фомичева.— Москва: Просвещение, 1989.
  21. Чиркина, Г.Ф. Методы обследования речи детей: пособ. по диагностике речевых нарушений / под ред. проф. Г.Ф.Чиркиной.  3-е изд. доп.— Москва: АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игровой деятельности на занятиях специальным фортепиано для детей дошкольного возраста (5-7лет).

        Актуальность данной темы состоит в том, чтобы при помощи игровых приемов на уроках специального инструмента суметь привлечь и заинтересовать ребенка такой сложной на...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в словах, предложениях, фразовой речи.

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш....

Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...

Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Использование символов в работе  по формированию фонематического восприятия повышает  эффективность  коррекционной  работы  и  интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...

1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.

Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать»,  было проведено 28.03.2012 для городског...

НОД по развитию лексико – грамматических средств языка и формированию фразовой речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6 – 7 лет «Джунгли нас зовут!»

Методическая разработка - конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и формированию фразовой речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

С интересом ознакомилась с программой. Взяла себе в логопедическую копилку. Поймала себя на мысли, что не достаточно уделяла внимания этой проблеме. Буду исправляться. Творческих успехов.