Главные вкладки

    "Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже" (урок русского языка в 6 классе)
    план-конспект урока (6 класс) на тему

    Урок русского языка в 6-м классе по теме "Повторение за год"

    Тема: "Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже"

    Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного

    Цели: закрепить полученные знания по данной теме; совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;

                развивать орфографическую зоркость, внимание;

                воспитывать самостоятельность при работе, умение работать в команде

    Оборудование: А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке

                                 Карточки с индивидуальными заданиями

                                 Таблица падежей

                                 Проектор, презентация к уроку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx17.95 КБ
    Файл prezentaciya_k_uroku.pptx667.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 6-м классе по теме "Повторение за год"

    Тема: «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже».

    Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.

    Цели:

    закрепить полученные знания по данной теме; совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;

     развивать орфографическую зоркость, внимание ;

     воспитывать самостоятельность при работе, умение работать в команде.

    Оборудование урока:

    А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

    Карточки с индивидуальными заданиями.

    Таблица падежей.

    Проектор, презентация к уроку.

    ХОД УРОКА

    1. Оргмомент

    Отчет дежурного о готовности класса к уроку.

    - На сегодняшнем уроке мы с вами посмотрим и проверим, как у каждого из вас работает такое важное человеческое свойство, как память. Вот ученые, допустим, говорят, что человек ничего не забывает, все, что он когда-либо слышал или видел, записывается в его голове как на пленку и никогда не стирается. Нужно только суметь это достать, когда необходимо. Сегодня на уроке вам нужно будет “достать” все, что мы учили с вами об имени существительном и имени прилагательном, а именно поговорим о том, как согласуются прилагательные с существительными. (У каждого на партах лежат сигнальные карточки зеленого и красного цвета, если возникают трудности при выполнении задания, то выставляется карточка красного цвета, кто выполнил задание – поднимает карточку зеленого цвета, так учителю легче контролировать процесс выполнения упражнений.)

    II. Игра “Четвертый лишний”

    - Прочтите слова в каждом столбике, найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.

    берёза

    снежный

    старый

    подберёзовик

    снежинка

    старик

    берёзовый

    снеговик

    старушка

    березняк

    снег

    старичок

    - Что называется именем существительным?

    - Что называется именем прилагательным?

    III. Род, число и падеж существительных и прилагательных.

    1. -Допиши окончания прилагательных. Укажи род.

    День (какой?) сыр… -

    Ночь (какая?) сыр… -

    Утро (какое?) сыр… -

    -От чего зависит род прилагательного?

    1. -На слайде записаны предложения:

    На руках золотой  перстни.

    На ногах красный  сапожки.

    Перед ней усердный  слуги.

    – Какие ошибки заметили? Какие знания помогут исправить ошибки? (Умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в числе.)

     – Учащиеся самостоятельно исправляют ошибки, записывают исправленные предложения в тетрадь.

    -Как вы понимаете слово «усердные»?

    1. - Запишите пословицы  (один ряд записывает одну пословицу, второй – другую).

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Черная земля белых рук не любит.

    - Определите род и число прилагательных. Как вы это сделали?

    Объясните смысл второй пословицы.

     Физпауза

    1) Учитель называет прилагательные мужского рода – дети приседают, женского рода – хлопают в ладоши.

     2) Игра «Мяч»

    Учитель называет имя прилагательное ед. числа, кидает мяч ученику. Ученик должен изменить число прилагательного (мн. число) и отдать мяч учителю.

    1. - Просклонять словосочетания:

    И.п.

    Море (какое?) синее

    Рыбка (какая?) золотая

    Р.п.

    Д.п.

    В.п.

    Т.п.

    П.п.

    -Как определить падеж имени прилагательного?

    (прилагательное всегда стоит в одном падеже с существительным, к которому относится)

    1. -Вставить окончания прилагательных. Указать падеж.

    Пошел старик к син… морю. Стал он кликать золот… рыбку. Заедает она пряником печатн… . Рассказал ей велик… чудо.

    (Печатный пряник пекли в пряничных досках-штампах. Рисунок мог быть любой: образы народных сказок, легенд, былин, сцены городской и сельской жизни, предметы повседневной жизни и т.д.)

    IV. -Итак, подведем итог. Как согласуются прилагательные с существительными?  (в роде, числе, падеже)

     – Вставить в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Опираться на вопрос.

    Рыбак Корней поймал (каких?) ---------------- окуней?

    Рыбак Евсей поймал (каких?) --------------карасей?

    А рыбак Михаил (каких?) -------------сомов изловил?

    VI. Подведение итогов урока. Работа над значением поговорки

          Остаться у разбитого корыта.

    – Как вы понимаете значение этой поговорки?

     – Подходит ли эта поговорка к нашему уроку? (Нет, так как мы на уроке научились…., узнали новое…).

     – Записать поговорку по памяти. Самопроверка. Указать у прилагательного число, род, падеж.

    Ребята,  а кто мне скажет, с какой сказкой мы сегодня работали на уроке? Кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке)

    VII. Оценивание детей


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже

    Слайд 3

    «Четвертый лишний» берёза снежный старый подберёзовик снежинка старик берёзовый снеговик старушка березняк снег старичок

    Слайд 4

    «Четвертый лишний» берёза снежный старый подберёзовик снежинка старик берёзовый снеговик старушка березняк снег старичок

    Слайд 5

    Допиши окончания прилагательных. Укажи род День (какой?) сыр…- Ночь (какая?) сыр… - Утро (какое?) сыр… -

    Слайд 6

    Допиши окончания прилагательных. Укажи род День (какой?) сырой - м.р. Ночь (какая?) сырая - ж.р. Утро (какое?) сырое – ср.р.

    Слайд 7

    На руках золотой перстни. На ногах красный сапожки. Перед ней усердный слуги. Исправь ошибки

    Слайд 8

    На руках золотые перстни. На ногах красные сапожки. Перед ней усердные слуги. Исправь ошибки

    Слайд 9

    Маленькое дело лучше большого безделья. Черная земля белых рук не любит.

    Слайд 10

    И. п. Море (какое?) синее Рыбка (какая?) золотая Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Просклонять словосочетания

    Слайд 11

    И. п. Море (какое?) синее Рыбка (какая?) золотая Р.п. Моря (какого?) синего Рыбки (какой?) золотой Д.п. Морю (какому?) синему Рыбке (какой?) золотой В.п. Море (какое?) синее Рыбку (какую?) золотую Т.п. Морем (каким?) синим Рыбкой (какой?) золотой П.п. О море (каком?) синем О рыбке (какой?) золотой Просклонять словосочетания

    Слайд 12

    Вставить окончания прилагательных. Указать падеж. Пошел старик к син … морю. Стал он кликать золот … рыбку. Заедает она пряником печатн … . Рассказал ей велик… чудо.

    Слайд 13

    Вставить окончания прилагательных. Указать падеж. Пошел старик к синему морю. Стал он кликать золотую рыбку. Заедает она пряником печатным . Рассказал ей великое чудо. В.п. Д.п. Т.п. В.п.

    Слайд 14

    Вставить в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Опираться на вопрос Рыбак Корней поймал (каких?) ___________ окуней. Рыбак Евсей поймал (каких?) ____________ карасей. А рыбак Михаил (каких?) ___________сомов изловил.

    Слайд 15

    Как вы понимаете значение этой поговорки? Остаться у разбитого корыта.

    Слайд 16

    Благодарю за урок


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Автоматизация "Л" в словах, предложениях, тексте..Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

    Активизировать словарный запас на материале прилагательных в     рамках  лексической темы «Весна». Учить обобщать, делать выводы, синхронизировать дыхательные, голосовые...

    Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"

    Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания  учащихся о...

    Урок русского языка "Согласование имен прилагательных с иенами существительными в роде, числе, падеже" 7 класс

    Урок русского языка "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже"...

    Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. «какой, какая, какое, какие?

    Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. «какой, какая, какое, какие?...

    Конспект урока по русскому языку- 6 класс ( коррекционная педагогика) по теме:" Склонение имен прилагательных женского рода в ед. числе. Знакомство со словарным словом – ярмарка."

    Конспект урока по русскому языку- 6 класс ( коррекционная педагогика) по теме:" Склонение имен прилагательных женского рода  в ед. числе. Знакомство со словарным словом – ярмарка."...

    Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

    Цель: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико– грамматические признаки прилагательных.Задачи:Образовательные:Работать по формированию умений и навыков при работе с им...