Использование игровых приёмов при автоматизации согласных звуков у младших школьников
учебно-методический материал на тему

Корнева Светлана Викторовна

Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно – игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Представленные игры позволяют добиться положительного эмоционального фона при автоматизации и дифференциации звуков. Комплексный характер предлагаемых игр позволит в процессе коррекции звуков развивать навыки фонематического анализа и синтеза, укрепить психологическую базу речи

( память, восприятие, внимание, мышление ), воспитать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

     Компактность и мобильность игр заметно облегчит подготовку к занятиям, даст возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, поможет актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизмы самокоррекции.

     Варианты предлагаемых игровых сюжетов отличаются разнообразием, и по тематике соответствуют акустическим ассоциациям ребёнка.

      В процессе игры у ребёнка появляется возможность проявить свои лучшие личностные качества, задействовать работу речедвигательного, речеслухового и зрительного анализаторов, что в свою очередь ускоряет процесс введения звуков в речь. Активное  использование ребёнком двигательного анализатора необходимо, когда ребёнок перемещает фигурки по игровому полю или сам совершает определённые действия, либо добавляет элементы к рисунку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizaciya_zvukov.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

   Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно – игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Представленные игры позволяют добиться положительного эмоционального фона при автоматизации и дифференциации звуков. Комплексный характер предлагаемых игр позволит в процессе коррекции звуков развивать навыки фонематического анализа и синтеза, укрепить психологическую базу речи

( память, восприятие, внимание, мышление ), воспитать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

     Компактность и мобильность игр заметно облегчит подготовку к занятиям, даст возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, поможет актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизмы самокоррекции.

     Варианты предлагаемых игровых сюжетов отличаются разнообразием, и по тематике соответствуют акустическим ассоциациям ребёнка.

      В процессе игры у ребёнка появляется возможность проявить свои лучшие личностные качества, задействовать работу речедвигательного, речеслухового и зрительного анализаторов, что в свою очередь ускоряет процесс введения звуков в речь. Активное  использование ребёнком двигательного анализатора необходимо, когда ребёнок перемещает фигурки по игровому полю или сам совершает определённые действия, либо добавляет элементы к рисунку.

Автоматизация звуков [ р, р’ ]  в слогах, словах, предложениях.

           Кенгурёнок.

     Понадобится игрушка кенгуру с кенгурёнком. В правом нижнем углу игрового поля изображена пальма, к ней в виде кружков проложен путь из верхнего левого угла. На каждом кружке фигурка кенгурёнка останавливается, и ребёнок проговаривает нужную лексическую единицу.

    Инструкция.

    Кенгурёнок потерял маму. Он сможет найти ее, пройдя этот путь. На каждой остановке нужно вспомнить и произнести слово со звуками [р],[р’].

Начинать игру со слов: «Мама Ру, мама РУ, все равно тебя найду».В конце игры появляется  фигурка-мама Ру.

В зависимости от задачи инструкции меняются.

       

        Гром и молнии

Понадобится файл, фломастер, на водной основе, вырезное изображение солнышка. Игровое поле заминировано или помещено в файл, на поле изображены тучи. После произношения  лексической единицы ребенок под

каждой тучей рисует молнию. При появлении на поле солнышка он в том же порядке стирает молнии мягкой стороной фломастер.

  Инструкция.

 В жаркой стране Африке долго не было дождей. Без них всем трудно и растениям и животным. Когда на небе появляется молния, пойдет дождь. Произноси слово правильно, и мы сможем нарисовать молнии.

     

     Щенок Рекс

Понадобиться фигурка собаки и щенка. На игровом поле расположены изображения косточек .При отработке  произношения ребенок передвигает любую фигурку от косточке к косточке. «угощая щенка».При произношении твердого звука [ р ] ребенок «угощает» большую собаку, мягкого [ р’]-щенка. При  отработке других групп звуков достаточно поменять клички собак и щенков.

   Инструкция.

  Щенок Рекс давно не ел  проголодался. Угости его косточкой. Рекс так  аппетитно хрустел косточкой, что это услышал пес Артемон. Он тоже хочет полакомиться. Услышишь  в слове звуков [ р]-угощаешь Артемона ,звук [ р’]-Рекса.

Автоматизация звука [ ж ].

    Жук

 

   Игровое поле заламинировано или помещено в файл, на поле изображён большой жук. Во время произношения ребёнок фломастером рисует кружки на изображении жука, « украшая» его.

    Инструкция.

    Жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Однажды прошёл сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Грустным стал жук, он теперь не может жужжать. Укрась жука так, чтобы он смог летать и жужжать. После каждого слова (слога) нарисуй жуку на спине кружочки.

    Бабочка.

    Игра может использоваться в процессе работы над любой группой звуков. Принцип тот же, что и в игре «Жук».

Автоматизация звуков [ ш ] [ щ ].

    Шарики.

    Игровое поле заламинировано или помещено в файл. На поле изображены шарики без ниточек. Произнося слова, слоги с отробатываемым звуком, ребёнок подрисовывает к шарикам ниточки.

    Инструкция.

    Детям на праздник подарили воздушные шарики, но у них оборвались ниточки. «Привяжи» ниточки к шарикам, чтобы они не улетели. Ниточки на шариках будут держаться крепко, если ты правильно произнесёшь звук.

    При дифференциации [ ш ],[ щ ] ниточки привязываются синие или зелёные.

Автоматизация звука [ ц ].

    Цыплёнок.

    Игровое поле заламинировано, на нём изображён цыплёнок. Во время произношения слов (слогов) ребёнок «кормит» цыплёнка, рисуя на игровом поле «зёрнышки».

    Инструкция.

    Цыплёнка Цыпу пора кормить, позови его: цып-цып-цып. Насыпь ему зёрнышек со словами, в которых есть звук [ ц ].

Автоматизация и дифференциация звуков [ з ],[ з’ ].

    Комары.

    По игровому полю хаотично расположены изображения комаров. Понадобятся вырезанные круги синего и зелёного цвета. При автоматизации звуков ребёнок во время произнесения слов или слогов «ловит комаров», закрывая их кругами. При дифференциации используются круги двух цветов.

    Инструкция.

    Летом так мешают комары, жужжат з-з-з, да ещё кусаются. Отлови всех комариков, чтобы не мешали нам гулять. Когда услышишь слова со звуком [з’] – лови комариков зелёным сачком, со звуком [з ] – синим сачком.

    Заяц Кузя.

    В центре листа изображён заяц Кузя.

    Инструкция.

Угости Кузю морковкой. Повтори слог (слово) столько раз, сколько морковок нарисовано в верхнем левом углу.

    Следующие типы дидактических игр не требуют никакой предварительной подготовки и наглядности.

     Словесные игры (часто с элементами подвижных игр),в ходе которых ребёнок должен повторять за взрослым нужный слог, слово, предложение. Сопровождая свои слова определёнными действиями.( Чаще всего эти игры представляют собой упражнения на внимание). Входе этих игр необходимо следить, чтобы игровые задачи не заслоняли учебных, то есть чтобы ребёнок произносил нужное слово или звук четко и не слишком быстро.

    Зевака.

Инструкция.

    Я произношу различные фразы. Ты их повторяешь. Когда произнесу имя «Вася», ты должен поднять палец вверх и ни под каким видом не говори больше ни слова. Если ты зазевался и не поднял вовремя палец – плати штраф. (Например, придумать предложение с отрабатываемым звуком.)

    Шаг вперёд.

Инструкция.

    Мы встаём в противоположных концах кабинета. Я произношу слоги, а ты повторяешь за мной. Каждый раз, когда тебе удаётся произнести без ошибки, ты делаешь шаг вперёд. Ты победил, если успел дойти до меня прежде чем в книжке закончились слоги.

    Повернусь и схвачу.

Инструкция.

    Я становлюсь к тебе спиной и произношу фразу. Ты должен сначало произнести фразу, а потом – быстро коснуться моего правого плеча правой рукой. Берегись: я буду пытаться схватить тебя за руку! Если ты не правильно за мной повторил или не успел вовремя отдёрнуть руку, и мне удалось тебя схватить – ты проиграл.

    Цап, или убери палец.

Инструкция.

    Я держу руку горизонтально, как крышу домика, пальцы прямые. Ты  осторожно подставляешь к моей ладони указательный палец, так, чтобы получилась буква «т». Я буду произносить слова, а ты будешь – повторять их. Как только я дойду до слова «змея», я сжимаю ладонь, стараясь схватить твой палец .Ты мгновенно отдёргиваешь палец, чтобы змея тебя не успела укусить. Вместо слова «змея» может быть другое – в зависимости от отрабатываемого звука.

    Щупальцы.

Инструкция.

    Твоя рука лежит уменя на ладони. Я говорю слова на –щ-, ты повторяешь за мной . Но как только ты услышишь слово «щупальца»-немедленно отдёргивай руку – иначе будешь схвачен ужасными щупальцами.

    Наоборот.

Инструкция.

    Я бросаю тебе мячик и говорю пару слов. Ты должен кинуть мячик обратно и повторить слова в противоположном порядке.

    Другой вариант игры.

     Ты повторяешь за мной слова (слоги), причём, когда я хлопаю, ты должен топнуть и наоборот.

  Тише едешь, дальше будешь.

Инструкция.

    Мы стоим с тобой в противоположных концах кабинета, я - спиной к тебе. Я произношу слоги (слова).Ты должен быстро произнести их и сделать два прыжка вперёд. Я резко поворачиваюсь. Если я застала тебя врасплох и ты ещё не успел остановиться, ты должен отступить назад, туда где стоял раньше. Если ты не правильно повторил, то тоже отступаешь назад.Твоя цель- дойти до меня, пока не закончатся слоги.

    Зеркало.

Инструкция.

    Становимся друг напротив друга. Я произношу фразы и делаю разные движения. Ты должен чисто повторить чистоговорку и выполнить то же самое движение, которое я сделаю, так, как будто ты- моё отражение. Смотри, не запутайся с левой и правой стороной! Запомни: если я подняла правую руку, ты должен поднять левую.

   «Театрализованные» задания.

    Сюда относятся прежде всего «озвучивание» сказок. Порядок выполнения задания такой: взрослый читает текст сказки, ребёнок в нужных местах произносит требуемый звук так, как это нужно по тексту.

    Задания с картинками.

    Сюда относятся задания, в которых требуется найти предмет, спрятанный на картинке. Для этого нужно  раскрасить определёнными цветами части рисунка, в зависимости от того, есть ли нужный звук в написанных на них словах.

     

    Следующая группа игр рассчитана на участие двух и более детей.

    Каблучок: чок, чок, язычок – молчок!

Игроки вместе с логопедом сидят за столом, на котором разложено 8-10 картинок. Перед началом  каждого тура игры дети четко произносят чистоговорку  с   правилами игры:

         Каблучок  чок,чок,

         Язычек-молчок!

     Затем все хором называют лежащие на столе картинки.Во время проговаривания какого-либо слова водящих (логопед) один раз громко топает под столом.

      Первый игрок должен повторить только те слова, которые прозвучали в тишине, пропустив слово, при произнесении которого логопед топнул.Если игрок справляется   с заданием, он забирает себе картинку к пропущенному слову.  Логопед кладет на ее место другую картинку,  и игра продолжается. Теперь роль водящего может выполнять первый игрок.

     Постепенно условия игры  можно усложнять, отмечая притом два  и три

 слова.

     Победителе становиться участник игры, собравший наибольшее количество картинок.

      Путешествие по ЧемоДании

       На столе ровным прямоугольником (в форме чемодана)  рисунком вниз разложены 20 карточек  к словам со звуком Ч. Над третьей   карточкой верхнего рисунком вверх лежит картинка «ручка чемодана». Это игровое поле-страна ЧемоДания.

     Логопед рассказывает:

     - В чудесно стране…ЧемоДании случилась беда: где-то там затерялся ключик, который должен закрывать ее на замок. Теперь эта чудесная страна открылась для любых врагов. Нам нужно поскорей найти ключик и крепко-накрепко  закрыть ЧемоДанию.НО без знания чемоданского языка  на необойтись!

       Научиться говорить по-чемодански очень просто: нужно пред каждым словом  произносить «чемо» 

     Логопед делает вид, что заглядывает под одну   из картинок, и восторженно говорит:

      -Послушайте , я расскажу вам по-чемодански о том ,что сейчас происходит в ЧемоДании:

           С чемоДамой-чемоМамой

                                           чемоДеточки:

           ЧемоМальчики,чемоДевочки.

           ЧемоМишенька,

                                     чемоМашенька,

           ЧемоДимочка,

                                    чемоДашенька…

           В чемоДОМЕ чемоДОБРЫЙ

                                           чемоДЕДУШКА

            Чемо ДАРИТ чемоДЕТЯМ

                                           чемоДЕНЕЖКИ,  

   

             Чтоб на эти чемоДЕНЬГИ

                                           чемоДЫНИ

              ЧемоДЯДЯ чемоДАЛ

                                            В чемоМАГАЗИНЕ.

    Первый игрок чётко произносит чистоговорку:

               Чу-чу.Чу-чу.

                ЧемоКЛЮЧ найти хочу!

    Логопед в такт чистоговорке передвигает фишку перврго игрока по игровому полю-ЧемоДании-на 8 картинок. Затем логопед переворачивает картинку, на которой остановилась фишка, и игрок на «чемодатском» языке чётко нызывает найденный предмет, например: чемоЧУЧЕЛО и т.д.

    «Найденная» картинка остаётся лежать рисунком вверх, а в игру вступает следующий игрок. Если фишка останавливается на картинке «чемоЧУДИЩЕ», то все ранее «найденные» картинки снова переворачиваются рисунками вниз. Если же фишка останавливается на картинке «чемоМЕЧ», игрок пропускает следующий ход. Побеждает тот, кто найдёт КЛЮЧ и закроет ЧемоДанию.

    Очень страшная игра.

    На столе ровным кольцом разложены 25-30 картинок к словам со звуком ч.

Это заколдованная Чёрная чаща. В кольце есть зазор размером в одну картинку, слева от которого – вход в чащу, а справа – выход.

     Играют двое или трое детей. До начала игры они разыгрывают право первого хода, хором проговаривая слова считалки:

                  Часто в полночь в Чёрной чаще

                   Бродит Огорчун ворчащий.

                   Через час начнётся ночь…

                    Мчись из Чёрной чащи прочь!

    Участники игры поочерёдно бросают игральный кубик и в соответствии с выпавшим числом передвигают свои фишки на определённое количество шагов , начиная от входа (по часовой стрелке ). При этом каждый игрок четко называет все картинки, по которым передвигается его фишка.

    После хода каждого игрока логопед передвигает по внутренней стороне кольца картинку с изображением ЧУДИЩА ( это и есть Огорчун ) каждый раз на один «шаг» вперёд.

    Игроки знают, что, добравшись до финиша, Огорчун перекроет выход из чащи – зазор в кольце картинок. Поэтому они стараются как можно быстрее выбраться из Чёрной чащи.

    Угадай слово по первому слогу.

    Логопед раздает детям по 5 – 10  картинок, при этом каждый игрок произносит чётко их названия. В процессе раздачи логопед советует всем участникам игры запомнить слова соперников. Затем дети складывают свои картинки в стопочки и не показывают их друг другу.

    Первый игрок называет первый слог слова – название верхней картинки в своей стопочке, например «зай». Его соперник старается вспомнить или догадаться, что это за слово, и чётко проговаривает его целиком: зайчик.

Если слово названо верно,картинка переходит к угадавшему её игроку ( он кладёт её на стол перед собой ). Затем свой слог говорит следующий участник. Игра продолжается.

   Победа присуждается игроку, собравшему наибольшее количество картинок.

    Лото «Мой, моя, моё, мои»

     В игре принимают участие двое или трое детей. Каждый игрок запоминает своё ключевое слово: МОЙ,  МОЯ, МОЁ или МОИ. Таким образом, первый игрок должен  будит выбирать картинку, иллюстрирующие существительные мужского рода в единственном числе (к каждому из них можно подставить местоимение «МОЙ»). Второй игрок собирает картинки к существительным женского рода, третий - к существительным среднего рода в единственном числе.   Четвертому участнику игры    достанутся картинки, к названию картинок (существительным во   множительном числе) можно подставить слово  «МОИ».

       Логопед тасуют стопку карточек, и показывает их по одной, спрашивает,

 Например:

     -Чей чайник?

     -МОЙ чайник,-отвечает первый игрок и забирает картинку себе.

     -Чьи   перчатки?

     -МОИ перчатки, и т.д.

     Победитель становиться игрок, первым собравший все пять картинок заданной группы.

Подготовить к игре картинки

МОЙ:ключ,чайник,мяч,врач,червяк.

МОЯ: тучка,бабочка,ручка,кисточка,ласточка.

МОЁ:сердечко,чучело,яичко,колечко,блюдечко.

МОИ: перчатки,часы,очки,качели,спички.

         Второй  вариант

Если коррекционной  задачей является автоматизация звука Ц, игра проводиться с другими картинками. В этом случае игроков может бы не более  трех.

       Подготовить к игре картинки

МОЙ: огурец, цыпленок,принц,заяц,скворец.

МОЯ: курица,цапля,руковица,улица,пуговица.

МОЁ: кольцо,крыльцо,блюдце,полотенце,солнце.

         

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приёмов на начальном этапе обучения в классе вокала

В работе даны примеры из практического материала  игровой методики обучения детей пению...

Эффективность использования игровых приёмов на уроках английского языка в младших классах

Игра- не просто вид деятельности детей младшего школьного возраста. Это ещё и единственный способ создания в искусственной языковой среде ситуации для естественного выражения мысли. Игр...

Эффективность использования игровых приёмов на уроках английского языка в младших классах

Игра- не просто вид деятельности детей младшего школьного возраста. Это ещё и единственный способ создания в искусственной языковой среде ситуации для естественного выражения мысли. Игр...

Презентация опыта работы учителя-логопеда по использованию здоровьесберегающих приёмов при автоматизации звуков.

Использование здоровьесберегающих   приемов  при автоматизации звуков  у детей с общим недоразвитием речи....

Использование игровых приёмов для автоматизации звуков

Занимаясь с ребёнком так хочется увлечь, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Как же сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными ...

Автоматизация согласного звука С в слогах и словах.

Презентация поможет родителям и детям дошкольного возраста проводить автоматизацию свистящего звука С. Задания подобранытаким образом, что родители могут сами придумывать  аналогичные упражнения....