Речевая карта-трансформер
учебно-методический материал на тему

Селина Елена Николаевна

Оригинальная речевая карта-трансформер значительно сокращает время обследования детей с различными речевыми нарушениями и удобна в применении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ  КАРТА – ТРАНСФОРМЕР.

Селина.Елена Николаевна

МБУ ЦГБ, детская поликлиника города  Железнодорожного.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории, главный специалист по логопедии в системе здравоохранения города Железнодорожного.

   

      Карта-трансформер может быть полезна логопедам, работающим в системе Здравоохранения (Детские поликлиники и медицинские Центры).

      Карта-трансформер разработана в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.12.98 г. №383.

В карте даются варианты ответов, можно написать на свободных строках свой вариант ответа или примеры детской речи с лексическими, грамматическими и фонетическими ошибками. Карта предназначена для обследования детей от 3 до 7 лет.

Базовый вариант содержит 10 страниц. В состветствии с установленным диагнозом, логопед формирует индивидуальную карту на ребенка. Страницы карты набираются в разной последовательности. Можно составить 5 разных речевых карт.

Карта № 1. Для обследования детей с разными речевыми нарушениями: дислалией, дизартрией , ЗРР (задержкой речевого развития) ,ФФН (фонетико-фонематическим нарушением), ОНР (общим недоразвитием речи), ринолалией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5.

Карта № 2. Для обследования детей с дислалией, с ФФН .

Страницы: 1, 7, 8.

Карта № 3. Для обследования детей с дислалией.

Страницы: 1, 6.

Карта № 4. Для обследования детей с заиканием.

Страницы: 1, 2, 9, 4, 10.

Карта № 5. Для обследования детей с сочетанными речевыми нарушениями:  заиканием и ОНР; заиканием и  дизартрией.

Страницы: 1, 2, 9, 4, 10, 5.

© Селина Е.Н.                                                                                                                                                  



Предварительный просмотр:

Речевая карта

Первичный прием ____________, № (по первичному журналу) ____________.

Фамилия, имя ребенка________________________________________________________________

Дата рождения______________________________________________________________________

Домашний адрес_____________________________________________________________________

Телефон____________________________________________________________________________

№ детского сада _________ № школы _______ класс ______________________________________

Сведения о родителях

Мать_______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Отец_______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Диагноз: ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

(шифр по МКБ 10)

© Селина Е.Н.                                                                                                                                                   1

Общий анамнез:

1.От какой беременности ребенок________________________________________________________________

2.Характер беременности (болезни, падения, токсикозы, психозы, травмы и т. д.)________________________

_____________________________________________________________________________________________

3.Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение)_____________________________________________________________________________________

4.Вес и рост ребенка при рождении_______________________________________________________________

5.Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное, как и сколько сосал)____________________________

_____________________________________________________________________________________________

6.Когда выписали из роддома (если задержали — почему)____________________________________________

7.Раннее психомоторное развитие:

a)когда стал сидеть и ходить ____________________________________________________________________

b)когда появились зубы ________________________________________________________________________

c)перенесенные заболевания до года и после года _________________________________________________

d)поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный) _____________________________________________

Речевой анамнез:

Гуление______________________________________________________________________________________

Лепет________________________________________________________________________________________

Первые слова первая фраза_____________________________________________________________________

Как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)_________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие ребенка (время, причина) _________________________________________

С какого возраста нарушение речи _______________________________________________________________

Речь в настоящее время ________________________________________________________________________

Речевая среда(билингвизм, речевые нарушения у близких родственников)______________________________

Занимался ли с логопедом (где, когда, сколько, результаты) __________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основе медицинской карты).

Педиатр _____________________________________________________________________________________

ЛОР ________________________________________________________________________________________

Офтальмолог _________________________________________________________________________________

Невролог ____________________________________________________________________________________

Психиатр _____________________________________________________________________________________

© Селина Е.Н.                                                                                                                                                   2



Предварительный просмотр:

 ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ .

Понимание речи (не нарушено, нарушено незначительно, простейшие инструкции логопеда  выполняет, обращенную речь не понимает) _______________________________________

Психический статус:

  ●Общая активность (спокоен, доброжелателен,  возбужден, суетлив, заторможен агрессивен).

  Внимание (внимателен, внимание неустойчивое, рассеян, повышенная отвлекаемость, апатия).

  Контактность (контактен, повышенная словоохотливость, в контакт вступил с большим трудом, молчалив, безразличен к окружающим) ___________________________________________

  ●Особенности ответов (норма, неадекватность,  эхолалия, одним словом, вопросом на вопрос, мимика, жесты и интонация) _____________________________________________________________

  Ориентировка во времени и пространстве (норма, соответствует возрасту, ориентируется с трудом, не ориентируется) ___________________________________________________

  Память (норма, снижена способность к запоминанию, снижена способность к воспроизведению).

  Мышление (норма, соответствует возрасту, ниже возрастного уровня) _________________

  Работоспособность (хорошая, плохая, снижение работоспособности) _________________

Общее звучание речи:

  Голос (нормальный, тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусавый, монотонный) _________

  Дыхание (верхнеключичное, диафрагмальное,  смешанное, объем  достаточный, недостаточный). Речевой выдох (нормальный, короткий, судорожный) __________________________________

  Выразительность речи (выразительная, маловыразительная, невыразительная) ____________

  Темп, ритм (норма, тахилалия, брадилалия, скандированность, паузы, запинки) _____________

  Дикция  (норма, нечеткая, смазанная) ___________________________________________

© Селина Е.Н.                                                                                                                                                   3

Общая моторика:

  Координация движений (не нарушена, заторможенность, вялость, разболтанность, снижение чувства ритма, замедленность переключаемости движений) ___________________________________

  Координация мелкой моторики пальцев рук (не нарушена, нарушена,  не четкое выполнение, неловкость, снижение чувства ритма, замедленность переключаемости движений).Ведущая рука  (правша, левша, амбидекстр).

Строение и подвижность артикуляционного аппарата:

   Лицевая мускулатура (без особенностей, сглаженность носогубных складок, одной или двух; отставание угла рта при оскале зубов; замедленность движений глазных яблок; односторонний птоз верхнего века; гиперкинезы; синкинезии)____________________________________________________

   Язык (нормальный, макроглоссия, микроглоссия, тонкий, толстый, географический). Объем движений нормальный (ограниченный); неравномерность работы мышц; снижение способности к переключению и удержанию позы; девиация языка; тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы; увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях; цианичность; язычные судороги. Гиперсаливация. _________________________________

   Подъязычная связка (нормадьная, укороченная) _________________________________________

  Твердое небо (нормальное, готическое, высокое, узкое, плоское, укороченное, расщелины неба).

  Мягкое небо (нормальное, паретичное, укороченное, ассиметричное, расщелины, судороги).

  Губы (нормальные, толстые, тонкие, шрамы, расщелина, неполное смыкание губ,судороги).

  Зубы (без особенностей, мелкие, крупные, редкие, кариозные, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы, диастема) ______________________________________________________

  Прикус (нормальный, дистальный, мезиальный, передний открытый, перекрестный, прямой).

© Селина Е.Н.                                                                                                                                                   4

Фонетика___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонематическое восприятие (норма, соответствует возрасту). Нарушение фонематического восприятия( по твердости-мягкости, звонкости-глухости). Может определить наличие звука в слове (не может). Может определить место звука в слове (не может)_________________________________

______________________________________________________________________

Структура сложных слов (замены, пропуски, перестановки звуков; замены, перестановки, пропуски слогов; персеверации, антиципации, добавление слогообразующих гласных или слогов)_______________________________________________________________________________

Словарь (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, беден, ограничен лепетными словами и бытовыми неологизмами)_______________________________________________________________

Структура фразы (не нарушена, соответствует возрасту, нарушена незначительно, аграмматизм, грубо нарушена, нет фразовой речи) ______________________________________________________

Может самостоятельно составить рассказ (не может).

Диагноз: ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Принятые меры: _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

© Селина Е.Н.                                                                                                                                                   5

Логопедическое обследование.

Понимание речи не нарушено.

Строение и подвижность артикуляционного аппарата в пределах нормы.

Фонетика:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Фонематическое восприятие, структура сложных слов, словарь – соответствуют возрасту.

Лексико – грамматический строй речи не нарушен. Может самостоятельно составить рассказ.

Общее звучание речи (голос, речевое дыхание, темп, ритм, выразительность) без особенностей.

Память, мышление в пределах нормы. Внимание, работоспособность в пределах нормы (снижены) __________________________________________________________________________

Диагноз:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Принятые меры: ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

© Селина Е.Н.                                                                                                                                                   6



Предварительный просмотр:

Анамнез (без особенностей, добавить страницу 2).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.

Понимание речи не нарушено.

Строение артикуляционного аппарата:

 Язык (нормальный,макроглоссия,микроглоссия,тонкий,толстый)___________________________

 Состояние подъязычной связки (нормальная, укороченная)____________________________

 Твердое небо (нормальное,готическое,высокое,узкое,плоское,укороченное)_________________

 Мягкое небо (нормальное,укороченное,ассиметричное)__________________________________

 Губы (нормальные, толстые, тонкие, шрамы, неполное смыкание  губ)______________________

 Зубы (без особенностей, мелкие, редкие, крупные, кариозные, вне челюстного ряда, диастема, крупные резцы, отсутствуют резцы) _____________________________________________________

 Прикус (нормальный, дистальный, мезиальный, передний открытый, перекрестный, прямой).

Подвижность артикуляционного аппарата (не нарушена, ограничены движения языка)______

____________________________________________________________________________________

Фонетика:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

© Селина Е.Н.                                                                                                                                                   7

Фонематическое восприятие (не нарушено, соответствует возрасту). Нарушено фонематическое восприятие (по твердости-мягкости, звонкости-глухости). Может определить наличие звука в слове (не может). Может определить место звука в слове (не может) _______________________________

Структура сложных слов (не нарушена, нарушена незначительно)__________________________

Словарь соответствует возрасту. Лексико-грамматический строй речи в пределах нормы (нарушен не значительно) _____________________________________________________________

Может самостоятельно составить рассказ ________________________________________________

Общее звучание речи:

Голос, речевое дыхание, темп, ритм, выразительность речи-без особенностей___________

____________________________________________________________________________________

Психический статус:

Память, мышление в пределах нормы. Внимание, работоспособность в пределах нормы (снижены)___________________________________________________________________________

Диагноз: ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Принятые меры: ____________________________________________________________________________________

© Селина Е.Н.                                                                                                                                                   8



Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.

Время возникновения заикания _______________________________________________________

Предполагаемая причина заикания (испуг, психическая травма, болезнь, физическая травма, увеличение потока информации, подражание, без видимых причин).

Течение заикания с момента возникновения (постоянное, волнообразное, рецидивирующее).

Отношение ребенка к своему речевому дефекту (мутизм, смущение, испуг, подавленное настроение, переход к избирательному контакту, переход на тихую или шепотную речь, безразличие, страх речи)______________________________________________________________

Реакция окружающих (волнение, безразличие, насмешки, поддразнивания, фиксация  внимания на заикании, обращение к специалисту)__________________________________________________

Особенности личности ребенка (спокоен, уравновешен, возбудим, обидчив, плаксив, драчлив, доброжелателен, труслив, смел, дружен с детьми в коллективе, добрый, жадный, стремление к лидерству) __________________________________________________________________________

Внимание (внимателен, внимание неустойчивое, повышенная отвлекаемость).

Память (хорошая, снижена способность к запоминанию, снижена способность к воспроизведению.

Мышление (норма, соответствует возрасту, ниже возрастного уровня) _______________________

Работоспособность (хорошая, плохая, снижение работоспособности) _______________________

© Селина Е.Н.                                                                                                                                                   9

Речевая активность (молчалив, болтлив, говорит охотно) __________________________________

Голос (нормальный, глухой, крикливый, тихий, затухающий, прерывающийся). Темп речи (нормальный, тахилалия, брадилалия). Дыхание (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем достаточный, недостаточный). Речевой выдох (нормальный, короткий, судорожный).

Тип судорог (клонические, тонические, смешанные).

Локализация судорог (артикуляторные, голосовые, дыхательные, смешанные).

Степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая).

В каких видах речи выражено заикание (шепотная речь, сопряженная, отраженная, ответы на вопросы, чтение, пересказ, стихотворная речь, спонтанная речь).

Заикание невротическое, неврозоподобное, неврозоподобное с невротическими наслоениями.

Фиксация на трудных звуках, слогах, словах (не выражена, выражена).

Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища). Отсутствуют, часты, стереотипны, постоянны и однообразны.

Наличие эмболофразий (нет, да) _____________________________________________________

Диагноз:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Принятые меры:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

© Селина Е.Н.                                                                                                                                                 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Урок-проект "Речевая культура и речевая агрессия"-9 класс

          Этот урок - итог проектной деятельности с учащимися 9-го класса по изучении словарного запаса школьников и взрослого населения, разговор о бережном использова...

Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"

Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....

Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.

Выполнено логопедом Проскуриной  М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...

Творческая группа "Речевичок" Профилактика речевых нарушений у дошкольников массовых групп ДОУ 2010-2011 уч. год

Руководители:Училеля-логопеды: Рогалева Наталья Александровна, Бацаева Наталия АлександровнаВ последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках английского языка через речевые клише.

Формирование коммуникативной компетенции-цель изучения ИЯ. Как можно сделать это проще и интереснее? Через джазовые чанты...