Словарная работа на уроках чтения
статья по теме

Лоскутова Любовь Юрьевна

Словарная работа-система работы по обогащению и развитию речи детей на уроках чтения в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovarnaya_rabota_na_urokakh_chteniya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Словарная работа на уроках чтения - это широкая система разнообразных заданий, направленных на осмысленное восприятие лексики литературного произведения, уточнение известной школьникам лексики, введение ее в их связную речь, практическое овладение лексическими, стилистическими, выразительными средствами языка.

  Основная цель словарной работы - помочь учащимся осмысленно воспринять содержание и художественное богатство литературного произведения - реализируется исходя из принципа ее органического сочетания с изучением самого произведения.

  Важность словарной работы предопределяется ограниченностью речевого развития школьников, своеобразием их словаря, для которого характерны замещения, смешение слов, неточность и недеффиренцированность  значений. От качества словарной работы зависит понимание читаемого литературного произведения.

  Например читая рассказ А. Чехова “Лошадиная фамилия” ,без понимания таких слов и выражений, как приказчик, акцизный, отставной генерал –майор, ваше превосходительство, школьники не поймут обстановку, в которой написан рассказ. При чтении рассказа М. Пришвина “Времена года” ученики познают образные выражения, рисующие красоту зимней природы: хрусткая плёночка с узорами тропических водорослей ,сосновые вилочки, наузорил неведомые цветы, хвоинки, сидящие верхом на сучках. Таким образом, на уроках чтения школьники пополняют свой словарный запас новыми понятиями, выразительными средствами, опираясь на этот словарь, более глубоко и полно воспринимают содержание читаемого произведения.

  На каждом этапе работы с литературным произведением словарная работа имеет свои конкретные задачи и формы реализации.  На подготовительном к чтению этапе задачи словарной работы включают: выяснение знаний учеников о той или иной лексике (в зависимости от темы изучаемого произведения), расширение лексики, уточнение значения некоторых слов, закрепление известных детям слов.

  На этапе первоначального знакомства с произведением задача словарной работы иная: помочь ученикам осмыслить художественное произведение, с помощью оценочной лексики выразить своё отношение к нему. На этом этапе лексика вводится педагогом в свой рассказ, а в беседу – рассматривание иллюстративного материала. С помощью записанных на доске слов, словосочетаний, предложений учащиеся рассказывают о своём жизненном опыте, мотивируют своё отношение к тексту, его персонажам.

  Углубленное изучение произведения (каким бы ни был его объём) предполагает закрепление новой лексики при чтении и при ответах на вопросы педагога. Лексика, помимо уточнения значения, включается в речь учащихся при оформлении связных высказываний: развёрнутых ответов, пересказов, описаний, аналитических или оценочных суждений. Для оформления суждений о персонаже (персонажах) вводится морально-оценочная лексика, позволяющая охарактеризовать персонаж, выразить к нему своё отношение. Работа с текстом сопровождается систематическими словарно-стилистическими упражнениями типа: “дополни…”, ”скажи по-другому”, ”подбери слова с…”, “замени слово … другим, сходным по значению” и т.п.

  На этапе обобщения, решается задача развития связной речи учащихся. Однако и на этом этапе возможно расширение лексики (знакомство с общественно-политической, морально-этической и оценочной лексикой): это позволяет ученикам сформулировать проблематику произведения и определить свою позицию по отношению к прочитанному.

  Трудности словарной работы для детей в коррекционной школе связаны с особенностями их речевого развития. Можно выделить несколько групп ошибок, которые допускают дети  в понимании слов.

 Первая группа – ошибки на смешение слов по сходству в звуковом составе (землянка – земляника).

 Вторая – неправильное восприятие слова в связи с непониманием его грамматического оформления (бросился – бросил).

 Третья – понимание переносного значения слова в буквальном смысле (оборвалось в груди) .

 Четвёртая – непонимание предложения в связи с непониманием синтаксического оформления текста.

 Пятая – понимание слова лишь в одном значении, которое было известно ранее.

  Знание этих ошибок поможет учителю продумать систему в работе по развитию речи на уроках чтения и поможет более целенаправленно построить словарную работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Виды словарных работ на уроках английского языка. Из опыта работы».

Заучивание большого количества лексики, расширение словарного запаса – одно из важных направлений при изучении иностранного языка....

"Словарная работа на внеклассном чтении"

Методика словарной работы на занятиях и уроках чтения....

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...

Виды работы со словарными словами на уроках чтения

Словарная работа на уроках чтения...