"Словарная работа на внеклассном чтении"
методическая разработка на тему

Кулишова Наталия Борисовна

Методика словарной работы на занятиях и уроках чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»

«Словарная  работа на  внеклассном чтении»

                                                                   

                                                                   Кулишова Н.Б., воспитатель 

Словарная работа — это органическая часть всех видов занятий над текстом, направленная на решение следующих задач:

-осознание учащимися сюжетно -событийной и идейно-художественных сторон читаемых произведений через раскрытие значений слов, выражений, фраз;

-систематическое накопление и обогащение словарного запаса в речи школьников через организацию расширенной речевой деятельности;

-развитие разговорной и связной описательно-повествовательной речи для сознательного самостоятельного чтения и свободного непосредственного и опосредованного общения с окружающими людьми.

  Формирование лексики у глухих детей остаётся и будет оставаться одной из важнейших задач для  педагога коррекционной школы. Работая с глухими детьми, мы убеждаемся, что дети имеют очень ограниченный словарный запас. Они пользуются в своей речи практически одними и теми же словами и часто используют хорошо знакомое им слово в неподходящей ситуации. Глухие  и слабослышащие дети в  своих сообщениях называют в основном предметы и некоторые действия, используя для этого имена существительные и крайне ограниченный ряд глаголов. А чтобы слово было понятно и правильно использовано в речи глухого ребёнка, он должен понимать лексическое значение данного слова и уметь его использовать в различных синтаксических конструкциях (формы слова, словосочетания, предложения, небольшие тексты). Для этого нужна целенаправленная коррекционная работа и соответствующие коррекционно-методические приёмы.

  Коррекционная работа на внеклассном чтении включает в себя следующие направления:

-уточнение имеющегося словарного запаса у глухих детей;

-активизация и обогащение словаря через обучение различны способам словообразования;

-формирование и расширение семантических полей значений слов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

-развитие валентности слов — способности слов сочетаться в тексте с другими языковыми единицами, прежде всего с другими словами.

Методика работы .

1.После чтения текста, разбора его содержания и ответа на вопросы выделяем главное слово.

2.Подбираем к слову однокоренные слова .

3.Развиваем функцию словоизменения (один-много).

4.Подбор к главному слову прилагательных        из        текста и прилагательных, которые назовут дети ( какой?).

5.Подбор слов-антонимов.

6.Развиваем функцию словоизменения (подбор к главному слову  глаголов из текста и глаголов, которые назовут дети ( что делает?).

7.Составление предложений из перечня заданных слов ( работа с деформированным текстом).

8.Расширение понятий посредством составления различных словосочетаний .

9.Составление коротких текстов с использованием накопленного словаря.

10. Пересказ текста.

 Таким образом, проводимая коррекционная работа по формированию семантических полей на занятиях внеклассного чтения позволяет достичь следующих результатов.

-увеличивается активный словарный запас у детей;

-у учащихся с нарушением слуха формируется познавательный интерес;

-появляется способность к пониманию синтаксических связей;

-формируется умение составлять короткие тексты и умение их пересказывать;

-осуществляется поэтапная подготовка детей к изучению курса русского языка.

Требования к словарной работе:

-словарную работу необходимо планировать при подготовке к изучению темы(раздела) и к отдельному занятию;

-определять место и назначение словарной работы на разных этапах изучения , приёмы объяснения и закрепления словаря;

-в первую очередь в словарную работу включаются слова без которых не может быть понято содержание текста;

-количество слов для словарной работы должно быть умеренным, чтобы иметь возможность не только раскрыть его лексическое значение, но и провести упражнения по закреплению его в речевой практике, не снижая образовательно-воспитательный эффект занятия;

-словарная работа может проводится при подготовке к чтению, в процессе чтения и разбора текста, при воспроизведении и обобщении прочитанного;

-при проведении словарной работы необходимо стимулировать познавательную активность уч-ся, привлекать их к осмыслению слов в контексте, к другим приёмам объяснения.

Приемы словарной работы :

-показ конкретного предмета;

-показ картинки, модели с изображением предмета, по картинке можно показать,

  некоторые действия;

-вербальные приёмы: подбор синонимов, слов, близких по значению;

-перефраз - замена слова или выражения объяснением, состоящим из знакомых      слов;

-для развития умения догадываться о значении слова важно научить детей определять значение слова на основе контекста и состава слова. Поэтому педагог нередко обращает внимание детей на состав слова;

-выражения и слова, употребляемые в тексте в переносном значении, объясняются двумя способами: перефраз и показ картинки.

  Для закрепления и активизации словарного запаса используются различные формы работы:

1)устные и письменные задания:

-«Найди и прочитай отрывок».

-«Какими словами автор описывает ...»?

-«Выбери из текста слова, которые говорят о…»

-«Ответы на вопросы»( с использованием нового слова или словосочетания).

-«3адай вопрос», «Спроси» ( с использованием новых слов).

2)Словарно-стилистические упражнения(используются на разных этапах работы  с текстом):

-«Дополните словосочетания»;

-«Дополните предложение( по вопросам и без них) ;

-«Составьте предложения с новыми словами;

-«Скажите по-другому»;

-«Выберите из текста слова о ...»;

-«Прочитайте слова, фразы передающие радость (горе, удивление и т. д.);

-« Найдите описание времени года и т.д.»;

-«Объясните словосочетание(предложение). Как        вы        это понимаете?;

-«Какие слова можно употребить вместо слова «...»?;

-«Вставьте в предложение нужные слова»;

- «Расскажите о...,употребляя слова... ( на доске выписаны опорные слова;3)-3)Ответьте на вопрос, используя образец»

-Мне нравится рассказ, потому что ...»;

-«Мне понравился … ,потому что...»;

-«Перескажите текст по опорным словам»;

-«Объясните смысл предложения ....»;

-«Скажите своими словами ;

4)Распространение предложений.

  Новый словарный запас активизируется в речи школьников при выполнении заданий по связному        изложению прочитанного или творческому дополнению его.

Литература

Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М. : Совет. спорт, 2004. – 304 с. – (Золотые страницы сурдопедагогики).

Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.

Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных заведений : учеб. пособие для вузов. - М. : Аcademia, 2000. - 200 с.

Красильникова О. А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха : Учеб. пособие. - М. : Аcademia, 2005. - 271 с. - (Высшее профессиональное образование).

Носкова Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для вузов / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2004. - 344 с. - (Коррекционная педагогика).



Предварительный просмотр:

  Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»

«Словарная  работа на  внеклассном чтении»

                                                                   

                                                                   Кулишова Н.Б., воспитатель 

Словарная работа — это органическая часть всех видов занятий над текстом, направленная на решение следующих задач:

-осознание учащимися сюжетно -событийной и идейно-художественных сторон читаемых произведений через раскрытие значений слов, выражений, фраз;

-систематическое накопление и обогащение словарного запаса в речи школьников через организацию расширенной речевой деятельности;

-развитие разговорной и связной описательно-повествовательной речи для сознательного самостоятельного чтения и свободного непосредственного и опосредованного общения с окружающими людьми.

  Формирование лексики у глухих детей остаётся и будет оставаться одной из важнейших задач для  педагога коррекционной школы. Работая с глухими детьми, мы убеждаемся, что дети имеют очень ограниченный словарный запас. Они пользуются в своей речи практически одними и теми же словами и часто используют хорошо знакомое им слово в неподходящей ситуации. Глухие  и слабослышащие дети в  своих сообщениях называют в основном предметы и некоторые действия, используя для этого имена существительные и крайне ограниченный ряд глаголов. А чтобы слово было понятно и правильно использовано в речи глухого ребёнка, он должен понимать лексическое значение данного слова и уметь его использовать в различных синтаксических конструкциях (формы слова, словосочетания, предложения, небольшие тексты). Для этого нужна целенаправленная коррекционная работа и соответствующие коррекционно-методические приёмы.

  Коррекционная работа на внеклассном чтении включает в себя следующие направления:

-уточнение имеющегося словарного запаса у глухих детей;

-активизация и обогащение словаря через обучение различны способам словообразования;

-формирование и расширение семантических полей значений слов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

-развитие валентности слов — способности слов сочетаться в тексте с другими языковыми единицами, прежде всего с другими словами.

Методика работы .

1.После чтения текста, разбора его содержания и ответа на вопросы выделяем главное слово.

2.Подбираем к слову однокоренные слова .

3.Развиваем функцию словоизменения (один-много).

4.Подбор к главному слову прилагательных        из        текста и прилагательных, которые назовут дети ( какой?).

5.Подбор слов-антонимов.

6.Развиваем функцию словоизменения (подбор к главному слову  глаголов из текста и глаголов, которые назовут дети ( что делает?).

7.Составление предложений из перечня заданных слов ( работа с деформированным текстом).

8.Расширение понятий посредством составления различных словосочетаний .

9.Составление коротких текстов с использованием накопленного словаря.

10. Пересказ текста.

 Таким образом, проводимая коррекционная работа по формированию семантических полей на занятиях внеклассного чтения позволяет достичь следующих результатов.

-увеличивается активный словарный запас у детей;

-у учащихся с нарушением слуха формируется познавательный интерес;

-появляется способность к пониманию синтаксических связей;

-формируется умение составлять короткие тексты и умение их пересказывать;

-осуществляется поэтапная подготовка детей к изучению курса русского языка.

Требования к словарной работе:

-словарную работу необходимо планировать при подготовке к изучению темы(раздела) и к отдельному занятию;

-определять место и назначение словарной работы на разных этапах изучения , приёмы объяснения и закрепления словаря;

-в первую очередь в словарную работу включаются слова без которых не может быть понято содержание текста;

-количество слов для словарной работы должно быть умеренным, чтобы иметь возможность не только раскрыть его лексическое значение, но и провести упражнения по закреплению его в речевой практике, не снижая образовательно-воспитательный эффект занятия;

-словарная работа может проводится при подготовке к чтению, в процессе чтения и разбора текста, при воспроизведении и обобщении прочитанного;

-при проведении словарной работы необходимо стимулировать познавательную активность уч-ся, привлекать их к осмыслению слов в контексте, к другим приёмам объяснения.

Приемы словарной работы :

-показ конкретного предмета;

-показ картинки, модели с изображением предмета, по картинке можно показать,

  некоторые действия;

-вербальные приёмы: подбор синонимов, слов, близких по значению;

-перефраз - замена слова или выражения объяснением, состоящим из знакомых      слов;

-для развития умения догадываться о значении слова важно научить детей определять значение слова на основе контекста и состава слова. Поэтому педагог нередко обращает внимание детей на состав слова;

-выражения и слова, употребляемые в тексте в переносном значении, объясняются двумя способами: перефраз и показ картинки.

  Для закрепления и активизации словарного запаса используются различные формы работы:

1)устные и письменные задания:

-«Найди и прочитай отрывок».

-«Какими словами автор описывает ...»?

-«Выбери из текста слова, которые говорят о…»

-«Ответы на вопросы»( с использованием нового слова или словосочетания).

-«3адай вопрос», «Спроси» ( с использованием новых слов).

2)Словарно-стилистические упражнения(используются на разных этапах работы  с текстом):

-«Дополните словосочетания»;

-«Дополните предложение( по вопросам и без них) ;

-«Составьте предложения с новыми словами;

-«Скажите по-другому»;

-«Выберите из текста слова о ...»;

-«Прочитайте слова, фразы передающие радость (горе, удивление и т. д.);

-« Найдите описание времени года и т.д.»;

-«Объясните словосочетание(предложение). Как        вы        это понимаете?;

-«Какие слова можно употребить вместо слова «...»?;

-«Вставьте в предложение нужные слова»;

- «Расскажите о...,употребляя слова... ( на доске выписаны опорные слова;3)-3)Ответьте на вопрос, используя образец»

-Мне нравится рассказ, потому что ...»;

-«Мне понравился … ,потому что...»;

-«Перескажите текст по опорным словам»;

-«Объясните смысл предложения ....»;

-«Скажите своими словами ;

4)Распространение предложений.

  Новый словарный запас активизируется в речи школьников при выполнении заданий по связному        изложению прочитанного или творческому дополнению его.

Литература

Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М. : Совет. спорт, 2004. – 304 с. – (Золотые страницы сурдопедагогики).

Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.

Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных заведений : учеб. пособие для вузов. - М. : Аcademia, 2000. - 200 с.

Красильникова О. А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха : Учеб. пособие. - М. : Аcademia, 2005. - 271 с. - (Высшее профессиональное образование).

Носкова Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для вузов / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2004. - 344 с. - (Коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И душа становится светлее..." Статья о системе внеклассного чтения - из опыта работы

Статья посвящена нравственному воспитанию школьников и развитию языковой личности на уроках литературы,  также в статье приведены отрывки их творческих работ учащихся         ...

Словарная работа на уроках чтения

Словарная работа-система работы по обогащению и развитию речи детей на уроках чтения в коррекционной школе....

Словарная работа. Словарная игра "Прятки".

Развитие орфографической зоркости.Повторение орфографии.Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Правила игры "Прятки". Ваши слова перемешиваются со случайными словами 1 к 4. Ученики должны найти и выделить ...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...

Виды работы со словарными словами на уроках чтения

Словарная работа на уроках чтения...