Главные вкладки

    "Словарная работа на внеклассном чтении"
    методическая разработка на тему

    Кулишова Наталия Борисовна

    Методика словарной работы на занятиях и уроках чтения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

      Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»

    «Словарная  работа на  внеклассном чтении»

                                                                       

                                                                       Кулишова Н.Б., воспитатель 

    Словарная работа — это органическая часть всех видов занятий над текстом, направленная на решение следующих задач:

    -осознание учащимися сюжетно -событийной и идейно-художественных сторон читаемых произведений через раскрытие значений слов, выражений, фраз;

    -систематическое накопление и обогащение словарного запаса в речи школьников через организацию расширенной речевой деятельности;

    -развитие разговорной и связной описательно-повествовательной речи для сознательного самостоятельного чтения и свободного непосредственного и опосредованного общения с окружающими людьми.

      Формирование лексики у глухих детей остаётся и будет оставаться одной из важнейших задач для  педагога коррекционной школы. Работая с глухими детьми, мы убеждаемся, что дети имеют очень ограниченный словарный запас. Они пользуются в своей речи практически одними и теми же словами и часто используют хорошо знакомое им слово в неподходящей ситуации. Глухие  и слабослышащие дети в  своих сообщениях называют в основном предметы и некоторые действия, используя для этого имена существительные и крайне ограниченный ряд глаголов. А чтобы слово было понятно и правильно использовано в речи глухого ребёнка, он должен понимать лексическое значение данного слова и уметь его использовать в различных синтаксических конструкциях (формы слова, словосочетания, предложения, небольшие тексты). Для этого нужна целенаправленная коррекционная работа и соответствующие коррекционно-методические приёмы.

      Коррекционная работа на внеклассном чтении включает в себя следующие направления:

    -уточнение имеющегося словарного запаса у глухих детей;

    -активизация и обогащение словаря через обучение различны способам словообразования;

    -формирование и расширение семантических полей значений слов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

    -развитие валентности слов — способности слов сочетаться в тексте с другими языковыми единицами, прежде всего с другими словами.

    Методика работы .

    1.После чтения текста, разбора его содержания и ответа на вопросы выделяем главное слово.

    2.Подбираем к слову однокоренные слова .

    3.Развиваем функцию словоизменения (один-много).

    4.Подбор к главному слову прилагательных        из        текста и прилагательных, которые назовут дети ( какой?).

    5.Подбор слов-антонимов.

    6.Развиваем функцию словоизменения (подбор к главному слову  глаголов из текста и глаголов, которые назовут дети ( что делает?).

    7.Составление предложений из перечня заданных слов ( работа с деформированным текстом).

    8.Расширение понятий посредством составления различных словосочетаний .

    9.Составление коротких текстов с использованием накопленного словаря.

    10. Пересказ текста.

     Таким образом, проводимая коррекционная работа по формированию семантических полей на занятиях внеклассного чтения позволяет достичь следующих результатов.

    -увеличивается активный словарный запас у детей;

    -у учащихся с нарушением слуха формируется познавательный интерес;

    -появляется способность к пониманию синтаксических связей;

    -формируется умение составлять короткие тексты и умение их пересказывать;

    -осуществляется поэтапная подготовка детей к изучению курса русского языка.

    Требования к словарной работе:

    -словарную работу необходимо планировать при подготовке к изучению темы(раздела) и к отдельному занятию;

    -определять место и назначение словарной работы на разных этапах изучения , приёмы объяснения и закрепления словаря;

    -в первую очередь в словарную работу включаются слова без которых не может быть понято содержание текста;

    -количество слов для словарной работы должно быть умеренным, чтобы иметь возможность не только раскрыть его лексическое значение, но и провести упражнения по закреплению его в речевой практике, не снижая образовательно-воспитательный эффект занятия;

    -словарная работа может проводится при подготовке к чтению, в процессе чтения и разбора текста, при воспроизведении и обобщении прочитанного;

    -при проведении словарной работы необходимо стимулировать познавательную активность уч-ся, привлекать их к осмыслению слов в контексте, к другим приёмам объяснения.

    Приемы словарной работы :

    -показ конкретного предмета;

    -показ картинки, модели с изображением предмета, по картинке можно показать,

      некоторые действия;

    -вербальные приёмы: подбор синонимов, слов, близких по значению;

    -перефраз - замена слова или выражения объяснением, состоящим из знакомых      слов;

    -для развития умения догадываться о значении слова важно научить детей определять значение слова на основе контекста и состава слова. Поэтому педагог нередко обращает внимание детей на состав слова;

    -выражения и слова, употребляемые в тексте в переносном значении, объясняются двумя способами: перефраз и показ картинки.

      Для закрепления и активизации словарного запаса используются различные формы работы:

    1)устные и письменные задания:

    -«Найди и прочитай отрывок».

    -«Какими словами автор описывает ...»?

    -«Выбери из текста слова, которые говорят о…»

    -«Ответы на вопросы»( с использованием нового слова или словосочетания).

    -«3адай вопрос», «Спроси» ( с использованием новых слов).

    2)Словарно-стилистические упражнения(используются на разных этапах работы  с текстом):

    -«Дополните словосочетания»;

    -«Дополните предложение( по вопросам и без них) ;

    -«Составьте предложения с новыми словами;

    -«Скажите по-другому»;

    -«Выберите из текста слова о ...»;

    -«Прочитайте слова, фразы передающие радость (горе, удивление и т. д.);

    -« Найдите описание времени года и т.д.»;

    -«Объясните словосочетание(предложение). Как        вы        это понимаете?;

    -«Какие слова можно употребить вместо слова «...»?;

    -«Вставьте в предложение нужные слова»;

    - «Расскажите о...,употребляя слова... ( на доске выписаны опорные слова;3)-3)Ответьте на вопрос, используя образец»

    -Мне нравится рассказ, потому что ...»;

    -«Мне понравился … ,потому что...»;

    -«Перескажите текст по опорным словам»;

    -«Объясните смысл предложения ....»;

    -«Скажите своими словами ;

    4)Распространение предложений.

      Новый словарный запас активизируется в речи школьников при выполнении заданий по связному        изложению прочитанного или творческому дополнению его.

    Литература

    Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М. : Совет. спорт, 2004. – 304 с. – (Золотые страницы сурдопедагогики).

    Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.

    Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных заведений : учеб. пособие для вузов. - М. : Аcademia, 2000. - 200 с.

    Красильникова О. А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха : Учеб. пособие. - М. : Аcademia, 2005. - 271 с. - (Высшее профессиональное образование).

    Носкова Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для вузов / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2004. - 344 с. - (Коррекционная педагогика).



    Предварительный просмотр:

      Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»

    «Словарная  работа на  внеклассном чтении»

                                                                       

                                                                       Кулишова Н.Б., воспитатель 

    Словарная работа — это органическая часть всех видов занятий над текстом, направленная на решение следующих задач:

    -осознание учащимися сюжетно -событийной и идейно-художественных сторон читаемых произведений через раскрытие значений слов, выражений, фраз;

    -систематическое накопление и обогащение словарного запаса в речи школьников через организацию расширенной речевой деятельности;

    -развитие разговорной и связной описательно-повествовательной речи для сознательного самостоятельного чтения и свободного непосредственного и опосредованного общения с окружающими людьми.

      Формирование лексики у глухих детей остаётся и будет оставаться одной из важнейших задач для  педагога коррекционной школы. Работая с глухими детьми, мы убеждаемся, что дети имеют очень ограниченный словарный запас. Они пользуются в своей речи практически одними и теми же словами и часто используют хорошо знакомое им слово в неподходящей ситуации. Глухие  и слабослышащие дети в  своих сообщениях называют в основном предметы и некоторые действия, используя для этого имена существительные и крайне ограниченный ряд глаголов. А чтобы слово было понятно и правильно использовано в речи глухого ребёнка, он должен понимать лексическое значение данного слова и уметь его использовать в различных синтаксических конструкциях (формы слова, словосочетания, предложения, небольшие тексты). Для этого нужна целенаправленная коррекционная работа и соответствующие коррекционно-методические приёмы.

      Коррекционная работа на внеклассном чтении включает в себя следующие направления:

    -уточнение имеющегося словарного запаса у глухих детей;

    -активизация и обогащение словаря через обучение различны способам словообразования;

    -формирование и расширение семантических полей значений слов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

    -развитие валентности слов — способности слов сочетаться в тексте с другими языковыми единицами, прежде всего с другими словами.

    Методика работы .

    1.После чтения текста, разбора его содержания и ответа на вопросы выделяем главное слово.

    2.Подбираем к слову однокоренные слова .

    3.Развиваем функцию словоизменения (один-много).

    4.Подбор к главному слову прилагательных        из        текста и прилагательных, которые назовут дети ( какой?).

    5.Подбор слов-антонимов.

    6.Развиваем функцию словоизменения (подбор к главному слову  глаголов из текста и глаголов, которые назовут дети ( что делает?).

    7.Составление предложений из перечня заданных слов ( работа с деформированным текстом).

    8.Расширение понятий посредством составления различных словосочетаний .

    9.Составление коротких текстов с использованием накопленного словаря.

    10. Пересказ текста.

     Таким образом, проводимая коррекционная работа по формированию семантических полей на занятиях внеклассного чтения позволяет достичь следующих результатов.

    -увеличивается активный словарный запас у детей;

    -у учащихся с нарушением слуха формируется познавательный интерес;

    -появляется способность к пониманию синтаксических связей;

    -формируется умение составлять короткие тексты и умение их пересказывать;

    -осуществляется поэтапная подготовка детей к изучению курса русского языка.

    Требования к словарной работе:

    -словарную работу необходимо планировать при подготовке к изучению темы(раздела) и к отдельному занятию;

    -определять место и назначение словарной работы на разных этапах изучения , приёмы объяснения и закрепления словаря;

    -в первую очередь в словарную работу включаются слова без которых не может быть понято содержание текста;

    -количество слов для словарной работы должно быть умеренным, чтобы иметь возможность не только раскрыть его лексическое значение, но и провести упражнения по закреплению его в речевой практике, не снижая образовательно-воспитательный эффект занятия;

    -словарная работа может проводится при подготовке к чтению, в процессе чтения и разбора текста, при воспроизведении и обобщении прочитанного;

    -при проведении словарной работы необходимо стимулировать познавательную активность уч-ся, привлекать их к осмыслению слов в контексте, к другим приёмам объяснения.

    Приемы словарной работы :

    -показ конкретного предмета;

    -показ картинки, модели с изображением предмета, по картинке можно показать,

      некоторые действия;

    -вербальные приёмы: подбор синонимов, слов, близких по значению;

    -перефраз - замена слова или выражения объяснением, состоящим из знакомых      слов;

    -для развития умения догадываться о значении слова важно научить детей определять значение слова на основе контекста и состава слова. Поэтому педагог нередко обращает внимание детей на состав слова;

    -выражения и слова, употребляемые в тексте в переносном значении, объясняются двумя способами: перефраз и показ картинки.

      Для закрепления и активизации словарного запаса используются различные формы работы:

    1)устные и письменные задания:

    -«Найди и прочитай отрывок».

    -«Какими словами автор описывает ...»?

    -«Выбери из текста слова, которые говорят о…»

    -«Ответы на вопросы»( с использованием нового слова или словосочетания).

    -«3адай вопрос», «Спроси» ( с использованием новых слов).

    2)Словарно-стилистические упражнения(используются на разных этапах работы  с текстом):

    -«Дополните словосочетания»;

    -«Дополните предложение( по вопросам и без них) ;

    -«Составьте предложения с новыми словами;

    -«Скажите по-другому»;

    -«Выберите из текста слова о ...»;

    -«Прочитайте слова, фразы передающие радость (горе, удивление и т. д.);

    -« Найдите описание времени года и т.д.»;

    -«Объясните словосочетание(предложение). Как        вы        это понимаете?;

    -«Какие слова можно употребить вместо слова «...»?;

    -«Вставьте в предложение нужные слова»;

    - «Расскажите о...,употребляя слова... ( на доске выписаны опорные слова;3)-3)Ответьте на вопрос, используя образец»

    -Мне нравится рассказ, потому что ...»;

    -«Мне понравился … ,потому что...»;

    -«Перескажите текст по опорным словам»;

    -«Объясните смысл предложения ....»;

    -«Скажите своими словами ;

    4)Распространение предложений.

      Новый словарный запас активизируется в речи школьников при выполнении заданий по связному        изложению прочитанного или творческому дополнению его.

    Литература

    Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М. : Совет. спорт, 2004. – 304 с. – (Золотые страницы сурдопедагогики).

    Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.

    Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных заведений : учеб. пособие для вузов. - М. : Аcademia, 2000. - 200 с.

    Красильникова О. А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха : Учеб. пособие. - М. : Аcademia, 2005. - 271 с. - (Высшее профессиональное образование).

    Носкова Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для вузов / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2004. - 344 с. - (Коррекционная педагогика).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "И душа становится светлее..." Статья о системе внеклассного чтения - из опыта работы

    Статья посвящена нравственному воспитанию школьников и развитию языковой личности на уроках литературы,  также в статье приведены отрывки их творческих работ учащихся         ...

    Словарная работа на уроках чтения

    Словарная работа-система работы по обогащению и развитию речи детей на уроках чтения в коррекционной школе....

    Интегрированный урок внеклассного чтения и СБО Тема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки. Работа с тестом. Выпекание жаворонков.

    Интегрированный урок внеклассного чтения и СБОТема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки....

    Словарная работа. Словарная игра "Прятки".

    Развитие орфографической зоркости.Повторение орфографии.Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Правила игры "Прятки". Ваши слова перемешиваются со случайными словами 1 к 4. Ученики должны найти и выделить ...

    Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

    Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...