конспекты логопедических занятий по управлению Т.п, В.п
план-конспект занятия по теме

Балбашова Марина Анатольевна

логопедические занятия по развитию лексико-грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_zanyatiy_po_upravleniyu.doc383.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

  1. Организационный момент
  2. Артикул. гимнастика
  3. Дыхат. гимнастика
  4. Выделение темы, через проблемную ситуацию

А) Развитие зрительного восприятия, речемыслительной деятельности (предметные картинки с наложением о профессиях: в дет.саду, на стройке, портниха, на транспорте, капитан, водитель)

Б) Сообщение темы:

- Сегодня на занятии мы будем  закреплять слова, обозначающие названия профессий, а ещё мы будем учиться отвечать на вопросы. На какие вопросы вы сейчас сами ответите?                           -Посмотрите на картинку и скажите, у учителя в руках  «ЧТО»?                      Учитель учит «КОГО»? Значит, какие вопросы я вам задавала?    

5. Работа со слогами.

Логопед диктует названия профессий, записать первый слог.

  1. Работа со словами.

Составление названий профессий:

А) из слогов, записанных на одинаковом цветовом поле дети составляют слова – названия профессий.

Б) читаем слова профессий, используя игровой приём «Снежный ком».








В) чтение слов действий


7. Работа над словосочетанием.                 Нужно к словам из левого столбика подобрать подходящее слово из правого столбика

учит                    учитель

строит                строитель

шьет                   портниха

ведёт                  машинист

лечит                  доктор

чинит                 часовщик

тушит                 пожарник




      Физ.минутка.                        Мы в профессии играли,    Вмиг мы лётчиками стали. В самолёте полетали,          И шофёрами вдруг стали.     Руль теперь в руках у нас  Быстро едет 2-ой класс,       А теперь на стройке мы,      Кладём ровно кирпичи.     Раз кирпич, и два, и три    Строим дом мы посмотри.  Вот закончена игра,     Вновь за парты нам пора.

8.Работа над предложением.

А) Составление предложений из записанных словосочетаний с опорой на графические схемы.  

-Сейчас мы будем составлять из записанных словосочетаний предложения с опорой на графические схемы. Посмотрите на графические схемы и скажите: «Какая из графических схем подойдёт к нашему первому словосочетанию для составления предложения?» .

-Будем узнавать, что делают люди данных профессий.



Б) Запись по предложению к каждой схеме по выбору детей.                       - Запишите в тетрадь по 1 предложению к каждой схеме.

В) Закрепление вопросов В.п., развитие умения задавать вопросы.

Игровой приём «Поле чудес» - вопросно-ответная форма.










9.Работа над текстом.

На этом этапе идёт работа описательного характера о разных профессиях  с опорой на пиктограммы.













10. Итог занятия.

-Чем сегодня занимались на занятие, о ком говорили?

-Давайте представим, если бы не было кого-то из людей этих профессий, что тогда  было бы?

Вывод: все профессии нужны, все профессии важны.

-Что интересного и полезного узнали?


11. Оценка работы детей.

Запись числа, с выделением орфограмм










Соотнесение предметных картинок с профессиями людей (работа у доски).
















В руках у учителя указка.

Учитель учит учеников.


Кого? Что?




По цепочки выделяют первый слог в словах. Запись в тетрадь первого слога из слов –профессий.  Чтение слогов – проверка.


Развитие слогового  анализа и синтеза слов.


учи

строи

порт

ма

ши

док

тель



нист

тор

ни

тель

ча

по

рник

вщик

жа

ха

со

Развитие слогового анализа и синтеза

Работа с оппонентами у доски.  Затем запись составленного слова в тетрадях и на доске.

Качественный анализ:

Что обозначают эти слова?

На какой отвечают? К какой части речи относятся? Подумайте и назовите лишнее слово. (Все относятся к имени сущ м.р., а портниха – ж.р.)


Чтение хором

Чтение  по цепочке

Чтение  по выбору

Качественный анализ:

Что обозначают слова, которые мы прочитали? На какой вопрос отвечают? К какой части речи относятся?



Уч-ся составляют словосочетания, отвечая на вопрос: «Что – кто делает?».

Затем логопед называет слова первого столбика, а уч-ся называют подходящее по смыслу слово из второго столбика. Затем игра

 «Наоборот»  после многократного повторения словосочетания записываются в тетрадях.


Дети выполняют движения в соответствии с текстом


 























1)                 (кого?)      .

                        (что?)        .




2)Учитель учит ученик…

    Строитель строит дом…

    Портниха шьёт ….

    Доктор лечит   ребёнк…, дет….

    Пожарник тушит гараж…

3)




Запись проводится с обязательной записью вопроса данного в скобке и выделением окончаний у слова, отвечающего на данный вопрос в скобке.




Учащийся крутит волчок и называет цвет поля, у кого выпал этот цвет отвечает на вопрос.  Уч-ся даёт полный ответ на вопрос.

Активизация деятельности уч-ся через игровой приём «Поле чудес».

Перед игрой, учащимся раздаются цветные жетоны по цвету секторов, в которых записаны вопросы (кого? что?). ведущий раскручивает волчок и задаёт вопрос ученику сданным цветом жетона. Если уч-ся отвечает правильно, то он становится ведущим.




Логопед составляет текс о поваре с опорой на пиктограмму. Учащимся дает задание составить рассказ о какой-либо профессии.


Сегодня на занятии мы говорили о людях разных профессий. Отвечали на вопросы кого? что?

Ответы детей. Рассуждения.

 








Рефлексия

Деятельность логопеда.

Деятельность детей.

  1. Орг. момент. (аутотренинг).


  1. Общая артик. гимн-ка.
  2. Выделение темы.

Используя игровой приём «Зашифрованное слово».

На доске карточки со словами, буквы записаны в разбросанной последовательности, но внизу пронумерованы. Если дети правильно составили слово, то логопед переворачивает карточку, где записано правильно слово и нарисована картинка.

Идёт сообщение темы, через обобщение слов по лексической теме «Инструменты».

  1. Дыхательная гимн-ка.




5.Работа со слогами.

Работа с оппонентами у доски. Логопед называет слово, учащиеся записывают второй слог. Добавить слова: отвёртка, пассатижи, шило, стамеска.

Анализ по твёрдости, мягкости.

  1. Работа со словами.

А) называние слов инструментов по рисунку наложения.

-На какой вопрос отвечают эти слова?

-Что обозначают эти слова?

-К какой части речи относятся?

-Назовите слова, которые используются только во множественном числе?

-Запишите слова в тетрадь.




Б)  уч-ся читают слова, записанные на карточке









Физ. минутка:

Точим, точим нож, нож

Будет он хорош, хорош

Будет резать он припасы:

Мясо, сало, сыр, колбасы,

Помидоры, огурцы

Угощайтесь молодцы!

7. Работа со словосочетанием.


Слова с вопросами:

Забивают (чем?) …

Рубят (чем?) …

Пилят (чем?) …

Вытаскивают (чем?) …

Режут (чем?) …

А) Чтение и добавление слов по вопросам устно разными способами: логопед называет  слова из 1 столбика, а дети - второго.

Логопед называет  слова из второго столбика, а дети из первого.

-А теперь запишем словосочетания в тетрадь с обязательной записью вопроса в скобке, с выделением окончаний.


8.Работа над предложением.

На доске логопед размещает предметные картинки для составления предложений.

-Папе для работы по дому нужны разные инструменты. Посмотрите на картинки и скажите, что есть в ящике у папы?

-А теперь составим предложение о том, чем папа пользуется?


-Если папа умело работает инструментами, то по профессии  кем может быть папа?

9.Работа над текстом.

У папы для работы (кем?) плотником есть разные инструменты.      

-Почему папа инструменты хранит в ящике?

 -Правильно, потому что у каждой вещи своё место.








10.Итог занятия.

-Чем сегодня занимались, о чём говорили, что учились делать?

-Какие окончания могут быть у существительных, отвечающих на вопросы: кем? чем?



11.Оценка.



 

Чтение и запись числа с выделением орфограмм.





Дети с опорой на цифровой ряд составляют слова и называют получившиеся слова (молоток, клещи, топор, ножницы, ножовка).

Определяют количество  слогов в словах и показывают сигнальный фонарик с нужной цифрой – игровой приём «Сигнальщики».


Развитие слогового анализа и синтеза.










                  т-т-т-т-т


                   т ------- т


Записывают только вторые слоги.


Выделяют слоги с твёрдыми и мягкими согласными.  Называют только вторые слоги в словах.









Развитие зрительного восприятия с использованием предметного рисунка с наложением.



Качественный анализ








Развитие навыков согласования существительных с числительными. Игровой приём «Математики».


Чтение разными способами: хором, по цепочке, по причинно-ответным параметрам.




Называют слова инструменты;





Дети выполняют движения

в соответствии с текстом.







Составление словосочетаний посредством игрового приёма «что для чего?» молоток нужен для чего?

(забивать)

молотком

топором

пилой

щипцами

ножницами







Забивают (чем?) молотком.

Рубят (чем?) топором.

Пилят (чем?) пилой. и т.д.

Сделать вывод о написании окончаний ед. ч. и  мн. ч. .









У папы в ящике есть пила, молоток, щипцы и т.д.






Папа пользуется (чем?) молотком, топором, пилой и т.д.

 


Плотником, мебельщиком, столяром.





Дети читают текст, записанный на карточке (по кол-ву уч-ся) вместо картинок называют слова, чётко проговаривая окончания.


У папы для работы (кем?)____________(плотник) есть инструменты:                                        .

     

     (чем?) _________(молоток) папа


забивает                 .                 (чем?) ________(топор) он


рубит                 .              (чем?) _________(ножовка) пилит                .            (чем?)_________  


(клещи) папа вытаскивает неправильно забитые                 .      Все инструменты папа хранит в ящике.                  




Говорили об инструментах, учились отвечать при работе со словами на вопросы: кем? и чем? Выделяли окончания.

-ом,-ой; -ами,-ями







Рефлексия

   Тема: Управление.

    Лексическая тема «Профессии».

Цель: учить детей отвечать на вопросы В.п.: кого? что?

Задачи:

           Образовательные:

  • учить детей соотносить слова с разными частями речи, правильно задавая и отвечая на вопрос;
  • учить отвечать на вопросы косвенных падежей: винительный падеж кого? что?
  • закреплять правописание орфограмм ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, слов с разделительным Ь знаком;
  • закреплять правило о записи слов в предложениях;
  • активизировать словарь по лексической теме «Профессии».

            Коррекционные:

  • восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка;
  • уточнение значений слов профессий, имеющихся в активном словаре детей;
  • уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • уточнению значений используемых синтаксических конструкций;        
  • дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении моделями различных синтаксических конструкций.

                Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к труду людей разных профессий;
  • Воспитывать трудолюбие, самостоятельность на  занятии.

Оборудование: предметные карточки, карточки со словами, текст на каждого ребенка, цветные фишки, юла, цветное поле.

Тема: Управление.

    Лексическая тема «Инструменты».

Цель: учить детей отвечать на вопросы Т.п.: кем? чем?

Задачи:

           Образовательные:

  • учить детей соотносить слова с разными частями речи, правильно задавая и отвечая на вопрос;
  • учить отвечать на вопросы косвенных падежей: творительный падеж - кем? чем?
  • закреплять правописание орфограмм ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, слов с разделительным Ь знаком;
  • закреплять правило о записи слов в предложениях;
  • активизировать  словарь по лексической теме «Инструменты».

            Коррекционные:

  • восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка;
  • уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • уточнению значений используемых синтаксических конструкций;        
  • дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении моделями различных синтаксических конструкций.

                    Воспитательные:

  • Воспитывать навыки самообслуживания «каждой вещи своё место».
  • Воспитывать трудолюбие, самостоятельность на  занятии.

Оборудование: предметные карточки, карточки со словами, текст на каждого ребенка, демонстрационный материал.

конспект

логопедического занятия

Управление.

Лексическая тема «Инструменты».

2класс

Провела:

Учитель-логопед

МОУ «СОШ №105»

Балбашова М.А.

Дата проведения:

22.04.2010.

2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия "Управление в предложениях"

Конспект логопедического занятия составлен для учащихся 3-4 классов с диагнозом: общее недоразвитие речи второго уровня для школ VIII вида.Много внимания уделяется развитию грамматического строя речи,...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....