Практикум по развитию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи
рабочая программа по теме

Данилова Надежда Николаевна

Проблема преодоления общего недоразвития  речи у дошкольников относится к числу наиболее  актуальных для современной логопедии. Задача дошкольного логопеда – устранить речевые нарушения, качественно подготовить ребенка к обучению в школе.

Многолетние практические наблюдения показывают, что число детей со сложной структурой дефектов речи в последние годы выросло. Поэтому очень часто встают вопросы  раннего распознавания, квалифицированной  диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми. Общее недоразвитие  речи у дошкольников с нормальным слухом  и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичным являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Поэтому важно логопеду строить работу комплексно и при этом учитывать индивидуальные особенности и возможности детей. В своей работе я применяю игровые приемы, которые  направлены как на развитие речи, так и на развитие психических процессов.  Обучение в игре помогает заинтересовать ребенка, вовлечь его в работу. Обучение перестает быть скучным, обыденным, что помогает достичь положительных результатов.

Данный практикум представляет собой систему работы, направленную на коррекцию речевых нарушений путем взаимодействия ребенка и педагога (семьи).

Цель практикума – разнообразить все возможные направления коррекционно-развивающей работы, чтобы создать более интересную развивающую среду для ребенка.

Взаимодействие ребенка и взрослого происходит:

- в организованных формах обучения: индивидуальные и подгрупповые занятия, праздники, развлечения и др.

- в самостоятельной деятельности детей, как в дошкольном учреждении, так и дома, в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_danilovoy.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Детский сад № 43 »

               

«Практикум по развитию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи».

                                                              Выполнила воспитатель: Данилова Н.Н.

Владимир, 2013

Наименование опыта:

Практикум  по развитию лексико-грамматических  категорий у детей с ОНР.

2. Условия становления опыта.

Успешное обучение  в школе зависит от  умения грамотно строить предложения и объединять их в высказывания, правильно выражать свои мысли, находить ответы на вопросы. Поэтому начинать работу по развитию грамматического строя  нужно с самого раннего возраста.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно пополнять пассивный словарный запас детей, рассказывая об окружающем мире,  явлениях природы, много читать детям, и взрослый должен следить за своей речью и показывать правильной образец  речи. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию речи  должна стать важной  частью подготовки к школе. И только при совместном усилии семьи и детского сада будут достигнуты положительные результаты в работе.

Задача воспитателя - донести до родителей важнейшее значение игр на развитие грамматического строя речи. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Это и натолкнуло меня на создание игр и разработку заданий для развития речи, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Опыт работы в дошкольном учреждении, подбор необходимой методической литературы, изучение данного вопроса в интернете, опрос  родителей и детей, а так же появление в моей жизни любимого ребенка  сформировало некоторое представление о том, с чего следует начать.

Сначала подбирались и создавались игры и наглядные пособия для детей младшего дошкольного возраста, затем они применялись на занятиях с детьми постарше. Видя заинтересованность детей, я продолжала накапливать материал и вводить его в работу по коррекции речи. В данный момент в моей копилке имеются разнообразные игры, задания, наглядные пособия.

3. Актуальность и перспективность опыта.

          Проблема преодоления общего недоразвития  речи у дошкольников относится к числу наиболее  актуальных для современной логопедии. Задача дошкольного логопеда – устранить речевые нарушения, качественно подготовить ребенка к обучению в школе.

Многолетние практические наблюдения показывают, что число детей со сложной структурой дефектов речи в последние годы выросло. Поэтому очень часто встают вопросы  раннего распознавания, квалифицированной  диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми. Общее недоразвитие  речи у дошкольников с нормальным слухом  и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичным являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Поэтому важно логопеду строить работу комплексно и при этом учитывать индивидуальные особенности и возможности детей. В своей работе я применяю игровые приемы, которые  направлены как на развитие речи, так и на развитие психических процессов.  Обучение в игре помогает заинтересовать ребенка, вовлечь его в работу. Обучение перестает быть скучным, обыденным, что помогает достичь положительных результатов.

4. Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей опыта является коррекция речевых нарушений через применение игровых приемов для развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР  и  в конечном итоге подготовка к школьному обучению.

Это идея реализуется таким образом: если в работу включать разнообразие игровых форм, подобранных в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, то у детей сформируется потребность в решении задач, направленных на коррекцию речевых нарушений, а так же на развитие психических процессов.  

Первоклассники в период обучения нередко встречаются с трудностями в выражении своих мыслей, правильном построении предложений,  у детей не хватает словарного запаса. Все это говорит о том, что  у ребенка вовремя не сформировался лексико-грамматический строй речи. Грамотно оформленная речь свидетельствует также об уровне сформированности психических процессов: внимания, памяти, пространственных представлений, мышления.

Накопленный мной педагогический опыт помогает преодолеть грамматические ошибки в речи, развивать словарный запас, учиться  правильно выражать свои мысли и строить предложения.

5. Теоретическая база.

Грамматика-это строй языка, иначе говоря закономерности, , по которым в языке образуются и соединяются слова Великий русский педагог Ушинский К.Д. назвал грамматику «логикой языка» У ребенка на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуются не только речь, но и логическое мышление .Ведь ,чтобы понять речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов .

Необходимо с раннего детства обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения, как с взрослым, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой.  Если эти условия созданы, малыш будет овладевать грамматическим строем родного языка самостоятельно в процессе общения, стараясь подражать речи взрослых.

В то же время для успешного овладения грамматикой  часто недостаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка очень сложна и в русском языке много исключений, которые ребенку необходимо запомнить и научиться самостоятельно употреблять в речи.

Важным показателем уровнем развития речи ребенка является  умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, умение употреблять образные слова и выражения.

С помощью игровых приемов, которые использует в своей работе логопед, малыш эффективнее и  быстрее осваивает грамматический строй языка.

6. Новизна опыта.

Применение игровых приемов направленных на развитие лексико-грамматических категорий языка::

- более эффективно для ребенка усвоить коррекционную программу;  

- сделать образовательный процесс более доступным и занимательным;

- заинтересовать ребенка, нацелить на достижение положительных результатов;

- снизить утомляемость детей на занятиях, переключить ребенка с одного вида деятельности на другой;

- раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;

- привлечь к проведению занятий других специалистов МБДОУ, ведь единая цель всех педагогов – подготовить ребенка к обучению в школе;

- не только решать коррекционные задачи, поставленные перед каждым ребенком, но и развиваться творчески;

- разработать  новые схемы взаимодействия педагогов – ребенка – семьи.

7. Технология опыта.

Данный практикум представляет собой систему работы, направленную на коррекцию речевых нарушений путем взаимодействия ребенка и педагога (семьи).

Цель практикума – разнообразить все возможные направления коррекционно-развивающей работы, чтобы создать более интересную развивающую среду для ребенка.

Взаимодействие ребенка и взрослого происходит:

- в организованных формах обучения: индивидуальные и подгрупповые занятия, праздники, развлечения и др.

- в самостоятельной деятельности детей, как в дошкольном учреждении, так и дома, в семье.

В коррекционной работе с детьми я использую следующие игровые методы и приемы:

Игра «Сравни разных зверят»                                                                                                                                   Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Описание:

Педагог предлагает собрать зоопазлы. Затем рассмотреть животных.

 Например: Носорог большой, а мышка… (маленькая). Еще какой носорог… (толстый, неуклюжий)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Лапы у носорога толстые, а у мышки… (тоненькие) и т.п.

Игра  «Отгадай предмет по названию его частей».

Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на  части этого предмета.

Описание:

Детям предлагается следующий речевой материал:

- Ствол, ветки, листья, кора, корни – дерево

- Копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище, большая – корова

- Кабина, крылья, мотор, хвост – самолет

- рука, туловище, нога, волосы – человек

Ребенок должен назвать предмет и собрать его из частей в единое целое.

ИГРА « Чьи эти вещи?».

 Цель: обогащение словаря по теме «Семья», образование притяжательных прилагательных, научить различать принадлежность вещей для взрослых и для детей.

 Описание:

Педагог показывает ребенку картинки с изображениями членов семьи и спрашивает, кто нарисован на картинках. Каким, словом можно назвать всех этих людей? Предлагает ребенку дать имена девочке и мальчику (например, Маша и Коля обращает внимание на их возраст (девочка — школьница, а мальчик — еще малыш или наоборот). Далее педагог рассказывает, что эта семья переехала в новую квартиру и перевезла туда свои вещи, и показывает коробку с множеством картинок с предметами быта. Педагог: «Нам нужно узнать, чьи эти вещи: бабушкины, дедушкины, мамины, папины, Машины или Колины, и разложить их рядом с ними». Затем показывает картинку с какой-либо вещью и спрашивает: «Чья это вещь?» — а ответ ребенка может быть таким: «Этот портфель — Машин» или «Эта по«1 гремушка — Колина», «Эти туфли — мамины» и т. д. Можно сразу показывать по 2 картинки с вещами, принадлежащими разным членам семьи (мужской и женский головные уборы или предметы одежды для мальчика и девочки и т.п.).. Затем педагог предлагает поочередно перечислить картинки и сказать, чьи они (трость, кресло, очки, чашка, фартук, клубок ниток - бабушкины).

Игра «Один и много».

 Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Описание:

Педагог показывает коврик и мышек. Берет мышку одного цвета, ребенок должен найти остальных мышек такого же цвета и посадить их на коврик соответствующего цвета. Все сопровождается речью.

Игра «Что у нас получится?»

 Цель: Упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных.

Описание:

Педагог  кладет на середину стола цветные прямоугольники. На цветной прямоугольник накладывает карточку с прорезью предмета: «Что же у меня получилось? — «У меня получился зеленый чайник» (образец ответа). Затем раздает детям по 2 карточки с предметами, обозначающимися существительными разного рода (флажок и пирамидка; ведро и лопатка и т.п.) и предлагает детям наложить их на цветные прямоугольники, а потом рассказать, что у них получилось. Далее дети получают карточки с предметами, при описании которых в ответе нужно согласовывать прилагательные с тремя родами существительных, а также с множественным числом (У меня получились желтые носки, красные туфли, зеленые брюки...).

Игра «Что может быть цветным?»

Цель: Упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных.

Описание:

Используется игрушка для развития мелкой моторики – облачко. Ребенок должен расстегнуть молнию-дождик такого цвета, который назовет педагог. Чтобы прекратить дождик нужно застегнуть молнию. Для этого нужно назвать какой предмет бывает соответствующего цвета.

 Например: Бывает красное яблоко.

Игра «Зоопарк».

 Цель: Упражнять детей в правильном использовании в речи степени прилагательных при сравнении величины животных. Ориентировка в пространстве.

Описание:

Дети должны расположить животных в зоопарке, каждого в свою клетку, в соответствии с цветом. Педагог  задает вопрос о местоположении животных. Например: Где в зоопарке живет жираф?  Образец ответа: Жираф живет слева вверху.

Игра «Отгадай предмет по описанию».

Цель: подбирать существительные к определения, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Описание:                                                                                                Необходимо правильно назвать предмет и собрать его из частей.

*Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.

*Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

*Транспорт, большой, тяжелый, летает, с крыльями и хвостом.

*Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.

*Сладкая, маленькая, вкусная, в красивой бумажке.

Игра «Кто сумеет похвалить?»

Цель: подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Описание:

Педагог  объясняет условия игры: «Буратино принес нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисовано яблоко. Можно так похвалить яблоко: яблоко вкусное или: яблоко румяное. А хлеб как можно похвалить? (Хлеб мягкий)

Но прежде чем я покажу вам картинки, вам нужно помочь Буратино их собрать - найти вторую половинку.

Игра «Маршрут».                                                                                                                                                     Цель: образование и употребление приставочных в речи глаголов пространственного значения с помощью приставок.

        Описание:                                                                                                                    Перед началом рассказа рассмотреть наглядный план. Дополняя  рассказ, ребенок должен самостоятельно выбирать наиболее скоростные виды транспорта. Можно предложить малышу совершить путешествие в обратном порядке.

Из дома Ваня (что сделал?) … (вышел), речку по мостику он…(перешел) и дальше…(пошел). Ваня к дороге…(подошел), на (мотоцикл) сел и …(поехал). По дороге ехал, в горку …(въехал), с  горки …(съехал), озеро …(объехал), кочку…(переехал), и на железнодорожный вокзал…(приехал). На (поезд) Ваня сел и …(поехал). В город … (приехал), из поезда…(вышел), остановку нашел и к ней…(подошел). Ваня в… (машину) сел и в аэропорт поехал. В аэропорту сел на … (самолет) и …(полетел). Лес он …(пролетел), горы…(перелетел), летел, летел, и …(прилетел). Из… (самолета) Ваня…(вышел) и пошел. Шел, шел, и в порт …(пришел). Сел он на…(катер) и от берега…(отплыл). К пляжу он … (приплыл) и стал отдыхать.

Игра «Ответь на вопросы».

                                                               

          Цель: употребление  в речи  глаголов в разных временных формах.                                                                                                      Описание:       

Педагог спрашивает  у детей ,что ветер делает, сделает, делал, будет делать? Дети отвечают на вопросы.

Игра: «Скажи наоборот».

          Цель  : учить  различать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу.                                                                                                                               

Описание:

Дети встают перед своими стульчиками . Педагог   объясняет:

-Я буду называть действия, а вы мне называйте действия наоборот.

Машина заехала в гараж – а потом…

Машина съехала с горы- – а потом…и т.д.

Игра: «Что будешь делать?»

   Цель: учить  употреблять в речи  глаголы в форме будущего времени с частицей бы и без нее.

Описание: Педагог  просит детей ответить на вопросы:

Что делаешь на празднике? Что будешь делать на празднике?

(со словами :веселиться,  шутить, петь,смеяться…)

Использование  игровых приемов на логопедических занятиях:

  Перечисленные игры и упражнения  можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и подгрупповых. Применение игровых приемов на развитие лексико-грамматических категорий языка вызывает интерес к занятиям, перед ребенком встает цель, решить которую ребенку становится весело, интересно.

  1. Результативность.

Ежегодно группа укомплектовывается детьми разного возраста и разного уровня речевого развития.                                                                                    

  -На 01.09.2009 г из 15детей: 1 уровень ОНР-2 ребенка  ; 2 уровень ОНР — 4 ребенка ; 3 уровень ОНР -9 детей.  Выпуск детей: в образовательную школу — 3 детей, в  массовый детский сад – 3 детей, специальную школу-интернат VII вида-1 ребенок, другое коррекционное дошкольное учреждение-1 человек.

- На 01.09.2010 г из 14 детей 1 уровень ОНР-  3 детей; 2 уровень ОНР — 2 ребенка ; 3 уровень ОНР — 10 детей . Выпуск детей: в образовательную школу -    4 ребенка, в коррекционную школу V вида- 1 ребенок.

-На 01.09.2011 г из 14детей: 1 уровень ОНР-4 ребенка ; 2 уровень ОНР – 2 ребенка ; 3 уровень ОНР - 8 детей.  Выпуск детей: в образовательную школу — 5  детей, в коррекционную школу 5 вида.- 2 ребенка.

     9. Адресная направленность.

         Данный опыт может быть применён учителями – логопедами, воспитателями и другими педагогами дошкольных учреждений, которые стремятся сделать занятия более интересными, эффективными.

   

  1. Литература.
  1. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие/Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина.-4-е изд.-М.: Абрис-пресс,2007.
  2. Аттестация учителей-логопедов. О.В. Бачина, С.В. Загребельная, И.В. Кожевникова. – М: ТЦ СФЕРА, 2009.
  3. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи:/ И.С.Лопухина. Пособие для родителей и логопедов. - М.: Аквариум,1995.
  4. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Кн. для логопеда//Н.С. Жукова ,Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.
  5.  Основы теории и практики логопедии. Левина Р.Е.  – М., 1967.
  6.  Учим говорить правильно/Т.А. Ткаченко-М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2010.
  7. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи./Т. А.Куликовская-М.:АСТ::Астрель.2009.                                                                       8.  Говорим правильно в 5-6 лет./О.С.Гомзяк.-М.: Изд-во ГНОМ и Д,2010.        9.  Развитие речи дошкольника : Методическое пособие с иллюстрациями.-Екатеринбург: Изд-во АРГО,1997.                                                    10. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с ОНР.: Пособие  для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л.Н.Смирнова.- М.:Мозайка-Синтез,2006.                                                                                                                                 11. Учимся правильно употреблять предлоги в речи/   О.С.Яцель.-М.:   Изд-во ГНОМ и Д,2007.                                                                                                                               12. Если дошкольник плохо говорит / ТА.Ткаченко.-СПб: Акцидент,1997.                                                             13. Логопедические домашние   задания для детей  5-7 лет с ОНР./Н.Э.Теремкова-М.: Изд-во ГНОМ и Д,2011.                                                                     14. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми.- СПб.: КОРОНА принт,2004.                                  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи....

Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Осень»

В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексическо...

Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»

Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....

Семинар – практикум в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи

Цель: Обеспечить педагогическую поддержку и повысить компетентность родителей в использовании игровых упражнений в развитии речи у детей с ОНР....