Конспект занятий по теме Русские былины.
учебно-методический материал по теме

Левчук Елена Анатольевна

Технологии:

Технология формирования творческих способностей (ТРИЗ)

Информационно- коммуникативные

Коррекционные технологии: сказкотерапия, коррекция поведения

 

  

  Цели:

 

 1.автоматизация и дифференциация поставленных звуков

 в связанной   речи

2.обучение пересказу,

3. расширение словарного запаса,

4. развитие грамматического строя речи;

5. развитие ритма и темпа речи,

     6.развитие воображения, памяти и образного мышления.

     7. развитие мелкой моторики.

     8. воспитание мужества на примере русских богатырей и гордости русской                земли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dlya_sayta.doc995.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

                Русские Былины      

     

Технологии:

Технология формирования творческих способностей (ТРИЗ)

Информационно- коммуникативные

Коррекционные технологии: сказкотерапия, коррекция поведения

   

   

Цели:

 1.автоматизация и дифференциация поставленных звуков

 в связанной   речи

2.обучение пересказу,

3. расширение словарного запаса,

4. развитие грамматического строя речи;

5. развитие ритма и темпа речи,

     6.развитие воображения, памяти и образного мышления.

     7. развитие мелкой моторики.

     8. воспитание мужества на примере русских богатырей и гордости русской                земли.

 

                          Методические рекомендации:

Данный конспект занятия составлен для детей с диагнозом НПОЗ.

Занятие разделено на части  с учетом индивидуальных психофизических особенностей подгруппы детей, т.е. если дети утомились, то  логопед может дать часть и продолжить изучение темы после перерыва или на следующем занятие.  

Данный конспект занятия может быть принят за основу для работы над другими адаптированными текстами былин.

 

                                         

                                              1 часть занятия.

Как у Красно солнышка у князя Владимира
Весела была беседа, честный пир.
Собирались к  Солнышку богатыри,
Сильные да храбрые,
Со всех мест, с четырёх сторон…

 

Предлагаем детям повторить запев.  Так начинали рассказывать песенники сказания – былины. 

Рассказывали былины  под перебор струн на гуслях, поэтому говорят, что былины пели гусляры. 

Былины -  создали в далекие, предалекие времена и они переходили из уст в уста, от стариков к детям.  

Былины – это быль, правда,  преувеличенная. 

 Это наше прошлое Руси  далекое предалекое.

Люди тогда жили среди лесов в маленьких деревянных домах, и все им казалось пребольшим: и горы, и леса, и реки.

Врагов у Руси было много  -  премного,  страшных- престрашных.

Для русского  народа  нужны были

сильные -  пресильные,

храбрые – прехрабрые,

умные - преумные,

добрые- предобрые   герои.

Ими была богата  русская земля, звали их богатыри.

 Богатыри были богаты  не золотом да серебром, а силой, храбрость и отвагой. 

 «Богатырь – человек рослый, добрый, необычный силач, смелый, удачливый воин. Сказочный богатырь – великан, побивающий одним махом десятки врагов, разных чудищ». ( В.Даль)

              Приглашаю вас, гости дорогие, послушать былины, что бы потом

 из уст в уста передать другим людям  о подвигах русских богатырей.

В столицу к княжескому столу приглашены только  почетные гости, они  по чести сядут в круг, если скажут слово – признак  в превосходной степени с частичкой  «пре» -

 Жил князь Владимир в далекое- предалекое прошлое.

                                 

Звали Князь Владимир – Красное солнышко –

                            Солнышко красное – прекрасное.

Князь был мудрый – премудрый.

У него собирались богатыри храбрые – прехрабрые,

сильные – пресильные,

 а пиры были веселые – превеселые.

Кушанья вкусные – превкусные

Былины сказывали  длинные – предлинные,

интересные – преинтересные.

(Дети садятся в круг)

 Ответить на вопросы 1 части занятия.

1.Расскажите, чем богаты были русские богатыри?

2.Как садились гости за столом у князя?  

3.Кто рассказывал о подвигах богатырей? На чем они играли?

4.Как люди передавали эти рассказы друг другу и от деда внуку?

 

 

На пиру первым  по чести сидел богатырь Илья Муромец.

Первым он вставал на защиту русской земли,

 первым  начинали чествовать. 

                     Илья Муромец   и  Соловей - Разбойник

                     (прочитать адаптированный текст былины)

                                                       

Жил на русской земле богатырь Илья Муромец. Прослышал он о Соловье – разбойнике. Как засвищет разбойник, как зарычит: трава сохнет, люди за мертво падают.

« Одолею разбойника, не позволю ему  мешать жить добрым людям на Руси»,- решил Илья Муромец. Сел на коня Бурушку и поскакал во всю прыть: через горы и озера перепрыгивает, с горы на   гору перескакивает, доскакал до большой темной рощи.

   Вопросы и задания к тексту:

  1. Как звали богатыря?
  2.  О ком прослышал Илья Муромец?
  3.  Как рычал и свистел Соловей – разбойник?
  4.  Что решил сделать Илья Муромец?
  5.  Почему он решил одолеть Соловья – разбойника?
  6. Как звали коня Ильи Муромца?
  7.  Как скакал Илья Муромец?
  8.  Пусть ребенок повторит словосочетания: « засвищет, зарычит», «трава сохнет», «люди за мертво падают», «скакал во всю прыть», «через озера и реки перепрыгивал», «с горы на гору перескакивал».

    Детям предлагается стать рассказчиком былины – гусляром, дается установка   на проговаривание каждого звука в словах:

« Гости на веселом пиру должны слышать рассказчика»!

 2.Проговаривание,  каждого предложение сопровождается имитацией игры на гуслях, речь должна звучать плавно, спокойно.

Каждую часть былины могут рассказать поочередно несколько детей. Это коллективный рассказ, что воспитывает внимания к речевой деятельности друзей.

   

                               Бой Ильи Муромца с Соловьем – разбойником

    Сидел Соловей – разбойник в темной роще на трёх деревьях. Мимо сокол не пролетит, зверь не  пробежит – никому умирать не хочется. Бурушка и тот перепугался, как услышал свист Соловья – разбойника.

 «Ты не конь богатырский, коль дрожишь. Не слышал писку птичьего»?-

 крикнул Илья Муромец. Натянул богатырь лук и пустил стрелу весом в пуд. Стрела угодила в правый глаз Соловью – разбойнику, вылетела через левое ухо. Упал он с дерева. Илья Разбойник перевязал разбойника ремнем, привязал к седлу, повез на суд к князю Владимиру. Князь сказал:

 «Славный Богатырь, Илья Муромец! Быть тебе старшим в моей дружине. Будешь Русь от врагов и разбойников беречь».

Вопросы и задания к тексту:

  1.  На чем сидел Соловей –разбойник в темной роще?
  2.  Почему не мог ни сокол пролететь мимо, ни зверь пробежать?
  3. Что  сказал Илья Муромец своему коню?

   

  1. Что сделал Илья Муромец с Соловьем – разбойником?
  2.  Что сказал князь Владимир Илье Муромцу?
  3.  Пусть ребенок повторит словосочетания: « сокол не пролетит, зверь не пробежит», «писк птичий», « стрела угодила в правое ухо, а вылетела из левого глаза».

  7.Какое богатырское оружие вы знаете?

( Лук, стрелы, меч, щит)

8.Назовите слово со звуком л в начале слова, в середине (лук, стрелы)

 9.Какую одежду носит богатырь?

( кольчуга, шлем)

10.Назовите слова, обозначающие богатырское оружие, где звук Л произносим мягко, твердо?

11.Как звучит звук Л в имени богатыря, о котором мы рассказали былину.

( Илья – мягко)

12.Нарисуйте одежду и оружие богатыря.

Итог занятия.

Нам сообщили, что у нас где- то спрятан  ларец князя Владимира.

                                                     Княжеская грамота. 

Порадовали  меня, детушки!

Рассказали вы про дела старые

Про дела бывалые,

Чтобы море синее успокоилось,

Чтобы добрые люди послушались,

Чтобы молодцы призадумались,

Чтобы века не меркла слава русская.

   И  не перевелись на Руси богатыри?

 Какими должны быть наши мальчики и девочки?

 ( назвать прилагательные храбрый, отважный, смелый и т.д.)

Посылаю вам  медовые пряники для богатырского здоровья и премудрости  великой.                                                        

                                                                           Князь Владимир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Осенний листик", самоанализ занятия.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей ЦДТ «Светлячок»Занятие в объединении «Бусинка за бусинкой» по теме:«Осенний листик»Дата: 12 ноября 2013Время: 13.00– 13.45Мес...

Конспект занятия на тему: «Знакомство с русской матрешкой»

Цель: знакомство детей с народной игрушкой — матрешкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрешки.Воспитание эстетических, нравственных, патриотических чувств у детей, посредством народного дек...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: « ХОРОВОД – ОСНОВНОЙ ЖАНР РУССКОГО ТАНЦА»

Данное занятие направленно на приобщение детей к истокам народной культуры,бережное хранение и изучения танцевального фольклора и развитию творческих способностей детей....

Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...

Конспект занятия по теме: «Путешествие на поляну русских народных игр»

Создание условий для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России....