Самообразование
рабочая программа по теме

Андреева Венера Фатыховна

Работа с детьми, страдающих аутизмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)начальная школа - детский сад №10»

План по самообразованию учителя-логопеда.

Андреевой Венеры Фатыховны

Тема самообразования, изучаемая с 01.09.13 - 01.01.14:

Коррекционная работа логопеда-дефектолога при аутизме.

Цель:  Проведение логопедической  коррекции с аутичным  ребёнком.

  1. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.
  2. Подготовить и провести для воспитателей презентацию на тему «Ранний детский аутизм, причины. Диагностика. Коррекция аутизма».
  3.  Принять участие в методическом объединении.
  4. Проведение открытого занятия для педагогов на тему: «Развитие внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющегося базой для формирования общения и речи».
  5. С помощью специальных приёмов обучения, игр способствовать  развитию  способностей ребёнка переносить полученные знания и умения в рамки реального общения.
  6. Изучение литературы по теме самообразования.

Сроки

Форма работы

Оценка о выполнении

Сентябрь

Изучение современной литературы по теме самообразования.

Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

Октябрь

Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.                               Оформление папки-передвижки «Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики». Разработка индивидуального плана работы для  ребенка, страдающего аутизмом по развитию зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики».

Ноябрь

Разработка индивидуального плана работы для  ребенка, страдающего аутизмом по развитию слухового восприятия.

Декабрь

Выступление на  методобъединении.

Январь

Проведение открытого занятия для педагогов  «Развитие внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющегося базой для формирования общения и речи».

Февраль

Подготовить консультацию для педагогов на тему: « Развитие  сенсорно-перцептивной деятельности».

Март

Разработка индивидуального плана работы для  ребенка, страдающего аутизмом по развитию способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Апрель

Индивидуальная беседа с родителем ребёнка, страдающего аутизмом по развитию в домашних условиях навыка восприятия цвета, геометрических фигур.

Май

Написание отчета о проделанной работе. Выступление на педсовете о проделанной работе за учебный год.

Публикация в среде Интернета.

  • Работа по установлению контакта с ребёнком  с РДА должна проходить особенно осторожно.
  • Главным является снятие общей отрицательной оценки взрослого человека ребёнком.
  • «Приручая»» такого ребёнка, не нужно привлекать его зрительное внимание, обращаться непосредственно  к нему словом или жестом. После установления  к себе положительного  отношения нужно помнить о пресыщаемости подобного ребёнка в контактах, давая ему возможность отдохнуть, не прерывая тактильного  контакта. В моменты интенсивной вестибулярной стимуляции необходимо фиксировать аффективную связь момента удовольствия и взгляда, улыбки взрослого, добиваясь ответной реакции ребёнка.  
  • Задания на организацию зрительного внимания в данном случае будут неэффективны.

На начальных этапах обучения главной задачей является общая организация поведения: формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания. При этом важно, с одной стороны, подкреплять желаемое поведение ребёнка, а с другой – использовать его интересы для удержания его внимания.

В начале следует подбирать доступные ребёнку задания, создавая ситуацию успеха. сложность увеличивается постепенно, после того, как у ребёнка появилась установка на выполнение задания, причём взрослый на первых порах действует за ребёнка, управляя его руками (рисование, конструирование, манипуляции с предметом).

На начальном этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи.

Направления логопедической работы:

  1. Развитие слухового восприятия;
  2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;
  3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;
  4. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза;
  5. Развитие сенсорно - перцептивной деятельности;
  6. Развитие функций голоса и дыхания;

Развитие слухового восприятия

Задачи:

  • расширять рамки слухового восприятия, развить слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;
  • сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков;
  • развить способность дифференцировать неречевые и речевые звуки.

 Приёмы:

  • привлечение внимания к звучащему предмету;
  • совершение действий в соответствии со звуковым сигналом;
  • определение местонахождения  и направленности звука;
  • различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов;
  • запоминание последовательности звучаний (шумов предметов)
  • реагирование на громкость звучания;
  • узнавание и различение гласных звуков;
  • выделение слов из речевого потока;
  • развитие подражания неречевым и речевым звукам;
  • различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

Игры, направленные на формирование слухового внимания.

«Что звучит»?

 Перед ребёнком на столе  в ряд лежат разные  музыкальные инструменты – барабан, колокольчик, бубен, гармошка. Аналогичный набор находится за ширмой. Дошкольника знакомят с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание барабана за ширмой, ребёнку предлагается выбрать из предметов, находящихся перед ним, именно барабан и постучать по нему.

«Постучи по барабану»

Ребёнку предлагается определить, звучит ли барабан среди других предметов, а если  он его слышит, то производит имитационные движения руками.

«Определи, что я делаю»

перед ребёнком находится такой же набор предметов, как у логопеда – бумага, спички, карандаш, монеты, мяч. Ребёнку демонстрируются различные действия с этими предметами. Затем логопед ,производя действия с этими предметами за спиной ребёнка, побуждает его к самостоятельному воспроизведению аналогичного действия.

«Найди коробочку»

Ребёнка знакомят со звучанием коробочек с разными наполнителями (манка, горох, монеты, греча).  Затем ему предлагается найти такую же коробочку среди 3-х, 4-х одинаковых по внешнему виду коробочек.

Развитие зрительно-моторной координации,

 мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

Задачи:

  • Развить манипулятивную деятельность и мелкую моторику рук, глазодвигателей;  тактильно – проприоцептивные  и статико – динамические ощущения, чёткие артикуляционные кинестезии, тактильную память;
  • развить подвижность речевой мускулатуры, произвольность и дифференцированность мимических движений, кинестетический контроль  за мимикой и мышечными ощущениями;
  • научить воспринимать артикуляционные уклады звуков путём развития зрительно – кинестетических ощущений.

Приёмы:

  • Прослеживание по направлениям сверху вниз, справа налево, слева направо и пр.;
  • прослеживание прямых, ломаных, извилистых линий;
  • массажные расслабляющие (активизирующие движения);
  • Поведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех, щётка, ворс)
  • размазывание крема на различных поверхностях;
  • двигательные упражнения с погремушкой, платочком, флажком;
  • рисование в воздухе рукой;
  • пальчиковая гимнастика с речевым, эмоциональным сопровождением;
  • упражнения с пластилином;
  • артикуляционная и мимическая гимнастика;
  • задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;
  • упражнения на сопротивление;
  • автоматизация отдельных  артикулем;
  • выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

«Игры в сухом бассейне»

Логопед, читая стихотворный текст, побуждает ребёнка к одновременному выполнению движений в «бассейне», предварительно продемонстрировав их дошкольнику.

Мама и дочка стирали платочки

вот так, вот так!    Ребёнок совершает движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд-назад, пальцы растопырены.

Мама и дочка полоскали платочки

Вот так, вот так!        Делает движения кистью в направлении слева направо.

Мама и дочка полоскали платочки

Вот так, вот так!        Делает движения кистью вверх-вниз над «бассейном» .

«Походим пальчиками»

Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед, приподнимая кисть руки, отводит его большой палец назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким образом растяжку и мышечное напряжение и побуждает ребёнка перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» - пальчики побежали вперёд и пр.

«Где тут игрушка?»

В «бассейн» кладётся маленькая игрушка из «киндер-сюрприза». Ребёнок, перебирая песок, крупу и пр. (всё, что есть в ёмкости «бассейна»), отыскивает спрятанную игрушку. В последующие занятия можно положить 2-3 игрушки (показав предварительно их детям), а попросить ребёнка вытаскивать только конкретную .

Развитие способности к использованию

 невербальных компонентов коммуникации

Задачи:

  • развить невербальные компоненты коммуникации как социативной, волюнтативной, апеллятивной функции языка;
  • выражение коммуникативных потребностей с использованием невербальных средств коммуникации в конкретных предложениях в качестве их синтаксических составляющих;
  • расширение рамок коммуникации с окружающими;
  • преодоление апраксии и развитие кинестетического контроля.

Приёмы:

  • развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок, покачивание головой, приглашающий жест), сочетающийся со словесной инструкцией и без неё;
  • выполнение действий по невербальной инструкции;
  • ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;
  • моделирование ситуации, способствующей вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, не хочу);
  • выбор знака к предъявляемому жесту;
  • дополнение фразы жестом или рисованным знаком;
  • развитие мимики и жеста;
  • ситуативный диалог с использованием мимики и жестов;
  • демонстрация фотографий близких ребёнку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить;
  • имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх;
  • выполнение имитационных движений руками;
  • жестовое приветствие и прощание;
  • воспроизведение позы изображённого на картинке объекта;
  • выполнение имитационных движений.

Развитие сенсорно – перцептивной деятельности

Задачи:

  • формировать сенсорный и тактильный гнозис;
  • развивать восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов;
  • научить дифференцировать сходные цветовые тона и геометрические формы;
  • формировать пространственное моделирование образов и конструктивный  праксис.

Приёмы:

  • выработка умения ориентации в окружающем;
  • работа с тактильными таблицами;
  • выделение цвета;
  • ознакомление с размером и формой;
  • выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой);
  • выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;
  • соотнесение цветного и контурного изображения предметов;
  • дифференциация плоскостного и объёмного изображений;
  • конструирование из фигур с учётом цвета, размера, различных деталей; классификация по цвету, подбор определённой цветовой гаммы;
  • идентификация предметов и геометрических фигур;
  • работа с доской Сегена, кубиками Кооса.

Развитие функций голоса и дыхания

Задачи:

  • увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм;
  • развивать координированную деятельность дыхания, фонацию и артикуляцию, высоту, тембр и интонацию;
  • стимулировать мышцы гортани;
  • активизировать целенаправленный ротовой выдох;
  • формировать различную высоту и силу голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний ..

Приёмы:

  • упражнения на расслабление шейной мускулатуры;
  • активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;
  • тренировка носового выдоха (понюхать коробочки с различными наполнителями и выбрать из другого набора такие же запахи);
  • развитие произвольного речевого выдоха;
  • выработка произвольного контроля за объёмом и темпом выполнения движений;
  • выработка комбинированного типа дыхания;
  • упражнения на выработку контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;
  • различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха;
  • формировать длительный, целенаправленный выдох (подуть на свечу).

Развитие зрительно – пространственного

анализа и синтеза

Задачи:

  • формировать поисковую деятельность, расширить поле зрения;
  • выработать устойчивость, переключаемость, увеличить объём зрительного внимания и памяти;
  • развить стереогноз, умение ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве;
  • научить анализировать зрительный образ.

Приёмы:

  • нахождение игрушек в пространстве комнаты;
  • перемещение игрушек в заданном пространстве;
  • соотнесение игрушки с её изображением  на картинке;
  • определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон собственного тела;
  • выработка навыков ориентировки;
  • упражнения в перекрёстном ориентировании;
  • запоминание расположения предметов на плоскости(вверху, в центре, в правом углу);
  • определение различий в предметах и картинках;
  • конструирование по образцу;
  • выделение фигуры из фона;
  • учить узнавать предметы по их контурному изображению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...