"Пространственные представления: слева - справа"
методическая разработка

Данная методическая разработка включает в себя конспект и презентацию к уроку математики. Урок разработан для учащихся первого класса, обучающихся по программе VIII вида I вариант.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока38.63 КБ
Файл презентация к уроку898.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 432

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект урока по математике на тему:

«Пространственные представления:

слева - справа»

Класс: 1 «В» (VIII вид I вариант)

Учитель: Дугинова А.Н.

2012 - 2013 уч.год

Цель: формировать пространственные представления: слева – справа.

Задачи: 

  1. Продолжить формировать умение учащихся ориентироваться в правых и левых частях собственного тела, учить определять положение предметов в направлениях справа, слева;
  2. Корригировать и развивать внимание, мышление, речь, мелкую моторику;
  3. Воспитывать интерес к математике, аккуратность, умение слушать других,  не перебивая.

 Оборудование:

- плакат «Правильная посадка»;

- презентация;

- листочки с заданиями (на каждого ребенка);

- шаблоны кругов (на каждого ребенка);

- полоски красного и жёлтого цвета (на каждого ребенка).

Ход урока

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Примечание

I.Организация начала урока.

- Здравствуйте.

 - Садитесь. Проверьте, правильно ли вы сидите (обращает внимание на плакат «Правильная посадка»).

- Какое сейчас время года?

- Какой сейчас месяц?

- Правильно, а кто знает какое сегодня число?

- Какой сегодня день недели?

- Сегодня 10 сентября (пишет на доске) понедельник.

- Какой у нас сейчас будет урок?

Со звонком встают около своих мест.

Здороваются кивком головы.

Выполняют

Осень

Сентябрь

10

Понедельник

У нас будет урок математики.

Если дети затрудняются, учитель называет число и день недели сам. День недели обозначаем с помощью магнитов на доске:

II.Основная часть.

1.Устный счет

Счет до 10 и обратно.

Задание «Сосчитай, сколько».

2.Повторение пройденного.

3.Физкультминут-ка

4.Сообщение темы урока.

5.Работа по теме урока.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

6.Физкультминут-ка

7.Закрепление изученного

Задание 1

Задание 2

8.Итог урока.

- Давайте вместе посчитаем. Покажите ваши руки.

- Будем сгибать пальчики и считать. (показывает, начиная с мизинца левой руки: один, …)

- А теперь будем выпрямлять пальчики и называть числа в обратном порядке (показывает, начиная с мизинца правой руки: десять, …)

- Положите руки на парту. Будем считать по очереди по рядам. Начинает  Паша:

- Следующее задание: я буду хлопать в ладоши, а вам нужно сосчитать, сколько раз я хлопнула. Тот, кого я назову, будет считать вслух, остальные внимательно слушают и проверяют. Первым считает Андрей.

Хлопает три раза.

- Сколько раз я хлопнула?

- Ребята, правильно Андрей сосчитал?

- Следующей считает Рита.

Хлопает 6 раз.

(Алина – 4 раза, Семен – 8 раз)

- Посмотрите на экран. Что вы видите?

- Сколько шариков?

- Давайте сравним шарики по цвету и величине. По цвету шарики одинаковые или разные?

По величине шарики одинаковые или разные?

- Что изменилось?

Вместо маленького красного шарика появился большой желтый шарик.

- Давайте сравним эти шарики по цвету и величине. (аналогично пред.)

Раздает листочки с заданием.

- Что нарисовано на листочках?

- Сколько кругов?

- Чем отличаются круги?

- Раскрасьте большой круг синим цветом, а маленький – желтым.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

- Рядом с желтым кругом нужно нарисовать круг такой же величины и раскрасить его зеленым цветом. Чтобы нарисовать круг выберите сначала шаблон нужной величины.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

- Сколько на рисунке кругов?

- Отложите листочки на край парты.

- Встаньте около своих мест

Учитель показывает движения:

- Мы топаем ногами,

Топ-топ-топ! 
Мы хлопаем руками,

Хлоп-хлоп-хлоп! 
Качаем головой. 
Мы руки поднимаем, 
Мы руки опускаем, 
На месте мы пойдем.

- Покажите правую руку.

- Какая это рука?

- Покажите правой рукой правый глаз. Какой это глаз?

- Покажите правое ухо. Какое это ухо?

- Топните правой ногой. Какой ногой вы топнули?

- Покажите левую руку. (аналогично пред.)

- Садитесь на свои места.

Проверьте, правильно ли вы сидите (обращает внимание на плакат «Правильная посадка»).

- Мы с вами вспомнили, какая рука у нас правая, а какая левая. Правый глаз, ухо, щека, бок, нога  находятся с той же стороны, что и правая рука, а левый глаз, ухо, щека, бок, нога – с той же стороны, что и левая рука. Сегодня мы с вами будем учиться определять, где находятся предметы: справа или слева.

- Возьмите в правую руку карандаш.

- В какой руке находится карандаш?

- Положите карандаш на место. Возьмите в левую руку ручку.

- В какой руке находится ручка?

- Посмотрите на экран.

- В какой руке девочка держит шарик?

- Какой рукой мальчик везет машинку?

- Посмотрите вправо. Кто сидит справа от вас?

- Посмотрите влево. Кто сидит слева от вас?

Раздает цветные полоски.

- Положите красную и желтую полоски перед собой, как на экране.

- Положите руки на полоски (показывает как).

- Под какой рукой находится желтая полоска?

- Значит, желтая полоска находится справа. Повторите

- Под какой рукой находится красная полоска?

- Значит, красная полоска находится слева. Повторите

- Поменяйте полоски местами.

- Где находится красная полоска?

- Где находится желтая полоска?

- Встаньте около своих мест.

- Положите правую руку на пояс, положите левую руку на пояс.

- Топните три раза правой ногой. Топните два раза левой ногой..

- Поверните голову вправо, влево. (повторить 3 раза)

- Наклонитесь вправо, влево. (повторить 3 раза)

-Сделайте шаг влево, вправо, шаг вправо, влево.

- Поднимите руки вверх, встаньте на носочки – тянемся вверх. Встаем на полную стопу, опускаем руки.

(повторить 3 раза)

- Садитесь на свои места.

Проверьте, правильно ли вы сидите (обращает внимание на плакат «Правильная посадка»).

- Посмотрите на экран.

- Назовите животных (показывает)

- Какие это животные (дикие или домашние)?

- Кто больше?

- Кто меньше?

- Кто находится справа?

- Кто находится слева?

-Положите перед собой листочки, на которых вы раскрашивали круги. Вам нужно будет выполнить задание:

Андрей, Алина, Алеша и Рома должны  нарисовать так же как на экране. Используйте  шаблоны, которые лежат на парте.

- Остальным (перечисляет)  нарисуйте слева - большой круг, справа – маленький. Раскрасьте круги так, чтобы они были одинаковыми по цвету.

- Давайте проверим, как вы выполнили задание. Посмотрите на экран: какие круги по величине?

- Какие круги по цвету?

- Где находится красный круг?

- Где находится синий круг?

Показывает листочки с выполненным заданием: правильно сделал Андрей? и т.д.

- Остальные должны были слева нарисовать большой круг, а справа – маленький и раскрасить так, чтобы они были одинакового цвета.

Показывает листочки с выполненным заданием: правильно сделал Паша? и т.д.

-  Чему мы сегодня научились на уроке?

- Что нам в этом помогает?

- Правильно, зная, какая рука правая, а какая левая, мы легко можем определить, где находится предмет.

Выполняют.

Повторяют за учителем

Повторяют за учителем

Один

Сидящий за ним ребенок: два и т.д. до конца ряда. Следующим называет число ребенок, сидящий первым на другом ряду.

Один, два, три

Три раза

Да

Шарики

Два шарика

Шарики по цвету одинаковые – красные.

По величине шарики разные – большой и маленький

Ответы детей

Круги

Два круга

Величиной.

Один круг большой, другой маленький.

Выполняют

Выполняют

Три круга

Выполняют

Повторяют движения и слова за учителем.

Правая рука

Правый глаз

Правое ухо.

Правой ногой.

Выполняют

Выполняют

Карандаш находится в правой руке.

Выполняют

Ручка находится в левой руке.

Девочка держит шарик в правой руке.

Мальчик везет машинку левой рукой.

Отвечают по очереди: справа от меня сидит …

Отвечают по очереди: слева от меня сидит …

Выполняют

Под правой

Желтая полоска находится справа

Под левой

Красная полоска находится слева.

Выполняют

Ответы детей

Выполняют

Выполняют

Собака и кошка

Это домашние животные

Собака больше, чем кошка.

Кошка меньше, чем собака.

Справа находится кошка

Слева находится собака

Выполняют

Выполняют

Одинаковые

Разные: красный и синий.

Слева

Справа

Да

Да

Определять, где находятся предметы: справа или слева.

Руки

Если ребенок допустил ошибку, учитель еще раз хлопает и помогает ему исправить ошибку.

Слайд 4

Сначала отвечает один ребенок, если ответ правильный, нужно повторить его всем вместе

Слайд 5

Прилож. 1

Слайд 6

Учитель контролирует, как дети выполняют задание и раздает шаблоны.

Слайд 7

Слабые учащиеся получают 2 шаблона разного размера, сильные – 4

Зеленый круг появляется по щелчку.

Слайд 8

Учащиеся отвечают все вместе

Слайд 9 (без картинки)

Сначала отвечает один ребенок, если ответ правильный, нужно повторить его всем вместе.

Слайд 9 (картинка появляется по щелчку)

(картинка исчезает по щелчку)

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Сначала отвечает один ребенок, если ответ правильный, нужно повторить его всем вместе.

Слайд 14

III.Организация окончания урока.

- Вы сегодня все очень старались, справились со всеми заданиями. Молодцы.

- Урок окончен.

В раб. тетради выполнить задания на стр.14

Слайд 15 (надпись и звонок появляются по щелчку)

Приложение 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пространственные представления: слева - справа Учитель Дугинова А.Н. ГБС(К)ОУ школа № 432

Слайд 2

Цель урока Формировать пространственные представления: слева – справа.

Слайд 3

Задачи урока Продолжить формировать умение учащихся ориентироваться в правых и левых частях собственного тела, учить определять положение предметов в направлениях справа, слева; Корригировать и развивать внимание, мышление, речь, мелкую моторику; Воспитывать интерес к математике, аккуратность, умение слушать других, не перебивая.

Слайд 15

молодцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственного восприятия "Элементарные пространственные представления""

Конспект занятия на тему "Элементарные пространственные представления" сосотоит из 7 конспектов-занятий. Программа расчитана на детей с ЗПРР и для детей с отклонениями в развитии....

Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

В процессе логопедической работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представл...

Технологическая карта урока по предмету "Математические представления" по теме :«Упражнение «слева-справа».

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Математические представления"  для обучающихся с выраженной умственной отстальстью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)...

Конспект урока по теме: «Пространственные отношения: слева, справа"

ЦЕЛЬ: Систематизировать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева.ЗАДАЧИ:1) Формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, аналогии).2) Развитие речи, умение аргументи...

Технологическая карта урока по предмету "Математические представления" по теме : «Слева-справа».

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Математические представления"  для обучающихся с выраженной умственной отстальстью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)...