Елабуга - моя малая Родина
план-конспект занятия по теме

Исхакова Татьяна Васильевна

Данный материал ставит своей задачей укрепление познаний детей о своём родном городе с попктным применением коррекционных методов логопедии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elabuga_-_moya_malaya_rodina.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           Исхакова Т.В.

Тема «Елабуга – моя Малая Родина»

(подготовительная группа)

Задачи:

- коррекционно-образовательные:

Продолжать уточнять, систематизировать, расширять знания дошкольников о родном городе. Упражнять в работе по тризовским схемам, отражающим природу, исторические, культурные, архитектурные достопримечательности нашего города и окрестностей.

Автоматизировать звук «р» в речи.

- коррекционно-развивающие:

Развивать память, логическое мышление, любознательность, речевое творчество, мелкие мышцы рук.

- коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у детей чувство гордости за историческое, культурное наследие своего города, чувство уважения к старшему поколению елабужан, любовь к родному городу и его окрестностям.

Оборудование и материал:

Репродукции с изображением города Елабуги, картины И.И. Шишкина, карандаши, карточки с изображением недостающих частей транспорта, магнитофон, диск с записью мелодий, игрушка Незнайка, тризовские схемы, отражающие исторические, культурные, архитектурные достопримечательности нашего города.

Предварительная работа:

Заучивание пословиц и поговорок о Родине, рассматривание иллюстраций о городах Елабуга и Набережные Челны, чтение и заучивание стихов о нашем городе, экскурсия по городу, экскурсия в Дом-музей И.И. Шишкина.

Словарная работа:

Активный словарь – Кавалерист-девица, природа, дом-музей, Университет, Площадь Памяти, сквер, туристы.

Пассивный словарь – живописец, жительство.

Ход занятия:

I. Оргмомент:

Чаепитие в гостиной.

Дети, в этом году нашему городу исполняется 1000 лет. К нам приедет очень много гостей, туристов. Вот и сегодня у нас гости. Представьте себе, что мы находимся в малой гостиной Дома-музея  И.И. Шишкина. Творчество художника было тесно связано с родным краем.  

Замечательные пейзажные виды елабужских окрестностей продолжают и сейчас жить на полотнах живописца. Природа елабужских окрестностей вдохновила художника на  создание своих лучших произведений, которые принесли ему заслуженную славу.

Особенно известны и пользуются большой любовью картины «Сосновый бор», «Святой Ключ близ Елабуги», «Рожь», «Кама», «Корабельная роща» (демонстрация репродукций).

Постоянной и главной темой произведений И.И. Шишкина была тема Родины.

У каждого человека есть Родина. Как вы понимаете слово Родина? (ответы детей). Какие вы знаете пословицы и поговорки  о Родине?

- Всякому мила своя сторона.

- Человек без Родины – соловей без песни.

- Родина – мать, умей за нее постоять.

- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

- Для Родины своей ни сна, ни жизни не жалей.

Дети, у каждого из нас есть еще и Малая Родина.

«Малая Родина – островок Земли,

Под окном смородина, вишни расцвели.

Яблоня кудрявая, а под ней скамья

Ласковая, малая Родина моя!»

II. Сообщение темы:

Сегодня вместе с нашими гостями мы отправимся в необычное, сказочное путешествие по нашему любимому городу на разных видах транспорта. На ваших карточках изображены разные виды транспорта с недостающими деталями, вам необходимо дорисовать эти детали.

III. Характеристика звука “р»

IV. Развитие фонематического восприятия:

Внимание! Приготовьтесь остановить нужный транспорт. Я называю все виды транспорта, а вы выбираете слова со звуком «р»: автобус, лодка, ракета, троллейбус, трамвай, теплоход, электропоезд, вертолет.

V. Слоговой анализ однокоренных слов:

В путешествие с нами очень хочет отправиться Незнайка.

Упражнение «Помоги Незнайке»

Родина, род, родник, родители, родной.

Елабуга, елабужане, елабужанин, елабужанка.

VI. Пальчиковая гимнастика:

Люблю по городу гулять, («шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Люблю смотреть, люблю считать: (загибают по одному пальчику, начиная с мизинца)

Набережная – раз, Покровская – два,

Три – красавица Кама,

А четыре – Университет.

Пять – гуляю по Московской,

Шесть – к Спасскому Собору

Я схожу и на купол погляжу.

Семь – конечно, Летний сад

Как красив его наряд.

Восемь – шишкинские пруды

Были там, наверное, и вы.

Девять – повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять – из-за поворота вижу

Площадь Памяти народу.

VII. Составление рассказов «Эссе» по тризовским схемам (о Елабуге)

Уважаемые гости, наши дети познакомят Вас с архитектурным, историческим, культурным наследием нашего необыкновенного города Елабуги. Каждый выбирает карточку со схематическим изображением достопримечательности города, составляет рассказ, используя тризовские схемы.

«Елабуге».

Город Елабуга – чистая Высь,

Свет лучезарно-искристый.

Здесь воедино навеки слились

Реки, и ныне здесь пристань.

Пристань духовная для горожан,

Время над нею невластно.

Милый мой город, родимый мой край,

Где мне легко и прекрасно!

VIII. Физкультминутка:

Дорогие гости и дети, сядьте поудобнее, опустите руки, закройте глаза, расслабьтесь. Вы слышите прекрасную музыку, перед вами встают великие могучие деревья, сосновые боры, густые березовые рощи. А вот журчит родник, он весело бьет из земли. Такую красивую, необыкновенную природу изобразил на своих картинах великий художник-живописец Иван Иванович Шишкин.

IX. Итог:

Мы, елабужане, любим свой город и стараемся сделать его еще красивее:

Ты расти, расцветай наш город,

Пусть поет тебе Кама – река,

Поднимайся до самого неба

Чтоб ласкали тебя облака…

Наши дети очень старательно рассказывали о своем родном городе. Слово гостям. Что понравилось и запомнилось больше всего? (Ответы гостей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Стихи о Родине,о России. Малая Родина-Федоскино!

Сборник стихов поэтов России о Родине, поэтов Федоскино о своей Земле и о промысле....

Республиканский научно-краеведческий конкурс учащихся «Моя родина-Минии нютаг», посвященный 90-летию краеведа и публициста, государственного и общественного деятеля Д.Д.Дагбаева Номинация №3 «Исследования о малой родине» «Обоо Баян-Мандал: вчера, сегод

Традиционные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его к...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...