План конспект занятия "Покрой рукава"
план-конспект урока (10 класс) на тему

Рубан Ольга Ивановна

 

План конспект занятия (2 урока) по производственному обучению 10 класс раздел "моделирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka_pokroy_rukava.docx69.88 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект занятия по трудовому обучению.  10 класс коррекционной школы.

Тема урока:    Покрой рукава.

Цель:  формировать элементы творческого моделирования в разделе «Классификация и характеристика швейных изделий в процессе решения задач по теме «Покрой рукава».

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

Расширить и закрепить знания учащихся о формах и стилях рукавов в современных и исторических моделях различных эпох; сформировать представления учащихся о покрое одежды; ознакомить с характерными  признаками различных покроев рукава; научить приемам творческого моделирования рукавов.

Коррекционно-развивающая:    

       Развитие устной речи на основе нахождения различия между изделиями, описание модели; развитие мышления через умения сравнивать два предмета, выделяя признаки сходства и различия; развитие пространственного ориентира на основе правильного расположения рисунка на листе бумаги, соблюдение пропорций и размеров; развитие зрительного восприятия через описание изображения по основным характеристикам (свойствам).

Коррекционно-воспитательная:

  Способствовать развитию интереса к предмету; развивать художественный вкус, творчество и фантазию;

Тип урока:    комбинированный

Форма обучения:  групповая, индивидуальная.

Приемы:   ролевая игра.

Продолжительность урока:  40 + 40 минут.

Методы обучения:  словесные: беседа, рассказ, объяснение; наглядные: применение технических средств обучения; практические: наблюдение, практическая работа.

Оборудование, материалы и инструменты:

  •  компьютер, проектор, экран.
  •  раздаточный материал: шаблоны фигуры человека, таблицы «Признаки и характеристики рукавов», листы А – 4, карандаши линейки.

Наглядность: мультимедийные презентации «Рукава», «История моды  рукавов», «Покрой рукава», «Практическая работа», физкультминутка «Лови снежинку».

Межпредметная связь:      швейное дело 8 – 9 класс, письмо и развитие речи, рисование, история.

Ожидаемый  результат:

должен знать: разновидности покроя одежды, характерные признаки покроя рукавов;

должен уметь: распознавать вид одежды по покрою, выполнять эскизы моделей и составлять описание фасона по эскизу.

Здоровьесберегающая технология: физкультминутка для глаз, физкульминутка для мобилизации внимания.

Методическое обеспечение урока:

Дидактический материал:

  1. Мозговая Г.Г. Технология. Швейное дело. 8 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Г.Б. Картушина.  Технология. Швейное дело. 9 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Г.Б. Картушина,  Г.Г. Мозговая.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

Литература:

  1. Журнал «Школа и производство» № 2 – 1990.
  2. Махмутова Х.И. Конструируем, моделируем, шьем/ Х.И. Махмутова Книга для учащихся. – М.: 1994.
  3. Журналы мод.

Интернет-ресурсы:

  1. www.osinka.ru
  2. www.znautovar.ru
  3. fashion 2012.ru
  4. www.uchportal.ru
  5. www.myjulia.ru/artikle/406060/

Ход урока

I    Организационный момент  (2 мин)

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Создает психологический климат и настраивает  на урок.

– Какой день недели?

- Правда хорошо, что самый тяжелый день недели уже прошел. Мы вошли в ритм рабочей недели.

Учащиеся настраиваются на урок, отвечают на вопрос учителя.

- Желаю вам на данном уроке творческих успехов.

II   Беседа с опорой на имеющиеся знания.  (10 мин)

В 8 – 9  классе в разделе «Моделирование» мы изучали тему «Моделирование рукавов». Давайте воскресим в памяти наши знания по данной теме. Предлагаю рассмотреть иллюстрации современных моделей с различными видами рукавов.

(просмотр презентации «Рукава»)

Учащиеся просматривают презентацию с иллюстрациями и отвечают на вопросы учителя.

- Что такое рукав?   (слайд 1)

- Рукав – это деталь одежды.

Правильно. Рукав – это деталь одежды.

Предлагаю рассмотреть иллюстрации современных моделей с различными видами рукавов.

- Что объединяет данные рукава? (слайд 2)

- Эти рукава втачиваются в пройму. Втачные рукава.

-  По каким признакам различаются рукава друг от друга?  (слайд 3, 4, 5)

- Рукава отличаются друг от друга по силуэту, длине, обработки нижнего среза.

Коррекционное задание (слайд 6, 7, 8):

Учащимся предлагается рассмотреть эскизы рукавов и определить их сходство и различия, используя антонимы: короткий – длинный, расширенный – прямой, объемный – узкий.

Учащиеся определяют отличительные признаки рукавов используя антонимы:

- Это кроткие рукава. С левой стороны рукав, расширенный по линии низа, с правой стороны расширенный по линии верха.

- Оба рукава расширенные по линии низа и верха. С левой стороны рукав короткий, а с правой стороны длинный.

- Оба рукава длинные. Рукав с левой стороны расширенный по линии верха и узкий по линии низа, рукав с правой стороны прямой.

III   Мотивации учебной деятельности, сообщение темы занятия.  (8 мин)

Учащимся предлагается просмотреть историю моды рукавов.

(просмотр презентации «История моды рукавов»)

К каждому слайду учитель дает комментарии.

Учащиеся просматривают презентацию и получают сведения о рукавах.

Одежда является неотъемлемой частью для человека, и она может зависеть от таких факторов:

  • Местности (Африка, Якутия);   (слайд 3)
  • Времена года (весна, зима, лето);   (слайд 4)
  • От социального класса ( знатные особы, крестьяне);   (слайд 5)
  • От функционального назначения (от вида деятельности, профессии, характера человека);   (слайд 6)
  • Исторических эпох (барокко, ампир, классицизм и др.).   (слайд 7)

А рукав – элемент одежды, он тоже зависит от всех перечисленных факторов.

Давайте посмотрим, как менялась форма рукава в зависимости от смены исторических эпох.

Из истории моды рукавов.

Одежда большинства древних народов – египтян, персов, ассирийцев, греков не имела рукавов. Они появились значительно позже. (слайд 9)

В средневековую европейскую одежду рукава пришли из Византии. Они имели порой самую разнообразную форму (слайд 10).

В XV – XVI вв. рукав пышно украшаются: их прошивают тесьмой, простегивают узором, делают с прорезями, вышивкой. Типичным для женской одежды XVIII в. стали полудлинные рукава с кружевной оборкой. (слайд 11)

 А  также распространенными были очень короткие, так называемые буфы. (слайд 12)

В начале XIX в. появились очень широкие и пышные рукава, которые имели много названий (жиго, бараний окорок, слоновые). По окату рукава присборивались, сужаясь к запястью. Для поддержания этих довольно сложных форм, рукава дублировались специальными жесткими прокладочными материалами или крахмалились. Такая форма рукава подчеркивала  покатость плеч и хрупкость шеи. (слайд 13)

В конце XIX в. главенствует конусообразный рукав, широкий в плечах, суживающийся к запястью и плавно обтягивающий его. Используется также «ветчинные рукава», которые обрезались на сгибе руки, так что оставались вздутыми только в верхней части рукава, а в нижней плотно ее облегали. (слайд 14)

 XXI век умерен в экспериментировании с рукавами. Тем не менее и тут явствует стремление оживить одежду с помощью выразительной формы рукавов. В наши дни используется большое разнообразие форм и покроев рукавов, отличающихся красотой и комфортностью. (слайд 15)

- Кто занимается созданием и разработкой рукава?

- Созданием и разработкой рукава занимаются модельер-художник, модельер-конструктор.

Сообщение темы и цели занятия.

Тема нашего занятия «Покрой в одежде».

Сегодня на уроке вы узнаете, что означает покрой в одежды, ознакомитесь с характерными признаками различных покроев рукава, научиться использовать полученный знания в выполнении творческой практической работе.

Физкультминутка для глаз.  (3 мин)

Учащиеся выполняют гимнастику для глаз.

IV   Изучение  нового учебного материала.  (15 мин)

(Просмотр презентации «Покрой рукава»).

Покрой изделия определяется особым покроем рукава, членением основных деталей, расположением вытачек, швов и т.п. (слайд 3)

К основным покроям рукава можно отнести: классический втачной рукав с окатом разной высоты; рукава покроя реглан; цельнокроеные рукава и его разновидности. (слайд 4)  

Выбор покроя изделия зависит от свойств применяемой ткани, ее ширины, пластичности, масштаба и направления рисунка, от назначения модели, а главное, от рекомендаций моды и конкретной фигуры.  (слайд 5)

Покрой – конструкция изделия. Определяется в основном типом рукава и проймы (а.  втачные рукава,  б.   рукава реглан,  в. цельнокроеные рукава.).   (слайд 6)

Втачные рукава наиболее распространенные в плечевых швейных изделиях, они втачиваются в пройму изделия, имеют разную форму и длину. (слайд 7)

В изделиях с цельнокроеными рукавами спинка и полочка с рукавом составляют одну деталь, т. е. отсутствует границы между лифом и рукавом, поэтому лиф в изделии с цельнокроеными рукавами всегда имеет мягкую форму. (слайд 8)

Первоисточником цельнокроеных рукавов является японская одежда, представляющая собой длинный свободный халат с широкими рукавами. В 20веке рукав кимоно ввел в европейскую моду французский портной Поль Пуаре. Также стали называть рукав цельнокроеного покроя.

В зависимости от моды и применяемой ткани цельнокроеные рукав могут быть самые разнообразные: «летучая мышь», кимоно и др.

Рукава покроя реглан. (слайд 9)

Характерной особенностью этого покроя являются замкнутая линия проймы, идущая от горловины, и рукав, цельнокроеный с плечевой частью полочки и спинки.

Неизвестно кто создал покрой рукава «реглан», но известно, что он был создан специально для барона Реглана, который во время похода на Ватерлоу  потерял руку и, чтобы скрыть этот недостаток придумали такой покрой рукава.

В изделиях с рукавами покоя реглан вся плечевая часть лифа заполнена рукавом, что создает мягкую округлую линию плеча. Верхние срезы рукавов являются частью горловины изделия.

Покрой реглан используется при создании многих силуэтных форм одежды, особенно прямой и трапециевидной. Применяется чаще при создании детской одежды.

Первичное закрепление пройденного материала. (слайд 10)

Учащиеся дают комментарии к эскизам по покрою рукава.

Подводится итог первого урока.    (2 мин)

Рефлексия. Учащимся предлагается закончить фразу.

- Сегодня на занятии я …

- Мне понравилось …

- Я хотела бы …

Учащиеся продолжают предложения.

- Желаю чтобы вы с таким же хорошим настроем пришли на второй урок после перемены и активно приняли участие в дальнейшей работе.

2 урок.

Организационный момент    (1 мин)

                  В школе вновь звенит звонок,
                 Начинается урок.

                  Будьте собраны друзья,
                 Ведь без знаний нам нельзя!

Учащиеся настраиваются на урок, садятся за парты.

V    Осмысление, обобщение и систематизация знаний.   (15 мин)

На первом уроке просматривая слайды из презентаций мы вспомнили о разнообразии втачных рукавов, узнали, что означает покрой, научились определять покрой рукава по характерным признакам.

Рукава различного покроя (втачной, реглан, цельнокроеный) имеют одинаковые  признаки – форму (силуэт), окат, длину рукава и оформление низа рукава.

- Давайте вспомним различия по этим признакам.

Учащимся раздается таблица «Признаки и характеристика рукавов»

(Приложение 1)

Признаки

Характеристика

Покрой

Форма (силуэт)

Окат

Длина

Нижний срез

Втачной, реглан, цельнокроеный

Узкий, прямой, объемный, расширенный.

Плоский, в сборку, в складку.

Длинный, ¾, до линии локтя (1/2), короткий.

Манжет, косая обтачка, гладкий, с оборкой, волан, резинка.

Колонка «характеристика» заполняется учащимися в процессе беседы.

Физкультминутка. Упражнения для мобилизации внимания.   (4 мин)

VI   Практическая работа.    (20 мин)

Мы уже говорили о том, что созданием одежды занимаются художники-модельеры и модельеры-конструкторы.

На этом уроке давайте поиграем: вы художники-модельеры, работающие в экспериментальном цеху. Ваша задача – создать модель с рукавами, используя колонку «характеристика» из таблицы «Признаки и характеристика рукавов», проявив при этом творчество и фантазию. А покрой рукава вы получите в конверте от заказчика.

Учащимся  раздается раздаточный материал, в которых находится квадрат определенного цвета (зеленый, красный, синий).

-Цвет квадрата обозначает выбор покроя и признаков рукава заказчика, которые даны в таблице.

Таблица представлена в презентации «Практическая работа».  (слайд 2)

Учащиеся получают конверты с определенным цветом квадрат и в своей заполненной таблице подчеркивают заданный покрой и признаки данного рукава.

Как вы знаете, что для построения фигуры человека при разработке эскизов костюма художники и модельеры-конструкторы используют модуль (канон), в котором единицей измерения является высота головы (от темени до подбородка), укладываемая по высоте всей фигуры 8 раз.

I . . . . . . . .Голова 

II . . . . . . .От подбородка до линии груди 

III . . . . . . От линии груди до пупка 

IV ........... От пупка до лобкового скрещивания 

V ............ От лобкового скрещивания до середины бедра 

VI ........... От середины бедра до нижней границы коленей 

VII ......... От нижней границы коленей до середины голени 

VIII ........ От середины голени до основания стопы (подошвы) 

  В связи с тем, что женщины чаще всего носят обувь на каблуке, зрительно увеличивающем рост, последнее, восьмое  деление дается с учетом высоты каблука, равной 4 см. 

36419591

Необходимо учесть, что конец среднего пальца опущенной руки у человека среднего  роста приходится на середину бедра.    (слайд 3)

Учащимся раздаются шаблоны фигуры человека, листы А – 4.

Инструктаж к практической работе.    (слайд 4)

 (многие модельеры-художники используют готовые шаблоны фигуры человека)

  • Обвести шаблон фигуры человека на лист бумаги (расположение на листе – в центре); (приложение 2)
  • Провести (горизонтальные) условные линии на фигуре. (условные линии проводятся тонкой еле заметной карандашной линией).
  • Нанести на зарисованный шаблон эскиз своей модели с заданным рукавом.

VII   Подведение итога урока.    (5 мин)

Девочки показывают свои модели, дают описание рукава по характерным признакам.

Рефлексия. Самооценивание.

- У меня получилось …

- Я буду использовать …

- Свою работу на занятии я оцениваю …

Учащиеся самооценивают свои работы.

Наш закончился урок –

Вместе подвели итог.

Всем спасибо говорим

От души благодарим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспект урока "Моделирование ночной сорочки с цельнокроеным рукавом" 7 класс

Вспомните, кто носил в древности тунику? Правильно, древние римляне, да и не только они – тунику носили в Византии, на Руси и в других странах.  А как вы думаете, сейчас кто-нибудь нос...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект урока на тему: "Обработка нижнего среза длинного прямого рукава замкнутой манжетой"

План-конспект урока на тему: "Обработка нижнего среза длинного прямого рукава замкнутой манжетой" в 8 классе...

План-конспект группового логопедического занятия-развлечения. Тема: сказка «Рукавичка».

Уважаемые коллеги! Представляю  план-конспект логопедического занятия - развлечения с учащимися 1 класса( логопедическое заключение: общее недоразвитие речи 3 уровня). Занятие вызвало у реб...

План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 8 класс. Тема урока: Построение чертежа втачного рукава и притачной манжеты в М1:4.

Формирование умений и навыков по построению чертежа  в М1:4 втачного рукава и притачной манжеты....

«Конструирование плечевой одежды с цельнокроеным рукавом» План- конспект урока технологии для 6 класса

Работа содержит план - конспект и презентацию по теме «Конструирование плечевой одежды с цельнокроеным рукавом», технология 6 класс по УМК Симоненко В.Д....