Конспект бинарного урока "Построение чертежа наволочки в натуральную величину"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Рубан Ольга Ивановна

 

Конспект бинарного урока (трудовое обучение + математика) по теме "Построение чертежа наволочки в натуральную величину" 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_binarnogo_uroka_po_trudu_5_klass.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Бинарный урок  швейного дела и математики

Класс 5

                                       

Тема: Построение чертежа наволочки с клапаном.

   Преобразование чисел, полученных при измерении длины.

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и умений.

Методы проведения: беседа по теме, индивидуальные коррекционные задания, практическая работа под контролем учителя.

Цель:  Формировать знания и умения по выполнению чертежа однодетального изделия прямоугольной формы по заданным размерам.

Закрепление умений и навыков выполнять преобразования чисел, полученных при измерении длины.

Задачи:

     Образовательные:

Закрепить навыки, умения выражать крупные меры в более мелких и мелкие в более крупных; складывать и умножать числа, полученные при измерении; закрепить знания о геометрических фигурах.

Формировать умения построению чертежа изделия    прямоугольной формы по заданным размерам с использованием масштабной линейки; отрабатывать навыки использования измерительных инструментов.

Коррекционные:

Развивать и корригировать внимание, логическое мышление, мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.

Воспитательные:

Способствовать вниманию положительной учебной мотивации; воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность, умение работать в коллективе, взаимопомощь.

МТО линейки, треугольники, карандаши, карточки-задания, готовое изделие наволочки, выкройка наволочки.

МПС математика, развитее речи и письмо, черчение.

Словарная работа: Наволочка с клапаном, припуск, сантиметр (см), миллиметр (мм), масштабная линейка.

Ход урока

I. Организационный момент.

 – Какое сегодня число?

 – Какой день недели?

 – На каком уроке вы присутствуете?

Подготовка к уроку.

II. Введение в тему и сообщение темы урока.

Посмотрите сколько у нас гостей. Сегодня у нас необычный урок. Вы много раз задавали вопрос «Что такое бинарный урок?», надеюсь, что по заключении нашего занятия вы сами сможете ответить на этот вопрос. А сейчас начнем работу.  

 – Мы приступили к работе над новым изделием. Как  называется изделие? (Наволочка)

 – Давайте вспомним и составим план работы по изготовлению изделия. (Учащиеся, используя карточки, составляют последовательность работы по изготовлению изделия.)

 – Первый пункт плана «Снять мерки».

 – Чтобы узнать размер наволочки, нам необходимо снять мерку с подушки. Вы сняли мерки с подушки у вас дома?

– Запишите размеры  в таблицу мерок. (Учащиеся записывают мерки в тетрадь)

– Как обозначаются  мерки? (Ди, Ши)

 – Определив размер и записав мерку наволочки, мы можем приступить к следующему пункту плана по изготовлению изделия.  Как называется работа, к которой мы должны приступить?  (Построить чертеж)

 – Правильно. Тема нашего урока «Построения чертежа наволочки с клапаном». И сегодня на уроке, мы с вами научимся строить чертеж наволочки с клапаном, выполнять расчеты для построения и рассчитывать расход ткани на наволочку с клапаном.

III. Актуализация опорных знаний и представлений.

Решите кроссворд:

По горизонтали: 1. Кусочек специально обработанной резины для стирания написанного, нарисованного.  (Ластик)

По вертикали:  1. Простейший чертежный инструмент для проведения прямых линий и измерения размеров.  (Линейка)  2. Этот чертежный инструмент имеет три угла один, из которых прямой.  (Треугольник)   3.  Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом ведет, там заметку кладет.  (Карандаш)

–  Эти принадлежности помогут построить чертеж.

– Чтобы построить чертеж наволочки нужного размера, необходимо правильно выполнить расчет по заданным меркам. Для этого вам необходимы знания по математике.

 – Кто поможет вам выполнить математические расчеты? (Галина Михайловна)

Конечно, в этом  поможет учитель математики Галина Михайловна.

           

Математика.

Уроки математики очень тесно связано со многими учебными предметами. И уроки трудового обучения не исключение. Знания, полученные на моих уроках, вы очень часто применяете на уроках труда. На примере сегодняшнего урока мы совместно с Ольгой Ивановной покажем вам тесную связь уроков математики с уроками швейного дела. А вы в свою очередь, продемонстрируете свои знания и умения.

  1. Повторение мер длины, соотношения мер длины.

1. Чтобы правильно и точно построить чертеж наволочки, повторим меры длины. А для этого нам необходимо ответить на вопросы - подсказки.

- Мера  длины, удобная для измерения расстояния между городами. (км)

- Мера длины, применяемая для построения отрезков. (см)

- Мера  длины, равная 10 см. (дм)

- Самая маленькая мера длины. (мм)

- Какую меру мы еще не назвали? (м)

2. Расположите карточки с единицами измерения начиная с наименьшей. (мм, см, дм, м, км)

3.  Какие единицы измерения вы будете использовать при построении чертежа наволочки?  (мм, см, м)

4.  Вспомните соотношения мер длины. Сколько в 1 см – мм? В 1 м – см?

 II.    Практическая работа.

Для того, чтобы правильно рассчитать расход ткани на наволочку, вы должны уметь выполнять некоторые расчеты  (задания на карточках)

1. Перевести крупные меры в более мелкие и мелкие в более крупные.

3 см 4 мм = __ мм          620 см =___м____см

5 м 12 см = __ см             25 см =____см____мм

2. Сложить числа, полученные при измерении длины.

60 см

60 см

     см

                  м   см

3. Умножить числа, полученные при измерении длины.

60 см х 2 = ___ см = __ м __ см

III. Физминутка. (начертить геометрические фигуры в воздухе: квадрат, прямоугольник, круг)

IV. Коррекционное задание «Геометрические фигуры».

V. Задание на логику «Квадрат» (работа по шаблону)

- обведите шаблон квадрата

- достройте квадрат до прямоугольника, используя шаблон

- какая геометрическая фигура получилась?

- как получили прямоугольник?

- из сколько квадратов получили прямоугольник?

-что можно сказать о длине прямоугольника? (Длина прямоугольника = 2 длинам квадрата)

Мы вспомнили и повторили единицы измерения длины, действия с мерами длины, геометрические фигуры.  Я думаю, эти знания вы будете применять в построении чертежа наволочки и  других изделиях, над которыми вам предстоит еще научиться работать.

 – Конечно, эти знания нам помогут. Давайте скажем большое спасибо Галине Михайловне.

Продолжение занятия по швейному делу.

Продолжим работу над изделием под названием наволочка.

Обратите внимание на выкройку наволочки, она прямоугольной формы, но состоит из разных геометрических фигур, назовите их. (Прямоугольник, квадрат, и квадрат)

Самостоятельная работа.

Выполнить расчеты для построения чертежа по меркам:

Ди – 30 см

Ши – 30 см

По расчетной формуле: (Ди х 2) + 12 = 72  (где 12 см это клапан)

IV. Инструктаж к практической работе.

Масштабная линейка.  (Измерительный инструмент для построения чертежа уменьшенных размеров)

Линии для построения чертежа. (Тонкая сплошная линия, основная сплошная линия, вертикальная линия, горизонтальная линия, наклонная линия.)

Чертеж выполняется аккуратно, точки на чертеже отмечены буквами.  (Буквой В обозначается верхняя линия, буквой Н обозначается нижняя линия.)

Физ.минутка.  (в игровой форме)

А сейчас,  мы с вами сходим в магазин за тканью.

 – Идем в магазин – ходьба на месте.

 – Заглянули в один отдел – не то, в другой – не то, в третий – посуда, в четвертый – телевизоры – наклоны в стороны, повороты головы.

 – Не можем найти, что за магазин? – пожали плечами.

 – Тут еще шнурок развязался, другой – наклоны вперед.

 – Наконец-то нашли!

 – Подбираем ткань на ощупь – щупаем.

 – Купили ткань, и пошли домой – ходьба на месте.

 – Сели.

V. Практическая работа.

Построение чертежа наволочки с клапаном в М = 1:4, выполняется по инструкции учителя.

Оформление чертежа основной сплошной линией. Оформление линии перегиба и линии клапана тонкой основной линией.

VI. Заключительная часть.

Проверяется и оценивается качество выполненной работы, аккуратность.

За правильно выполненную работу по преобразованию чисел, умение складывать и умножать числа при измерении, работу с геометрическими фигурами, вы заслуженно получаете оценку …

Домашнее задание.

Рассчитать расход ткани по своим меркам.

VII. Рефлексия.

 – Вам понравился урок?

 – Помогла ли вам математика освоить построение чертеж наволочки?

 – Как вы думаете, важно ли знать в швейном деле математику?

 – Попробуйте ответить на вопрос «Что такое бинарный урок?».

 – Знания, каких еще предметов нам помогут в изучении швейного дела?

В дальнейшем вы убедитесь, что знания всех предметов, которые вы изучаете в школе, вам помогут в швейном деле и в приобретении будущей профессии.

Желаю вам хорошей учебы и большого стремления к знаниям!


Кроссворд


Мерки

Ди = 30 см

Ши = 30 см

Выполнить расчет по формуле:

(Ди х 2) + 12 см 


Карточка-задание «Геометрические фигуры»

  • Измерьте длину и ширину квадрата.
  • Сделайте вывод.
  • Квадрат 1 разделить на 4 равных квадрата.

  • Квадрат 2 разделить на 2 равных треугольника.
  • Из квадрата 3 получите два равных прямоугольника.
  • Измерить  длину и ширину одного прямоугольника.
  • Сделайте вывод по прямоугольнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Построение чертежа наволочки".

На  уроке учащимся даются сведения о наволочках, построение чертежа   и изготовление выкройки наволочки....

Всё о бобрах в натуральных числах (конспект бинарного урока)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Натуральные числа" с использованием сведений о бобрах. Цель: учить в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществляя перенос в новые деятельнос...

Карта урока технологии с использованием технологии формирующего оценивания " Построение чертежа фартука в натуральную величину"

Урок технологии по разделу "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" по теме " Построение фартука в натуральную величину"...

Конспект урока "Выбор и перевод выкройки в натуральную величину. Подгонка выкройки на свой размер".

Цель: закрепить знания и умения по переводу различными способами чертежей выкроек в натуральную величину;  корригировать познавательную деятельность, через постановку проблемных вопросов; воспиты...

Конспект урока Построение чертежа основной детали сумки хозяйственной и детали ручки в натуральную величину

Конспект урока Построение чертежа основной детали сумки хозяйственной и детали ручки в натуральную величину...

План-конспект урока. Тема : Построение чертежа юбки в натуральную величину. Изготовление основы выкройки.

Формирование умений по построению чертежа основы прямой юбки в натуральную величину и заготовке лекал....

План-конспект урока в 9 «а» классе по теме: «Перевод выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод»

План-конспект урока в 9 «а» классе по теме: «Перевод выкроек в натуральную величинуиз приложения к журналу мод»...