Дифференциация звуков /с-ш/ /ж-з/
план-конспект занятия по теме

Степанова Екатерина Николаевна

Конспект логопедического занятия в 3 классе на тему "Дифференциация звуков /с-ш/ /ж-з/"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_v_3_klasse.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                          Специальная (коррекционная) общеобразовательная

           школа-интернат VIII вида города Кольчугино Владимирской области

Конспект

логопедического занятия в 3 классе

Тема: Дифференциация звуков /с-ш/ /ж-з/

Учитель-логопед: Степанова Екатерина Николаевна

Идентификационный номер: 265-249-964

                                                          Кольчугино 2012 год


Тема занятия: Дифференциация звуков (с) (ш) (з) (ж)

Цель занятия: Упражнение в сравнении, различии и правильном произношении звуков (с) (ш) (з) (ж) в слогах, словах, фразах, рассказе.

Задачи:

  1. Повторение характеристик этих звуков;
  2. Совершенствование навыков согласования существительных  с числительными по родам;
  3. Упражнение  в звуковом анализе и синтезе слов- паронимов;
  4. Развитие связной речи;
  5. Закрепление навыков чтения;
  6. Становление логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.

Оборудование:

  • Предметные картинки на изучаемые звуки, опорные картинки;
  • Магнитная доска, магнитные буквы, бумажные буквы;
  • Конверты со словами (для составления предложений);
  • Письмо с загадками;
  • Магнитофон;
  • Карточки с заданиями;
  • Тетради.

Ход занятия:

Ι. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята!

А что это за шум в коридоре? Кто-то к нам идет (входит почтальон).

Ребята, сегодня для вас в школу пришло письмо от лесных жителей. Интересно, что в нем?  (открываю конверт).

Здесь загадки!  Попробуйте их отгадать. (Дети отгадывают загадки, отгадки-картинки помещаю на доску).

  • Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в шкурке серой - летом.          (Заяц)

  • Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.                       (Ежик)

  • Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый- краса,

А зовут ее - …                         (Лиса)

  • Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.

Любит рыбу, любит мед

И в малинник забредет.          (Медведь)

ΙΙ.Сравнение звуков

Логопед:

- Какие пройденные звуки вы услышали в словах-отгадках?

 Вывешиваются на доску звуки (с) (ш) (з) (ж)

- Правильно, чем они похожи? (все они согласные, твердые).

- Чем эти пары отличаются? Давайте проверим! Звуки (с) (ш) – глухие, поставим ладошку к горлышку, горло спокойное, значит (с) (ш) какие звуки?

Правильно, глухие. А теперь произнесем (з) (ж), есть вибрация –это звонкие звуки.

ΙΙΙ.Развитие фонематического слуха

Дидактическая игра «Телефон».

Логопед:

-  Давайте поиграем!

Дети произносят слоги и называют звуки, присутствующие в них:

са-за -ша - жа, оз - ош - ус - уш, ши - сы, зы-жи,  са, шо, зо - жо, су- шу, зу-жу.

ΙV. Дифференциация звуков в слогах

Логопед: Посмотрите на доску. На доске картинки с изображением зверят:

ЗАЯЦ, ЛИСА, ЕЖ, МЕДВЕДЬ.

- Дети, ваша задача: взять предметные картинки со своих столов и распределить по нахождению в них звуков на магнитной доске  на 4 столбика.

Объяснить свой выбор и место звука в слове. Например: подарить картинки зверятам, зайцу - зонт, лисе - бусы.

СЛОВА: БУСЫ, ШУБКА, ШАР, ЗОНТ, ПИЖАМА, ЖУК.

V. Дифференциация звуков в предложениях

Логопед:

- Ребята, на ваших столах лежат конверты, в которых находятся перепутанные слова. Вам необходимо правильно сложить их, прочитать получившиеся  предложения.

мышка

кошка

напала

на

Кошка напала на мышку.

мишка

шишка

на

упала

Шишка упала на мишку.

-Какие звуки услышали в предложениях?

Запишите эти предложения в тетради.

VΙ.Звуковой анализ и синтез слов. Логопедическое лото

Логопед:

- На доске картинки, ваша задача определить место звука в слове

(4 картинки: Ш-С, Ж-З). У нас есть еж, он волшебный, он встает только на правильный ответ.

Начало слова, середина, конец. Куда побежит ежик?

Ш - шапка, шары, груша, лошадь, мышь, камыши.

С - самолет, оса, автобус, синичка, гуси, карась.

Ж - жираф, желуди, жук, нож, ножницы, мороженое.

З - заяц, зонт, коза, зебра, зеркало, корзина.

VΙΙ.Физкультминутка

Логопед:

- А теперь мы немного отдохнем!

Я читаю стихотворение, вы выполняете движения. Звучит музыка. Послушайте, какие звуки вы услышали?

«ДОЖДИК»

Дождик вылился на луг,

Стало много луж вокруг.

Засучив скорей штанишки,

В лужу прыгнули мальчишки.

Порезвиться захотели-

Закружились, загалдели…

Я смотрю: на них рубашки

Стали, словно промокашки.

(Аудиозапись музыки дождя. В каких словах вы услышали знакомые звуки С-Ш,З-Ж?)

VΙΙΙ. Дифференциация звуков в рассказе

Логопед:

-Заканчиваю рассказ, слушайте внимательно.

(При чтении рассказа выставляются на магнитную доску картинки:

МЕДВЕДЬ, ВЕТКА (валежина), БЕЛКА С ШИШКОЙ, ЗАЯЦ, СОРОКА, ЛОСИ.

- Слушайте, в конце рассказа вас ждет кроссворд.

«Как медведь сам себя напугал».

Вошел в темный лес медведь - хрустнула под тяжелой лапой ветка. Испугалась белка на елке - выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц с лежки, помчал в чащу. Наскочил на сороку, та подняла крик на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают. И позади кто-то топочет!? Не уйти ли лучше? Рявкнул медведь и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, что позади заяц потопал и белка ему шишкой в лоб угодила! Так медведь сам себя напугал!

(по Н.Сладкову)

Разгадывание кроссворда.

С

Б

З

М

Ш

Л

В

  • Ключевым словом в кроссворде является фамилия автора рассказа.
  • В кроссворде написаны начальные звуки слов.

     - Дети, ваша задача отгадать слова.

  • Отгадывание: о ком и о чем идет речь в этом рассказе?
  • Какое слово получилось по вертикали? (фамилия автора)
  • Прочитаем его  вместе.

ΙX. Разгадывание ребусов, кроссвордов:

На карточках для вас задание. Отгадайте ребус и кроссворд. Задание читаем очень внимательно.                        

                                     

   

Ответ: ШАРФ

Кроссворд: Давайте угадаем, какие животные спрятались в этих клетках?

3

1

2

По горизонтали:

  • Маленькая, серенькая, живет в норке (мышка).
  • Кто ходит в иголках? (ежик)

По вертикали :

  • Название животного, который спит в берлоге (мишка)
  • Как зовут зверька, у которого белые волосы на щеках, спинке и хвосте? (барсук)

Игра «Чемоданчики».

- Какие животные спрятались в чемоданчиках?

На доске схематично изображены чемоданы, на которых буквы:

О, К, А, К, Ш (кошка)                              Ф, Р, Ж, И, А (жираф)

Ы, М, Ш ,А, К (мышка)                            К, У, Ж (жук)

И, М, К, Ш, А (мишка)                            

Л, Д, Ш, О, А, Ь (лошадь)                         Я, З, А, Ц (заяц)  

М, О, С (сом)

С, А, О (оса)                                                З, О, К, А (коза)

Л, О, Н, С (слон)                                         Б, Е, Р, З, А (зебра)

X. Подведение итогов, награждение

Логопед:

- Молодцы, справились с заданиями. А белочка из сказки  приготовила вам подарок! В коробочке орешки (в сахаре), раздаются   всем детям.

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук

Цель занятия: Сравнение и дифференциация  звуков [т] и [д].Задачи:  Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».

На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...