ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ «ОРИЕНТИР»
методическая разработка (9 класс) по теме

Чмелева Наталья Геннадьевна

Программа по профориентации предназначена для работы с детьми старшего звена  с легкой степенью умственной отсталости. В программе указываются основные направления деятельности, раскрывается роль педагогов, предлагается тематика мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ   «ОРИЕНТИР»

Чмелева Наталья Геннадьевна

п.Таёжный

Богучанский район

chmeleva1977@mail.ru

Программа по профориентации предназначена для работы с детьми старшего звена  с легкой степенью умственной отсталости. В программе указываются основные направления деятельности, раскрывается роль педагогов, предлагается тематика мероприятий.

 

Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленная на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий, которая проводится под руководством заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя, воспитателей, учителей трудового обучения и социально-бытовой ориентировки, социального педагога.

Цель: социализация личности выпускника.

Задачи: формирование положительного отношения к труду; оказание помощи в определении жизненных перспектив; развитие коммуникативных способностей; содействие в профессиональном ориентировании; обучение навыкам самостоятельного поиска работы.

Принципы:

  1. Систематичность и преемственность.
  2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
  3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
  4. Межведомственное взаимодействие школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных  организаций.

Основные направления:

 -Профессиональная информация - включает в себя сведения о мире профессий; личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения; о системе учебных заведений и путях получения профессии; о потребностях общества в кадрах.

-Профессиональное воспитание - включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы старшеклассник пробовал себя в самых различных видах деятельности.  

- Консультации ПМПк специалистов  - изучение личности учащегося и, на этой основе выдача рекомендаций.

Формы работы: анкетирование; деловые, ролевые, ситуационные игры; экскурсии; беседы; встречи с интересными людьми; конкурсы; занятия с элементами тренинга.

Пути реализации:

-Классные часы:   «Твои жизненные планы»,  «Школа… А дальше?»,  «Профессии твоих родителей»,  «Твоя судьба в судьбе района»,  «Мои компетенции».

-Экскурсии:  «Стройки Нижнего Приангарья»,  «Районный  краеведческий музей  (зал «Ремёсла  ангарцев»)»,  «Столярный цех»,  «Хлебопекарня»,  «Поселковая администрация»,  «Таежнинская участковая больница».        

-Встречи:  с преподавателями училищ края,  со специалистами Центра занятости населения Богучанского района, с интересными  людьми рабочих профессий,  с выпускниками  школы,  учащимися профессиональных училищ.

- Общественно-полезная деятельность:  летняя трудовая  практика, самообслуживание  в классе и школе, уход за закреплённым участком школьной территории, выращивание   цветов на пришкольном участке.

- Участие в «Празднике труда»,  в  выставках декоративно-     прикладного творчества  разных уровней.

- Просветительская работа: создание классного уголка « Выбираешь профессию-выбираешь судьбу»,  использование материалов школьного краеведческого центра «Нижнее Приангарье – новая жизнь» и  материалов, предоставленных Центром занятости населения  и  ПУ.

Ожидаемые результаты:

- Социально адаптированная личность, владеющая основами трудовой нравственности, конкурентноспособная на современном рынке труда.                                          

- Профессиональное определение выпускников на май месяц – 100%.

- Уровень социальной адаптации выпускников в течение первого года после окончания школы не ниже 85 %.

Деятельность социального педагога и классного руководителя:

- Консультирование родителей по профориентационным вопросам.

- Анкетирование учащихся 8-9-х классов по профориентации.

- Выступление на общешкольных и классных родительских собраниях.

- Организация встреч  воспитанников с выпускниками прошлых лет.

- Проверка обеспечения места жительства выпускников,  не имеющих закрепленного жилья.

Деятельность учителя социально-бытовой ориентировки

- Проведение традиционных мероприятий «Мы за чаем не скучаем».

- Оформление стендов:  «Древо возможностей», «Я и мой выбор».

- Экскурсии в магазин, аптеку, банк, почту, администрацию, больницу.

- Проведение деловых, сюжетно-ролевых игр.

Деятельность воспитателей:

-Беседы на воспитательских часах общения.

-Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

-Проведение трудовых десантов.

-Организация санитарно-гигиенических мероприятий.

-Ведение трудовых книжек в группах.

-Проведение экскурсий.

Деятельность учителей трудового обучения:

-Проведение долговременной трудовой игры.

-Выбор лучшего бригадира трудовой группы.

-Участие в профессиональном конкурсе «Лучший по профессии».

-Прохождение трудовой практики.

-Ведение трудовых книжек по итогам работы в трудовых мастерских.

-Выполнение заказов школы по пошиву и ремонту одежды, ремонту мебели.

-Встреча со специалистами центра занятости.

Библиографический список:

  1. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: Просвещение, 1991.
  2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М.: ВАКО, 2005.
  3. Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: ВАКО, 2005.
  4. Меттус Е.В., Турта О.С., Литвина А.В. Учимся выбирать профиль обучения / для учащихся /7-11 классов/ - СПб.: КАРО, 2006.
  5. www/nsportal.ru.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профориентационной работы в школе.

Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...

Программа профориентационной работы с подростками.

Разработанная программа является методическим пособием, которое предлагает новый подход в профориентации учащихся, направленный на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её ак...

программа профориентационной работы в школе

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...

Программа профориентационной работы с классом "Выбираю путь"

Данная программа составлена для работы с учащимися старших классов по профориентационной работе. В ней раскрываются цели, ьзадачи и основные принцмпы работы. Планиремым результатом является оказание п...

занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"

Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....

Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»

«Успешное выполнение деятельности, является  важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества,  острое социально-экономическое значе...

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Оглавление1.​ Актуальность, информационное обоснование программы.2.​ Цели и задачи программы.3.​ Механизм реализации программы.4.​ Психолого-педагогическое обоснование содержания программы.5.​ Содержа...