Программа профориентационной работы с подростками.
методическая разработка по психологии (9 класс) по теме

Семенова Елена Юрьевна

 

Разработанная программа является методическим пособием, которое предлагает новый подход в профориентации учащихся, направленный на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её активизацию и развитие, формирование социальной компетентности. Программа структурируется в виде модулей, объединенных по деятельным и функциональным признакам.

Первый модуль даёт общие сведения о профессиях. Способы классификации, условия выбора и т.п.

 

Второй модуль направлен на формирование образа «Я», диагностику личностных особенностей, выявление профессиональных склонностей и интересов, соотнесение индивидуальных качеств с требованиями выбранной профессии.

 

Третий модуль знакомит школьников с сегодняшним рынком труда, требованиями, предъявляемыми персоналу.

 

Четвёртый модуль направлен на изучение технологии поиска работы, формирования механизма принятия решений. Помощь в постановки цели и построения профплана.

 

По каждой теме даны подробные рекомендации, специальная литература. Разработана система контроля изучаемого материала в виде промежуточных тестов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_proforientacionnoy_raboty.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа профориентационной работы с подростками.

Пояснительная записка и обоснование актуальности программы.

Молодым людям недостаёт социального опыта, умения применять полученные знания в реальной жизни, найти себя в обществе. Положение усугубляется слабой подготовленностью выпускников, их неконкурентоспособностью на рынке труда.

Специфика контингента выпускников на рынке труда состоит в следующем:

  1. Низкий уровень информированности о рынке труда, об условиях дальнейшего обучения

  1. Отсутствие опыта работы, специального образования

  1. Низкий уровень активности, мотивированности собственного трудоустройства, психологическая неготовность к самостоятельным действиям.

  1. Массовая правовая безграмотность в области подросткового труда

Разработанная программа является методическим пособием, которое предлагает новый подход в профориентации учащихся, направленный на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её активизацию и развитие, формирование социальной компетентности. Программа структурируется в виде модулей, объединенных по деятельным и функциональным признакам.

Первый модуль даёт общие сведения о профессиях. Способы классификации, условия выбора и т.п.

Второй модуль направлен на формирование образа «Я», диагностику личностных особенностей, выявление профессиональных склонностей и интересов, соотнесение индивидуальных качеств с требованиями выбранной профессии.

Третий модуль знакомит школьников с сегодняшним рынком труда, требованиями, предъявляемыми персоналу.

Четвёртый модуль направлен на изучение технологии поиска работы, формирования механизма принятия решений. Помощь в постановки цели и построения профплана.

По каждой теме даны подробные рекомендации, специальная литература. Разработана система контроля изучаемого материала в виде промежуточных тестов.

 

Тема №1. Что такое профессия? Классификации профессий. Анализ профессий.

Основные признаки профессиональной деятельности. Средства труда. Характеристика профессий.

Цель:

- дать определение профессии

- ознакомить учащихся с пятью типами профессий (по предмету труда)

- по характеру труда (исполнительские, творческие)

Методическое обеспечение – схемы, таблицы на доске, профессиограммы.

Рекомендуемая форма проведения – дискуссия, беседа.

Методические рекомендации.

Дать подробное определение профессии. Объяснить различие между понятиями профессия и специальность. Какие новые профессии появились?

Предложить ученикам заполнить таблицу.

Типы  подтипы профессий

Перечислить профессии данного типа

Перечислить требования, предъявляемые профессией к человеку

1

Человек природа

Микробиолог, ветеринар, лесник, агроном

Выносливость, наблюдательность, терпимость к недостаткам комфорта и др.

Литература:

 Симоненко В.Д. «Профессиональное самоопределение».

Л. Шеховцова, О. Шеховцов «Психологическое сопровождение выбора профессии в школе».

Тема №2 Условия выбора профессии  («хочу», «могу», «надо»).

«Хочу»- склонности, желания, интересы личности.  «Могу» - человеческие возможности (физиологические, психологические ресурсы личности). «Надо» - потребности рынка в кадрах.

Цель:

- дать общее представление об основах выбора профессии

- практическая оценка склонностей, интересов

Методическое обеспечение – бланки тестов.

Рекомендуемая форма проведения – дискуссия.

 

Методические рекомендации.

Ознакомить учащихся с основными составляющими выбора профессии «хочу», «могу», «надо». Рассказать, что побуждением к деятельности человека выступают его потребности. Так, намерение получить профессию,  продиктовано интересом к ней,  и  потребностью этот интерес удовлетворить. То  есть «хочу» - это интересы, склонности к определённой деятельности, желания. Интересы могут переходить в склонности – стремления заниматься определённой деятельностью. Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Например, когда есть интерес к живописи, но нет стремления, стать художником. Это значит, что есть интерес, а склонность отсутствует. Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонность – «хочу сделать». Профессию необходимо выбирать с устойчивыми интересами и склонностями.

«Могу» -  указывает на свойства личности, которые являются потенциальными и актуальными способностями для определенной профессии.  «Могу» - личные качества, обеспечивающие успешность профессионального обучения, его результативность. Любая специальность имеет свой специфический набор профессионально важных качеств. Чтобы объективно решить вопрос о своей профессиональной пригодности и ответить на вопрос «Что я могу?», необходимо реально оценить свои способности и недостатки. «Могу» - способности (умственные, организаторские, волевые качества), темперамент, состояние здоровья.

К «надо» относятся знания необходимых путей и средств достижения целей, потребность рынка труда в специалистах по выбранной профессии.

Рекомендуемые тесты «Карта интересов» или «Профиль», тест Йовайши, тест Холланда, ДДО.

Для определения мотивов выбора профессии можно воспользоваться опросником «Мотивы выбора профессии» автор Овчарова., позволяющим выявить внутреннюю и внешнюю мотивацию, а также положительные и отрицательные мотивы. К положительным мотивам относятся заработок, стремление к престижу, возможность продвижения по служебной лестнице, а к отрицательным – боязнь осуждения, наказания, давления, критики.

Литература:

Справочник школьного психолога

Симоненко В.Д. «Профессиональное самоопределение».

Л. Шеховцова, О. Шеховцов «Психологическое сопровождение выбора профессии в школе».

Тема №3. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

Способности общие и специальные. Понятие профпригодности. Профессионально важные качества.

Цель:

- дать определение способности, профпригодности

- помощь в определении профессионально важных качеств исходя из профессиональной направленности учащихся и требований конкретной профессии.

Рекомендуемая форма проведения –  беседа, тестирование, дискуссия.

Методическое обеспечение – бланки тестов.

Методические рекомендации.

Рекомендуется, в ходе обсуждения с учащимися повторить из чего складывается одна из составляющих выбора профессии «могу». Выяснить, чем отличаются общие способности от специальных.

Профессионально важные качества – индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности. Любая профессия имеет свой спецефический набор профессионально важных качеств. При заполнении методик ДДО, Холланда были выявлены один или несколько типов профессий (человек – человек, человек-  знак , человек – техника, человек – художественный образ, человек – природа).

Исходя из полученных результатов, необходимо выделить, какие требования предъявляют профессии этой группы к психическим функциям человека и какие профессионально важные качества  необходимы для успешного освоения профессий этого типа.

Психологическая пригодность определяется по соответствию индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека требованиям определённой профессии, позволяющая при наличии специальных знаний и умений, навыков осуществлять профессиональную деятельность.

Используя профессиограммы, вместе с учащимися выяснить, насколько их выбор профессии соответствует требованиям, предъявляемым к индивидуальным особенностям специалиста.

Литература:

Романова 99 популярных профессий,

Тема №4.Формирование образа «Я» и проблема выбора профессии.

Образ «Я» как система представлений о себе (знание о себе, оценка себя)

Цель:

- прояснить понятие самооценка

- диагностика личностных особенностей.

Методическое обеспечение – бланки тестов.

Рекомендуемая форма проведения – дискуссия.

Методические рекомендации.

Главная задача темы психологическое просвещение, направленное на формирование образа «Я», представление о себе как личности и субъекте профессиональной деятельности.

Образ «Я» - система представлений личности о себе как субъекте деятельности. Включает в себя три основные составляющие:

  1. Совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях;
  2. Наличие определенного оценочного отношения к себе;
  3. Возможность управления собственным поведением

Прямым следствием неадекватного восприятия себя является неправильная самооценка, завышенный или заниженный уровень притязаний, которые опосредованно влияют на выбор, в том числе и в сфере труда. У молодёжи самооценка завышена, что в целом, играет положительную роль, позволяя ставить цели более высокого уровня и активно к ним стремиться.

Можно предложить учащимся мини- игру. Двум группам предлагается выбрать из своих групп 2-х школьников, определить для них профессию или сферу деятельности и обосновать свой выбор. Описать особенности этой профессии, соотнести индивидуальные качества с требованиями названной профессии. Проанализировать, насколько собственная самооценка совпадает с мнением сверстников.

Прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и родителей. Вероятно, нужно доверять больше мнению одноклассников о своих профессиональных перспективах.

Литература:

Справочник школьного психолога

Симоненко В.Д. «Профессиональное самоопределение».

Л. Шеховцова, О. Шеховцов «Психологическое сопровождение выбора профессии в школе».

Тема №5. Роль темперамента в профессиональном становлении личности.

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Цель:

- дать представление о темпераменте

- определение типа темперамента и соотнесение его с трудовой и учебной деятельностью.

Рекомендуемая форма проведения – беседа, дискуссия.

Методическое обеспечение – бланки методик.

Методические рекомендации.

Рассказать о типах темперамента. Дать психологическую характеристику каждому типу. Выявить психологические различия между экстравертами и интровертами (типичные эмоции, преобладающее настроение, отношение к новому, содержание неблагоприятных обстоятельств). Дать определение эмоциональности. Описать признаки высокой и низкой эмоциональности.

Указать ряд качеств личности, которые могут осложнить работу по профессиям «человек  - человек», «человек- знак». К ним относятся тревожность, импульсивность, излишняя медлительность или, наоборот, суетливость и т.д. Обсудить какой отпечаток накладывает профессия на характер человека. Требования профессии к человеку. Вместе с учащимися выяснить, каковы  типичные представления о характере учителя, следователя, музыканта и т.д.

Темой для обсуждения могут служить результаты, полученные по личностному опроснику Айзенка.

Тема №6. Интеллектуальные способности и успешность профессиональной деятельности.

Понятие интеллекта. Тип мышления. Роль познавательных процессов в развитии интеллекта. Общее представление о памяти, внимании, мышлении.

Цель:

- ознакомить с понятием интеллекта

-дать общее представление об основных психических процессах (мышление, память, внимание)

- ознакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми профессией к психическим функциям человека.

Методическое обеспечение – бланки методик.

Рекомендуемая форма проведения – беседа.

Методические рекомендации.

Ознакомить учащихся с понятием интеллекта. Важно подчеркнуть, что группа способностей, связанная с умственным развитием, необходима, во первых, для успешного обучения, усвоения знаний, приобретения навыков внимания, памяти и мышления, которые нужны для овладения широким кругом профессий, во вторых, для успешного решения профессиональных задач в области творческих специальностей.

Обратить внимание учащихся на тот факт, что уровень интеллекта не является постоянным. С одной стороны он зависит от природных задатков, с другой – он определяется жизненным опытом, знаниями, навыками, содержанием, уровнем образования, мотивами, чертами характера.

Многие профессии предъявляют повышенные требования и к различным психическим функциям человека. Можно использовать методики: «Память на слова», «Память на образы», «Механическая память»; «Корректурную пробу» (табл Бурдона), и др.

Литература:

Резапкина  «Скорая помощь в выборе профессии»

 Справочник школьного психолога

Симоненко В.Д. «Профессиональное самоопределение».

Л. Шеховцова, О. Шеховцов «Психологическое сопровождение выбора профессии в школе».

Тема № 7. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Здоровье и выбор профессии.

Общее представление о нервной системе и её свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе профессии, обусловленные свойствами нервной системы. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Здоровье и профессионализм.

Цель:

-  ознакомить с особенностями и свойствами нервной системы

- ознакомить с комплексами требований, предъявляемых различными специальностями к человеку

Методическое обеспечение – бланки методик, тестов.

Рекомендуемая форма проведения – беседа, тестирование.

Методические рекомендации.

Дать общее представление о нервной системе и её особенностях (сила, уравновешенность процессов возбуждения – торможения, подвижность). Вместе с учащимися, исходя из полученных ранее знаний по различным типам профессий, выяснить, какие профессии наиболее подвержены психоэмоциональным нагрузкам.

Например, при обсуждении отрицательных последствий выбора конкретной профессии, можно ознакомить учащихся с результатами научных исследований, частности, с результатами исследования английских учёных, которые установили, в какой степени представители различных профессий подвержены стрессам и некоторым заболеваниям. Ознакомить с понятием «стресс». Распространённость заболеваний сердечно – сосудистой системы наиболее высока среди административно – управленческого персонала. Ведущим фактором при этом  являются психоэмоциональные перегрузки. Именно для этих профессий (предприниматели, директор фирмы) свойственна большая продолжительность рабочего дня, эмоциональная, информационная и интеллектуальная перегрузки.

Практически все профессии содержат определённый комплекс требований к функциям органов и систем человека, избыточный их уровень может ограничить профпригодность.

Необходимо показать учащимся. Что здоровья и карьера в условиях рыночной экономики тесно связаны между собой.

Литература:

Резапкина  «Скорая помощь в выборе профессии».

Симоненко В.Д. «Профессиональное самоопределение».

Л. Шеховцова, О. Шеховцов «Психологическое сопровождение выбора профессии в школе».

Тема № 8. Формирование адекватной самооценки.

Понятие адекватной самооценки, типы поведения.

Цель:

- определить понятие адекватной самооценки

- формирование навыков поведения в сфере труда

Рекомендуемая форма проведения – беседа, мини – игра.

Методические рекомендации.

Занятие проводится как подведение итогов того, что о себе узнали подростки.                                                                                           Дать представление о видах самооценки (завышенная, заниженная).

Личные права человека создают основу для уверенного (ассертивного) поведения. Ассертивное поведение – это уверенное выражение того, что человек думает, чувствует, во что верит, и отстаивание (утверждение) своих прав при уважении прав других. Рассказать о барьерах, препятствующих ассертивному поведению. Например, неумение или страх уверенно  выражать свои мысли, чувства и позволение другим нарушать свои права. Агрессивное поведение – это выражение себя посредством запугивания, унижения других людей, попрания их прав.

Привести примеры ситуаций, в которых необходимо проявить ассертивное поведение. Эо ситуации, когда  необходимо предъявить требования к другим людям; высказать просьбу о чём – либо для себя; найти правильную стратегию поведения в ситуации отказа в чём – либо; при негативной оценке (работы, личности, деятельности); в ситуации, когда вы подвергаетесь агрессии со стороны других. С помощью упражнений стимулируется потребность заново оценить свои сильные и слабые стороны, с помощью игровых упражнений отрабатываются навыки ассертивного поведения. Пример упражнения «Кто Я?». В течение10-15 минут, используя для этой цели 20 слов или предложений, каждый должен рассказать о своих положительных качествах. О том, что любит, ценит, принимает в себе, что даёт ему чувство внутренней уверенности. Чем больше слов или предложений, тем выше уровень самопрезентации. Преподаватель и вся группа следит за тем, чтобы говорящий не допускал самокритики и самоосуждения. Руководитель объясняет, почему при этом у говорящего возникают трудности, что мешает ему быть уверенным в себе.  

Литература:

Резапкина  «Скорая помощь в выборе профессии».

Симоненко В.Д. «Профессиональное самоопределение».

Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение». М. Воронеж

Тема № 9. Социальные ориентации и жизненные ценности.

Социальные ценности, их классификация. Социальные ценности в сфере труда. Жизненная позиция. Соотнесение личного жизненного и профессионального планов.

Цель:

- дать понятие жизненных ценностей;

- помочь в осознании и корректировке жизненных ценностей, жизненных ориентаций.

Методическое обеспечение – бланки методик.

Рекомендуемая форма проведения – дискуссия.

Методические рекомендации.

Проводится как вводная часть ко всему курсу. Знакомство, представление цели и задач курса. Главная задача этой темы – помощь в осознании ближайших планов с точки зрения долговременных целей и ожиданий, касающихся не только профессиональной, но и других сфер жизни.

Для определения типа ценностной ориентации рекомендуется использовать методику Пряжникова Н.С.

На основе вопросов методики Н.С. Пряжникова «Личная жизненная перспектива» можно  дискутировать. Особенность данной методики в том, что она позволяет кратко обозначать в аудитории подростков те вопросы, которые в непосредственном общении могут восприниматься как морализаторство. При обсуждении важно показать учащимся, что и они знают немало.

Литература:

Головаха Е.И. «Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи». Киев,

Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение». М. Воронеж

Тема № 10.Социальные проблемы труда («надо»).

Кадровое планирование. Престиж и спрос на профессии. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Рынок труда его функции, особенности.

Цель:

- дать представление о рынке труда и его особенностях

- ознакомить с основными условиями, действующими на рынке труда

- ознакомить с профессиями, пользующимися спросом и востребованными на рынке труда

Методическое обеспечение – бланки методик.

Рекомендуемая форма проведения – лекция, беседа.

 

Методические рекомендации.

Дать представление о рынке труда и его особенностях. Показать различия между внутренним рынком труда (город, район: потребности в тех или иных профессиях) и внешним (страна и регион). Обсудить в группе факторы, влияющие на конкурентоспособность на рынке труда, разделить их на объективные и субъективные. Рассказать о новых формах социально – экономического поведения: самозанятость, предпринимательство.

Рыночные отношения меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряжённость, требуется высокий профессионализм, выносливость, ответственность. Обратить внимание подростков на  необходимость овладения универсальными знаниями  и навыками, которые необходимы для  достижения успеха во многих сферах профессиональной деятельности. Обсудить, какие для этого нужны знания и умения. Рассмотреть профессиограммы некоторых профессий. Например, профессия секретаря – референта подразумевает владение следующими навыками: машинопись, компьютерная грамотность, знание офисной техники, делопроизводство, искусство делового общения, владение иностранными языками. И уровень требований к специалистам постоянно растёт.

Ознакомить с условиями, действующими на современном рынке труда:

  1. соотношение предложения и спроса рабочей силы
  2. цена товара – рабочей силы
  3. конкуренция «работоискателей»
  4. динамичность, изменчивость условий на рынке труда

Раньше экономика была плановой, и учебные заведения набирали столько учащихся, сколько государство могло трудоустроить. Теперь экономика стала рыночной, и гарантировать   трудоустройство может только спрос со стороны работодателей. А этот спрос может изменяться. Сегодня невозможно с уверенностью сказать, какие можно точно узнать, какие специалисты на сегодняшний день требуются, а какие нет.

Узнать об этом можно из вакансий, которые есть в каждом районном центре занятости. Необходимо выделить те профессии, которые пользуются постоянным спросом, и определить, какие специалисты не востребованы. Что нужно для того, чтобы овладеть этой профессией (знания, образование, опыт).

Показать какие существуют расхождения между популярностью, модой на профессии и реальным спросом на них.

Тема № 11.Занятость населения. Безработица.

Служба занятости.

Цель:

- ознакомить учащихся со структурой службы занятости

- ознакомить с правами и обязанностями безработного

Методические рекомендации.

На занятие по этой теме можно пригласить работника службы занятости, чтобы узнать, кто является клиентом службы занятости, в каком порядке подросток может получить статус безработного, может ли служб занятости направлять на обучение, какие документы необходимо предъявлять для получения статуса безработного, права на получение подростком пособия по безработице, какие профессии сейчас пользуются наибольшим спросом и т.д.

Литература:

Кодекс законов о труде Российской Федерации.

Тема № 12. Пути получения профессий (для тех, кто собирается учиться и для тех, кто  собирается работать).

Цель:

- ознакомить с основными формами образования

- дать информацию о путях получения специального, высшего образования.

- ознакомить с правами и обязанностями подростка при устройстве на работу

- ознакомить с правилами заполнения контрактов (договоров)

Методическое обеспечение – бланки трудовых контрактов.

        Методические рекомендации.

В этой теме целесообразно рассказать о потребностях рынка труда в специалистах со средним специальным и высшем образованием. Попытаться вместе с учащимися проанализировать востребованность той или иной выбранной профессии через 5-10 лет.

Основные формы образования: начальное (общее, среднее) и профессиональное (начальное, среднее, высшее). В форме свободной беседы вместе с учащимися уточнить: что такое государственное и негосударственное учебное заведения? Какие бывают формы профессионального образования? Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях? Что необходимо знать при выборе учебного заведения?

Ознакомить подростков с льготами при трудоустройстве на работу. Рассказать о том, где можно получить специальность за короткий срок обучения.

Обратить особое внимание учащихся на содержание трудового контракта. Разобрать его содержание. Вместе с учащимися заполнить его.

Литература:

Справочник для поступающих в средние специальные и высшие учебные заведения.

Тема № 13. Построение профессионального плана.

Способы принятия решения. Типичные ошибки при выборе профессии. Условия планирования профессионального будущего. Самонаблюдение. Сбор и оценка информации. Принятие и планирование достижения цели. Психологическая готовность к смене профессии.

Цель:

- показать способы принятия решений при построении профплана

- указать на типичные ошибки при выборе профессии

- формирование навыков построения профессионального плана.

Методическое обеспечение – бланки профплана.

Методические рекомендации.

Рекомендуется в ходе группового обсуждения повторить те знания об условиях выбора («хочу», «могу», «надо»), которые были получены на предыдущих занятиях, но теперь с точки зрения построения профплана.

Разобрать, что входит в первый этап:

1.Самонаблюдение (определение и оценка своих «хочу» и «могу») – определение профессии.

2. Сбор и оценка информации (о профессиях и содержании труда, о трудоустройстве, о перспективах, об обучении и т.д.)

3. Принятие решения и планирование достижения цели (определить цель, определить средства, возможные варианты, возможные неудачи и дальнейшие действия, принятие решения, обсуждение с авторитетным человеком, принятие окончательного решения)

Следует обратить внимание учащихся на ошибки, которые имеют место при  подготовке и принятии решения о выборе профессии. Все ошибки, допускаемые обычно учащимися, можно разделить на две группы:

  1. неправильное отношение к труду и выбору профессии (неуважительное отношение к одним и преклонение перед другими профессиями, перенос отношения к человеку на саму профессию, увлечение, внешней стороной профессии, не учитывая её содержания)
  2. недостаток знаний, необходимых для правильного выбора, отсутствие жизненного опыта (ориентация сразу на высокую квалификацию, выбор профессии «за компанию», отождествление учебного процесса с профессией, соответствие желаниям родителей).

Разбирать наиболее часто встречающиеся ошибки рекомендуется с помощью деловых игр

Особое внимание следует уделять проблеме формирования мотивации и постоянной психологической готовности человека к смене профессии, переориентации на другую деятельность. Выбирая профессию, нужно расширять диапазон своих профессиональных возможностей, иметь представление о сквозных, смежных профессиях. Ориентация на одну профессию недостаточна, а  профессиональная переориентация должна стать обязательной составляющей всего профессионального пути человека.

Итогом занятия является составление профессионального личностного плана.

Литература:

Резапкина  «Скорая помощь в выборе профессии».

Симоненко В.Д. «Профессиональное самоопределение».

Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение». М. Воронеж

Тема № 14. Технология поиска работы. Профессиональная карьера.

Пути поиска информации о трудоустройстве. Резюме. Собеседование. Конкурсный отбор. Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессионализма.

Цель:

- развить навыки эффективного общения с работодателем на собеседовании

-дать представление о структуре и содержании резюме

- ознакомить с  понятием профессиональной карьеры

Методическое обеспечение – бланки резюме.

Рекомендуемая форма проведения – дискуссия, ролевая игра.

Методические рекомендации.

Рассмотреть основные  источники информации о вакантных рабочих местах: служба занятости, биржи труда, СМИ,  «Работа для Вас», «Карьера» и т.д. Рассказать знакомым о том, что вы ищите работу.

Обсудить важность оформления документов при поиске работы. Дать представление о том, что такое резюме, структура его написания. Это можно сделать всем вместе на доске, или раздаточный материал для каждого в виде образца. Можно указать в резюме временную работу, по совместительству, курсы, знание иностранного языка и др.  Главное чтобы кратко, конкретно, выгодно и эффектно представляло бы положительные стороны кандидата. Важно отметить, что чем больше знаний, умений он будет иметь, тем выше его конкурентоспособность.

Обратить внимание учащихся на две основные фазы поиска работы: пассивную подготовительную (сбор информации, подготовка пакета документов) и активную

(организация встреч с работодателем).

В режиме дискуссии, возможно, обсудить, как использовать все знания и навыки, полученные на предыдущих занятиях. Важность самопрезентации при поиске работы.

Обсудить достоинства и недостатки телефонных звонков. Провести ролевую игру «Приём на работу». Ролевая игра может отрабатываться в парах. Каждый ученик может пройти её в роли «безработного» и в роли «работодателя». Разобрать ошибки.

В режиме дискуссии обсудить вопрос «Что такое собеседование?».

Собеседование при приёме на работу – спланированный диалог между работодателем и претендентом на рабочее место. В результате дискуссии необходимо прийти к выводу, что собеседование  в достаточной степени предсказуемо и к нему можно подготовиться. Собеседование может быть отсеивающее (из всех соискателей выбирают реальных кандидатов, то есть это предварительный разговор, после которого приглашаются на следующее собеседование). Отборочное – решающая беседа, к которой работодатель оценивает квалификацию, цели, решимость, энтузиазм. Это самое подробное собеседование. Групповое собеседование проводит группа лиц, оно необходимо для того, чтобы выявить поведение соискателя в напряжённой обстановке. Это собеседование с реальными кандидатами на  рабочее место…

При условии рынка труда работа по специальности среди молодёжи будут составлять лишь небольшой процент. Экономисты пришли к выводу, что в дальнейшем будет происходить сдвиг от менее квалифицированного и низкооплачиваемого труда к высокооплачиваемым профессиям, требующим большого профессионализма. Поэтому, чтобы достичь профессиональных высот и соответственно быть востребованным, необходимы три составляющие: образование, квалификация (постоянный профессиональный рост), карьера  (принятие и осуществление новых решений для дальнейшего успеха).

Вместе с учащимися на основе полученных знаний перечислить основные условия успешной карьеры:

  1. правильно определять свои профессиональные склонности
  2. верно, оценивать свои реальные способности, чтобы не ставить завышенных или заниженных целей
  3. учитывать конъюнктуру рынка труда и её ожидаемые изменения, в том числе региональные особенности
  4. определять реальные возможности получения образования, переобучения и  повышения квалификации

Подробнее остановиться на основных факторах профессионализма:

  1. специальные знания и навыки в своей предметной области
  2.  владение информацией: сбор, структурирование, использование
  3.  организация коммуникативной сети – завоевание репутации, отношения с коллегами, работодателем, клиентами и заказчиками
  4. владение основами менеджмента и самоменеджмента (организация своего труда и работы других)
  5. владение искусством делового общения, особенностями и правилами этикета в своей профессиональной среде

Литература:

Резапкина  «Скорая помощь в выборе профессии».

Симоненко В.Д. «Профессиональное самоопределение».

Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение». М. Воронеж

        

Оценка усвоения пройденного материала.

Промежуточный тест №1.

Ф. И. О._____________________________________________________________

Шк _____ класс________

Дата  _________

1. Найти правильное соответствие:

________________________________- вид трудовой деятельности человека, который требует определённого уровня  специальных знаний, умений и может служить источником доходов.

а) карьера

б) профессия

в) профессиограмма

2. Перечислите средства труда:

   



3. По характеру труда выделяют ____ классов профессий.

а) два

б) пять

в) пять

        Промежуточный тест №2

Ф. И. О._____________________________________________________________

Шк _____ класс________

Дата  _________

1.Продолжи предложение.

Интересы – это ________________________________________________________

Склонность – это _______________________________________________________

Интересы +склонности – это «____________»

2.Способности – можно выразить коротко «_________»

3.Назовите основную формулу выбора профессии ___________________________

а) интерес + склонность

б) интересы +склонности + способности

в)  «хочу» + «могу» + «надо»

                Промежуточный тест №3

Ф. И. О._____________________________________________________________

Шк _____ класс________

Дата  _________

1.Способности бывают

_______________                        __________________

2.Назовите общие способности _______________________________________

3.Перечислите специальные способности__________________________________________



4._____________________________________- индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.

        Промежуточный тест №4

Ф. И. О._____________________________________________________________

Шк _____ класс________

Дата  _________

1.    ____________________________ - система представлений личности о себе как о субъекте деятельности.

2. Какой темперамент характеризуется данным типом нервной системы:

сильный, уравновешенный, подвижный



3.Перечислите основные типы темперамента:

а)______________________________________

б)______________________________________

в)______________________________________

г)______________________________________

        Промежуточный тест №5

Ф. И. О._____________________________________________________________

Шк _____ класс________

Дата  _________

1._______________________- ум или совокупность способностей человека к обучению и познавательной деятельности.

а) интеллект

б) профессия

в) образование

2 Уровень интеллекта ________________

а) постоянный

б)  не постоянный

3.Уровень интеллекта зависит от  ______________________________________________

а) природных задатков,

б) жизненного опыта

в) знаний, навыков, уровня образования

г) всё верно

        Промежуточный тест №6

Ф. И. О._____________________________________________________________

Шк _____ класс________

Дата  _________

1.Стресс связан:

а) с быстрой переменой каждого идти на риск

б) с неожиданной и острой ситуацией

в) со способностью каждого идти на риск

г) все ответы верны

2.Свойства нервной системы

а) сила

б) уравновешенность

в) подвижность

г) торможение

д) все ответы верны

3.Назовите не мене 5 профессий, связанных с психоэмоциональными перегрузками



                Промежуточный тест №7

Ф. И. О._____________________________________________________________

Шк _____ класс________

Дата  _________

1 .Ассертивное поведение  - это  уверенное выражение того, что человек думает, чувствует, во что верит и отстаивает ( утверждение) своих прав, одновременно уважая права других.

Да        Нет   ( ненужное зачеркнуть)

2.Агрессивное поведение – это ____________________________________________________________________________

        Промежуточный тест №8

Ф. И. О._____________________________________________________________

Шк _____ класс________

Дата  _________

1.Работа – трудовая деятельность человека, занимающего определённую должность.

Да      Нет (ненужное зачеркнуть)

2. ___________________________________-  система отношений между работодателями и работниками, регулируемая соотношением спроса на рабочую силу и её предложением. Характеризуется количеством специалистов, количеством рабочих мест и заработной платой специалистов.

а) трудовая деятельность

б) рынок труда

в) центр занятости

3. Условия, действующие на рынке труда:

а) соотношение предложения и спроса рабочей силы

б) цена товара – рабочей силы

в) конкуренция «безработных»

г) динамичность, изменчивость условий на рынке труда

д) всё верно

        Промежуточный тест №9

Ф. И. О._____________________________________________________________

Шк _____ класс________

Дата  _________

1.Центр занятости населения предоставляет  бесплатные услуги населению по содействию в трудоустройстве:

а) информирование о наличии вакантных мест

б) регистрация и учёт безработных

в) выплата пособий безработным

г) направление безработных на обучение новым профессиям

д) помощь в профориентации, психологической поддержке безработных

е) консультирование по вопросам занятости и трудового законодательства

ж) всё выше перечисленное

2 . Возраст, с которого допускается приём на работу:

а) 14лет         б) 15 лет           в) 18 лет

                Промежуточный тест №10

Ф. И. О._____________________________________________________________

Шк _____ класс________

Дата  _________

1.Назовите основные формы начального образования________________________________________________________________

2. Назовите формы профессионального образования

____________________________________________________________________________

3. Найти правильное соответствие:

____________________________- образование, полученное в техникуме, колледже

а) высшее профессиональное

б) среднее профессиональное

в) начальное профессиональное

г) полное (среднее) общее        

Промежуточный тест №11

Ф. И. О._____________________________________________________________

Шк _____ класс________

Дата  _________

1. Основные фазы поиска работы:

а)                                                        б)

2 . Выбери правильный ответ:

____________________-это  проверка уровня развития общих и специальных способностей человека, особенностей интеллекта и характера с помощью тестов.

а) Психологическое тестирование

б) Профессиональная пригодность

в) Образование

3. Резюме – документ, представляющий собой краткую историю карьеры и описание профессионально важных качеств, по определенной форме напечатанный человеком, который ищет работу.

        Да         Нет (ненужное зачеркнуть)

4. Основные составные части написания резюме (выбери верный ответ)

а) Ф.И.О.

б) образование

в) профессиональный опыт

г) специальные знания

д) другие профессиональные навыки

е) знание языков

ж) интересы

5. Перечислить основные виды собеседования:

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профориентационной работы в школе.

Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...

программа профориентационной работы в школе

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ «ОРИЕНТИР»

Программа по профориентации предназначена для работы с детьми старшего звена  с легкой степенью умственной отсталости. В программе указываются основные направления деятельности, раскрывается роль...

Программа профориентационной работы с классом "Выбираю путь"

Данная программа составлена для работы с учащимися старших классов по профориентационной работе. В ней раскрываются цели, ьзадачи и основные принцмпы работы. Планиремым результатом является оказание п...

занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"

Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....

Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»

«Успешное выполнение деятельности, является  важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества,  острое социально-экономическое значе...

Методические рекомендации по организации профориентационной работы с подростками на занятиях по программе «Основы вождения»

Методические рекомендации по организациии профориентационной работы с подростками на занятиях по программе "Основы вождения"...