Воспитательский час «Многонациональная страна», 6 класс (раздел Гражданское становление)
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Банщикова Юлия Сергеевна

   Цели и задачи :

  • Ознакомление     воспитанников     с     образом     России     как     огромной многонациональной страной
  • Создание   условий,   способствующих   осознанию   подростками   наличия этнических предрассудков, этнических установок
  • Формирование чувства патриотизма и толерантного отношения к людям другой национальности
  • Воспитание  готовности  к  положительному  восприятию тех или  иных явлений национальной жизни и межэтнических отношений
  • Расширение кругозора воспитанников
  • Сплочение коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogonacionalnaja_strana.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска

Воспитательский час «Многонациональная страна»

6 класс

Воспитатель: Банщикова Юлия Сергеевна

Апрель, 2012

Воспитательский час «Многонациональная страна» (раздел Гражданское становление)

Цель:

  • Ознакомление     воспитанников     с     образом     России     как     огромной многонациональной страной
  • Создание   условий,   способствующих   осознанию   подростками   наличия этнических предрассудков, этнических установок
  • Формирование чувства патриотизма и толерантного отношения к людям
    другой национальности
  • Воспитание  готовности  к  положительному  восприятию тех или  иных явлений национальной жизни и межэтнических отношений
  • Расширение кругозора воспитанников
  • Сплочение коллектива

Материалы и оборудование: плакат с изображениями различных народов России, список качеств личности (большой – для размещения на доске и маленькие – по количеству детей), верёвка, разрезные части пословиц, клубок, изготовленные заранее контуры ладошек детей, ручки.

I. Организационный момент.

Упражнение «Приветствие». Все встают в круг и приветствуют друг друга разными способами: по-европейски (пожатие руки), по-восточному (прижав руки к груди, немного наклониться вперёд), по-американски (рука вверх).

П. Основная часть

1. Постановка проблемной ситуации. Беседа по теме.

Сегодня у нас пройдёт занятие на тему «Многонациональная страна». Мы узнаем, народы какой национальности проживают на нашей большой и малой Родине. Познакомимся с некоторыми притчами и пословицами, поиграем и попробуем ответить на вопрос о том, как должны жить между собой люди разных национальностей.

Родина много значит для каждого из нас. Это, прежде всего, город или село, где прошло наше детство. Родиной мы также называем Россию - страну, в которой мы все вместе живём. Есть в нашей стране горы, леса и степи, моря, реки и озёра. Богата наша земля нефтью, природным газом, углём и другими полезными ископаемыми. Но самое большое богатство страны - это её народ.

Посмотрите на плакат с изображением нашей страны и фотографиями народов, которые её населяют.

А теперь давайте представим нашу группу в виде маленькой страны. Люди какой национальности населяют наше государство? (воспитанники передают друг другу клубок и называют свою национальность).

Итак, в нашей группе проживает несколько народов, а как вы думаете, представители каких национальностей проживают в нашем городе? (называют). А в стране? (называют).

Действительно, народов и народностей очень много. Во-первых, в России живет много представителей народов из других государств. В основном из тех, которые ранее входили в состав Советского Союза. Это и украинцы, и белорусы, и армяне, и грузины, и многие другие. Всего же в настоящее время на территории нашей страны проживают более 100 народов. Поэтому её по праву называют многонациональной страной.

Чем отличается один народ от другого? (языком, историей, культурой и др.)

А что общего у всех народов населяющих нашу страну? (общая Родина — Россия)

Всегда ли удаётся народам жить дружно? Почему часто возникают конфликты между людьми разных национальностей?

2.Игра «Досчитай до 20».

Нужно сосчитать до 20. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй - «два», и т. д. Но если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. На выполнение даётся три попытки.

Обсуждение:

  • почему удалось/не удалось выполнить задание? Кто виноват?
  • что хотелось каждому из вас?

  • какие качества помогают справиться с заданием? (терпение, уважение друг
    друга)
  • чему учит эта игра? (уважать друг друга, терпимо относиться к недостаткам
    других, быть сдержанным, учит понимать другого человека без слов)

3.Упражнение «Паутина предрассудков».

Неумение принимать человека таким, какой он есть, наличие разных предрассудков и предубеждений так же являются причинами различных конфликтов и ссор.

Предубеждение — негативное беспочвенное мнение о ком-то. Предрассудок - такая точка зрения, которая основана на ошибочных и жестких обобщениях.

Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным. Давайте вспомним, какой народ часто является объектом насмешек и анекдотов? Предлагаю кому-то из вас сыграть роль этого народа, (по желанию). «Народ» садится в центр круга на стул, а остальные начинают перечислять известные им стереотипы, негативные представления, связанные с этим народом. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает «народ» веревкой, как бы опутывая паутиной предрассудков, пока тот не сможет пошевелиться. Далее ведущий спрашивает, что чувствует «народ».

Вопросы к участникам: Какие у вас возникли чувства? Вы бы хотели оказаться в роли этого народа? После обсуждения необходимо распутать «народ». Для этого ведущий предлагает вспомнить что-то хорошее об этом народе, посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются. А ведущий виток за витком распутывает паутину. Упражнение заканчивается, когда «народ» полностью освобожден от паутины предрассудков.

4.Игра «Звезды и созвездия».

Представим себе, что все мы — отдельные звёзды, которые могут объединяться в созвездия. Число звёзд в созвездии может быть разное, его я буду задавать вам сама. По моему сигналу вы объединитесь в созвездия из того количества звёзд, которое я назову. Объединиться в созвездия можно по-разному: прикасаясь друг к другу руками, ладонями, плечами, головами и т. д.

5.Практическая работа «Составь пословицу». Работа в группах.

У представителей каждой национальности есть пословицы и поговорки о дружбе между народами. В них заложена народная мудрость. Сейчас мы с вами

познакомимся с некоторыми из них. Задача каждой группы - из слов составить пословицу и рассказать, как вы ее понимаете. После выполнения задания пословица приклеивается на плакат.

Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть, но дружба народов вечна и нерушима.

Дружба народов — сильнее бури, ярче солнца

Язык дружбы не нуждается в переводе

Если дружба велика, будет Родина крепка

Дружба и братство лучше богатства

Каждую пословицу приклеивать к плакату.

6. Упражнение «Ладошки» (коллективная работа)

Ребята, я надеюсь, что наша встреча, и разговор не пройдут для вас даром. Старайтесь быть добрее и внимательнее к любому человеку, с которым вы вступаете во взаимоотношения, будь то одноклассник или просто случайный прохожий. Старайтесь принимать других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни. Это значит, что вы будете признавать, что все люди разные, но вы уважаете тех, кто не похож на вас.

А сейчас давайте закончим наш плакат о дружбе народов. Я раздаю вам ваши ладошки, а вы посмотрите на список качеств человека, выберите одно или несколько, необходимых для нормального проживания в многонациональной стране. Запишите на ладошку, а затем приклейте её на плакат, (выполнение работы).

Посмотрите у нас на первый взгляд одинаковые ладошки, но все они разные и по форме и по цвету. Что это символизирует?

Всё мы равны, все достойны уважения, но в тоже время каждый из нас личность и особенен по-своему.

Посмотрите у нас на первый взгляд одинаковые ладошки, но все они разные и по форме и по цвету. Что это символизирует?

Всё мы равны, все достойны уважения, но в тоже время каждый из нас личность и особенен по-своему.

III.     Рефлексия. Подведение итогов.

Упражнение «Незаконченные предложения»

  • что новое узнали на занятии?
  • сколько национальностей живёт в нашей стране?
  • какие национальности представлены у нас в группе?
  • что часто мешает нормальному общению разнонациональных народов?
  • что понравилось больше всего?

Приложение к упражнению «Ладошки»

Качества личности человека

агрессивный

аккуратный

активный

артистичный

безвольный

бережливый

бескорыстный

Благодарный

весёлый

воспитанный

властный

вежливый

высокомерный

гордый

гостеприимный

доверчивый

дисциплинированный

добрый

жадный

жизнерадостный

жестокий

зависимый

задорный

злопамятный

искренний

исполнительный

капризный

корыстный

ленивый

любознательный

любящий

молчаливый

мужественный

мстительный

мудрый

наивный

наглый

настойчивый

нежный

общительный

осторожный

опрятный

откровенный

подлый

порядочный

покорный

пассивный

романтичный

рассудительный

робкий

развязный

серьёзный

скромный

смелый

строгий

талантливый

трусливый

трудолюбивый

терпеливый

уверенный

упрямый

услужливый

хитрый

хвастливый

целеустремлённый

честный

щедрый

эгоистичный

Экономный

энергичный

чуткий

преданный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике и обществознанию "Россия - многонациональная страна" 6 класс

Интегрированный урок по  математике и  обществознанию "Россия - многонациональная страна". 6 класс.Математика - урок повторения и закрепления знаний. Расширение представлений учащихся о прак...

Прошлое и настоящее многонационального народа России. Формирование гражданской идентичности.

Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых путешественников направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежно...

Воспитательское занятие "Многонациональная страна" для школы 8 вида

Живут в России разныеНароды с давних пор.Одним тайга по нраву,Другим - степной простор.У каждого народаЯзык свой и наряд.Один черкеску носит,Другой надел халат.Один - рыбак с рожденья,Другой - оленево...

РАЗДЕЛ. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ Тема: Понятие о терроризме. Современный терроризм

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»      Методическая разработка открытого урока  Тема: «Поня...

Урок истории в 7 классе на тему «Становление многонационального Российского государства»

Конспект урока по ФГОС 2 поколения был разработан для проведения открытого урока на окружном семинаре заместителей директоров по ВР на базе МБОУ "Поведниковская СОШ"....

"Россия-многонациональная страна" - технологическая карта урока по обществознанию и математике в 6 классе

Технологическая карта урока содержит: тип урока, цель, задачи, планируемые результаты....

Конспект урока по географии для 9 класса на тему "Россия многонациональная страна"

Конспект урока по географии для 9 класса на тему "Россия многонациональная страна"...