Воспитательское занятие "Многонациональная страна" для школы 8 вида
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Яценко Любовь Николаевна

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogonatsionalnaya_strana.doc54.5 КБ
Microsoft Office document icon mnogonatsionalnaya_strana.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска

Воспитательский час

                  «Россия — многонациональная страна»

                                                           7 класс

Воспитатель: Яценко Любовь Николаевна

г.Саянск. 2013г

Воспитательский час «Россия - многонациональная страна»

Цель: Формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной  державе; развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России; воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей. речи; 

I. Организационный момент. (7 мин)

Просмотр м/ф о «толерантности»
2.Чтение
 стихотворения  В.Степанова.

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

-  Почему я выбрала это стихотворение  для нашего сегодняшнего занятия? 
II. Основная часть

Беседа .

1.Сегодня у нас пройдёт занятие на тему «Россия - многонациональная страна».

- Почему наша страна называется многонациональной?

 Мы с вами сегодня поговорим о народах своей малой Родины.  Познакомимся с некоторыми мифами и пословицами, поиграем и попробуем ответить на вопрос о том, как должны жить между собой люди разных национальностей в такой огромной стране, как наша.

Родина много значит для каждого из нас. Это, прежде всего, город или село, где прошло наше детство. Родиной мы также называем Россию - страну, в которой мы все вместе живём. Есть в нашей стране горы, леса и степи, моря, реки и озёра. Богата наша земля нефтью, природным газом, углём и другими полезными ископаемыми. Но самое большое богатство страны - это её народ. (Предложить рассмотреть картинки с изображением  народов России.)

По данным последней переписи населения, население России составляет более 145 миллионов человек. 

- А как всех их можно назвать, одним словом? (Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. У каждого народа есть и свой национальный язык. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. У россиян единый государственный язык — русский. )

- Какие народы в составе Российской федерации вы знаете?

- Что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Это общая территория, единый язык, законы. Также у страны есть государственные символы: флаг, герб и гимн.)

- Чем отличается один народ от другого? (языком, историей, культурой и др.)

- Какие народы проживают у нас в Сибири?

-Кто является коренным жителем Сибири или первооткрывателем этих земель? (буряты, якуты, монголы, остяки, самоеды, тунгусы, калмыки, киргизы, алтайцы, татары )

 Дружно живут на Иркутской земле народы разных национальностей. Есть великие большие народы и малые народности. Например; в Нижнеудинском районе проживают жители малой народности ТОФАЛАРЫ (около 400 человек)

Докажите, что первыми жителями  нашей  области были буряты? (Много названий имеют бурятские корни, например в нашем крае: Тулун – кожаный мешок, Гадалей – стрела, Шерагул– долина желтых песков, Гуран– горный козел, Манут– туман.)

2.Неизвестной и загадочной была Сибирь в давние времена: дикая, студеная, пустынная. Немногочисленные племена сибирских народностей – буряты, якуты, эвенки и другие – кочевали по необъятным сибирским просторам.

Русские появились в Сибири более четырехсот лет назад. Они принесли с собой житейский опыт, свою культуру, подружились с местными народами, научили их возделывать землю, выращивать хлеб, разводить коров и овец, строить добротные дома.

Русские и буряты жили дружно на сибирской земле и знакомили друг друга со своими обычаями и традициями, народным фольклором.

Мифы…Что такое мифы? (Недостоверные рассказы, выдумка.)

Мифы придумывали не только буряты, но и русские.

Послушайте  миф русского народа “Хозяйка Байкала” (рассказывает 1 ребенок)

«Море Байкал имеет свою хозяйку. Ольхонские буряты ее называют Байгал Далайн эхэ Абай-хатун, мать Байкала– моря– Абай-хатун.Это величественная всемогущая бабушка. Она добрая, если к ней относится с почтением и уважением. И она может быть гневной и сердитой, если проявляют к ней непочтительное отношение.

Хозяйке Байкала поклоняются все, ее просят о помощи и покровительстве. Она распоряжается всеми богатствами моря. Одним она дарит богатый улов рыбы, у других сети бывают пустыми.»

- Как вы думаете почему?

- Кто такие берегини, русалки?

Рассказывание бурятского мифа “Водяные жители”  (2 ребенок)

Велесу и Яриле подчинены все речные и болотные жители. Водяной дедушка – хозяин вод. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров– сомов, карпов, лещей и других рыб.

Женские духи вод – берегини, русалки выплывают на поверхность только под вечер, а днем спят. Они заманивают прекрасными песнями путников, а потом затаскивают их в омут. По берегам рек живут берегини, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.

  • О чем эти 2 мифа?
  • Почему буряты и русские сочиняли мифы о Байкале? (Жили на одной земле)

3.(Работа парами) У представителей каждой национальности есть пословицы и поговорки о дружбе между народами. В них заложена народная мудрость.

Пословицы как бы неписаные законы жизни, составленные за долгие века. Вот как звучат пословицы о дружбе разных народов.

 Прочитайте их  про себя. Прочитайте  вслух бурятские пословицы, а затем  русские.

Был у друга, пил воду - показалась слаще мёду.  (русская)

Был Филя в силе - все друзья к нему валили, а пришла беда - все прочь

со двора.  (русская)

Друга на деньги не купишь.  (русская)

Дружи с умным - не будешь дураком.  (русская)

Нет друга, так ищи; а нашёл, так береги.  (русская)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 

В лесу бывают деревья высокие и низкие, среди людей бывают хорошие и плохие. (бурятская)

Дружные люди под бараньей шкурой помещаются.

Имеющий друзей подобен степи, не имеющий друзей - пригоршне.

У доброго коня хозяев много, а у хорошего человека - друзей.

* Чему учат нас эти пословицы?

Есть много пословиц у двух народностей, они все содержат общий смысл и призывают: любить Родину, ценить дружбу.

4.Игра.

Давайте поиграем в бурятскую народную игру: “Найзаа олох” т.е. “Нашел друга”. Выберем водящего – Сибиричка.

  • Встаем в круг, беремся за руки, Сибиричок в центре. Мы ходим по кругу и говорим

Арам, шим-шим,
Арам, шим-шим,
Арамиса, Дульсия, 
Покажите на меня!
И раз, и два, и три – замри!

Сибиричок в это время с закрытыми глазами и вытянутыми руками крутится вокруг себя, со словом замри – останавливается, на кого показывает рука, выходит в круг. Они встают спинами. Все кричат: “И раз, и два, и три!” поворачиваем голову. Если в одну сторону – друзья жмут друг другу руки и меняются местами. Если не в одну – все остаются на своих местах.

  • А кто играл в такую игру?
  • Отличаются ли правила? Играем в эту же игру, но по русским правилам.

В игру бурятского народа играют буряты и русские. И в русские народные игры играют буряты.

5. Решение кроссворда(практическая деятельность)

Объединяют людей  и общечеловеческие ценности. Какие? Узнаем, решив кроссворд.

Вопросы: 

1. То, что хорошо, полезно, правильно, противоположно злу.

2. Преданность, неизменность в своих чувствах.

3. Отзывчивое отношение к чужому чувству, горю, несчастью.

4. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, то, что не оставляет человека до последнего момента в трудную минуту.

5. Чувство привязанности, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.

6. Дружеская связь, близость, тесное объединение группы людей.

Ключевое слово кроссворда – дружба. Какое хорошее и доброе слово. Наверное, нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу.

У нас в народе говорят: «Народная дружба и братство дороже всякого богатства» или «ЕСЛИ ДРУЖБА ВЕЛИКА - БУДЕТ РОДИНА КРЕПКА». Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врагов.







о


б


р


о






2в


е


р


н


о


с


т


ь




3с


о


ч


у


в


с


т


в


и


е


4н


а


д


е


ж


д


а








5л


ю


б


о


в


ь







6б


р


а


т


с


т


в


о



III.Итог.

-Что помогает людям разных национальностей жить в мире?



Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска

Воспитательский час

                  «Россия — многонациональная страна»

                                                           7 класс

Воспитатель: Яценко Любовь Николаевна

г.Саянск. 2013г

Воспитательский час «Россия - многонациональная страна»

Цель: Формирование представлений учащихся о Родине, как великой многонациональной  державе; развитие мотивации учащихся к познанию историко-культурных традиций народов России; воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей. речи; 

I. Организационный момент. (7 мин)

Просмотр м/ф о «толерантности»
2.Чтение
 стихотворения  В.Степанова.

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

-  Почему я выбрала это стихотворение  для нашего сегодняшнего занятия? 
II. Основная часть

Беседа .

1.Сегодня у нас пройдёт занятие на тему «Россия - многонациональная страна».

- Почему наша страна называется многонациональной?

 Мы с вами сегодня поговорим о народах своей малой Родины.  Познакомимся с некоторыми мифами и пословицами, поиграем и попробуем ответить на вопрос о том, как должны жить между собой люди разных национальностей в такой огромной стране, как наша.

Родина много значит для каждого из нас. Это, прежде всего, город или село, где прошло наше детство. Родиной мы также называем Россию - страну, в которой мы все вместе живём. Есть в нашей стране горы, леса и степи, моря, реки и озёра. Богата наша земля нефтью, природным газом, углём и другими полезными ископаемыми. Но самое большое богатство страны - это её народ. (Предложить рассмотреть картинки с изображением  народов России.)

По данным последней переписи населения, население России составляет более 145 миллионов человек. 

- А как всех их можно назвать, одним словом? (Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. У каждого народа есть и свой национальный язык. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. У россиян единый государственный язык — русский. )

- Какие народы в составе Российской федерации вы знаете?

- Что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Это общая территория, единый язык, законы. Также у страны есть государственные символы: флаг, герб и гимн.)

- Чем отличается один народ от другого? (языком, историей, культурой и др.)

- Какие народы проживают у нас в Сибири?

-Кто является коренным жителем Сибири или первооткрывателем этих земель? (буряты, якуты, монголы, остяки, самоеды, тунгусы, калмыки, киргизы, алтайцы, татары )

 Дружно живут на Иркутской земле народы разных национальностей. Есть великие большие народы и малые народности. Например; в Нижнеудинском районе проживают жители малой народности ТОФАЛАРЫ (около 400 человек)

Докажите, что первыми жителями  нашей  области были буряты? (Много названий имеют бурятские корни, например в нашем крае: Тулун – кожаный мешок, Гадалей – стрела, Шерагул– долина желтых песков, Гуран– горный козел, Манут– туман.)

2.Неизвестной и загадочной была Сибирь в давние времена: дикая, студеная, пустынная. Немногочисленные племена сибирских народностей – буряты, якуты, эвенки и другие – кочевали по необъятным сибирским просторам.

Русские появились в Сибири более четырехсот лет назад. Они принесли с собой житейский опыт, свою культуру, подружились с местными народами, научили их возделывать землю, выращивать хлеб, разводить коров и овец, строить добротные дома.

Русские и буряты жили дружно на сибирской земле и знакомили друг друга со своими обычаями и традициями, народным фольклором.

Мифы…Что такое мифы? (Недостоверные рассказы, выдумка.)

Мифы придумывали не только буряты, но и русские.

Послушайте  миф русского народа “Хозяйка Байкала” (рассказывает 1 ребенок)

«Море Байкал имеет свою хозяйку. Ольхонские буряты ее называют Байгал Далайн эхэ Абай-хатун, мать Байкала– моря– Абай-хатун.Это величественная всемогущая бабушка. Она добрая, если к ней относится с почтением и уважением. И она может быть гневной и сердитой, если проявляют к ней непочтительное отношение.

Хозяйке Байкала поклоняются все, ее просят о помощи и покровительстве. Она распоряжается всеми богатствами моря. Одним она дарит богатый улов рыбы, у других сети бывают пустыми.»

- Как вы думаете почему?

- Кто такие берегини, русалки?

Рассказывание бурятского мифа “Водяные жители”  (2 ребенок)

Велесу и Яриле подчинены все речные и болотные жители. Водяной дедушка – хозяин вод. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров– сомов, карпов, лещей и других рыб.

Женские духи вод – берегини, русалки выплывают на поверхность только под вечер, а днем спят. Они заманивают прекрасными песнями путников, а потом затаскивают их в омут. По берегам рек живут берегини, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.

  • О чем эти 2 мифа?
  • Почему буряты и русские сочиняли мифы о Байкале? (Жили на одной земле)

3.(Работа парами) У представителей каждой национальности есть пословицы и поговорки о дружбе между народами. В них заложена народная мудрость.

Пословицы как бы неписаные законы жизни, составленные за долгие века. Вот как звучат пословицы о дружбе разных народов.

 Прочитайте их  про себя. Прочитайте  вслух бурятские пословицы, а затем  русские.

Был у друга, пил воду - показалась слаще мёду.  (русская)

Был Филя в силе - все друзья к нему валили, а пришла беда - все прочь

со двора.  (русская)

Друга на деньги не купишь.  (русская)

Дружи с умным - не будешь дураком.  (русская)

Нет друга, так ищи; а нашёл, так береги.  (русская)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 

В лесу бывают деревья высокие и низкие, среди людей бывают хорошие и плохие. (бурятская)

Дружные люди под бараньей шкурой помещаются.

Имеющий друзей подобен степи, не имеющий друзей - пригоршне.

У доброго коня хозяев много, а у хорошего человека - друзей.

* Чему учат нас эти пословицы?

Есть много пословиц у двух народностей, они все содержат общий смысл и призывают: любить Родину, ценить дружбу.

4.Игра.

Давайте поиграем в бурятскую народную игру: “Найзаа олох” т.е. “Нашел друга”. Выберем водящего – Сибиричка.

  • Встаем в круг, беремся за руки, Сибиричок в центре. Мы ходим по кругу и говорим

Арам, шим-шим,
Арам, шим-шим,
Арамиса, Дульсия, 
Покажите на меня!
И раз, и два, и три – замри!

Сибиричок в это время с закрытыми глазами и вытянутыми руками крутится вокруг себя, со словом замри – останавливается, на кого показывает рука, выходит в круг. Они встают спинами. Все кричат: “И раз, и два, и три!” поворачиваем голову. Если в одну сторону – друзья жмут друг другу руки и меняются местами. Если не в одну – все остаются на своих местах.

  • А кто играл в такую игру?
  • Отличаются ли правила? Играем в эту же игру, но по русским правилам.

В игру бурятского народа играют буряты и русские. И в русские народные игры играют буряты.

5. Решение кроссворда(практическая деятельность)

Объединяют людей  и общечеловеческие ценности. Какие? Узнаем, решив кроссворд.

Вопросы: 

1. То, что хорошо, полезно, правильно, противоположно злу.

2. Преданность, неизменность в своих чувствах.

3. Отзывчивое отношение к чужому чувству, горю, несчастью.

4. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, то, что не оставляет человека до последнего момента в трудную минуту.

5. Чувство привязанности, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости.

6. Дружеская связь, близость, тесное объединение группы людей.

Ключевое слово кроссворда – дружба. Какое хорошее и доброе слово. Наверное, нет ни одного народа, который бы не ценил дружбу.

У нас в народе говорят: «Народная дружба и братство дороже всякого богатства» или «ЕСЛИ ДРУЖБА ВЕЛИКА - БУДЕТ РОДИНА КРЕПКА». Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врагов.







о


б


р


о






2в


е


р


н


о


с


т


ь




3с


о


ч


у


в


с


т


в


и


е


4н


а


д


е


ж


д


а








5л


ю


б


о


в


ь







6б


р


а


т


с


т


в


о



III.Итог.

-Что помогает людям разных национальностей жить в мире?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмета «Чтение» для 3 класса школы І вида (ЗПР) на 2012-2013 учебный год

Данный курс разработан для обучающихся, имеющих - тугоухость  III-IV  степени, глухоту - задержку психического развития - грубое недоразвитие речи...

Здоровьесберегающие технологии в школе. Виды учебной деятельности: рациональный уровень их продолжительности и чередования.

Как оптимально безвредно организовать учебный процесс? Рациональный уровень продолжительности и чередования видов учебной деятельности в рамках одного урока....

Самоподготовка в 7 классе специальной (коррекционной) школы вида

Конспект самоподготовки в 7 классе специальной (коррекционной) школы  вида...

Воспитательское занятие для школы 8 вида по профориентации " Такая нужная профессия портной"

Воспитательский час: « Такая нужная профессия – портной» Цель: Расширять представления учащихся о профессии швеи (портного) и модельера; способствовать формированию осознанного выбора профессии. Корре...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ

Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.Виды проектов в школеМонопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учеб...

Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения

Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий....

Методы и приемы обучения в специальной коррекционной школе * вида.

В специальной (коррекционной) школе так же, как и в массовой, учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения.Понятие «метод обучени...